Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование связной речи на материале рассказов описательного типа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня

Работа №93847

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

специальное дефектологическое образование

Объем работы115
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
138
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СФОРМИРОВАННОСТИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ 6
1.1. Определение понятия «связная речь» и развитие связной речи
у старших дошкольников в норме 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика старших
дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 16
1.3. Характеристика связной речи у старших дошкольников с
общим недоразвитием речи III уровня 22
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПИРЕМЕНТ И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ СФОРМИРОВАННОСТИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У
СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 31
2.1. Организация констатирующего эксперимента и методика логопедического обследования детей старшего дошкольного возраста... 31
2.2. Анализ результатов логопедического обследования детей
старшего дошкольного возраста 37
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ НА МАТЕРИАЛЕ РАССКАЗОВ ОПИСАТЕЛЬНОГО ТИПА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ 49
3.1. Организация и принципы коррекционной работы по
формированию связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 49
3.2. Содержание логопедической работы по формированию
связной речи на материале рассказов описательного типа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 53
3.3. Контрольный эксперимент и анализ результатов работы по формированию связной речи на материале рассказов описательного
типа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.. 59 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 91
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 100

С каждым годом всё больше и больше подрастает детей у которых словарный запас небольшой, сама речь находится на низком уровне развития. Все эти недоразвития в последующем, находят отражение в нарушении письменной речи. Дети с общим недоразвитием речи имеют к этому очень большую предрасположенность.
Общее недоразвитие речи (ОНР) - различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне [21].
По данным Министерства здравоохранения Российской Федерации 70% детей имеют речевые нарушения [23]. Для того, чтобы выявить у ребёнка такие нарушения, логопеды в детских учреждениях проводят диагностику, а затем и коррекционную работу с такими детьми. Также проводится профилактическая работа.
Для наилучшего результата работы логопеда с детьми, с общим недоразвитием речи, считается время, пока ребёнок маленький. В этот период очень сложно определить отклонения в речевом развитии ребёнка, так как процесс формирования речи ещё не закончен. Логопеду необходимо знать онтогенез развития детской речи в норме и патологии.
В основе формирования правильной устной речи детей с ОНР лежит такая единица речи, как предложение, с учетом закономерностей его синтетического и аналитического развития.
Для того, чтобы выражать и понимать смысл речи, слова связываются в предложения. Поэтому очень важно оформить предложения грамматически правильно, что вызывает сложности в процессе формирования речи при ее недоразвитии.
У многих детей с ОНР дошкольного и младшего школьного возраста мы видим низкий уровень развития связной речи [1]. Поэтому необходимо искать методические пути и средства формирования связной речи. Это имеет большое значение для всего процесса обучения и воспитания детей 5-6 летнего возраста с ОНР.
Формирование, развитие и коррекция связной речи у детей с ОНР освещены в работах К. Д. Ушинского, В. И. Тихеевой, Е. А. Флериной, а также А. М. Бородич, Н. С. Жуковой, Е. М. Мастюковой, В. П. Глухова, Т. А. Ткаченко и др. Авторы подчеркивают значимость развития связной речи в системе коррекционной логопедической работы, объясняя это тем, что в конечном счёте, развитие связной речи становится целью всего коррекционного процесса, который требует не только длительной и кропотливой работы логопеда, но также воспитателя, родителей и самого ребёнка.
Несмотря на достаточную изученность рассматриваемой проблемы, до сих пор существует необходимость не только поиска более новых и совершенных методов коррекционной работы, но также и систематизацию, используемых на практике приемов, методов и средств.
Все вышесказанное объясняет актуальность выбранной темы: «Формирование связной речи на материале рассказов описательного типа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня».
Объектом исследования является состояние связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Предметом исследования является формирование связной речи на материале рассказов описательного типа у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Целью данного исследования - теоретически обосновать и разработать содержание логопедической работы по формированию связной речи на материале рассказов описательного типа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие «связная речь» и дать характеристику связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
2. Провести констатирующий эксперимент и проанализировать результаты сформированности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
3. Теоретически обосновать, разработать и апробировать содержание коррекционной работы по формированию навыков связных высказываний на материале рассказов описательного типа у детей с общим недоразвитием речи III уровня, оценить ее эффективность.
Методической базой исследования послужили работы В. П. Глухова, Р. Е. Левиной, Н. А. Никашиной, Г. И. Жаренковой, Л. Н. Ефименко, С. Ф. Спировой, Н. С. Жуковой, С. Ф. Иваненко, С. А. Мироновой, Т. Б. Филичевой, К. Д. Ушинского, Е. И. Тихеевой, Е. А. Флериной, и др.
