ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы выявления особенностей владения младшими школьниками лексикографическими умениями 6
1.1 Лексикография как наука о словарях 6
1.2 Типы словарей и их описание 10
1.3 Характеристика учебных словарей 17
Вывод к главе 1 23
Глава 2. Методические основы выявления особенностей владения младшими школьниками лексикографическими умениями 24
2.1 Организация исследования 24
2.2 Описание результатов констатирующего эксперимента 26
2.3 Специальные задания как средство совершенствования
лексикографических умений младших школьников 30
Вывод к главе 2 30
Заключение 35
Список литературы 37
Приложение А
В обществе во все времена большую роль играла информация. Реалии современного мира многократно приумножают эту роль: чем больше навыков и знаний, связанных с обработкой и применением информации, человек имеет, тем выше ценится как специалист и сотрудник. Лексикографическая культура, являющаяся необходимым этапом в развитии общей культуры отдельной личности и важным показателем культуры общества в целом, прививается обучающемуся уже в начальной школе. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предполагает развитие младшего школьника как личности, которая всецело владеет речью во всех ее формах и проявлениях. Именно поэтому умения взаимодействовать с информацией являются одними из важнейших познавательных универсальных учебных действий.
Планируемые результаты начального общего образования предполагают, что, вместе с другими умениями, выпускник начальной школы должен «научиться ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках» [Планируемые результаты... 2011], т.е. освоить лексикографическую компетенцию.
Применение разного рода словарей во время учебного процесса соответствует системно-деятельностному подходу (JI.C. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, И .Я. Лернер, С. Л. Рубинштейн, М.Н. Скаткин, Д.Б. Эльконин). Основой разработки методики обучения умению пользоваться словарями являются исследования по проблеме психологии чтения (И.А. Зимняя, Л.П. Доблаев, И.Г. Рубо, А.А. Леонтьев и др.), исходя из которых разные типы текстов нуждаются в различных способах чтения, разных стратегиях получения из них смысловой информации.
Уже достаточно длительное время в методике преподавания русского языка вопросы использования словарей во время учебного процесса стали рассматриваться относительно начальной школы. Сама идея целесообразного применения данного вида работы получила освещение в публикациях М.Р. Львова, Т.А. Ладыженской, А.А. Бондаренко, Н.М. Неусыповой. В соответствии с этим выделяется второе направление - практическая разработка словарей, ориентированных на обучающегося младшего школьного возраста (М.Р. Львов, В.В. Репкин, Е.Н. Леонович, Н.М. Неусыпова, А.А. Бондаренко, И.В. Гур-кова).
Также методические исследования включают в себя разные направления:
использование справочно-лингвистической литературы при изучении разных разделов языка (З.А. Потиха, Д.Э. Розенталь, М.Т.Баранов и др.), использование словарей с целью более полного овладения нормами языка (М.Р. Львов, И.В. Галлингер), определение структуры умения использования словарей и установление этапов формирования данного умения.
Согласно всему вышеизложенному, актуальность нашего исследования обусловливается, с одной стороны, социальным запросом современного общества, которое направлено на развитие обучающегося как личности свободно владеющей навыками пользования словарями как источниками знаний и средствами саморазвития. С другой, - неразработанностью в лингводидактической методической системе формирования у младшего школьника общеучебного умения пользоваться разными типами словарей.
Цель исследования: выявить особенности владения младшими школьниками лексикографическими умениями и разработать задания, направленные на совершенствование данных умений.
Объект исследования: лексикографические умения младших .школьников.
Предмет исследования: особенности владения младшими школьниками лексикографическими умениями.
Гипотеза: предполагаем, что младшим школьникам, владеющим лексикографическими умениями на низком уровне, необходимы специальные задания, предполагающие обращение к толковому, орфоэпическому и фразеологическому словарям.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую, лингвистическую и
методическую литературу по теме исследования;
2. Выявить особенности владения второклассниками лексикографическими умениями.
3. Разработать специальные задания, предполагающие обращение второклассников к толковому, орфоэпическому и фразеологическому словарям.
Методы, которые были использованы в работе:
• Анализ психолого-педагогической литературы;
• Наблюдение;
• Эксперимент;
• Метод статической обработки данных.
Современный мир требует от младшего школьника в первую очередь умения работать с информацией. Одним из направлений этой деятельности является работа со словарем. Для обеспечения эффективности данной работы младшему школьнику необходимо сформировать у себя лексикографические умения. Это подразумевает не только умение ориентироваться в словарной статье, но и понимать, что такое словарь, а также отличать разные виды словарей.
