Введение 3
Глава I. Действующая система регулирования государственных закупок
товаров, оказания услуг, выполнения работ в Российской Федерации 6
1.1 История развития нормативно-правового регулирования закупок для
государственных нужд в Российской Федерации 6
1.2 Нормативно-правовое регулирование закупок 12
1.3 Сравнительный анализ действующего законодательства 14
Глава II. Исполнение, изменение и расторжения государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд 37
2.1 Понятие и значение государственного контракта 37
2.2 Исполнение, изменение, расторжение государственного контракта 40
2.3 Обеспечение исполнения контракта 49
Глава III. Правовое регулирование поставки товаров для государственных нужд 51
3.1 Организация работы по размещению государственного заказа 51
3.2 Контроль в сфере размещения государственного заказа 58
3.3 Актуальные проблемы правового регулирования поставки для государственных нужд 61
Заключение 75
Список использованных источников и литературы 77
В настоящее время партнерские отношения между бизнесом и государством реализуются посредством заключения государственного контракта. Государственным контрактом принято называть контракт на поставку товаров, услуг или работ для обеспечения государственных либо муниципальных нужд, которые предусматривает бюджетное законодательство. Посредством осуществления закупок государство оказывает воздействие на сектора экономики, способствует их развитию. Рынок государственных закупок, таким образом, является мощным рычагом регулирования экономических отношений.
Организация государственных закупок сейчас оказывает влияние на уровень цен, доходы частных предпринимателей, которые становятся заинтересованными в увеличении объемов производства и количества продаж. Посредство осуществления государственных закупок к решению социальных и экономических задач привлекается и сектор частного предпринимательства.
В последнее время проблемы формирования эффективно функционирующей и конкурентоспособной системы государственных закупок становится весьма актуальной, поскольку государство стало занимать все более активную позицию в российской экономике, и появилась необходимость развивать механизмы рынка государственных закупок для их соответствия, развивающейся экономике России.
Актуальность выбранной темы обуславливается следующим. Во- первых, правовое регулирование государственных закупок важно как в теоретическом, так и в практическом плане, поскольку государственный заказ обеспечивает не только государственные нужды, реализацию целевых программ, формирование резервного фонда, но так же обеспечивает экономическое, социальное, правовое развитие всей страны.
Во-вторых, важность изучения данной темы обусловлена современным состоянием правового регулирования размещения государственных закупок для государственных и муниципальных нужд.
В течение всего периода развития российского государства институт государственных закупок в целом подвергался изменениям и дополнениям, утрачивали силу и издавались нормативные акты, регулирующие данную сферу государственной деятельности. В настоящее время данная тенденция так же присутствует, что свидетельствует о несовершенстве действующего законодательства и необходимости его совершенствования.
Таким образом, анализ механизмов правового регулирования поставки для государственных нужд позволит определить основные направления совершенствования данного института и максимально учесть государственные и частные интересы.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение сущности и механизма правового регулирования поставки товаров для государственных и нужд.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить историю развития нормативно-правового регулирования закупок для государственных нужд в Российской Федерации;
- рассмотреть нормативно-правовое регулирование закупок для государственных нужд, осуществляемых государственными учреждениями различных типов;
- провести сравнительный анализ действующего законодательства;
- описать процесс исполнения, изменения и расторжения государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд;
- изучить организацию работы по размещению государственного заказа;
- выявить актуальные проблемы правового регулирования поставки для государственных нужд.
Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с правовым регулированием закупки товаров для государственных нужд.
Предметом исследования является изучение закупки товаров для государственных нужд государственными учреждениями, а так же научные и практические исследования.
Нормативной основой выпускной квалификационной работы являются: Конституция Российской Федерации, нормативно-правовые акты международного законодательства, Конституция Российской Федерации, федеральные и региональные нормативно-правовые акты, а так же иные нормативные правовые акты.
Теоретической базой выпускной квалификационной работы стали научные статьи, монографические издания, диссертационные исследования зарубежных и российских ученых - специалистов в области административного, финансового бюджетного права, в том числе в области регулирования договора поставки для государственных и муниципальных нужд.
