СФОРМИРОВАННОСТЬ НАВЫКОВ СВЯЗНОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ НА ОСНОВЕ СОСТАВЛЕНИЯ РАССКАЗОВ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
Введение 3
Глава 1. Теоретические и методические основы изучения нарушения связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III
уровня 7
1.1 Развитие связной речи в онтогенезе 7
1.2 Психолого - педагогическая характеристика детей с общим
недоразвитием речи III уровня и особенности связной речи 15
1.3 Анализ современных методик по формированию навыков связного высказывания на основе составления рассказов по серии сюжетных картин у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 21
Глава 2. Экспериментальное изучение сформированности навыков связного высказывания на основе составления рассказов по серии сюжетных картин у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня ... 31
2.1 Цель, задачи, методики и организация констатирующего
эксперимента 31
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 38
2.3 Методические рекомендации по развитию навыков связного высказывания на основе составления рассказов по серии сюжетных картин
у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 56
Заключение 78
Библиографический список 81
Приложения 88
Актуальность: в настоящее время проблема обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи становится особенно значимой. Согласно статистике, количество детей с данными нарушениями в последние годы имеет тенденцию к увеличению. Самую многочисленную группу из них составляют дошкольники с общим недоразвитием речи (далее ОНР).
Трудности в овладении навыками связной речи у детей с общим недоразвитием речи, обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы (фонетико-фонематического, лексического,
грамматического) и недостаточной сформированностью как
произносительной, так и семантической (смысловой) стороны речи. Дополнительные трудности в овладении связной монологической речи выражаются в наличие у этого контингента детей вторичных отклонений в развитии высших психических функций (мышления, памяти, внимания, воображения, восприятия).
К числу важнейших задач, согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, относится речевое развитие ребенка-дошкольника, позволяющее успешно общаться в кругу взрослых и сверстников. Речевое развитие включает в себя: владение речью как средством общения; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
Вопросом развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи занимались многие отечественные ученые (Г.В. Чиркина, Е.Б. Филичева, Е.М. Мастюкова, В.К. Воробьева, В.П. Глухов и др.).
В системе работы над связной речью, многие авторы прибегают к составлению рассказов по серии сюжетных картин. При такой форме работы
происходит переход от простого высказывания к связному, развернутому. Рассказывание по серии сюжетных картин исключает этап составления плана, так как порядок чередования картинок определяет последовательность изложения. У детей формируется представление об основных принципах построения связного высказывания: последовательное изложение
произошедших событий, отражение причинно-следственных связей, определение основной мысли и выбор лингвистических средств.
В педагогической литературе многими авторами работа с серией сюжетных картин рассматривается как важное средство развития связной монологической речи, в то же время прослеживается недостаточная изученность данного направления работы. Это обуславливает актуальность проблемы выявления уровня сформированности навыков связного высказывания на основе составления рассказов по серии сюжетных картин у детей с ОНР старшего дошкольного возраста для построения эффективной коррекционной работы по развитию связной речи.
Проблема исследования заключается в изучении сформированности навыков связного высказывания у старших дошкольников с ОНР III уровня.
Цель работы: выявить нарушения сформированности навыков связного высказывания на основе составления рассказов по серии сюжетных картин у старших дошкольников с ОНР III уровня и подобрать методические рекомендации для их коррекции.
Объект исследования: связное высказывание на основе составления рассказов по серии сюжетных картин.
Предмет исследования: особенности сформированности навыков связного высказывания на основе составления рассказов по серии сюжетных картин у старших дошкольников с ОНР III уровня.
...
В данной работе нами было проведено изучение проблемы сформированное™ навыков связного высказывания на основе составления рассказов по серии сюжетных картин у старших дошкольников с ОНР III уровня.
В рамках решения первой задачи нами была изучена психологопедагогическая и научно-методическая литература по проблеме исследования в следующих направлениях: развитие связной речи в онтогенезе; психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи III уровня и особенности связной речи у данной категории детей; анализ современных методик по формированию навыков связного высказывания.
В результате анализа психолого-педагогической литературы мы выяснили, что дети старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня значительно отстают от сверстников с нормой речевого развития в овладении связной монологической речи. Трудности в овладении навыками связной речи у детей с ОНР, обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы (фонетико-фонематического, лексического,
грамматического) и недостаточной сформированностью как
произносительной, так и семантической (смысловой) стороны речи.
Для самостоятельных монологических высказываний детей с ОНР III уровня характерны употребление преимущественно коротких фраз, ошибки в построении развернутых предложений, затруднения в выборе нужных лексем, нарушения смысловой организации высказываний, отсутствие связи между элементами сообщения.
