Введение 2
Глава I. Формирование эстетической оценки младших школьников: теоретические и педагогические аспекты 4
1.1 Эстетическая оценка в структуре эстетического сознания 4
1.2 Возрастные особенности эстетической оценки младших школьников 16
1.3 Методы формирования эстетической оценки произведений современного изобразительного искусства младших школьников 25
Выводы по главе I 31
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию эстетической оценки произведений соврЕменного изобразительного искусства младшими школьниками 32
2.1 Цели, задачи и методика исследования 32
2.2 Серия занятий направленных на формирование эстетической оценки современного изобразительного искусства у младших школьников 52
Выводы по главе II 61
Заключение 61
Список используемых источников 63
Приложение 68
Проблема воспитания обучающихся младшего школьного возраста - одна из важных проблем педагогики и современного общества. В школьном детстве ученик интенсивно развивается и необходимо, чтобы это формирование было разносторонним и гармоничным. Особую роль в развитии играет эстетическое воспитание, задачей которого является приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям, осуществляющие важную роль в духовно-нравственном формировании личности, эмоциональной отзывчивости.
Младший школьный возраст является сензитивным периодом для формирования основ будущей эстетической культуры личности, неотъемлемой частью которой является способность к эстетической оценке произведений искусства и явлений окружающего мира. Развитие эстетической оценки младших школьников имеет основополагающее значение для формирования эстетической культуры личности. Это обстоятельство объясняет внимание специалистов к этому возрасту, а также численное преобладание работ, выполненных на материале данной возрастной группы. Период младшего школьного детства является едва ли не самым решающим с точки зрения эстетического воспитания и формирования эстетической оценки учащихся. Именно в этом возрасте, по мнению Б.Т. Лихачёва, должен быть заложен фундамент дальнейшего развития эстетической культуры личности. В современном образовании процесс эстетического воспитания рассматривается как общая основа воспитания и обучения учащихся. В современном мире особое внимание уделяется проблемам теории и практики эстетического воспитания. Он воспринимается как один из важных средств нравственного и умственного воспитания, т.е. как средство формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности [20:76].
Проблема эстетической оценки произведений современного изобразительного искусства состоит в том, что развитие культуры и привело к созданию новых форм художественного высказывания, зачастую сложных, чуждых реалистичности, вызывающих отторжение и непонимание у зрителя. Однако, мировоззрение человека не будет полным и разносторонним, если он отвергает современные художественные направления и принципы. Эстетически развитый человек должен занимать активную позицию по отношению ко всем явлениям искусства, в том числе к его современным жанрам и формам, отражающим изменения общества.
Эстетическая оценка современного искусства является объектом нашего исследования, потому что здесь возникают трудности для понимания. Зачастую мы слышим такие высказывания, касающиеся современного искусства, как: «Мир показан слишком необычно, не так как мы привыкли его видеть», «Непонятны сочетания формы и цвета», «Не понимаю смысл произведения», «Не хватает знаний чтобы понять» и, наконец, «Разве это искусство?». Искусство, казалось бы, не нужно понимать, им нужно наслаждаться. Говоря «не понимаю», люди сигнализируют о невозможности не только насладиться произведением искусства - они не усматривают, не могут «нащупать» источник эстетического наслаждения - но и вообще о невозможности встать на какую-то эстетическую позицию относительно данного произведения.
В нашей работе важным и является то, что мы исследуем учащихся младшего школьного возраста. Младшие школьники обнаруживают большую открытость в восприятии нового и менее подвержены влиянию стереотипов и ранее установленных ценностных шкал. Именно этой категории зрителей предстоит определять отношение к изобразительному творчеству в перспективе развития страны и общества.
В младшем школьном возрасте необходимо максимально использовать огромные возможности изобразительного искусства, которое воздействует на внутренний мир ребёнка, расширяет его эмоциональный опыт, учит понимать эстетическое богатство жизни. Важность развития способности детей к эстетической оценке также подчеркивается в концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, разработанной в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании»....
Анализ педагогической, искусствоведческой и методической литературы показал, что особую роль в развитии играет эстетическое воспитание, задачей которого является приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям, осуществляющие важную роль в духовно-нравственном формировании личности, эмоциональной отзывчивости.
Через такие чувства, как радость, грусть, печаль, школьники выражают свое отношение к прекрасному, к своему идеалу в творчестве, вследствие чего активизируется их воображение. В связи с этим при формировании эстетической оценки младших школьников должен быть сформирован навык понимания собственных эмоций. С помощью эмоций ребенок дает оценку, эстетическую значимость объекта для него самого. Эта оценка высоко значима для школьника, так как она исходит непосредственно от его мыслей и чувств.
