Рефера 2
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА1.Теоретико- методологические основы слухоречевой памяти детей старшего дошкольного возраста 10
1.1 Научные подходы к изучению слухоречевой памяти у детей 10
1.2 Психологические особенности детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи
III уровня 20
1.3 Проблема слухоречевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с
общим недоразвитием речи III уровня 26
1.4 Анализ диагностических и коррекционных методик по развитию слухоречевой памяти у детей с общим недоразвитием речи III
уровня 35
Вывод по первой главе 42
ГЛАВА2. Изучение особенностей слухоречевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня и нормой речевого развития, разработка методических рекомендаций 44
2.1 Организация и методика констатирующего эксперимента 44
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 52
2.3 Методические рекомендации к содержанию коррекционной -
развивающей работы 72
Вывод по второй главе 83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 95
Социально-экономические и политические условия, сложившиеся в нашей стране, требуют новых подходов к решению задач, стоящих перед системой образования в Российской Федерации.
В связи с принятием Федерального закона № 273 «Об образовании в Российской Федерации» и утверждением ФГОС дошкольного образования в настоящее время происходит изменения образовательных программ, которые отражены в нормативных документах нашего государства. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования определяет миссию дошкольного образования как сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства, содействие развитию познавательных процессов ребенка, в том числе и высших психических функций. Именно в дошкольном возрасте происходит становление психологических предпосылок учебной деятельности и развитие ВПФ в том числе и слухоречевой памяти которая является одним из важных аспектов в развитии ребенка, так как вся его дальнейшая жизнь будет связана с запоминанием большого потока информации.
Актуальность исследования. Актуальным аспектом проблемы совершенствования и развития системы логопедии является глубокое всестороннее изучение общего недоразвития речи у детей, которые характеризуются несформированностью всех средств языка и является наиболее распространенным речевым нарушением у детей дошкольного возраста.
На научном-теоретическом уровне актуальность возрастает в связи с тем, что в специальных исследованиях обобщены научные данные, отражающие этиологию и характер общего недоразвития речи у дошкольников, описаны клинические аспекты его проявлений, определены критерии и выделены уровни речевого развития (Н.С. Жукова, P.E. Левина,
Е.М. Мастюкова, Е.Ф. Соботович, Т.Б. Ф.ил.ичева, Г.В. Чиркина и др.) [27,32,49,61,70,72]. Дети с общим недоразвитием речи имеют недостатки на ряду с речевыми расстройствами, а также в развитии высших психических функций, в том числе слухоречевой памяти, которая указывает на системный характер нарушения речевой деятельности. Отклонения в форм.иров.ани.и высших психических функций, в том числе, слухоречевой памяти, тормозят процесс коррекции недостатков речевого развития и снижают его эффективность.
Ученые подчеркивают необходимость рассмотрения речевой недостаточности ребенка не исключено, а во взаимосвязи с его состоянием высших психических функций, когнитивных процессов (Т.Н. Волковская, Р. И. Лалаева, P.E. Левина, В.И: Лубовский)[38].
Большинство ученых, занимающихся вопросами воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи III уровня (д.алее ОНР III уровня), указывают на тесную взаимосвязь речи и мнестических процессов (Л. И. Белякова, И.Т. Власенко, Ю.Ф. Гаркуша, Н.С. Жукова, ВА. Ковшиков, А.Н. Корнев, Е.Ф. Соботович, О.Н. Усанова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.). При этом память детей с общим недоразвитием речи является наименее изученной областью с позиций системного подхода [10,24,27,70].
Вопрос о механизмах и особенностях памяти взрослых и детей с норм.альным развитием и метод.ах совершенствования мнестических процесс.ах достаточно широко представлен в психолого-педагогической литературе (Л.С. Выготский, Л.В. Занков, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия и др.). Однако недостаточно специальных исследований, посвященных ан.ализу особенностей памяти и условий ее развития у детей с общим недоразвитием речи, не обеспечивают потребности коррекционнопедагогического процесса.
На научно-методическом уровне анализ методического обеспечения показал, что система методов, методических приемов и специальных упражнений, направленных на развитие слухоречевой памяти в структуре логопедических занятий с детьми, остается недостаточно разработанной.
...
Память занимает особое место в психическом развитии дошкольника и играет важнейшую роль в его жизни. Различия между типами памяти относительны, так как они связаны друг с другом и взаимодействуют между собой. Одним из подвидов образной памяти является слуховая память, в том числе слухоречевая. Нарушение какого-то вида памяти может оказать влияние на другие ее виды и высшие психические функции.
Развитие памяти в онтогенезе проходит поэтапно, при этом каждый последующий этап связан с предыдущим. Осмысленное запоминание начинает развиваться у детей с появлением у них речи и в последующем всё более совершенствуется, как в связи с дальнейшим развитием речи, так и по мере накопления жизненного опыта, в связи, с чем особенности памяти и закономерности ее развития не могут проходить без учета своеобразия речевого развития.
