ВВЕДЕНИЕ 6
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФАКТОРОВ И ОБСТВЕННОСТИ
ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ КОРИДОРОВ . 9
1.1 Международные транспортные коридоры как экономическое явление 9
1.2 Понятие, виды и характеристики международных транспортных
коридоров 13
1.3 Роль формирования и развития международных транспортных коридоров в социально-экономической сфере государства 17
2 АНАЛИЗ МЕЖДУНАРОДНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ КОРИДОРОВ С
ПОЗИЦИИ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ИНТЕРЕСОВ 21
2.1 Специфика развития транспортных систем ЕАЭС 21
2.2 Анализ развития национальных транспортных коридоров сетей в
железнодорожном транспорте 24
2.3 Оценка текущего состояния международных транспортных коридоров ... 29
3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ КОРИДОРОВ 37
3.1 Направление развития международных транспортных перевозок и
транзита в России 37
3.2 Направление повышения эффективности международных транспортных
перевозок на территории России 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 59
Актуальность темы исследования заключается в том, что существует необходимость определения и оценки факторов, а также особенностей функционирования международных транспортных коридоров (далее МТК), которые оказали негативное влияние на объемы внешнеторгового оборота.
В России в двадцать первом веке развитие в качестве должно базироваться на стабильном экономическом развитии, которое основывается на структурной перестройке экономики, а также увеличении конкурентоспособности российской продукции и услуг на мировом рынке, а также интеграцию государства в изменяющуюся систему международных отношений, что предоставляло возможность занимать значимое место в мировой структуре.
Международное разделение труда, а также постоянное обострение конкуренции, при этом осуществление интеграционных процессов, спровоцировали формирование макро-логистических систем транснациональных корпораций, которые совершенствуют связи бизнес - структур в различных государствах, опираясь на разделение труда, партнерство.
Итогом развития международного взаимодействия и партнерства, а также углубления производственной кооперации является формирование и реализация концепции создания международных транспортных коридоров, которые функционируют согласовано в определенном направлении.
При расширении международного сотрудничества и интеграционных процессов, созданию и развитию международных транспортных коридоров принадлежит значимое место в решении транспортных проблем, которые связаны с обеспечением межгосударственных экономических и иных связей. Также это связано с целесообразностью формирования международной транспортной инфраструктуры, которая обладает техническими параметрами, а также обеспечивает использование совместимых технологий перевозок в качестве базы интеграции национальных транспортных систем в мировую транспортную систему.
В рамках исследования немаловажным представляется место России в консолидации интеграционных инициатив по строительству международных транспортных коридоров в Евразии является значительным, а в пределах стратегии Китая получат развитие определенные международные транспортные коридоры. Данные МТК будут совершенствовать сообщение между государствами, ускорять создание линейных агломераций, увеличивая конкурентоспособность внутриматериковых и дальневосточных регионов государства, чем и обусловлена актуальность выбранной темы.
Целью исследования является изучение особенностей международных транспортных коридоров в качестве основного драйвера роста экономики.
Задачами исследования являются:
- раскрыть теоретические факторы и особенности формирования международных транспортных коридоров;
- изучить роль формирования и развития международных
транспортных коридоров в социально-экономической сфере государства;
- проанализировать международные транспортные коридоры с позиции интеграционных процессов;
- проанализировать развитие национальных транспортных сетей в трубопроводном и железнодорожном транспорте;
- изучить перспективы развития международных транспортных коридоров.
Объектом исследования является совокупность международных транспортных коридоров.
Предметом исследования являются характеристики и особенности, а также перспективы развития международных транспортных коридоров в России в качестве драйвера роста экономики.
Теоретической основой исследования послужили труды, затрагивающие методологию решения научных проблем, связанных с изучением особенностей международных транспортных коридоров, а также повышением эффективности развития транспортной системы, управления транспортными процессами, развития международных транспортных коридоров таких авторов, как Аникин Б. А., Гаджинский А. М., Григоренко B. Г., Леонтьев Р. Г., Курочкин Д. В., Дыбская В. В., Белов И. В., Неруша Ю. М., Стерлигова А. Н., Миротин Л. Б., Сергеев В. И., Неснов А. В., Иванова Н.