Методологической основой выпускной квалификационной работы являются общенаучные методы познания. С учетом сложности объекта исследования мною использовался сравнительно-правовой метод и системно-структурный метод научного исследования. Вместе с тем, в работе применяются и специальные методы познания: логический, исторический, формально-юридический и другие.
Структура выпускной квалификационной работы соответствует поставленным целям и задачам и включает в себя: введение, две главы, заключение и список используемой литературы
В выпускной квалификационной работе был рассмотрен порядок организации и проведения размещения заказа для государственных нужд.
Изучены сферы применения: определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключение, исполнение и расторжения государственного контракта, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуг.
Исполнение государственного контракта на поставку товаров и услуг для государственных нужд регулируется достаточно жестко. Ко всему процессу исполнения контракта законом предъявлены определенные требования, которые в обязательном порядке должны исполняться поставщиком. Исполнение контракта предполагает выполнение поставщиком своих обязательств в полном объеме, в установленные сроки и согласно установленным требованиям. При этом выполнение отдельных этапов контракта должно отражаться в информационной системе, а по его исполнению публиковаться отчет.
Были рассмотрены условия заключения контракта и способы определения поставщиков. Узнали, что в федеральном законе № 44-ФЗ выделены конкурентные способы: конкурс (открытый, с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс); аукцион (электронный аукцион, закрытый аукцион); запрос котировок; запрос предложений. А так же производится осуществление закупки у единственного поставщика.
Сущность всех указанных способов заключается в выборе наиболее подходящего поставщика с наиболее выгодными условиями посредством проводимого конкурса, где его участники могут предложить собственные условия работы по контракту, без проведения торгов поставщик может быть выбран путем запроса котировок, запроса предложений, а так же путем заключения контракта с единственным поставщиком, то есть с заранее определенным лицом.
Так же, провели сравнительную характеристику способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) № 44-ФЗ и № 94-ФЗ. Были отмечены следующие отличия в принципах закупок. Федеральный закон № 94-ФЗ не содержит каких-либо специальных норм о принципах размещения заказов, что является недостатком, когда преимущества федерального закона № 44- ФЗ определяются следующими принципами функционирования контрактной системы: открытость и прозрачность информации (вся информация в сфере закупочной деятельности должна размещаться в единой информационной системе, быть полной и достоверной); обеспечение конкуренции (добросовестной ценовой и неценовой конкуренции); профессионализм заказчиков (предполагающей; стимулирование инноваций; единство контрактной системы; ответственность за результативность, эффективность осуществления закупок. В настоящее время достаточно много положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» являются проблематичными и вызывают сомнения в возможности их реализации на практике. Некоторые нормы данного закона необходимо дополнить новыми положениями, некоторые - исключить совсем. Так же обращалось внимание на то, что некоторые нормы рассматриваемого закона противоречат положениям Гражданского кодекса и не могут быть применены в принципе.
Таким образом, хочется надеяться, что Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
действительно будет действовать на благо тех целей, для достижения которых он создавался.
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ).
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 05.05.2014)// «Собрание законодательства РФ», 05.12.1994, № 32, ст. 3301.
4. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 28.12.2013)// «Собрание законодательства РФ», 29.01.1996, № 5, ст. 410.
5. «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 28.12.2013, с изм. от 03.02.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014)// «Собрание законодательства РФ», 03.08.1998, № 31, ст. 3823.
6. Закон РФ от 28.05.1992 № 2859-1 «О поставках продукции и товаров для государственных нужд» (утратил силу)// «Российская газета», № 148, 30.06.1992.
7. Федеральный закон от 02.12.1994 № 53-ФЗ (ред. от 19.07.2011) «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд»//»Собрание законодательства РФ», 05.12.1994, № 32, ст. 3303.