Дети с общим недоразвитием речи представляют собой разнородную группу в плане состояния слухоречевой памяти. Её недоразвитие может варьироваться от грубого недоразвития до относительной нормы. Отмечаются следующие особенности слухоречевой памяти: недостаточный объем запоминаемого материала; трудности в припоминании слов; быстрое забывание воспринятого материала; возможно повторение одного слова несколько раз или называние новых слов.
Существует взаимозависимость между состоянием слухоречевой памяти и уровнем развития речи, при более низком уровне речевого развития отмечается и большее недоразвитие памяти. У детей с ОНР III уровня выделяют следующие особенности слухоречевой памяти недостаточный объем запоминаемого материала, трудности в припоминании слов; быстрое забывание воспринятого материала; возможно повторение одного слова несколько раз.
В научно-методической литературе отмечается важность и необходимость включения в систему логопедического воздействия работы по развитию слухоречевой памяти детей с ОНР III уровня. При этом в качестве основного средства могут выступать развивающие игры. Но на современном этапе недостаточно проработаны методические аспекты использования развивающих игр по формированию и развитию слухоречевой памяти на логопедических занятиях.
По всем видам памяти преобладает средний уровень, что в целом соотносится с особенностями речевого развития обследованных детей общего недоразвития речи III уровня. Несколько выше показатели были получены при исследовании долговременной памяти, дети показали высокий уровень по методике «Тактильные ладошки». В тоже время по методикам «10 слов», «Запоминание двух фраз», «Пересказ» были выявлены дети с очень низким уровнем развития слухоречевой памяти. Было установлено, что память детей с ОНР обладает такими особенностями как: замедленность, непрочность и неточность воспроизведения, так же можно отметить, привнесение новых слов, которых не было при запоминании, замены словами близкими по смыслу и значению. Все выявленные нами особенности говорят о необходимости проведения целенаправленной и дифференцированной работы по развитию слухоречевой памяти с использованием сенсорных опор. Результаты экспериментального исследования подтверждают, имеющиеся в литературе данные о недостаточности развития слухоречевой памяти у детей с ОНР III уровня.
В связи с установленными данными на основе анализа научно методической литературы была обоснована необходимость
целенаправленной и систематической работы по развитию слухоречевой памяти у старших дошкольников с ОНР III уровня.
В качестве эффективного средства развития слухоречевой памяти мы разработали картотеку игр, которые учитель-логопед, психолог может использовать на занятиях. Данные игры подобраны на развитие слухоречевой памяти с использованием сенсорных опор.
На наш взгляд, данный практический материал позволит оптимизировать логопедическую работу по развитию слухоречевой памяти и будет способствовать более успешному преодолению ОНР III уровня у старших дошкольников.
Таким образом, цели и задачи исследования реализованы, гипотеза нашла свое подтверждение в данной работе.
1. Агафонов А.Ю. Основы смысловой теории сознания. — СПб., 2003.
2. Агафонов А.Ю. Человек как смысловая модель мира. Самара, 2000. Ахутина. - М: Айрис-пресс, 2007. - 176 с.
3. Аллахвердов В.М. Опыт теоретической психологии. СПб., 1993.
4. Аверин В.А., Дандорова Ж.К., Зимняя И.А. и др. Психология детства/ Под ред. А.А. Реана. - СПб.: Прайм-Еврознак , 2006. - 352 с.
5. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. - М., 1980. - 361 с.
6. Анохин П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем. М. 1971
7. Асмолов А.Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии. М., 2002.
8. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. М.: ПРОГРЕСС. 1980.
9. Безруких М.М., Морозова, Л.В. Методика оценки уровня развития зрительного восприятия детей 5-7,5 лет. / М.М. Безруких, Л.В. Морозова - М.: Новая школа, 1996. - 40 с.
10. Белякова Л.И., Гаркуша Ю.Ф., Усанова О.Н., Фигередо Э.Л. Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с общим недоразвитием речи и19.
11. Блонский П.П. Основные предположения генетической теории памяти //Гиппенрейтер Ю.Б. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. - М.: АСТ, 2008. - 646 с.
12. Блонский П. П. Память и мышление. - М.: Издательство ЛКИ , 2007.
- 208 с.
13. Божович Л.И. Избранные психологические труды. -
М.:Международная педагогическая академия, 1995. - 209 с.
14. Бочарова С. Психология и память: Теория и практика для обучения и работы. - М.: Гуманитарный Центр, 2007. - 384 с.
15. Бадалян Л.О. Память и нервно-психическое развитие / Л.О. Бадалян // Дошкольное воспитание. - 1976. - №4. - С. 23-31.
16. Выготский Л.С. Мышление и речь / Лев Семенович Выготский - М.: Сб. соч. т.2. - 1982. С. 6-7.
17. Выготский Л.С. Память и е
... всего 79 источников