В изобразительном искусстве эстетически развитый человек должен иметь позицию со всех сторон, в том числе современного изобразительного искусства. В младшем школьном возрасте необходимо максимально использовать огромные возможности изобразительного искусства, которое воздействует на внутренний мир ученика, расширяет его эмоциональный опыт, учит понимать эстетическое богатство жизни.
Чем богаче опыт учащихся в изучении какой-либо области изобразительного искусства, в данном случае современного изобразительного искусства, тем выше способность учащегося оценить нечто с точки зрения прекрасного или безобразного.
Главное правило при любой работе с младшими школьниками над произведениями искусства заключается в том, что акценты на их формальные стороны нужно делать лишь в той мере, в какой это будет способствовать пониманию содержания произведения искусства. Центральный акцент должен быть сделан на эстетическом восприятии самой действительности, отражаемой искусством, а восприятие искусства должно рассматриваться, прежде всего, как средство активизации эстетического восприятия реальных объектов и событий.
Эмпирическое исследование по выявлению актуального уровня эстетической оценки современного изобразительного искусства обучающихся младшего школьного возраста показало, что учащиеся (15%) имеют высокий уровень сформированности эстетической оценки произведений современного изобразительного искусства 45% учащихся группы показали средний уровень по исследуемой проблеме. Учащиеся этой группы знают, что такое модерн, знают некоторых художников XX в. Низкий уровень знаний о портретном жанре (40%) учащихся. Ученики не знают стилевые особенности, художников и произведения современного изобразительного искусства. Учащихся не очень интересует современное изобразительное искусство. Ученикам больше нравятся реалистичные, простые, привычные для них изображения, эксплуатируемые в рекламе, медиа и коммерческой деятельности, тиражируемые на товарах, одежде и т.п.
Для работы с учащимися нами был разработан тематический план внеурочных занятий по изобразительному искусству для учащихся 4 класса в соответствии с авторской программой «Современное искусство для всех», которые смогут помочь учащимся расширить знания о современном изобразительном искусстве в процессе внеурочной деятельности на занятиях изобразительного искусства и сформировать эстетическую оценку...
1. Аконьшина, Е.А. Краткий словарь по эстетике: Книга для учителя / Под ред. Аронова В.Р., Овсянникова М.Ф. - М.: Просвещение, 2003. - 551 с.
2. Апчел, В. Я. Память и внимание - интеграторы психики : учеб. пособие / В.Я. Апчел, В.Н. Цыган ; Воен.-мед. акад. - СПб. : Логос, 2014. - 119 с.
3. Блонский, П. П. Память и мышление. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.libro s .am/book/read/id/210710/slug/pamyat-i-myshlenie. - Загл. с экрана (дата обращения: 02.10.2018)
4. Борытко, Н. М. Методология и методы психолого-педагогических исследований / Н.М. Борытко, А.В. Моложавенко, И. А Соловцова. - М.: Академия, 2014. - 320 c
5. Буров, А.И. Эстетика: проблемы и споры. - М.: Искусство, - 1975. - 205 с.
6. Булгаков, О.А. Память человека и возможность ее улучшения // Вестн. Тамбов. ун-та. Сер.: Естеств. и техн. науки. - 2014. - Т. 19, № 1. - С. 90-93
7. Ванник, М.Э. Развиваем творческое воображение у детей / М.Э.Ванник // Наши дети, - 2005. - № 4. - С. 21-22.
8. Величковский, Б.Б. Рабочая память человека. Структура и механизмы. - М., 2015 - 246с.
9. Власов, В. Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства / В. Г. Власов. - СПб.: Лита, 2000. - 848 с.
10. Вольтер, Ф.М.А. Эстетика. Статьи. Письма. Предисловия и рассуждения. - М., - 1974. - С.267 - 268.
11. Гершунский, Б.С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования./ Педагогика. - М.,2002. - 243 с.
12. Гончарова, Е.В. Педагогика периода школьного детства. Учебное пособие/ Дергунова Т.А., Жмакина Н.Л.и др.; Под общ. Ред. Е.В. Гончаровой. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. Гуманит. Ун-та, 2008. - 227с.
13. Гуревич, П. С. Психология личности. М.: ЮНИТИ- ДАНА, - 2009. - С. 466 - 559.
14. Давидович, В.Е. Теория идеала. - Ростов- на- Дону, - 1983. - С. 112¬116.
15. Демпси Э. Модернизм и современное искусство. / Пер. с англ. - М.: Ад Маргинем Пресс, 2018. - 176 с....(49)