8. Федеральный закон от 13.12.1994 № 60-ФЗ (ред. от 19.07.2011) «О поставках продукции для федеральных государственных нужд»//»Собрание
законодательства РФ», 19.12.1994, № 34, ст. 3540
9. Федеральный закон от 06.05.1999 № 97-ФЗ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» (утратил силу)// «Собрание законодательства РФ», 10.05.1999, № 19, ст. 2302.
10. Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»//»Собрание законодательства РФ», 25.07.2005, № 30 (ч. 1), ст. 3105
11. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» //»Собрание законодательства РФ», 08.04.2013, № 14, ст. 1652
12. Постановление Правительства РФ от 18.05.1992 № 328 «О развитии отношений между Российской Федерацией и Генеральным соглашением по тарифам и торговле»// «Российские вести», № 14, 1992.
13. Указ Президента РСФСР от 15.10.1991 № 143 «О хозяйственных связях и поставках продукции и товаров в 1992 году»//»Ведомости СНД и ВС РСФСР», 24.10.1991, № 43, ст. 1392
14. Указ Президента РФ от 28.02.1995 № 221 (ред. от 08.04.2003) «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)»// «Собрание законодательства РФ», 06.03.1995, № 10, ст. 859
15. Указ Президента РФ от 08.04.1997 № 305 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд» (вместе с «Положением об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд»)//»Собрание законодательства РФ», 14.04.1997, № 15, ст. 1756
16. Указ Президента РФ от 25.06.1997 № 630 «Об установлении звания «Поставщик продукции для государственных нужд России»//»Собрание законодательства РФ», 30.06.1997, № 26, ст. 3032
17. Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археологической экспедицией Императорской Академии наук. - Соб. 1836. Т. 1. - С. 430.
2. Научная и учебная литература:
18. Андреева Л.В. Закупки товаров и энергосервисных работ для федеральных
государственных нужд: правовое регулирование. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: «Волтерс Клувер», 2011 г. - 302 с.
19. Андреева Л.В. Реформа государственных и муниципальных закупок: основные нововведения//Право и экономика, 2013.- № 8.
20. Атамась А.В. Государственный контракт на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ в Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук.- М., 2009.
21. Барихин А.Б. Большой юридический энциклопедический словарь. 2-е издание, перераб. и доп. -М.: Книжный мир, 2008.
22. Веденеев Г.М., Гончаров Е.Ю., Кобзев Г.Н. Конкурсные торги в России: исторический опыт. -М.: Изд-во МЭН, 2005.
23. Голованов к.п. Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» - основные преимущества. - URL: http://www.samoupravle№ie.ru/55-04.php
24. Гончаров Е. Государевы нужды в допетровскую эпоху // Конкурсные торги. -
2000. -№ 5.- С. 28-31.
25. Гончаров Е. История торгов в России // Конкурсные торги. -1998. -№ 8. -С.39-44.
26. Госзакупки в сфере медицины. Справочник заказчика и поставщика / А.А. Храмкин, О.М. Воробьева, А.В. Ермакова [и др.]; под ред А.А. Храмкина. - М.: ИД «Юриспруденция», 2013. - 232 с.
27. Демин А. Государственные контракты (публично-правовой аспект) //Хозяйство и право. 1997. - № 8.
28. Иванова В.О. Государственные закупки как инструмент «принуждения к инновациям» промышленного сектора экономики // Российское предпринимательство. — 2013. — № 15 (237). — c. 77-84.
29. Ильюхин В.В. Государственный заказ как форма развития и поддержки малых предприятий сферы услуг: Дисс. ... канд. экон. наук. М.: 2006.
30. Капелько Т.В. Актуальные проблемы административно-правового регулирования государственного сектора экономики // Вестник Московского университета МВД России. -2014. -№ 11. -С. 180-181.
31. Капелько Т.В. Правовое регулирование государственного сектора экономики в России // Вестник Московского университета МВД России. -2011. -№ 12. - С. 251-252.
32. Кикавец В. Развитие и становление государственного заказа в Российской Федерации // Право и жизнь.- 2013. -№ 1. -С. 25-32.
33. Комментарий к Федеральному закону «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ// Под ред. А.А.Храмкина — М.: Юриспруденция, 2013. — 568 с.
