Данная выпускная квалификационная работа (магистерская диссертация) содержит 97 страниц, включая реферативную часть; 53 иллюстрированных материалов, 53 источника литературы.
Рассмотрены информационно-коммуникационные технологии их роль в процессе обучения русскому языку как иностранному, разработаны уроки с применением информационно-коммуникационных технологий, таких как: платформа для создания онлайн- тестов и викторин, видеоматериалы, игровые электронные ресурсы, электронные учебники.
Теоретическую базу работы составили источники (учебники, научные статьи), оформленные в виде библиографического списка.
Диссертация состоит из введения, двух глав, в том числе выводов по главам, заключения, списка библиографических источников.
Объектом исследования являются информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).
Предметом исследования выступает применение ИКТ в обучении русскому языку как иностранному.
Цель работы состоит в разработке дидактических материалов с использованием информационно-коммуникационных технологий для применения в процессе обучения русскому языку как иностранному.
Материалом исследования послужили образовательные ресурсы, представленные в электронно-цифровом формате.
Методологическую базу исследования формируют на основе научных, учебных и методических работ, посвященных вопросам компьютерной лингводидактике.
При работе с методологической базой использованы методологические подходы - информационный, информационно-деятельностный, синергетический.
В ходе исследования применялись методы сравнения, моделирования, описания, наблюдения, сопоставления и систематизации, обеспечивающие первичный уровень обработки материала; анализ и синтез,
Компьютерные технологии предполагают обучение иностранных студентов общению с компьютером, но одновременно и коррекции учителем процесса обучения. Современная подходы к обучению иностранным языкам и русскому языку как иностранному в частности предполагают активное использование компьютерных технологий. Например, Семенова Ирина Николаевна и Слепухин Александр Владимирович считают, что ИКТ развивает память, мышление, формирует творческие умения [Семенова, Слепухин 2013]. Беляева Елена Викторовна говорит о том, что компьютерные технологии помогают формированию у иностранных студентов коммуникативной компетенции [Беляева 2020]. Юсупова Татьяна Эдуардовна считает, что использование инновационных педагогических технологий совершенствует языковую компетенцию [Юсупова 2017]...
Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании уже является реалией. Появление многочисленных Интернет - ресурсов формирует новый стиль межличностной и межкультурной коммуникации.
Осуществление деятельности в электронном формате изменяет процессы во всех производственных областях, в том числе в образовании, педагогике, лингводидактике, методике обучения русскому языку как иностранному (РКИ).
Совершенствование технологий обучения занимает одно из первых мест среди многочисленных новых направлений развития образования, привлекающих в последние десятилетия особое внимание исследователей проблем высшей школы. В научных и методических трудах рассматриваются различные аспекты применения ИКТ в образовательном процессе. Вопросом применения компьютерных технологий в образовании посвящены работы Романковой А.А., Титовой Е.И., Ахметшиной Г.Х. и др. [Романкова, Титова 2015 и др.]. Косарим Г.Г. считает, что использование информационных технологий является одной из актуальных проблем в образовательной среде [Косарим 2009]. Леушина И.С. и Муравьева Г.Е. рассматривают ИКТ как инструмент повышения мотивации и привлечения студентов к проектной деятельности [Леушина 2017, Муравьева 2001].
Новые информационные и коммуникационные технологии расширяют рамки традиционного образовательного процесса. Их использование ведет к преодолению возрастных, временных и пространственных барьеров и предоставляет каждому возможность учиться в течение всей жизни. В ХХХ веке развитие Интернета превратилось в фактор глобального значения, открывающий новые перспективы совершенствования мировой образовательной системы. Это отражается как на технической оснащенности 3
образовательных учреждений, их доступе к мировым информационным ресурсам, так и на использовании новых видов, методов и форм обучения, ориентированных на активную познавательную деятельность учащихся.
Информационно-коммуникационные технологии способствуют развитию всех видов речевой деятельности. Уверенное владение компьютером формирует у иностранных студентов информационную компетенцию, важную для дальнейшей успешной профессиональной деятельности. Самостоятельная работа с Российскими Интернет- ресурсами помогает формировать коммуникативную, языковую и социокультурную компетенции.