C., Морозов В. Н., Чернявская Е. М., Хмель В. А., Троицкая Н.А., Пехтерев Ф.С., Стяжкин М.Н., Дергачев В.А., Кретов И.И., Курганов В.М. и других.
Информационной основой исследования послужили международные нормативно-правовые акты, учебные пособия и монографии, научные статьи и издания периодической печати, справочные материалы, научные исследования, статистические данные, ресурсы сети Интернет.
Методами исследования являются методы анализа и синтеза, теоретического анализа научной литературы, методы обобщения, статистического анализа.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
В данной работе была осуществлена попытка раскрытия особенностей и сущности международных транспортных коридоров в качестве основного драйвера развития экономики.
В ходе проведенного исследования были изучены международные транспортные коридоры в качестве экономического феномена, что позволило сделать вывод о том, что динамика международных транспортных коридоров является отражением технического прогресса на транспорте, глобализации и регионализации мировой экономики, геополитических интересов государств- участников в развитие международного сообщения.
С этой позиции международные транспортные коридоры являются согласованным развитием и унификацией технических параметров национальных магистральных направлений государств, которые формируют международное направление перевозок между крупными центрами производств и потребления, национальных норм регулирования транзитных и внешнеторговых перевозок, логистической деятельности и внедрения интермодальных технологий в доставке грузов.
При изучении понятия и видов международных транспортных коридоров было выявлено, что важное место в логистическом транспортном обеспечении и цепях поставок занимают торговые транспортные коридоры, вследствие чего, опираясь на трактовку Всемирного банка, торговый транспортный коридор является единством транспортной и логистической инфраструктуры, а также услуг, которая управляется национальными и международными региональными органами, что способствует развитию торговых и транспортных потоков между центрами экономической деятельности.
Многие транспортные коридоры базируются на существующих коммуникациях, которые совершенствуются посредством единых стандартов, что позволяет обеспечить свободное движение транспортных средств, при этом специфика и параметры терминалов в узловых пунктах подбираются на базе свободной перевалки и хранения груза, а также возможности исполнения логистических операций с товарами, обслуживанием транспортных средств.
Формирование и развитие международных транспортных коридоров представляет собой предмет международных соглашений, которые заключаются в различных частях мира, при этом данные соглашения подразумевают привлечение к формированию транспортных коридоров больших ресурсов, а также стабилизацию законодательства и различных процедур, которые используются при перевозках по транспортным коридорам.
Изучение развития международных транспортных коридоров позволило отметить, что коммуникации, обеспечивающие международные перевозки, являются опорными магистралями и узлами транспортной сети России, практически все входят в международные транспортные соглашения, обладают достаточной пропускной способностью.
Таким образом, на направлениях международных перевозок существуют объекты транспортной, таможенной и телекоммуникационной инфраструктур, к которым причисляются железнодорожные линии, автодороги, внутренние водные пути, морские порты, а также пункты пропуска через границы государств, которые необходимы для осуществления таможенных процедур.
Можно сделать вывод, что несмотря на приведенные положительные аспекты, политика формирования и развития международных транспортных коридоров в России нуждается в совершенствовании.
В ходе анализа международных транспортных коридоров с позиции процессов интеграции было выявлено, что транзитные проблемы в государствах обусловлены тем, что для транспортировки грузов из Казахстана в ЕС необходимо пересекать территорию России и Белоруссии, а наиболее сложным направлением представляется доставка грузов из Таджикистана, Узбекистана, при этом в пределах ЕАЭС из множества торгово-транспортных связей лишь у трех государства возможно прямое сообщение.
Также было определено, что в целом адаптация российских железных дорог к появлению новых границ свелась в основном к созданию пограничных станций и пунктов пропуска. В России главный акцент в связи с произошедшей геополитической трансформацией и последующей экономической дезинтеграцией был сделан на развитии пропускной способности собственных морских портов и припортовой инфраструктуры.
Транзитные возможности Казахстана увеличивается также благодаря транспортному строительству в соседних странах. За годы независимости в Туркменистане было построено три соединения с железными дорогами Ирана.
Соответственно, был сделан вывод о том, что различными государствами осуществляется активное развитие международных транспортных коридоров, поскольку оно оказывает непосредственное влияние на улучшение экономики государств.
