ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ УСТНОЙ РЕЧИ НА
ИНОСТАННОМ ЯЗЫКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ 8
1.1. Система обучения иностранному языку в современной
образовательной организации 8
1.2. Сущностные характеристики понятия информационно -
коммуникационные технологии в современном научном знании 9
1.3. Использованиеинформационно-коммуникационныхтехнологий при
обучении иностранному языку в средней общеобразовательной школе 13
1.4. Интернет-ресурсы для совершенствования навыков речи обучающихся.
22
Выводы по 1 главе 25
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ УСТНОЙ РЕЧИ НА
ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ 28
2.1. Методология исследования, выборка и описание групп 28
2.2. Анализ данных, полученных в ходе эксперимента, посвященного
использованию ИКТ на уроках английского языка для обучения устной речи 30
2.3. Упражнения для обучения устной речи на иностранном языке с
использованием ИКТ 36
2.4. Выводы по главе 2 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 11 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 12 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 13 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 14 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 15
В XXI веке информационно-коммуникационные технологии активно используются во всех сферах деятельности человека, в частности, в образовании. Первые персональные компьютеры использовались преподавателями для интенсификации процесса обучения, увеличения наглядности, а также, как инструмент отработки навыков, источник дополнительной информации и т.д.
Компьютерные технологии используются в обучении иностранным языкам начиная с 80-х гг. ХХ века, вследствие чего в методике преподавания иностранных языков, появилось особое направление, рассматривающее теоретические и практические аспекты использования этих технологий в ходе обучения иностранному языку. В России данное направление получило название «компьютерная лингводидактика», за рубежом наиболее распространен термин CALL (Computer-assisted language learning).
С каждым годом появляются все более совершенные технические средства и развиваются уже имеющиеся, вследствие чего повышается их лингводидактический потенциал. В перечень средств используемых в современном образовании технических средств входят как, как стационарные (например, компьютер, интерактивная доска), так и мобильные (планшетные компьютеры, смартфоны), которые объединены под понятием «цифровые технологии». Появление этих технических средств также оказало влияние на способы представления информации, которая сегодня чаще всего преподносится в нескольких формах одновременно: текстовом, графическом, видео, аудиальном, интерактивном. В этой связи, современные технологии, используемые в обучении иностранным языкам, могут быть объединены под термином «мультимедийные и цифровые технологии».
Однако, опыт использования различных подобных технологий в обучении иностранным языкам показывает, что сами по себе они не делают процесс обучения более эффективным. Для использования мультимедийных и цифровых технологий в их полном потенциале необходима разработка специальной методики...
В современном образовании существенно возрастает спрос на использование ИКТ в обучении, иностранный язык не стал исключением. Каждый год появляются новые способы использования ИКТ на уроках, однако не всегда их применение в обучении достаточно изучено и проработано, многие педагоги пренебрегают данными ресурсами в силу ряда сдерживающих факторов, однако, при грамотном подходе к использованию данные технологии хорошо проявляют себя в разных аспектах обучения. Однако несмотря на все преимущества, использование информационных технологий может привести и к негативным последствиям, в числе которых, в частности, отсутствие навыков непосредственного общения с преподавателем и взаимодействия со сверстниками, неумение сформулировать и аргументированно доказать свою точку зрения, низкий уровень развития речи, отсутствие самостоятельности, творческого характера мышления.
В первой главе были рассмотрены теоретические основы развития обучения английскому языку в основной школе. Определено понятие автономности и ее значение в образовательном процессе. Описана роль ИКТ в обучении английскому языку, и существующие методики использования ИКТ на уроках английского языка для развития языковых навыков и обучения устной речи. Были также рассмотрены результаты исследований, посвященных использованию ИКТ в обучении английскому языку.
Во второй главе было проведено экспериментальное исследование, посвященное использованию ИКТ на уроках английского языка для обучения устной речи. Была описана методология исследования, выборка и описание групп, и проанализированы данные, полученные в ходе эксперимента. Были представлены методические рекомендации по использованию ИКТ на уроках английского языка для развития устной речи...
1. Асочаков Ю.В. «Цифровая либерализация», «Цифровое неравенство» и киберскептицизм // Вестник СПбГУ. Серия 12. Социология. 2015. №2 С.93-99.
2. Астафьева О.Н., Захарова О.А. Информационно-коммуникативная компетентность личности в условиях становления информационного общества [Электронный ресурс]. URL: http://gigabaza.ru/doc/86387.html (Дата обращения: 22.03.2023)
3. Беспалов В. В. Информационные технологии: учебное пособие - Томский политехнический университет. - Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2012. 134 с.
4. Бим И.Л. Некоторые актуальные проблемы организации обучения иностранным языкам// Иностр. яз. в шк. - 2001. -№ 2. 132 с.
5. Бовтенко М. А., Компьютерная лингводидактика: учеб. пособие. - Москва: Флинта Наука, 2005. 215 с.
6. Бовтенко М.А. Информационно-коммуникационные технологии в преподавании иностранного языка: создание электронных учебных материалов: учеб. пособие / М. А. Бовтенко. - Новосибирск: Новосибирский государственный технический университет, 2008. 111
с.
7. Бовтенко М.А., Гарцов А.Д., Ельникова С.И. [и др.; под ред. А.Д. Гарцова]. Компьютерная лингводидактика: теория и практика: курс лекций /. - Москва: Изд-во Российского университета дружбы народов, 2006. 211 с.
8. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / СПб: Питер, 2008. 398 с.
9. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка. // Изучение мотивации поведения детей и подростков. /Под ред. Л. И. Божович и Л. В. Благонадежиной. М., «Педагогика», 1972. С. 30-57
10. Воевода Е. В. Интернет-технологии в обучении иностранным языкам // Высшее образование в России. 2009. № 9. С. 110-114.
11. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. - Санкт-Петербург: СОЮЗ, 1997. 224 с.
12. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: Учеб. пособие для студ. Лингв. Ун-тов и фак. Ин.яз.высш.пед.учеб.заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. 336с.
13. Гарцов А.Д. Компьютерная лингводидактика: цели и задачи. // Вестник РУДН. Серия «Вопросы образования: языки и специальность». №2. М., РУДН, 2007, С.41-49.
14. Гриценко И.А. Клиповое мышление - новый этап развития человечества // Ученые записки РГСУ. 2012. №4 (104) С.71-74.
15. Девтерова З. Р. Новые образовательные технологии: компьютерные телекоммуникации в обучении иностранному языку // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2009. № 1. C.30-33...66