ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ УВЛЕЧЕНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫМИ ИГРАМИ И УСПЕВАЕМОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 7
1.1 Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста 7
1.2. Понятие «успеваемость» и ее основные характеристики 18
1.3. Сущность понятия «компьютерные игры» 25
1.4 Возможности использования компьютерных игр в образовательном процессе 31
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I 37
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО УСТАНОВКЕ ВЗАИМОСВЯЗИ УВЛЕЧЕНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫМИ ИГРАМИ И УСПЕВАЕМОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 40
2.1. Организация и методика проведения констатирующего эксперимента 40
2.2. Обработка и анализ полученных данных 55
2.3. Методические рекомендации использования компьютерных игр в
учебном процессе 83
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II 91
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 94
Список использованных источников 98
Приложения 103
Актуальность данной темы обусловлена ростом числа младших школьников, которые играют в разнообразные компьютерные игры.
Игра является основным видом человеческой деятельности, наряду с обучением и трудом, поскольку, начиная уже с раннего детства, человека на всём пути его развития сопровождают элементы игр, способствуя развитию личности, улучшению памяти, внимания, координации и др. За прошедшие несколько лет произошло коренное изменение роли и места компьютеров и информационных технологий в жизни человека. Если раньше компьютер считался лишь вычислительной машиной, то в наши дни личный компьютер помогает современному человеку не только в работе, в учебе, но и в организации своего досуга и свободного времени. Одновременно с этим всё большую популярность и широкое распространение приобретают видеоигры. Психологи, педагоги и родители особенно обеспокоены чрезмерным увлечением детей компьютерными играми. Компьютерная игра занимает сегодня значительное место в жизни ребенка и существенно влияет на процесс формирования и развития его личности.
Вопрос взаимодействия детей с компьютерами и компьютерными играми интересует многих зарубежных и отечественных деятелей науки - А.И. Захаров, М.А. Исайкина, Д.В. Малий, Д. Джентайл, П. Грэсби [17, 20, 25, 58, 59, 62]. В рамках изучения проблемы выявления и оценки возможных психологических последствий информатизации предметом исследования являются в основном навыки, операции, конкретные действия, отдельные психические процессы, различные виды профессиональной, игровой и учебной деятельности. В настоящее время в этой области накоплен обширный материал, свой вклад в данную тему внесли такие учёные как Ш. Тёкл, М. Коул, С. Пейперт, М. Гриффитс, O.K. Тихомиров, А.Е. Войскунский, А.Г. Шмелев и другие [8, 35, 42, 43, 44, 53, 60, 61, 63].
В нашей работе мы остановимся конкретно на взаимосвязи увлечения компьютерными играми и успеваемости младших школьников.
Анализ научной литературы и исследований отечественных и зарубежных ученых показал, что однозначного ответа на вопрос о влиянии увлечения компьютерными играми на успеваемость младших школьников нет. Именно это послужило основанием для выбора темы, т.к. мы считаем, что компьютерные игры активно используются молодым поколением для проведения досуга и оказывают значительное влияние на формирование личности младшего школьника.
С развитием компьютерных технологий для человечества открылись новые горизонты: автоматизация производства, легкий доступ к информации, развлечения посредством компьютерных игр. Но, несмотря на все преимущества, стремительное развитие компьютерных технологий внесло в нашу жизнь и негативные моменты. Многие школьники уделяют большое количество времени компьютерным играм, заменяя таким образом другие виды деятельности, такие как общение с друзьями, занятия в кружках или выполнение домашних заданий. Всё это не может не оказать влияние на успеваемость обучающихся, что создает некоторое противоречие между интересом младших школьников к компьютерным играм и успехами в учебе. Исходя из данного противоречия была выявлена следующая проблема исследования: каково влияние компьютерных игр на успеваемость младших школьников?
Выделенные противоречия и проблема позволили определить тему исследования: «Взаимосвязь увлечения компьютерными играми и
успеваемости младших школьников»
Решение сформулированной проблемы представляет собой цель исследования: практически выяснить влияние увлечения компьютерными играми на успеваемость младших школьников и предложить методические рекомендации внедрения компьютерных игр в образовательный процесс.
Объект исследования: успеваемость младших школьников.
Предмет исследования: взаимосвязь увлечения компьютерными играми и успеваемости младших школьников.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что увлечение
компьютерными играми оказывает негативное влияние на успеваемость младших школьников, а именно - общее снижение успеваемости, концентрации внимания.
