Введение
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИСАМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ НАУРОКАХ МАТЕМАТИКИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС.. 7
1.1. Современное состояние проблемы организации самостоятельной
деятельности обучающихся 7
1.2. Особенности самостоятельной деятельности обучающихся 5-6 классов на
уроках математики 18
1.3. Условия организации самостоятельной деятельности обучающихся 5-6
классов на уроках математики 29
Выводы по главе 1 39
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС 40
2.1. Рабочие листы как средство организации самостоятельной деятельности
обучающихся 5-6 классов на уроках математики 40
2.2. Методика использования рабочих листов при организации самостоятельной
деятельности обучающихся 5-6 классов на уроках математики 56
2.3. Описание организации и результатов экспериментальной работы 65
Выводы по главе 2 69
Заключение 70
Библиографический список 72
Приложения 77
Приложение А 77
Приложение Б 79
Приложение В 81
Приложение Г 82
Приложение Д 83
Приложение Е 84
Приложение Ж 85
Приложение З 86
Приложение И 87
Приложение К 88
Приложение Л 89
Приложение М 90
Актуальность исследования. На сегодняшний день социально-экономические процессы, происходящие в обществе, бросают вызов современной системе образования в России, ведь с каждым годом возрастает наукоемкость современных производств и других сфер деятельности человека, быстрыми темпами развиваются многие области деятельности человека. Поэтому справедливым будет утверждение о том, что знания, умения, навыки на текущем этапе развития общества могут очень быстро терять свою актуальность. В связи с чем ключевым аспектом успешной самореализации человека в обществе является его готовность и способность к постоянному активному самостоятельному поиску и освоению новых знаний и способов деятельности. А это в свою очередь возлагает на образовательную систему в целом и на школьное образование в частности обязательства по подготовке личностей способных к осуществлению поиска знаний, отысканию новых путей решения возникающих проблем путем самостоятельной познавательной деятельности. В связи с имеющейся необходимостью развития навыков познавательной самостоятельности у обучающихся, в федеральном государственном образовательном стандарте были закреплены требования к результатам осуществления образовательной деятельности, предусматривающим формирование навыков самостоятельного учебного труда посредством использования возможностей всех предметов школьного курса и математики в частности.
На различных этапах развития отечественного образования исследованием вопроса занимались педагоги и психологи Р.М. Микельсон, Б.П. Есипов, Т.С. Панфилова, Р.Б.Срода, И.А. Зимняя, М.А. Холодная, П.И. Пидкасистый, А.З. Гусейнов, Л.И. Савва, А.А. Жусупова, А.Р. Жусупов, Е.А. Дадашова и др., в работах которых рассмотрены основные положения формирования навыков самостоятельной познавательной деятельности обучающихся. В свою очередь в работах О.А. Гаврилюк, С.Ю. Никулиной, Е.Г. Мягковой, Т.А. Гольцовой, Е.А. Проценко, Ю.Б. Козловой, О.А. Ефанова, А.И. Лаврищева, Н.И. Чирковой, Е.В. Решетниковой, К.С. Лебедевой, Е.В. Миренковой и других рассматриваются основные проблемы связанные с организацией самостоятельной работы обучающихся, а также рассматриваются способы и пути их решения.
Не смотря на наличие продолжительной истории изучения вопросов организации самостоятельной работы, в научно-методической литературе довольно редко встречаются исследования направленные на изучение возможностей и потенциала предметной области «Математика» в контексте развития познавательной само стоятельности обучающихся. В свою очередь концепция развития математического образования в России подчеркивает важность изучения данного учебного предмета как системообразующего компонента развития познавательных спо собностей человека, необходимых для успешной жизни в обществе. Что делает необходимым изучение вопроса направленного на выявление потенциала учебного предмета «Математика» и, соответственно, поиск эффективных способов организации самостоятельной деятельности на уроках математики для развития навыков самостоятельного учебного труда у обучающихся.
