Образовательная инфографика как средство обучения информатике в основной школе
|
Введение 3
Глава 1. Визуализация учебной информации с использованием инфографики 5
1.1. Инфографика как способ визуализации учебной информации 5
1.2. Виды инфографики 9
1.3. Технология и принципы создания образовательной инфографики 24
Глава 2. Методические рекомендации по созданию образовательной инфографики с использованием сервисов Интернет и ее использованию на уроках 27
2.1. Обзор возможностей сервисов Интернет для создания инфографики . . 27
2.2. Пример разработки образовательной инфографики с использованием
сервиса Piktochart 37
2.3. Примеры заданий для обучающихся, связанные с созданием
инфографики 47
Заключение 58
Библиографический список 61
Глава 1. Визуализация учебной информации с использованием инфографики 5
1.1. Инфографика как способ визуализации учебной информации 5
1.2. Виды инфографики 9
1.3. Технология и принципы создания образовательной инфографики 24
Глава 2. Методические рекомендации по созданию образовательной инфографики с использованием сервисов Интернет и ее использованию на уроках 27
2.1. Обзор возможностей сервисов Интернет для создания инфографики . . 27
2.2. Пример разработки образовательной инфографики с использованием
сервиса Piktochart 37
2.3. Примеры заданий для обучающихся, связанные с созданием
инфографики 47
Заключение 58
Библиографический список 61
Федеральный государственный образовательный стандарт в качестве одного из требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования определяет формирование умений формализации и структурирования информации, умений выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных [28]. В связи с этим актуальной является задача изучения способов структурирования и визуализации больших объемов учебной информации с использованием современных информационных технологий. Одним из средств сжатого и наглядного представления информации является инфографика.
Родившись в конце ХХ столетия, как один из результатов информационной революции, беспрерывно развиваясь в течении уже 25 лет, инфографика стала одним из наиболее стильных, важных и авторитетных типов зрительной культуры. Теперь уже тяжело вообразить себе описание данных, без применения графических средств. Особой известностью использует инфографика в печатных изданиях. Свежий метод быстрого и малогабаритного изложения крупного размера данных преобразовался в направление. Всё больше растёт область печатных изданий и бизнес фирм, которые активно применяют инфографику.
Примеры наглядности и визуализации всегда широко применялись в образовании: опорные схемы и таблицы, оперативные схемы действий, семантические и фреймовые модели, дидактические наглядные пособия, «педагогический рисунок» на доске, метапланы.
В нашем исследовании мы попытаемся выявить отличительные особенности образовательной инфографики по сравнению с другими способами визуализации учебной информации, а также составить методические рекомендации по ее разработке, которые могут быть использованы учителями для подготовки наглядных средств обучения и учениками для подготовки информационных продуктов по разным предметам.
Проблему исследования можно сформулировать в виде вопроса: какими особенностями должна обладать образовательная инфографика, и как ее можно использовать, чтобы она могла служить эффективным средством обучения?
Цель исследования: разработать методические рекомендации по созданию образовательной инфографики с использованием сервисов Интернет и ее использованию на уроках.
Объект исследования: сжатие и визуализация учебной информации
Предмет исследования: процесс создания образовательной инфографики.
Задачами дипломной работы является:
1. Проанализировать отличия образовательной инфографики от других способов визуализации учебной информации.
2. Описать виды образовательной инфографики
3. Описать технологию создания образовательной инфографики
4. Произвести обзор возможностей Интернет-сервисов для создания инфографики
5. Разработать методические рекомендации по использованию инфографики на учебных занятиях
Практическая значимость исследования: разработанные методические рекомендации могут быть использованы учителями разных предметов при подготовки учебных материалов к занятиям и составлении заданий по работе с учебной информацией для учащихся.
Родившись в конце ХХ столетия, как один из результатов информационной революции, беспрерывно развиваясь в течении уже 25 лет, инфографика стала одним из наиболее стильных, важных и авторитетных типов зрительной культуры. Теперь уже тяжело вообразить себе описание данных, без применения графических средств. Особой известностью использует инфографика в печатных изданиях. Свежий метод быстрого и малогабаритного изложения крупного размера данных преобразовался в направление. Всё больше растёт область печатных изданий и бизнес фирм, которые активно применяют инфографику.
Примеры наглядности и визуализации всегда широко применялись в образовании: опорные схемы и таблицы, оперативные схемы действий, семантические и фреймовые модели, дидактические наглядные пособия, «педагогический рисунок» на доске, метапланы.
