Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития познавательной активности младших школьников с использованием метода проектов...
1.1. Характеристика понятия «познавательная активность» 6
1.2. Метод проектов в научно-методической литературе 16
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по развитию познавательной активности учащихся начальных классов на уроках английского языка с использованием метода проектов 24
2.1. Особенности и требования к использованию метода проектов на
уроках иностранного языка в младшем школьном возрасте 24
2.2. Диагностика исходного уровня развития познавательной активности учащихся начальных классов 28
2.3. Формирующий эксперимент по развитию познавательной активности младших школьников на уроках английского языка с использованием метода проектов 32
Заключение 39
Список литературы 42
Приложение
Проблема развития познавательной активности учащихся очень актуальна, поскольку современному обществу требуются люди, имеющие высокий уровень общеобразовательной и профессиональной подготовки, действующие рационально и способные принимать целесообразные решения в нестандартных ситуациях, обладающие развитой познавательной активностью.
Проблемой развития познавательной активности занимались многие исследователи, такие как Н.Ф. Талызина, Т.И. Шамова, Г.И. Щукина и другие. [25, 27, 28, 29]
Согласно Н.И. Гез, М.В. Ляховицкого, А.А. Миролюбова, А.М. Смолкина и др. авторов, эффективным способом развития познавательной активности является метод проектов. [10, 24]
На современном этапе развития образования проектная методика детально исследуется отечественными авторами: И. А. Зимней, Е.С. Полат и др. [12, 17]
В средней общеобразовательной школе метод проектов на уроках ино-странного языка широко используется в среднем и старшем звене.
Однако, в начальной школе он не получил широкого распространения в силу ряда причин:
- разного уровня готовности учащихся к обучению,
- неодинаково социального и личного опыта,
- отличий в психофизиологическом развитии,
- учащиеся начальной школы не обладают большим лексическим запасом,
- дети не умеют работать с информационными источниками и справочной литературой,
- ученики не знают, как оформить и представить результаты своей работы,
- дети не обладают большим опытом самостоятельной работы и работы в парах и группах.
Недостаточная освещённость особенностей использования метода проектов в начальной школе обусловило выбор темы бакалаврской работы: «Развитие познавательной активности младших школьников на уроках английского языка с использованием метода проектов»
Проблемой исследования являются особенности применения метода проектов на уроках английского языка с целью развития познавательной активности младших школьников.
Решение данной проблемы составляет цель нашего исследования.
Цель - изучить особенности развитие познавательной активности младших школьников на уроках английского языка с использованием метода проектов.
В соответствии с проблемой и целью сформулированы задачи:
- изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;
-систематизировать полученные сведения и сформировать представление о познавательной активности, ее значении, структуре, этапах развития;
- охарактеризовать метод проектов;
- выявить особенности метода проектов в начальной школе;
- провести диагностику уровня познавательной активности младших школьников;
- экспериментально проверить эффективность использования проектных методов в процессе развития познавательной активности учащихся младших классов на уроках английского языка.
Объект исследования - познавательная активность младших школьников.
Предмет исследования - процесс развития познавательной активности учащихся младших классов на уроках английского языка с использованием метода проектов.
Практическая значимость бакалаврской работы заключается в том, что описанный эксперимент и представленные результаты в дальнейшем могут быть использованы для развития познавательной активности младших школьников на уроках английского языка с использованием метода проектов.
Методы исследования: анализ литературных источников, анализ работ учащихся, наблюдение, эксперимент, метод статистической обработки данных.
Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
В первой главе описываются теоретические основы развития познавательной активности младших школьников с использованием метода проектов. В основу положено обоснование необходимости использования метода проектов на уроках иностранного языка в младшей школе.
Во второй главе описана диагностика исходного уровня развития познавательной активности и проведён формирующий эксперимент по развитию познавательной активности на уроках английского языка с использованием метода проектов на примере двух 2-х классов МОУ СОШ №9 г. Сердобска. Так же были подведены итоги результаты проведенной работы.
В ходе теоретического исследования был осуществлен анализ содержания и структуры понятия «познавательная активность».
В рамках нашего исследования, с опорой на Д.Б. Богоявленскую и др. авторов, мы определяем познавательную активность как вид учебной деятельности, при котором предполагается определенный уровень самостоятельности учащихся во всех ее структурных компонентах - от постановки проблемы до осуществления контроля, самоконтроля и коррекции, с переходом от выполнения простейших видов работы к более сложным, носящим поисковый характер.
Развитие познавательной активности, согласно Н.Ф. Талызиной и др., представляет собой процесс активного взаимодействия его участников, предполагающий создание учителем условий для позитивного изменения уровня познавательной активности учащихся и предоставляющий возможность для самореализации каждого ученика в учебной деятельности. [25, c.70]
Структура познавательной активности, согласно М.А. Данилову, пред-ставлена следующими компонентами: эмоциональным, волевым, мотивационным и содержательно-операционным.
Критериями эмоционального компонента выступают внешнее выражение эмоций (радость - горе, увлечение - безучастность и т.д.); волевого - стремление, настойчивость, устойчивость (преодоление трудностей); мотивационного - отношение к заданию и к результату деятельности; содержательно-операционного - оптимальность деятельности (скорость и качество выполнения заданий).
Возможность применения проектной деятельности в младшем школьном возрасте с целью развития познавательной активности учащихся рас-сматривали Гужвинская Е.Р., Рачёва С.С., Палугина О.А. и др. [цит. по 28, с.118]. В их работах выделены особенности организации проектной деятельности и методические компоненты. Данные исследователи считают, что использование проектного метода в начальной школе при развитии познавательной активности способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, приучает их к самостоятельности и способствует подготовке детей к обучению в среднем звене, где метод проектов является одним из ведущих при организации обучения на уроках иностранного языка.