Было определено, что благодаря реализации двух направлений: усовершенствованию коридоров «Приморье-1», «Приморье-2» и интеграции Сибирского Федерального округа в МТК, Россия обладает возможностью в полной мере реализовать свой транзитный потенциал в рамках системы международных транспортных коридоров.
При изучении перспектив развития международных транспортных коридоров был сделан вывод о том, что для полной загрузки создаваемой пропускной способности необходима цифровизация действующих международных транспортных коридоров, рассматриваемых в качестве торгово-логистических, информационно-коммуникационных платформ для всех грузоотправителей, грузополучателей, перевозчиков и логистических компаний.
В настоящее время в пределах активного создания цифрового пространства изучаются аспекты электронных транзитных транспортных коридоров России и ЕАЭС на базе интеллектуальной транспортной системы, которая охватывает все виды транспорта.
Для более полного использования преимуществ географического положения страны, обеспечения возрастающих объемов внешнеторговой деятельности, укрепления роли России в мировой хозяйственной системе необходимо формирование и планомерное развитие российских международных транспортных коридоров как важных элементов создаваемой международной евроазиатской транспортной инфраструктуры.
Опираясь на прогнозы возможных тенденций и ориентиров подъема российской экономики и преобразования социальной сферы, можно предложить следующие сценарные варианты будущего развития транспортной системы страны: инерционный вариант, энерго-сырьевой вариант, инновационный вариант.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным
голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства
Российской Федерации. № 9. 03.03.2014, ст.851.
2. Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 01.10.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.04.2022) // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии http://www.eurasiancommission.org.05.06.2014.
3. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза
(приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского
экономического союза) // Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) 9 января 2018 г.
4. О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ (ред. 02.07.2021) // Собрание законодательства РФ. № 32 (ч.1). 06.08.2018. ст.5082.
6. Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" от 22.07.2005 N 116-ФЗ (последняя редакция)
7. Быстров Н.В. Главный помощник - независимая система // Автомобильные дороги. - 2015. - № 9. С16 - 20
8. Вардомский Л.Б., Тураева М.О. Развитие транспортных коридоров в условиях современных геополитических и экономических вызовов. Научный доклад. Институт экономики РАН. 2018. 80с.
9. Вардомский Л.Б., Тураева М.О. Развитие транспортных коридоров постсоветского пространства в условиях современных геополитических и экономических вызовов (научный доклад). - М.: Институт экономики РАН, 2018. 64 с.
10. Галабурда В.Г., Соколов Ю.И., Королькова Н.В. Управление транспортной системой: Учебник. - М.: МЦ ЖДТ, 2018. 108 с.
11. Герами В.Д., Колик А.В. Управление транспортными системами.
Транспортное обеспечение логистики: учебник и практикум для
академического бакалавриата. - М.: Юрайт, 2019. 129 с.
12. Дадабаева З.А. Трансформация логистических рынков на евразийском пространстве в условиях внедрения цифровых технологий// Экономика и управление. 2018. №8 (154). С. 29-36
13. Егоров В. Г. Геопалитика транспортных коридоров // Геоэкономика энергетики. 2021. 2 с.
14. Жунусов А.О. Драйверы развития инфраструктуры: цифровая повестка// Инновации транспорта. 2018.№1(31). 6 с.
15. Квитко К. Б. Сравнительный анализ международных транспортных систем: инфраструктура, рейтинги, транспортные коридоры // Транспортные системы и технологии. 2020. 1 с.
16. Кинякина Е., 2020. Грузовой коридор в цифрах // Ведомости. № 19 (4991). 6 февраля 2020 г. 13 с.
17. Кириллова А.Г. Актуальные аспекты развития международных транспортных коридоров на территории России // Транспорт Российской Федерации. Журнал о науке, практике, экономике. 2018. №2 (75).
18. Комаров, В. В. Зоны свободной торговли / В. В. Комаров. - М.: Финансы и статистика, 2015. 160 с.
19. Комаров, В. В. Зоны свободной торговли / В. В. Комаров. - М.: Финансы и статистика, 2015. 49 с.
20. Коршунов И.К., Карпов А.В., Шматков Р.Н. Международные транспортные коридоры России: влияние на экономику страны // Восточная аналитика. 2019. №2.