В нашем исследовании мы попытаемся выявить отличительные особенности образовательной инфографики по сравнению с другими способами визуализации учебной информации, а также составить методические рекомендации по ее разработке, которые могут быть использованы учителями для подготовки наглядных средств обучения и учениками для подготовки информационных продуктов по разным предметам.
Проблему исследования можно сформулировать в виде вопроса: какими особенностями должна обладать образовательная инфографика, и как ее можно использовать, чтобы она могла служить эффективным средством обучения?
Цель исследования: разработать методические рекомендации по созданию образовательной инфографики с использованием сервисов Интернет и ее использованию на уроках.
Объект исследования: сжатие и визуализация учебной информации
Предмет исследования: процесс создания образовательной инфографики.
Задачами дипломной работы является:
1. Проанализировать отличия образовательной инфографики от других способов визуализации учебной информации.
2. Описать виды образовательной инфографики
3. Описать технологию создания образовательной инфографики
4. Произвести обзор возможностей Интернет-сервисов для создания инфографики
5. Разработать методические рекомендации по использованию инфографики на учебных занятиях
Практическая значимость исследования: разработанные методические рекомендации могут быть использованы учителями разных предметов при подготовки учебных материалов к занятиям и составлении заданий по работе с учебной информацией для учащихся.
Федеральный государственный образовательный стандарт в качестве одного из требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования определяет формирование умений формализации и структурирования информации, умений выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных.
В связи с этим актуальной является задача изучения способов структурирования и визуализации больших объемов учебной информации с использованием современных информационных технологий. Одним из средств сжатого и наглядного представления информации является инфографика.
Целью выпускной квалификационной работы являлась разработка методических рекомендаций по созданию образовательной инфографики с использованием сервисов Интернет и ее использованию на уроках
В ходе исследования были выполнены следующие задачи:
1. Проанализированы отличия образовательной инфографики от других способов визуализации информации.
Основное отличие инфографики от других видов визуализации информации - её метафоричность, то есть это не просто график, диаграмма, построенные на основе большого количества данных, это график, в который вставлена визуальная информация, аналогии из жизни, предметы обсуждения.
Особенностью образовательной инфографики является то, что в ней информация представлена таким образом, что не только всё понятно, но обучающийся может находить дополнительные смыслы, анализировать, делать собственные рассуждения и выводы.
Основная роль образовательной инфографики - визуализация целостно усваиваемой единицы учебной информации (укрупненной дидактической единицы), ее оптимально использовать не на каждом уроке, а на уроке обобщения полученных знаний, когда на одном слайде представлены итоги изучения темы.
2. Рассмотрены виды инфографики, а именно:
- Классификация инфографики по типу предъявляемой информации
a) Инфографика для представления числовых данных (диаграммы, гистограммы, номограммы и графики, которые подразделяются на подгруппы (точечные, линейные кольцевые и т. п.).
b) Инфографика для представления качественных данных
(типы карт, схем, изображений и их последовательностей).
c) Инфографика для представления комбинированных данных (комбинирующие тексты, таблицы и изображения (например, фотографии) с видами элементарной инфографики - картами, диаграммами, схемами, указателями).
- Классификация инфографики по форме взаимодействия с ней
a) Статическая инфографика
b) Динамическая инфографика
c) Интерактивная инфографика
Рассматривая виды инфографики, мы познакомились с возможными способами визуального представления качественной и количественной учебной информации.
3. Описана пошаговая технология создания образовательной инфографики и формулированы принципы ее создания: визуализация, лаконичность, качественный дизайн, доступность, опора на имеющиеся у ученика знания.
4. Произведен обзор возможностей Интернет-сервисов для создания инфографики, таких как Visme, Канва,Easel, Piktochart, Infogr.am, Free Mind, XMind, DIA.
Выделены критерии выбора компьютерной программы для создания образовательной инфографики :
- доступность. Желательно, чтобы используемая программа была бесплатной и не требовала сложной установки на компьютере;
- простота и удобство использования. Программа должна подходить человеку, не обладающему профессиональными дизайнерскими навыками;
- возможность создавать инфографику быстро: наличие большого количества шаблонов, готовых графических элементов и т.п.;
- возможность создания интерактивной инфографики
5. Приведен пример пошаговой разработки образовательной инфографики с использованием сервисаPiktochart
Приведены примеры разных видов заданий для обучающихся, связанных с использованием инфографики. В приведенных примерах инфографика была использована для:
- создания проблемных ситуаций и организации эффективной поисковой деятельности;
- актуализации знаний;
- обобщения и систематизации информации;
- представления результатов самостоятельной аналитико-синтетической деятельности учащихся
Таким образом, можно сделать вывод, что задачи работы выполнены, цель работы достигнута.