Задачи:
1) Провести теоретический анализ литературы о сущности понятия «успеваемость» в отечественной и зарубежной психологии.
2) Определить и интерпретировать актуальный уровень успеваемости младших школьников.
3) Проанализировать характеристику психологических аспектов компьютерных игр.
4) Провести диагностику увлечения младших школьников компьютерными играми и интерпретировать результаты.
5) Определить влияние компьютера на успеваемость младших школьников.
6) Предложить методические рекомендации.
База исследования: исследование проводилось на базе МАОУ СШ № 157, г. Красноярск. В эксперименте принимало участие 50 обучающихся - 26 учеников 5 класса и 24 ученика 4 класса. Возраст испытуемых 9-12 лет.
Методы исследования:
1) теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы, сравнение, обобщение);
2) эмпирические (анкетирование, тестирование);
3) методы обработки и интерпретации результатов.
Практическая значимость: разработанные методические
рекомендации по внедрению компьютерных игр в образовательный процесс могут быть использованы педагогами.
Структура работы: выпускная квалификационная работа представлена введением, двумя главами, выводами по главам, заключением, списком использованных источников, приложением.
Работа была апробирована на Региональной научно-практической конференции «Современное начальное образование: проблемы и перспективы развития», посвященной 90-летию доктора педагогических наук, профессора Виктора Яковлевича Булохова, а также на Международной научно-практической конференции «Молодёжь Сибири - науке России». По теме исследования имеется публикация в сборнике МНПК «Молодежь Сибири - науке России» [54].
1. Изучив научную литературу и рассмотрев различные определения успеваемости, мы отметили, что существует множество терминов, отражающих понятие успеваемости. Одним из критериев оценки успехов обучающихся в учебной деятельности является учебная успеваемость. Тем не менее, понятие «учебная успешность» более широкое и охватывает условия и критерии, определяющие достижения успехов в учебе. В нашем исследовании мы определили успеваемость как высокую степень овладения объемом знаний, навыков и умений, установленных учебной программой, а неуспеваемость - как длительное отставание ученика в учебе, проявляющееся в неудовлетворительных оценках и обусловленное индивидуально - психологическими и педагогическими особенностями. Также нами были сформулированы три основных фактора, влияющих на успеваемость: требования, вытекающие из целей школы; психофизические возможности учащихся; социальные условия их жизни, воспитания и обучения в школе и вне ее. В младших классах успеваемость напрямую связана с общим развитием ребенка. В свою очередь, неуспеваемость школьников заключает в себе комплекс факторов: неэффективность методов обучения, отсутствие позитивного взаимодействия с учителем, боязнь преуспеть перед другими учащимися, высокий уровень одаренности в конкретных областях знаний и несформированность мыслительных процессов.
2. В соответствии с выделенными нами критериями успеваемости младших школьников, а именно - умственное развитие, сформированность учебных навыков и умственная работоспособность, нами были подобраны методики и проведено изучение успеваемости младших школьников.
Результаты проведённых методик позволили сформулировать нам следующие выводы: учащиеся достаточно полно осмыслили материал, с пониманием формулируют соответствующие понятия, хотя при их обосновании и воспроизведении нуждаются в некоторых уточнениях, умеют применять усвоенные знания на практике, допуская мелкие, несущественные недочеты в письменных работах. Такой уровень знаний оценивается четверкой.
3. Термин «компьютерная игра» является новым и не имеет в единой форме точного определения, охватывающего все его аспекты. Определение компьютерной игры как программного обеспечения, предназначенного для организации игрового процесса, представляется упрощенным и не раскрывающим всей сути данного явления. Компьютерные игры являются противоречивым явлением. С одной стороны, они сопровождают детей практически с самого рождения, однако могут замедлять развитие и вызывать атрофию опорно-двигательного аппарата и мышечной мускулатуры. С другой стороны, компьютерные игры способствуют развитию интеллекта, логического мышления и воображения. В то же время, множество современных ученых приходят к выводу, что компьютерные игры могут принести больше пользы, если использовать их ограниченное время. Компьютерные игры, таким образом, помогают тренировать память, развивать воображение и логику.
