ВВЕДЕНИЕ . 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ 4
1.1. Задачи, направления и виды внеурочной деятельности 4
1.2. Особенности организации основных форм внеурочной
деятельности 5
1.3. Классификация результатов внеурочной деятельности 7
1.4. Внеурочная деятельность по биологии в рамках ФГОС 10
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО БИОЛОГИИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 6 КЛАССА 12
2.1. Примерный тематический план программы внеурочной
деятельности по биологии для учащихся 6 классов 16
2.2. Методические разработки программы внеурочной деятельности по
биологии для учащихся 6 классов 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37
В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования предложена новая структура учебного плана, в состав которого в качестве компонента включена внеурочная деятельность, являю¬щаяся неразрывной частью образовательного процесса и способствующая формированию метапредметных универсальных способов учебной деятельности (путем выполнения творческих, исследовательских, проектных работ, не укладывающихся в рамки уроков).
Внеурочная деятельность более эффективно, чем урочная, позволяет удовлетворить индивидуальные познавательные потребности обучающихся, организовать деятельность, направленную на развитие конкретного ученика, достижение личностных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы.
Целью данной работы является разработка программы внеурочной деятельности по биологии для учащихся 6 классов общеобразовательных учреждений...
Внеурочная деятельность - составная часть процесса обучения биологии.
Признаки внеурочной деятельности:
- содержательная связь с программными требованиями (уроками);
- участие школьников в работе;
- использование полученных результатов в урочной деятельности.
Значение внеурочной деятельности по биологии:
- расширение рамок изучения предмета;
- формирование у учащихся познавательного интереса;
- развитие самостоятельности школьников;
- формирование исследовательских и научных умений;
- применение учащимися теоретических знаний на практике.
Организация внеурочной деятельности в настоящий момент особенно важна, т.к. требования ФГОС подразумевают активное включение учащихся в деятельность по освоению материала. В процессе реализации внеурочной работы формируются не только исследовательские умения, но и качества личности школьника, которые являются необходимыми для дальнейшего процесса обучения.
1. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли / под ред. А.Г. Асмолова. М., 2008. 213 с.
2. Алексеев Н. Г. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся / Н. Г. Алексеев, А.В. Леонтович, А.В. Обухов, Л.Ф. Фомина // Исследовательская работа школьников. 2001. №. 1. С. 24-34.
3. Алексеев Н.Г., Леонтович А.В. Критерии эффективности обучения учащихся исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 64-68.
4. Алексеева Л.Н.. Копылов Г.Г., Марача В.Г. Исследовательская деятельность учащихся: формирование норм и развитие способностей // Исследовательская работа школьников. 2003. № 4. С. 25-28.
5. Баславская С. С., Трубецкова О. М. Практикум по физиологии растений. М.: Изд-во Моск, ун-та, 1964. 328 с.
6. Бинас А. В., Маш Р. Д., Никишов А. И. Биологический эксперимент в школе. М.: Просвещение, 1990. 192 с.
7. Ботаника: анатомия и морфология растений: учебное пособие для биол. спец. пед. ин-тов / А. Е. Васильев, Н. С. Воронин, А. Г. Еленевский, Т. И. Серебрякова. М.: Просвещение, 1988. 480 с.
8. Васильева Е. В., Горбунова Т. В., Кашина Л. И. Эксперимент по физиологии растений в средней школе: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1978. 112с.
9. Верзилин М. Н., Корсунская В. М. Общая методика преподавания биологии. М.: Просвещение, 1976. 260 с.
10. Воровщиков С. Г. Внутришкольная система развития учебнопознавательной компетентности учащихся. М.: УЦ «Перспектива», 2011.
И.Воронин Н. С. Руководство к лабораторным работам по анатомии и морфологии растений. М.: Просвещение, 1981. 161 с.
12. Ганич Л.Ю. Внеклассные занятия по биологии: необычные формы и методы активации познания. М.: Школа-пресс, 2004.
13. Горощенко В. П., Ступанов И. А. Методика преподавания природоведения. М.: Просвещение, 1984. 158 с.
14. Господникова М.К. Проектная деятельность в школе. М.: издательство «Учитель», 2008.
15. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2011.223с.
...41