В связи с этим актуальной является задача изучения способов структурирования и визуализации больших объемов учебной информации с использованием современных информационных технологий. Одним из средств сжатого и наглядного представления информации является инфографика.
Целью выпускной квалификационной работы являлась разработка методических рекомендаций по созданию образовательной инфографики с использованием сервисов Интернет и ее использованию на уроках
В ходе исследования были выполнены следующие задачи:
1. Проанализированы отличия образовательной инфографики от других способов визуализации информации.
Основное отличие инфографики от других видов визуализации информации - её метафоричность, то есть это не просто график, диаграмма, построенные на основе большого количества данных, это график, в который вставлена визуальная информация, аналогии из жизни, предметы обсуждения.
Особенностью образовательной инфографики является то, что в ней информация представлена таким образом, что не только всё понятно, но обучающийся может находить дополнительные смыслы, анализировать, делать собственные рассуждения и выводы.
Основная роль образовательной инфографики - визуализация целостно усваиваемой единицы учебной информации (укрупненной дидактической единицы), ее оптимально использовать не на каждом уроке, а на уроке обобщения полученных знаний, когда на одном слайде представлены итоги изучения темы.
2. Рассмотрены виды инфографики, а именно:
- Классификация инфографики по типу предъявляемой информации
a) Инфографика для представления числовых данных (диаграммы, гистограммы, номограммы и графики, которые подразделяются на подгруппы (точечные, линейные кольцевые и т. п.).
b) Инфографика для представления качественных данных
(типы карт, схем, изображений и их последовательностей).
c) Инфографика для представления комбинированных данных (комбинирующие тексты, таблицы и изображения (например, фотографии) с видами элементарной инфографики - картами, диаграммами, схемами, указателями).
- Классификация инфографики по форме взаимодействия с ней
a) Статическая инфографика
b) Динамическая инфографика
c) Интерактивная инфографика
Рассматривая виды инфографики, мы познакомились с возможными способами визуального представления качественной и количественной учебной информации.
3. Описана пошаговая технология создания образовательной инфографики и формулированы принципы ее создания: визуализация, лаконичность, качественный дизайн, доступность, опора на имеющиеся у ученика знания.
4. Произведен обзор возможностей Интернет-сервисов для создания инфографики, таких как Visme, Канва,Easel, Piktochart, Infogr.am, Free Mind, XMind, DIA.
Выделены критерии выбора компьютерной программы для создания образовательной инфографики :
- доступность. Желательно, чтобы используемая программа была бесплатной и не требовала сложной установки на компьютере;
- простота и удобство использования. Программа должна подходить человеку, не обладающему профессиональными дизайнерскими навыками;
- возможность создавать инфографику быстро: наличие большого количества шаблонов, готовых графических элементов и т.п.;
- возможность создания интерактивной инфографики
5. Приведен пример пошаговой разработки образовательной инфографики с использованием сервисаPiktochart
Приведены примеры разных видов заданий для обучающихся, связанных с использованием инфографики. В приведенных примерах инфографика была использована для:
- создания проблемных ситуаций и организации эффективной поисковой деятельности;
- актуализации знаний;
- обобщения и систематизации информации;
- представления результатов самостоятельной аналитико-синтетической деятельности учащихся
Таким образом, можно сделать вывод, что задачи работы выполнены, цель работы достигнута.
Подобные работы
- Инфографика как средство оценивания профессиональной аналитической компетенции бакалавров направления «Педагогическое образование», профиль «Тьютор»
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ЦИФРОВЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОНЛАЙН-УРОКОВ ИНФОРМАТИКИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2021 - ИНФОГРАФИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВИЗУАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ В 4 КЛАССЕ
Дипломные работы, ВКР, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Вебинары как средство развития умений разрабатывать образовательную инфографику у студентов педагогического бакалавриата
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Бакалаврская работа, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2017 - ИНФОГРАФИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В ПРАКТИКЕ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2024 - Применение образовательных мультимедийных лонгридов для развития у школьников умений структурировать информацию
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЕГРАЦИИ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ ПО ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС В ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017 - Информация как объект изучения в курсе школьной информатики с
использованием инфографики
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021