Теоретическое изучение проблемы определило необходимость проведения анализа данного вопроса в реальном учебном процессе.
Для исследования были выбраны два 2-х класса (контрольный и экспериментальный).
Целью констатирующего эксперимента явилось выявление исходного уровня развития познавательной активности учащихся на уроках английского языка.
Констатирующий этап показал, что основная масса учащихся контрольного и экспериментального класса находится на низком и ситуативно-эмоциональном уровне развития познавательной активности, что обусловило проведение формирующего эксперимента.
Целью формирующего эксперимента явилось использование метода проектов в образовательном процессе.
Поэтому в рамках нашей экспериментальной работы мы разработали и апробировали несколько проектов в начальной школе, чтобы выявить их влияния на динамику развития познавательной активности детей.
По итогам экспериментальной работы был проведен контрольный этап, который показал у учащихся экспериментального класса положительную динамику развития познавательной активности, как в количественных, так и в качественных показателях, что подтвердило выдвинутую в начале исследования гипотезу.
Используя в своей работе проектную методику, мы пришла к выводу, что при обобщении, закреплении и повторении учебного материала, а особенно при организации его практического применения этот метод очень эффективен. Особенно привлекательным для меня является тот факт, что проектное обучение активно влияет на мотивационную сферу обучаемого. Очень важно также и то, что в работе над проектом дети учатся сотрудничать, а обучение в сотрудничестве воспитывает в них такие нравственные ценности, как взаимопомощь, желание и умение сопереживать; формируются творческие способности и активность учащихся, т.е. идет неразрывный процесс обучения и воспитания.
Развитие познавательной активности учащихся - одна из актуальных проблем на современном уровне развития педагогической теории и практики.
Педагогическая наука и школьная практика накопили немалый опыт применения методов и организационных форм, стимулирующих познавательные силы учащихся. Интерес к этой стороне обучения усилился в последние годы. В активизации процесса обучения кроются возможности пре-одоления обострившихся противоречий между требованиями общества к начальному образованию и массовым опытом преподавания, между педагоги-ческой теорией и школьной практикой.
Поэтому необходимо развивать познавательный интерес, активность младшего школьника в различных видах его деятельности, так как процесс познания у младших школьников не всегда целенаправлен, в основном неустойчив, эпизодичен.
1. Азарова С.И. и др. УМК «Millie-4». Обнинск: Титул, 2014. 128 с.
2. Азимов Э.Г. Материалы Интернета на уроках английского языка // Иностранные языки в школе. 2011. №1. C.13-16.
3. Бабанский Ю.К. Активность и самостоятельность учащихся в обучении. Избр. педагог. труды / Сост. М.Ю. Бабанский. М.: Педагогика, 2014. 560 с.
4. Бабанского Ю.К. Педагогика: учебное пособие для студентов пед. ин- тов. М.: Просвещение, 2015. 216 с.
5. Баранова С.П, Сластенина В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. Педагогика и методика нач. классов. М.: Просвещение, 2016. 336 с.
6. Биболетова М.З., Денисенко О.А., Трубанева Н.Н. УМК «Enjoy English 3». Обнинск: Титул, 2016. 144 с.
7. Божович Л.И. Изучение мотивации детей и подростков. М.: Просвещение, 2012. 340 с.
8. Гальскова Н.Д. Современные технологии обучения иностранного языка. М: Арти-Глосса, 2012. 200 с.
9. Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студ. лингв. ун - тов и фак. ин. яз высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2016. 345 с.
10. Гез Н.И., Ляховицкий М.В., Миролюбов А.А. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М.: Высшая школа, 2012. 269 с.
11. Гребенев И.В. Методические проблемы компьютеризации обучения в школе // Педагогика. №5. 2014. C.110-115.
12. Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на ино-странном языке. М.: Просвещение, 2010. 415 c.
13. Ильина Т.А. Педагогика: курс лекций: учебное пособие для студентов пед. институтов. М.: Просвещение, 2014. 112 c.
14. Карамышева Т. В. Изучение иностранных языков с помощью компьютера. С.П.: Союз, 2011. 79 с.
15. Маркова А.К. Формирование мотивации учения. М.:, 2016. 213 с.
16. Пассов Е.И., Кузовлев В.П., Коростелев В.С. Цель обучения ино-странному языку на современном этапе развития общества // Иностранные языки в школе. 2014. №6. C.25-30.
17. Полат Е.С. Интернет на уроках иностранного языка. //Иностранные языки в школе. № 2. 2011. С.41-47.
18. Пидкасистый П.И. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. М.: Педагогическое общество России, 2012. 640 с.
19. Пидкасистый П.И. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы. М.: Педагогическое общество России, 2011. 354 с.
20. Подласый И.П. Новый курс: Учебник для студентов педагогических вузов. М.: Владос, 2013. 576 с.
21. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М.: Владос, 2016. 94 с.
22. Садыкова О.И. Педагогические условия развития познавательной самостоятельности студентов технического вуза. Тула: Тула, 2013. 194 с.
23. Ситаров В.А. Дидактика. М.: Академия, 2012. 368 с.
24. Смолкин А.М. Активные методы обучения. М: Просвещение, 2011. 214 с.
25. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. М.: Просвещение, 2013. 93 с.
26. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 2012. 815 с.
27. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. М., Педагогика, 2013. 208 с.
28. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М: Просвещение, 2012. 301 с.
29. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 2011. 208 с.