4. Результаты исследования степени увлеченности младших
школьников компьютерными играми показали наличие предполагаемой зависимости от компьютерных игр у 8 (16%) из 50 обучающихся. Данные обучающиеся проявляют стойкий интерес к данному виду деятельности и часто проводят за игрой значительное количество времени. Компьютерные игры занимают важное место в жизни данных обучающихся, они постоянно пытаются улучшить свои результаты в играх. 32 (64%) обучающихся
продемонстрировали средний уровень отношения к компьютерным играм. Компьютерные игры являются важной частью жизни данных обучающихся, однако они умеют контролировать частоту проведения игровых сеансов, а также временные затраты на игру. Внимание данных обучающихся фокусируется на определенных видах компьютерных игр. Остальные 10 (20%) обучающихся продемонстрировали естественный уровень отношения к компьютерным играм. Для них игры на компьютере имеют характер развлечения и не влияют отрицательно на их поведение. Данные обучающиеся умеют контролировать свою игровую активность, редко играют и не всегда думают об игре.
5. Для анализа связи между интересом к компьютерным играм и
успеваемостью младших школьников нами был проведен корреляционный анализ. Был использован коэффициент корреляции Спирмена и информационный ресурс stanly statpsy
(https://stanly.statpsy.ru/all/correlation spearman/) для расчетов.
По результатам анализа было установлено, что единственная связь между интересом к компьютерным играм и успеваемостью обнаружена в отношении предмета "история". Однако, не было обнаружено связи между увлечением компьютерными играми и снижением успеваемости или умственными способностями. Было обнаружено, что гораздо более значимая связь между успеваемостью и умственным развитием, осведомленностью и логикой. В тех случаях, когда эти показатели были выше, успехи в учении были также выше. Из полученных данных можно отметить, что результаты играющих в компьютерные игры младших школьников в среднем более высокие, чем у их неиграющих сверстников. Эти дети обладают более развитыми вниманием, логикой и широкой осведомленностью.
6. После изучения и анализа литературы, а также после обработки и изучения результатов нашего исследования нами было выдвинуто предположение о том, что компьютерные игры являются не только привлекательным, но и эффективным инструментом для обучения младших школьников. Корректное использование компьютерных игр в образовательном процессе способствует формированию позитивной мотивации к учению, что в свою очередь способствует повышению успеваемости. Нами была разработана программа внедрения компьютерных игр в образовательный процесс, которая представляет собой задания, интегрированные в школьные уроки. Среднее время использования
компьютерных игр на уроке - 15 минут.
Преподаватели могут самостоятельно создавать необходимые им материалы для занятий с помощью игровых технологий или использовать уже готовые наработки, изменяя их для своих нужд. Предложенные нами материалы можно использовать на уроках, в качестве домашних заданий, а также для закрепления и проверки знаний.
1) Аветисова А.А. Психологические особенности игроков в компьютерные игры // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - Т. 8. - №4. - С. 35-58.
2) Адоньева Н.И. Эмоциональная сфера младших школьников / Н. И. Адоньева, С. И. Мишустина, О. А. Нестеренко // Вестник научных конференций, 2015. № 3-4. С. 9-11.
3) Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки // Избранные психологически труды. - М., Педагогика. В 2-х тт. Т. 2. - 1980, С. 128-265.
4) Асаулюк Е. П. Межпредметная интеграция как средство интеллектуального развития младших школьников: Дис.канд.пед.наук. Воронеж, 2012. 211 с.
5) Блонский П.П. Психология младших школьников. М.: Проспект: Институт практической психологии, 2015. 574 с.
6) Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. М.: АСТ, 2013. 160 с.
7) Венгер Л.А., Марцинковская Т.Д., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе. - М.: Знание, 1994. - 189 с.
8) Войскунский А.Е. Психология и Интернет. М.: Акрополь, 2010.
9) Выготский Л.С. Педагогика. Собрание сочинений. М., 2002. 432 с.
10) Гриффин П., Коул М., Диаз Э., Кинг К./Под ред. М. Коула; [Науч. редактирование, предисл. и коммент. Б. М. Величковского] Социально- исторический подход в психологии обучения: [Пер. с англ.]. - Москва: Педагогика, 1989. - 158,[2] с.
11) Гришина А.В. Тест-опросник степени увлеченности младших подростков компьютерными играми
12) Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М., 1996. 541 с.
13) Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте. // Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского. М., 1979. С. 28.
14) Ельмикеев О.Р. Педагогические условия применения компьютерных игр в образовательном пространстве учебного заведения / Дис....канд. пед. наук.
Йошкар-Ола, 2004. 238 c.
15) Ермолаева М. В. Психология развития: метод. пособие для студ. заоч. и дистанц. форм обучения. 2-е изд. М.: Воронеж: НПО "МОДЕК", 2013. 376 с....63