Существует множество работ, посвященных изучению развития связной речи. Среди исследователей, занимающихся данным вопросом, стоит особо отметить, А. М. Леушину, Н. А. Солдатову, а также Ф. А. Сохина, Н. А. Чевелеву, Г. В. Чиркину, Т. Б. Филичеву, так как результаты их исследований внесли огромный вклад в развитие логопедии в целом и проблемы связной речи в частности.
Исследование проводилось на базе МБДУ №41 «Петушок» комбинированного вида г. Верхняя Салда Свердловской области.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В рамках решения первой задачи была дана характеристика связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня и раскрыто понятие «связная речь».
Связная речь определяется как смысловое развернутое высказывание, включающее ряд логически сочетающихся предложений, которое обеспечивает общение и взаимопонимание. В целом, связная речь представляет собой речь, в которой находят отражение все существенные стороны предметного содержания.
Связная речь выполняет ряд функций, основной функцией при этом выступает коммуникативная, которая реализуется в двух основных формах, а именно в диалоге и в монологе. Спецификой развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста предопределяются задачи и содержание обучения детей основам связной речи.
Сегодня как некогда можно проследить устойчивую тенденцию к увеличению числа детей, имеющих различные нарушения, связанные с речевым развитием, в том числе речь идет о нарушениях связной речи. Учитывая тот факт, что связная речь выступает в качестве одного из ведущих показателей готовности детей к школьному обучению, вопрос формирования данного аспекта речевого развития у детей с дефектами речи приобретает острую актуальность.
Общее недоразвитие речи III уровня - это сложное системное нарушение речи, которое затрагивает все компоненты речевой системы, в том числе лексико-грамматическую структуру и связную речь.
Кроме того, у детей с ОНР, нарушение сенсорной и эмоционально­волевой сфер, что неблагоприятно отражается на речи в целом. Структура нарушения и симптоматика речевого недоразвития является определяющей при выборе направления и форм логопедической работы с детьми дошкольного возраста.
В результате анализа научной и методической литературы по вопросам формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня было установлено, что развитие связной речи так или иначе осуществляется с использованием рассказов описательного характера.
Перед нами стояла задача провести констатирующий эксперимент и проанализировать результаты сформированности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
За основу мы подобрали комплексную методику обследования состояния связной речи детей с ОНР В. П. Глухова, которая была адаптирована, учитывая особенности развития детей с ОНР III уровня.
Выявление состояния связной речи является важнейшей составной частью обследования речевой деятельности детей с общим недоразвитием речи. В этой связи нами было проведено экспериментальное исследование особенностей связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
В целях комплексного исследования связной речи детей использовалась серия заданий, которая включает:
• составление предложений по отдельным ситуационным картинкам;
• составление предложения по трём картинкам, связанным тематически;
пересказ небольшого по объему и простого по структуре знакомого детям литературного текста;
• составление рассказа по серии сюжетных картинок, последовательно связанных между собой;
• составление рассказа на основе личного опыта.
• составление рассказа-описания.
По результатам констатирующего этапа (предполагающего диагностику уровня сформированности связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня) был сделан вывод о необходимости проведения систематической и целенаправленной работы по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
В старшем дошкольном возрасте уровень сформированности связной речи должен находиться на высоком и среднем уровнях своего развития, чего не наблюдается у группы детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. Лишь 40% детей экспериментальной группы имеют средний уровень развития связной речи, следовательно, можно сделать вывод о неполной сформированности связной речи у большинства диагностируемых детей.
В рамках решения третьей задачи, нам предстояло разработать и апробировать содержание коррекционной работы по формированию навыков связных высказываний на материале рассказов описательного типа у детей с ОНР III уровня, оценить её эффективность.
После проведения формирующего этапа эксперимента можно было наблюдать положительную картину. Занимаясь с детьми на занятиях по формированию связной речи на материале рассказов описательного типа, у них появился интерес, мотивация сказать правильно, заметить ошибки друг друга. Связность высказываний некоторых детей была приближена к норме, это также указывает на положительную динамику развития у них связной речи.
Работа по формированию связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня предусматривала включение в занятия описательных рассказов, а также добавления элементов творческого и игрового характера, что способствовало повышению интереса у детей к занятиям по развитию связной речи, а также в целом повышению результативности таких занятий, что подтвердилось результатами контрольной диагностики.
В процессе контрольного исследования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня были выявлены следующие уровни развития:
• высокий уровень - 10% (от 19 до 24 баллов);
• средний уровень - 60% (от 13 до 18 баллов);
• недостаточный уровень - 30% (от 7 до 12 баллов);
• низкий уровень - 0% (от 0 до 6 баллов).
В ходе проведения исследования особенностей связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня и логопедической работы по преодолению её нарушений мы установили, что использование материалов рассказов описательного типа для формирования связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня является достаточно эффективным.