Проведенный анализ результатов научных исследований по проблеме организации самостоятельной деятельности обучающихся позволил выявить ряд противоречий:
- между требованиями ФГОС к формированию навыков самостоятельной познавательной деятельности обучающихся и недо статочной ориентированностью учебного процесса на их развитие;
- между достаточной изученностью основных положений по организации самостоятельной работы и недостаточным уровнем организационно-методического обеспечения самостоятельной деятельности обучающихся.
Потребность в разрешении указанных противоречий определяет актуальность данного исследования.
Проблема исследования заключается в поиске эффективных методических решений по организации самостоятельной работы обучающихся на уроках математики.
На основании выделенной проблемы была сформулирована тема исследования: «Организация самостоятельной деятельности обучающихся 5-6 классов на уроках математики в условиях реализации требований ФГОС».
Объект исследования: процесс обучения математике в общеобразовательной школе в условиях реализации требований ФГОС.
Предмет исследования: методика организации самостоятельной деятельности обучающихся на уроках математики
Цель исследования: разработка методических рекомендаций по организации самостоятельной деятельности обучающихся 5-6 классов на уроках математики в условиях реализации требований ФГОС.
Гипотеза: организация самостоятельной деятельности обучающихся 5-6 классов на уроках математики будет результативной, если:
• определены условия организации самостоятельной самостоятельной деятельности обучающихся 5-6 классов на уроках математики;
• разработаны рабочие листы как средство организации самостоятельной деятельности обучающихся 5-6 классов на урок математики;
• разработаны методические рекомендации по использованию рабочих листов для организации самостоятельной деятельности обучающихся 5-6 классов на уроках математики.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы были поставлены следующие задачи исследования:
1. На основе теоретического анализа психолого-педагогической и методической литературы изучить современное состояние проблемы организации самостоятельной деятельности обучающихся, а также изучить особенности самостоятельной деятельности обучающихся 5-6классов на уроках математики;
2. Определить условия организации самостоятельной деятельности обучающихся 5-6 классов на уроках математики;
3. Разработать рабочие листы как средство организации самостоятельной деятельности обучающихся 5-6 классов на уроках математики;
4. Разработать методические рекомендации по использованию рабочих листов при организации самостоятельной деятельности обучающихся5-6 классов на уроках математики;
5. Апробировать разработанные листы и рекомендации по их использованию в процессе реальной образовательной практики.
База апробации: МБОУ «Гимназия №7» г. Красноярска, 5 «в» класс.
Апробация результатов исследования: обсуждалась на школьном методическом объединении учителей математики Гимназии №7 города Красноярска
Результаты исследования докладывались на конференции: «Актуальные проблемы математики и математического образования студентов и школьников» (Красноярск, 2024 г.)
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, библиографического списка. В работе приведены таблицы, рисунки и приложения.
В результате анализа психолого-педагогической и методической литературы были охарактеризовано современное состояние проблемы организации самостоятельной деятельности обучающихся. Были выделены актуальные проблемы организации самостоятельной работы: низкий уровень мотивации обучающихся к самостоятельной работе, недостаточный уровень методического обеспечения самостоятельной работы, низкий уровень учебной автономности обучающихся и некоторые другие. Также были рассмотрены некоторые способы организации самостоятельной деятельности обучающихся, среди которых использование: веб-квестов, геймификации, проектно-исследовательской деятельности, проектной деятельности, рабочих листов и многое другое.
По результатам анализа литературы были выделены основные особенности самостоятельной деятельности обучающихся 5-6 классов на уроках математики, среди которых: поэтапное формирование навыков учебной деятельности, формирование готовности к самообразованию, развитие мотивации к самостоятельной познавательной деятельности, комплексное использование различных видов самостоятельных работ, учет психологических особенностей обучающихся и др.
На основе психолого-педагогической и методической литературы были выделены условия организации самостоятельной деятельности обучающихся на уроках математики, такие как: 1) осуществление работу, обеспечивающей психологическую и умственную готовность к осуществлению самостоятельной работы; 2) осуществление работу, обеспечивающей психологическую и умственную готовность к осуществлению самостоятельной работы; 3) отбор и создание дидактических материалов, учитывающих интересы, особенности и возможности обучающихся; 4) регулярное осуществление учителем диагностической работы, позволяющей оценить результативность осуществляемой деятельности и некоторые другие условия.