21. Крюкова Е. В. РАЗВИТИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ КОРИДОРОВ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ // Вестник ВолГУ. Серия 3: Экономика. Экология. 2021. №2.
22. Павлов, П. В. Институт особых экономических зон в Российской Федерации: монография / П. В. Павлов. - М.:Магистр: Инфра-М,2016. - 256 с.
23. Пехтерев Ф.С. Экономические аспекты формирования МТК на территории России: дисс. ... канд. эконом. наук: 08.00.05. 2018. 47 с.
24. Селютина Н. С. Международный транспортный коридор как основной фактор развития экономических отношений между государствами // European research. 2017. №6 (19).
25. Троицкая Н.А. Транспортные коридоры России для международного сообщения / Н.А. Троицкая. - М.: АСМАП, 2018. 63 с.
25. Тураева М.О. Новые реалии евразийского транспортного пространства: казахстанский транзит // Вестник ИЭ РАН. 2018. № 3. С. 25¬ 39.
27. Тураева М.О. Перспективы развития евразийского транспортного пространства в условиях актуальных геополитических парадигм // Государственная служба. 2017. Т. 20. № 4 (1106). С. 99-104
28. Ханна П., 2019. Коннектография. Будущее глобальной
цивилизации. М.: Манн, Иванов и Фербер. 136 с.
29. Худозаров, Э. А. Разработка технологии интегральных оценок исполнения проектов создания международных транспортных коридоров / Э. А. Худозаров // Транспортное дело России. - 2010. - №№ 9. - С. 41-44
30. Чибухчян С., Чибухчян Г., Гаспарян Ш, 2018. Развитие логистических возможностей ЕАЭС — основа экономического роста // Логистика. № 5 (138). С. 52—55.
31. Чижков Ю.В. Международные транспортные коридоры - коммуникационный каркас экономики // Транспорт Российской Федерации. 2015. №5 (60). С. 9-15.
32. Шурубович А.В. Международный транзит в экономической модели развития // Мир перемен. 2018. №2. С.174-189
33. Об итогах внешней и взаимной торговли товарами ЕАЭС. ЕЭК. Экспрессинформация. URL: http://www. eurasiancommission. org/ru/act/integr_i _makroec/dep_stat/tradestat/analytics/Documents/e xpressZDecember2017.pdf
34. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о международном автомобильном сообщении от 8 июня 2018 года (вступило в силу 17 сентября 2018 года, пункт 4 статьи 9 Соглашения вступил в силу 17 сентября 2019 года)
35. Федеральный портал protown.ru. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https://www. protown.ru
36. Об итогах внешней и взаимной торговли товарами ЕАЭС. ЕЭК. Экспрессинформация. URL: http://www. eurasiancommission. org/ru/act/integr_i _makroec/dep_stat/tradestat/analytics/Documents/e xpress/December2017.pdf
37. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о международном автомобильном сообщении от 8 июня 2018 года (вступило в силу 17 сентября 2018 года, пункт 4 статьи 9 Соглашения вступил в силу 17 сентября 2019 года)
38. Федеральный портал protown.ru. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https://www. protown.ru
39. Alder S., Roberts M, Tewari M, 2018. The Effect of Transport Infrastructure on India's Urban and Rural Development // University of North Carolina at Chapel Hill. 73 p.
40. Cheng J., Verma M., Verter V, 2017. Impact of train makeup on hazmat risk in a transport corridor // Journal of Transportation safety & security. № 9. P. 167-194
41. Chong Ed. Enhancing regional integration of landlocked developing countries in North and Central Asia through infrastructure connectivity (Agenda 6). 6-7 Sep 2017. Issyk-Kul, Kyrgyzstan
42. Corridor planning guide towards a more meaningful integration of transportation and land use. Delaware Valley Regional Planning Commission. September 2018. P.
43. Quium A. S. M. A., 2019. Transport Corridors for Wider Socio-Economic Development // Sustainability. № 11 (19). 55 p.; Дергачев В.А.
Международные экономические отношения: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИДАНА, 2018. С. 167.
44. Roberts M., Melecky M., Bougna Th. Xu Y. S, 2018. Transport Corridors and Their Wider Economic Benefits: A Critical Review of the Literature // Policy Research Working Paper. № 8302. World Bank. Washington, DC