1. Алексеева, М. М. Речевое развитие дошкольников : учеб. пособие для высш. и сред. проф. учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина ; Москва : Академия, 1999. - 159 с.
2. Архипова, Е. А. Основы методики развития речи учащихся : учеб. пособие для студентов вузов / Е. В. Архипова ; Москва : Вербум-М, 2004. - 190 с.
3. Барменкова, Т. Д. Характеристика нарушений связного речевого высказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи : дис. ... канд. пед. наук : 13.0.03 / Т. Д. Барменкова ; Моск. гос. ун-т им. В. И. Ленина. - Москва, 1996. - 177 с.
4. Бордич, А. М. Методика развития речи детей : курс лекций для студентов пед. ин-тов / А. М. Бородич ; - Москва : Просвещение, 1974. - 288 с.
5. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский ; - Москва : Педагогика-Пресс, 1999. - 536 с.
6. Гаркуша, Ю. Ф. Особенности общения детей дошкольного возраста с недоразвитием речи / Ю. Ф. Гаркуша, В. В. Коржевина // Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление / под ред. Ю. Ф. Гаркуши. - Москва, 2001. - 256 с.
7. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев ; - Санкт-Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. - 472 с.
8. Глухов, В. П. Методика формирования связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием : учеб. пособие для студентов вузов / В. П. Глухов ; Моск. гос. открытый пед. ун-т. - Москва : МГОПУ, 1995. - 124 с.
9. Глухов, В. П. Особенности формирования связной монологичес­кой речи детей старшего дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03 / В. П. Глухов ; Ленингр. гос. пед. ин-т им. А. И. Герцена. - Ленинград, 1987. - 26 с.
10. Детство : программа развития и воспитания детей в дет. саду / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина [и др.]. - Санкт-Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. - 246 с.
11. Елкина, Н. В. Формирование связности речи у детей старшего дошкольного возраста : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.07 / Н. В. Елкина. - Москва, 1999. - 16 с.
12. Ефименко, Л. Н. Формирования речи у дошкольников: (дети с общим недоразвитием речи) : кн. для логопеда / Л. Н. Ефименко. - Москва : Просвещение, 1985. - 112 с.
13. Карманова, Е. Ю. Развитие связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста / Е. Ю. Карманова // Наука и современ­ность. - 2011. - № 11. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-svyaznoy- monologicheskoy-rechi-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 22.04.2019).
14. Карпова, С. Н. Психология речевого развития ребенка / С. Н. Карпова, Э. И. Труве ; Ростов. гос. ун-т им. М. А. Суслова. - Ростов-на-Дону : Изд-во РГУ, 1987. - 94 с.
15. Кузина, Н. И. Формирование объяснительной связной речи у детей старшего дошкольного возраста : автореф. дис. ... канд. мед. наук : 130002 / Н. И Кузина ; Науч.-исслед. ин-т содерж. и методов обучения АПН СССР. - Москва, 1975. - 19 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