34. Корпоративные закупки - 2014: практика применения Федерального закона № 223-ФЗ. Сборник докладов. - М.: ИД «Юриспруденция», 2013. - 208 с.
35. Косарев К. Что ждет систему госзакупок?// ЭЖ-Юрист, 2013.- № 29
36. Кузнецов В.И. Правовое регулирование института государственного заказа: дис. . канд. юрид. наук. - М., 2005. - 226 с.
37. Куличев Р.Б. Контрактная система - новации законодательства// Право и экономика, 2013.- № 6.
38. Кураков Л.П., Кураков В.Л. Большой словарь экономических и юридических терминов. - М.: Вуз и школа, 2014.
39. Лисовенко О.К. Контрактная служба как инструмент реализации принципа профессионализма заказчика в сфере закупок// ГОСЗАКУПКИ.- №8.-2013.
40. Матевосян С.С. Принцип эффективности при осуществлении закупок товаров (работ, услуг) для обеспечения государственных и муниципальных нужд // Финансовое право. -2013.- № 8. С. 8 — 11.
41. Мартыненко Г.И. Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, антимонопольный контроль // Право и экономика. - 2013. -№ 10.
42. Набиуллина Э.С. Федеральная контрактная система должна решить острые проблемы, накопившиеся в сфере госзакупок // ГОСЗАКАЗ: управление, размещение, обеспечение. -2011. -№ 25.- С. 4-5.
43. Настольная книга госзаказчика / А.А. Храмкин, О.М. Воробьева, В.В. Кошелева [и др.]; под ред. А.А. Храмкина. - 9-е издание, дополненное. - М.: ИД «Юриспруденция», 2013. - 472 с.
44. Пикулик А.В. Управление государственными закупками: Монография. -М.: Издательский дом «Финансовый контроль», 2006.
45. Победоносцев К.П. Курс гражданского права. - Ч. 3. Договоры и обязательства. - М., 2014. - С. 417.
46. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2007.
47. Сидорович А. Р. Новации законодательства в сфере государственных закупок: ключевые аспекты Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Молодой ученый. — 2013. — №6. — С. 428-432.
48. Скутельник О.А. Государственные закупки в системе обеспечения национальной размещения заказов на поставки товаров для государственных
нужд. URL: http://portal.rea.ru/portal/departme№ts.№s..
49. Смирнов В.И., Нестерович Н.В., Гончаров Б.Ю. Становление рыночной системы государственных закупок в России. Казань: НПО «БзнесИнфоСервис», 2000.
50. Сравним закон №94-ФЗ и КС? URL: http://www.opora-
credit.ru/goszakaz/a№alytics/detail.php?ID=44328.
51. Сургутскова И.А. Когда один в поле воин: об особенностях размещения заказа у единственного поставщика// Бюллетень оперативной информации «Московские Торги».- 2012 г. - № 12.
52. Трефилова Т.Н. Федеральные законы № 44-ФЗ и № 94-ФЗ: сравнительный аналитический обзор// Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2013.
53. Торосян Д.С. Гражданско-правовые основы регулирования подрядных работ для государственных и муниципальных нужд: дис. ... канд. юрид. наук. - Краснодар, 2009.
54. Щербаков В.А. Историко-методологические аспекты развития правового регулирования поставки продукции для государственных нужд в России // Российский следователь. -2008.- № 5.
55. Ширяева Н. В. Новый закон 44-ФЗ о контрактной системе вступает в силу 1 января 2014 года. Но с новыми правилами нужно разбираться уже сейчас.- URL: https://school.ko№tur.ru/publicatio№s/167
56. Щербаков В.А. Гражданско-правовое регулирование размещения государственных и муниципальных заказов в Российской Федерации: автореф. дис. . канд. юрид. наук. - М., 2014. - С. 8.
57. Эффективное управление корпоративными закупками. Опыт РАО «ЕЭС России» / под общ. ред. Г.А. Сухадольского. - М., 2013. - С. 49.