Обладая таким качеством, как интерактивность, ИКТ позволяют эффективно адаптировать учебный материал под индивидуальные особенности студентов, а наглядность способствует повышению уровня усвоения материала.
Компьютер может быть использован при введении нового знания, при закреплении умений и навыков, а также как средство контроля.
Наши наблюдения показывают, что применение современных информационных технологий улучшает процесс обучения русскому языку как иностранному (РКИ). Компьютерные презентации позволяют предъявлять учебный материал более наглядно и доступно, электронное тестирование повышает познавательную деятельность, работа с электронными учебниками позволяет студентам самим контролировать скорость прохождения обучения.
Использование новых информационных технологий в преподавании является одним из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса, обогащения арсенала методических средств и приемов, позволяющих разнообразить формы работы и сделать процесс обучения иностранному языку интересным для студентов [Тимофеева, Кайль 2014: 78].
Активное использование электронных ресурсов становится частью современного образовательного пространства, к особенностям которого относится «большая открытость, доступность и гибкость за счет моделей широкого применения средств самообразования на основе новых информационных и коммуникационных технологий», использование «способов развития внутренней мотивации обучающихся для новых знаний» [Насейкина 2010: 30].
1. Alan Kay «Steps Toward The Reinvention of Programming - A Compact And Practical Model of Personal Computing As A Self- Exploratorium, 2006
2. Архангельская А.Л., Жигунова О.М. К проблеме формирования электронной образовательной среды на портале вуза для студентов-иностранцев довузовского этапа обучения // Вестник РУДН. Серия: Вопросы образования: языки и специальность. 2012. - № 3. - С. 110-115.
3. Афсана И.К., Мухаметзянова Ф.Г., Халилуллина А.Р.
Исследование роли информационных технологий в обучении иностранным языкам // Казанский вестник молодых учёных. 2018. №3 (6). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-roli-informatsionnyh- tehnologiy-v-obuchenii-inostrannym-yazykam(дата обращения:
19.05.2023).
4. Ахметшина Г.Х. Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе. М., 2007. - 93 с.
5. Беляева Е.В. Освоение студентами коммуникативной компетенции в процессе изучения иностранного языка // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. 2020. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osvoenie-studentami-kommunikativnoy- kompetentsii-v-protsesse-izucheniya-inostrannogo-yazyka(дата обращения: 21.05.2023).
6. Богомолов А.Н. Виртуальная среда обучения русскому
языку как иностранному: лингвокультурологический аспект.
Монография. М. : МАКС Пресс, 2008. - 320 с.
7. Bromwich D. Trapped in the Virtual Classroom // The New York Review of Books. - 2015. - July 9.
8. Ваганова О.И., Иляшенко Л.К., Белоусова Г.А. Современные технологии профориентационной деятельности в системе высшего образования //Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2018. - Т. 9. № 5-2. - С. 45-48.
9. Ваганова О.И., Пирогова А.А., Прохорова М.П.
Инновационные технологии в инклюзивном образовании // Инновационная экономика: перспективы развития и
совершенствования. 2018. № 6 (32). С. 36-40.
10. Васильева Т.В., Ускова О.А. Русский язык в многоязычном мире: вопросы статуса и билингвального образования : монография. М. : Янус-К, 2016. - 248 с.
11. Вербилова А.В. Электронные образовательные ресурсы. Общие требования и виды. Методические рекомендации, 2018
12. Горбич О.И. Современные вузовские педагогические
технологии на уроке русского языка в средней школе // Вестник ПСТГУ. Серия 4: Педагогика. Психология. 2006. №3. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-vuzovskie-pedagogicheskie- tehnologii-na-uroke-russkogo-yazyka-v-sredney-shkole (дата обращения: 23.05.2023).
13. Груздова О.Г., Согласова Т. А. Применение квиз-технологии в образовании // Вестник Пензенского государственного университета. 2022. - № 3. - С. 13-19.
14. Добрыднева Е.В. 2013
15. Жураев А.Р. Проблема компьютеризации учебных
процессов // Academy. 2020. №11 (62). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-kompyuterizatsii-uchebnyh- protsessov дата обращения: 21.05.2023)...53