Целенаправленное формирование связной речи имеет большое значение в общей системе логопедической работы с детьми с общим речевым недоразвитием. Отмечаемое у детей системное речевое недоразвитие требует дифференцированного подхода к выбору методов и приемов формирования навыков самостоятельных связных высказываний.
В рамках решения второй задачи, на основе методик В.К. Воробьевой и В.П. Глухова нами были предложены и модифицированы серии заданий для выявления сформированности навыков связного высказывания на основе составления рассказов по серии сюжетных картин.
Методика исследования включает в себя две серии заданий, направленных на выявление:
I серия: умения самостоятельно составить смысловую программу связного сообщения по наглядным опорам;
II серия: умения составить цельное связное высказывание, используя последовательность сюжетных картин как смысловую наглядную программу.
При затруднениях оказывалась помощь в виде последовательного использования побуждающих, наводящих и уточняющих вопросов.
При оценке выполнения заданий учитывались показатели: степень самостоятельности при выполнении заданий, объем рассказа, связность, последовательность и полнота изложения, особенности фразовой речи и характер грамматических ошибок.
Нами проведен констатирующий эксперимент на базе МБДОУ №259 г. Красноярска. В эксперименте принимало участие десять детей возраста 6-7 лет, посещающих логопедическую группу: из них 70% мальчиков (7 испытуемых) и 30% девочек (3 испытуемых).
В ходе констатирующего эксперимента выявлено, что дети показали лучше результаты в составлении смысловой программы по наглядным опорам. В большинстве случаев дошкольники смогли как самостоятельно, так и с незначительной помощью разложить сюжетные картины в последовательности логического развития событий.
...
1. Акименко, В.М. Речевые нарушения у детей/ В. М. Акименко - Ростов - на Дону: Феникс, 2008г. - 141 с.
2. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. Пособие для студ. Высш. и сред. пед. учеб. заведений. - 3-е изд. / М. М. Алексеева, Б. И. Яшина - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
3. Ахмедова, Д.Х. Особенности диагностики связных высказываний у дошкольников (6 года жизни) с 3 уровнем недоразвития речи / Д.Х. Ахмедова // Логопедия. - 2015. - № 4 (10). - С. 43-46
4. Арбекова, Н.Е. Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР.
Конспекты фронтальных занятий логопеда / Н.Е. Арбекова. - М.:
Издательство ГНОМ, 2013. - 172 с.
5. Баева В.А. Система работы по развитию связной речи детей с ОНР / И.А. Баева // Практический психолог и логопед. - 2014. - №4 (8) - С. 43-54
6. Брюховских, Л.А. Формирование предложных конструкций у школьников с нарушениями речи / Формирование предложных конструкций у школьников с нарушениями речи / Л. А. Брюховских. Монография; КГПУ им В. П. Астафьева. - 2015. - 184 с.
7. Брюховских, Л.А. Элементы метода «словесное рисование» в коррекции связного высказывания у дошкольников с общим недоразвитием речи / Л.А. Брюховских, О.В. Щербакова // Молодежь и наука XXI века: ХУИМеждународный научно-практический форум студентов, аспирантов и молодых ученых. Современные технологии коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. - 2016. - С. 117 - 121
8. Валуева, Я.В. Развитие связной речи дошкольников с ОНР с использованием методических приемов / Я. В. Валуева / Логопед. -2014. -
№ 1. - С. 102-112
9. Волкова, Л.С. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / Л.С. Волкова. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС,
2006. - 703 с.
10. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В.К. Воробьева. - М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006. - 158 с. - (Высшая школа)
11. Выготский, Л. С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. / Л. С. Выготский.
• М.: Издательство Лабиринт, 1999. - 352 с.
12. Гаревских В.С. Обучение составлению рассказа по серии картинокдетей 6—7 лет / В.С. Гаревских, Г.М. Мироманова // Логопед. - 2017. - № 10. - С. 48-54
13. Грибова, О.Е. Технология организации логопедического
обследования: Методическое пособие / О.Е. Грибова - М.: Айрис-пресс,
2005. - 96 с.
13. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием / В.П. Глухов. - М.: АРКТИ, 2002.
• 144 с.
14. Глухов, В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов / В. П. Глухов. - М.: АСТ: Астрель, 2008. - 351 с.
15. Гомзяк, О.С. Организация логопедической работы с детьми 5-7 лет с ОНР 3 уровня / О.С. Гомзяк. - Издательство ГНОМ, 2014. - 128 с.
... всего 65 источников