В этом младшим школьникам может помочь лексикография.
Ученые сформулировали несколько трактовок данного термина. Общей чертой у этих определений является разделение лексикографии на практическую и теоретическую. Практическая подразумевает составление словарей разных типов, а теоретическая дает основу для практических изысканий.
Итогом практической лексикографии являются разные словари. Их можно разделить на лингвистические и энциклопедические. Объектом интереса лингвистического словаря является слово как носитель какой-либо информации: этимологических корней, орфоэпических данных, наличия у него синонимов, антонимов, омонимов и т.д. Объектом энциклопедического словаря выступают исторические факты, личности, события. В данных словарях слово выступает лишь как переносчик информации, но не объектом непосредственного интереса.
Младшие школьники в своей деятельности используют практически все виды словарей.
С целью выявления актуального уровня владения младшими школьниками лексикографическими умениями был проведен констатирующий срез. Итоги констатирующего эксперимента доказали актуальность данной проблемы. Установлено, что младшие школьники владеют данными умениями на среднем и низком уровне.
С целью совершенствования лексикографических умений младших школьников были разработаны специальные задания, предполагающие обращение обучающихся к различным словарям: толковому, орфоэпическому, фразеологическому.
Представленные упражнения можно выполнять как самостоятельно, так и в группах.
При выполнении упражнений младшие школьники должны осознать, что рядом с ними есть помощник, который позволяет решить возникшую языковую задачу.
Установлено, что если на ранних этапах обучения ребёнку не привита потребность обращаться к словарям, если у него не сформировалось умение ориентироваться в средствах помощи и быстро находить нужную информацию, то едва ли он станет полноценным пользователем всего существующего богатства словарей и сможет сам находить необходимые знания.
Таким образом, считаем, что систематическое выполнение представленных специальных заданий, предусматривающих работу с толковым, орфоэпическим, фразеологическим словарями, будет способствовать развитию и совершенствованию лексикографических умений младших школьников.
1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. А35 Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). - М.: Издательство ИКАР, 2009. - 448 с.
2. Алексеев Филипп Сергеевич. Мой первый толковый словарь русского языка. 1-4 классы, 2015 г. С. 224.
3. Алефиренко Н.Ф. Теория языка. Вводный курс. -М., 2004. - 368 с.
4. АлешинаЛ.В. Словарь авторских новообразований Н.С. Лескова. Вып. I— III. Орел: ОГУ, 2002, 2004, 2007. - 83 с., 69 с., 70 с.
5. Алешина Л.В. Словарь новообразований Н.С. Лескова: словарные статьи на «3» / / Актуальные вопросы исторической лексикографии и лексикологии. Материалы Всерос. Академической школы-семинара. СПб., 2005. С. 356-360.
6. Алешина Л.В. Словарь новообразований Н.С. Лескова: словарные статьи на «К» // Русский язык XIX века: от века XVIII к веку XXI: Материалы II Всерос. науч. конф. (Санкт-Петербург, 17-20 октября 2006 г.). СПб., 2006. С. 17-26.
7. Атаманова Н. В., Голованевский А. Л. Алфавитно-частотный словник "Словаря языка поэзии Ф. И. Тютчева" // Проблемы авторской и общей лексикографии: материалы международной конференции. Брянск - М., 2007. С. 223-295.
8. Алексеев Ф.П., Мой первый толковый словарь русского языка., ред.Робатень Л.С.,изд.АСТ, 2015 г. С. 224.
9. Алабугина, Ю. В. Орфографический словарь. Орфоэпический словарь / Ю.В. Алабугина, О.А. Михайлова. - М.: АСТ, Астрель, 2015. - 704 c.
10. Большой толковый словарь русского языка: [БТС : А-Я] / Рос. акад. наук, Ин-т лингвист. исслед.; гл. ред. С. А. Кузнецов.— СПб.: Норинт, 2004.— 1534 с.
11. Беленькая, Т. Б. Все правила русского языка для начальной школы / Т.Б. Беленькая. - М.: Феникс, 2014.-379 с.
12. Беленькая, Т. Б. Все правила русского языка для начальной школы / Т.Б. Беленькая. - М.: Феникс, 2015.-700 с.
13. Баско Н.В. Фразеологический словарь. Почему мы так говорим? 1-4 классы 2017. - с. 184.
14. Большой толковый словарь русского языка (С. А. Кузнецов), 2000г. С. 1536.
15. Бондаренко А.А. Словари на уроках//Начальная школа, 2000, №1.-С.27-33...53