Введение 3
1. Обучение как предмет дидактики 5
2. Методы обучения 8
3. Формы обучения 15
4. Воспитание как процесс 17
5. Методы воспитания 22
Заключение 25
Список используемой литературы 26
Процесс обучения имеет четкую структуру, состоящую из следующих элементов.
Цель - идеальное представление о том результате, к которому стремится учитель в обучающем взаимодействии с детьми. Цель обучения должна быть развернута в совершенно конкретных четких критериях того, что ученик должен уметь делать в конце обучения как его итог и результат.
Образовательная цель процесса обучения заключается в формировании системы знаний, умений, навыков.
Развивающая цель процесса обучения отражает одну из острейших проблем в современной дидактике и педагогической психологии -взаимоотношение обучения и развития. По существу, в процессе обучения происходит разностороннее развитие учащихся в разных направлениях - развитие речи, мышления, сенсорной и двигательной сфер личности, эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной области. Развивающий характер обучения находит реализацию в отборе содержания образования и дидактической организации учебного процесса.
Воспитательная цель обучения заключается в формировании устойчивых нравственно-эстетических убеждений, мировоззрения, социально-ценностных ориентации и т. д.
Наряду с целями обучения системообразующими понятиями в структуре процесса обучения выступают деятельность учителя (преподавание), деятельность учащихся (учение) и результат, связанный с конечным уровнем усвоения определенной системы знаний, умений и навыков, степенью обученности и воспитанности учащихся.
Переменными составляющими процесса обучения выступают: содержание учебной деятельности, методы обучения, средства обучения и организационные формы процесса обучения и учебной деятельности учащихся.
Содержание учебной деятельности учащихся, как уже отмечалось выше, заключается в передаче социального опыта. Педагогическая наука опытно-экспериментальным путем устанавливает количество, качество и степень трудности необходимой для школьников информации, возможности ее усвоения и практического применения. Учебная информация, подлежащая усвоению, должна быть педагогически переработана, отобрана с точки зрения ее актуальности в данных социокультурных условиях и адаптирована с учетом развития детей определенного возраста.
Методы обучения являются также существенным элементом структуры процесса обучения. Они являются способами обучающего взаимодействия учителя и учащихся. Тенденция развития методов обучения отражает динамику перехода от методов деятельности педагогов (требование, инструктаж, информация и др.) к методам деятельности ученического коллектива (поиск, упражнение, соревнование, дискуссия) и от них - к методам самоорганизации, самообразования и самодеятельности.
Средство обучения выступает как материализованный носитель метода. Сюда относятся те материальные предметы, которые учитель при изложении учебного материала помещает между собой и учеником:
технические средства обучения, наглядность, оборудование и т. д.
Наконец, процесс обучения немыслим без такого элемента своей структуры, как организационные формы. Обучение осуществляется на уроках. Это ведущая форма обучения. Сопутствующие формы многообразны: лабораторно-практические занятия, школьная лекция, экскурсия, индивидуальное, групповое и коллективное обучение, кружковая деятельность, диспут, студийные занятия и др. Форма обучения представляет собой ограниченную во времени и организационную в пространстве совместную познавательную деятельность учителей и учащихся.
Таким образом, педагогическую технологию можно определить как запрограммированный (алгоритмизированный) педагогический процесс, гарантирующий достижение спроектированных образовательных целей.
Педагогических технологий может быть много: в зависимости от назначения педагогических систем, от исходных научных педагогических, дидактических, методических концепций, от целевых установок разработчиков и т.д.
Дидактика является общей теорией обучения, рассматривая всю совокупность проблем целей, содержания, форм и методов преподавания и учения, средств обучения.
Методика – это «частная дидактика», т.е. теория обучения конкретному курсу, предмету. Та или иная конкретная педагогическая система строится, проектируется на основе конкретизации положений дидактики, методики применительно к данным конкретным целям и условиям образовательной деятельности. Педагогическая технология является процессуальной подсистемой педагогической системы.
Обучение является сердцевиной общественного явления воспитания и в широком смысле слова обладает признаками исторического и общечеловеческого явления. Назначение обучения состоит в передаче накопленного прошлого поколениями общественного опыта новым поколениям людей.
1. Гордин Л. Ю. Взаимосвязь общественной и природной сущности воспитания //Сов. педагогика. - 1991. - № 8. - С. 45-51.
2. Гордин Л. Ю. Поощрения и наказания в воспитании детей. - М. : Педагогика, 1971. -200 с.
3. Гриценко Л. И. Личностно-социальная концепция А. С. Макаренко в современной педагогике (Сравнительный анализ отечественного и зарубежного макаренковедения): Монография. - Волгоград: Перемена, 1997. -265 с.
4. Дидактика средней школы: Некоторые пробл. совр. дидактики. Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов /Под ред. М. А. Данилова и М. Н. Скаткина. - М. : Просвещение, 1975. - 303 с.
5. Каптерев П. Ф. Педагогический процесс //Избранные педагогические сочинения. - М. : Педагогика, 1982.
6. Козлов И. Ф. Педагогический опыт А. С. Макаренко: Кн. для учителя. - М. : Просвещение, 1987.
7. Корнетов Г. Б. Гуманистическое образование: традиции и перспективы. -М. , 1993.
8. Коротов В. М. Введение в общую теорию развития личности: Лекции. -М. , 1991.
9. Коротов В. М. Общая методика учебно-воспитательного процесса:
10. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. - М. : Педагогика, 1981.
11. Макаренко А. С. Педагогическая поэма //Педагогические сочинения:
12. Мид М. Культура и преемственность. Исследование конфликта между поколениями //Мид М. Культура и мир детства. Избр. произв. -М. : Наука, 1988.
13. Шацкий С. Т. Повышение качества урока /Пед. соч. : В 4 т. - Т. 4. - М. : Просвещение, 1965.