Также были сформулированы рекомендации по созданию рабочих листов, как дидактического средства позволяющего организовать самостоятельную деятельность обучающихся. Выделены основные виды рабочих листов, а также изложены требования к структуре и типам заданий, которые можно включить в рабочий лист. На основании сформулированных рекомендаций разработаны рабочие листы разных видов.
Были сформулированы методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся 5-6 классов с помощью рабочих листов. Для различных видов рабочих листов приведены свои требования, которые необходимо соблюсти при организации работы на уроке с помощью данного дидактического средства.
На основе сформулированных методических рекомендаций на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения МБОУ «Гимназия №7» г. Красноярск (5 «в» класс) была проведена апробация результатов исследования. В ходе апробационной деятельности была проведена серия уроков, на которых была проверена эффективность разработанных рекомендаций и дидактических средств.
Таким образом, все поставленные задачи решены, гипотеза нашла практическое подтверждение, цель исследования достигнута.
Практическая значимость данной работы заключается в разработанных рекомендациях, которые можно использовать при организации самостоятельной работы на уроках математики.
1. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань: Изд-во КГУ, 1988. 238 с.
2. Божович Л.И., Конникова Т.Е. Нравственное формирование личности школьника в коллективе. М., 2000. - 312 с.
3. Бухтеева Е.Е. Педагогические условия формирования готовности студентов вуза к автономной учебной деятельности // Вестник РМАТ.
2020. №1. С. 54-61.
4. Быстрова Н.В., Илюшина Е.С., Гришина В.А. Образовательные технологии как средство развития самостоятельности студентов // Проблемы современного педагогического образования. 2020. №69-3. C. 11-13.
5. Гаврилюк О.А., Никулина С.Ю., Мягкова Е.Г. Пути повышения качества самостоятельной работы студентов-медиков // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2021. №1. С. 16-28.
6. Геймификация как метод обучения: особенности и возможности / Г.Э. Емалетдинова [и др.] // Московский экономический журнал. 2022. № 3. С. 702-708.
7. Глотова А.В, Дорогих Р.В. Педагогические условия формирования иноязычной профессионально-ориентированной компетенции бакалавров в условиях онлайн-обучения// Известия ВГПУ. 2021. №3 (156). С. 47-53.
8. Гольцова Т.А., Проценко Е.А. Инновационный подход к организации самостоятельной работы по иностранному языку // Ярославский педагогический вестник. 2022. №2. С. 58-65.
9. Горденко Н.В., Горденко Д.В., Резеньков Д.Н. Особенности самостоятельной работы по изучению ино странного языка // Проблемы современного педагогического образования. 2021. №72-1. С. 63-66.
10. Гусейнов А.З. Современные подходы к сущности самостоятельной деятельности учащихся // Образование в современном мире: сб. науч. ст. Саратов: СНИГУ им. Н. Г. Чернышевского, 2019. С. 146-151.
11. Долгина Е.С., Чернопиская К.А. Организация самостоятельной работы студентов-журналистов в высшей школе: опыт регионального вуза // Концепт. 2019. №2. С. 58-65.
12. Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. М., Педагогика, 2006. 139 с.
13. Есипов. Б.П. Проблема улучшения самостоятельной работы учащихся на уроке. М., Педагогика, 2001. 415 с.
14. Ефанова О.А., Лаврищев А.И. Использование веб-квест-технологии для организации самостоятельной работы студентов при обучении иностранным языкам в ВУЗе // Наука и школа. 2022. №5. С. 251-259.
15.Зимарина А.Л. Виды и формы самостоятельной работы учащихся на уроке математики: деятельностный подход // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития : Сборник материалов X Международной научно-практической конференции. Чебоксары. 2018. С.63-64.
16.Зимина Н.А. Динамика интеллектуального и личностного развития учащихся при переходе из начальной в среднюю школу // СПЖ. 2021. №81. С. 166-184.
