Введение 3
ГЛАВА I. Теоретические основы развития мышления
учащихся 4
1.1 Характеристика процесса мышления 4
1.2 Критическое мышление 8
1.3 Технология развития критического мышления 11
1.3.1 История развития технологии критического
мышления 11
1.3.2 Содержание, цели и задачи технологии развития критического
мышления 12
1.3.3 Методы и приемы развития критического
мышления 19
1.4 Химическая грамотность учащихся 29
ГЛАВА II. Использование технологии критического мышления на уроках химии для развития химической грамотности учащихся
32
2.1 Организация опытно - экспериментальной работы по развитию
химической грамотности учащихся 11- х классов 32
2.2 Основные результаты опытно - экспериментальной работы по развитию
химической грамотности учащихся 11- х классов
49 Заключение 51
Список использованных источников 52
Приложение 56
Одним из наиболее значимых показателей социального благополучия человека и общества является грамотность. Проблема формирования химической грамотности учащихся общеобразовательной школы является актуальной в условиях изменений, происходящих в системе общего образования, выдвигающих новые требования к качеству предметной подготовки учащихся. Подготовка учащихся к решению учебных и жизненных задач деятельностно-прикладного характера является одной из первоочередных целей обучения. В связи с этим перед педагогами стоит важная задача - формирования функциональной грамотности учащихся школ. Эти вопросы нашли отражение в значительном количестве психолого-педагогических исследований, но проблема формирования химической грамотности учащихся рассмотрена не достаточно полно.
В многочисленных социально-педагогических и психолого-педагогических исследованиях убедительно доказывается, что человеку современного общества нужно обладать критическим мышлением, которое необходимо в ситуациях выбора и принятия решения, оценки различных мнений и точек зрения, осмысления прогнозов и интерпретации информации. Критическое мышление помогает человеку ориентироваться в современном быстро меняющемся мире. Таким образом, критичность выступает как качество развивающейся, активно познающей мир личности. Анализ научно-педагогической литературы дает возможность сделать вывод о том, что имеется небольшое количество исследований, которые посвящены развитию критического мышления старшеклассников.
В связи с этим изучение влияния развития критического мышления на совершенствование химической грамотности учащихся является актуальным.
Цель работы данной работы является исследовать эффективность использования технологии критического мышления для развития химической грамотности у учащихся 11-х классов.
Объект исследования: образовательный процесс по химии с использованием методов и приемов технологии критического мышления
Предмет исследования: методы и приемы технологии критического мышления как средство развития химической грамотности учащихся Гипотеза исследования: использование технологии критического мышления способствует развитию уровня химической грамотности учащихся.
Задачи исследования:
• Исследовать литературные источники по данной теме;
• Выявить целесообразность применения методов и приемов технологии развития критического мышления на различных этапах урока для повышения уровня химической грамотности учащихся;
• Оценить эффективность применения методов и приемов технологии критического мышления для учащихся 11-х классов для развития всех компонентов химической грамотности учащихся
Методы:
• анализ психолого-педагогической, методической литературы по теме исследования;
• тестирование;
• метод эксперимента;
• сопоставление и обобщение результатов.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
По проделанной работе можно сделать следующие выводы:
• Проанализирована учебная и учебно-методическая литература по теме исследования;
• Выявлено, что приемы технологии критического мышления могут быть использованы на любом этапе урока для повышения уровня химической грамотности учащихся ;
• При апробации работы установлено, что использование технологии критического мышления способствует развитию всех компонентов химической грамотности учащихся 11 -х классов.
1. Береснева Е.В. Использование технологии критического мышления при
изучении органической химии / Е.В. Береснева // Химия в школе. - 2008. - №8. - С.17-22.
2. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: Избр. психол. тр. / Под
ред. Д.И. Фельдштейна ; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. - 3-е изд. - М. : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 349 с.
3. Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика.
Учеб.-метод. пособие. - М.: Мирос, 2002. - 176 с.
4. Выготский Л. С. Мышление и речь. - М.: Изд-во «Лабиринт», 1999. - 352 с.
5. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Машурцева Д.А., Орлова Л.М. Общая
психология: учебно-методическое пособие / Под общ. Ред.М.В. Гамезо. М.: Ось-89, 2007. -352 с.
6. Гершунский Б.С. Философия образования: Учебное пособие для студентов
высших и средних педагогических учебных заведений. - М.: Московский психолого-социальный институт, 1998.- 432 с.
7. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления / Пер. с англ. Н.М. Никольской.
- М.: Совершенство, 1997. - 208 с.
8.Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. - СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003. - 284 с.
9.Загашеев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. - СПб., 2003. - 192 с.
10.Заграничная Н.А. О формировании естественно-научной грамотности учащихся / Н.А. Заграничная // Химия в школе. - 2016. - №6. - С. 10-16.
11.Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. - М.: Просвещение, 2004. - 175 с.
12. Зуева, М.В. Совершенствование организации учебной деятельности
школьников на уроках химии. - М.: Просвещение, 1989. - С. 36.
13. Клустер Д. Что такое критическое мышление? [Электронный ресурс] - режим доступа: http://testolog.narod.ru/Other15.html
14. Критическое мышление и новые виды грамотности / сост. О. Варшавер. - М.: Изд-во ЦГЛ, 2005. - 80 с.
15. Линдсей Г. Творческое и критическое мышление [Электронный ресурс] - режим доступа: http://www.psychology-online.net/articles/doc-73.html...38