17. Камалова Д.З., Соломенникова В.А. Развитие познавательной самостоятельности учащихся 5-9 классов при изучении математики на основе учебных задач // Проблемы современного образования. 2023. №2. С.191-200.
18. Козлова Ю.Б. Геймификация в системе современного высшего образования: теоретические основы и практическая значимость // История и педагогика естествознания. 2022. №1. С. 19-22.
19. Крутецкий В.А. Психология математических способностей
школьников. М., Педагогика, 1998. 416 с.
20. Лебедева К.С. Рафт-технология как средство формирование
образовательной самостоятельности студентов // Образовательные ресурсы и технологии. 2021. №3 (36). С. 32-36.
21. Лозовая Н.А. Особенности организации самостоятельной работы студентов технических направлений подготовки в условиях электронного обучения математике // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2022. №2 (60). С. 50-58.
22. Микельсон, Р М. О самостоятельной работе учащихся в процессе обучения .М., 1940. 96 с.
23. Миренкова Е.В. Рабочий лист как средство организации самостоятельной познавательной деятельности в естественно-научном образовании // Ценности и смыслы. 2021. №1. С. 115-130.
24. Мустафаева, А. А. Условия организации самостоятельной работы учащихся на уроках математики // Педагогическая теория и практика: сохраняя прошлое, создаем будущее: Материалы Российской научно-практической конференции, Астрахань, 2018 года. С. 97-101.
25. Мыхнюк М.И., Юнусова А.Н. Педагогические условия формирования правовой культуры бакалавров неюридических специальностей // Kant.
2021. №3 (40). С. 248-252.
26.Омельяненко А.В, Кочетков Н.А., Худаева М.Ю. Образ взрослости подростков // Образование и проблемы развития общества. 2021. №4 (17). C. 170-176.
27. Пидкасистый, П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. М., Педагогика, 2000. - 386 с.
28. Попова Т.С. обобщение знаний по математике как фактор развития самостоятельной познавательной деятельности обучающихся в основной школе//МНКО. 2022. №1 (92). C. 191-194.
29. Решетникова Е.В. Организация самостоятельной работы студентов, направленной на развитие их публикационной деятельности, с использованием проектного и научно-исследовательского методов // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2023. №5. C. 517-524.
30. Самостоятельность и самостоятельная работа обучающихся в современных условиях // Л.И. Савва [и др.] // Мир науки. Педагогика и психология. 2022. № 2.
31. Симонова Г.И., Гущина Ю.А. Проблемы саморегуляции в младшем подростковом возрасте // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». 2021. №3. С. 287-293.
32. Смирнова О.Ю. Дидактические условия организации самостоятельной работы обучающихся // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №59-1. С. 349-353.
33. Срода, Р.Б. Воспитание активности и самостоятельности учащихся в учении .М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. - 55 с.
34. Сулейманова Т.Р., Сулейманова Р.В. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся во внеурочной деятельности // Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки.
2022. №1-2. С. 97-101.
35. Тархан Л. З., Бекирова М. И. Педагогические условия подготовки будущих учителей-дефектологов к профессиональной деятельности // МНКО. 2020. №2 (81). C. 224-227.
36. Тедорадзе Т.Г. Условия эффективности самостоятельной работы студентов // Ученые записки университета Лесгафта. 2021. №5 (195). С. 373-377.
37. Ушаков Д. А. Педагогические условия формирования цифровой компетентности обучающихся в условиях доброжелательного образовательного про странства школы // Интерактивная наука. 2021. № 5(60). С. 40-43.
38. Ушинский К.Д. Собрание сочинений М.: Педагогика, 1948. Т. 2, 656 с.
39. Файзуллина С. Роль рабочего листа в управлении учением // Актуальные научные исследования в современном мире. 2019. № 6-7 (50). С. 94-96.
40. Холодная М.А. Психология понятийного мышления: От
концептуальных структур к понятийным способностям. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012.-288с.
41.Чиркова Н.И. Развитие учебной самостоятельности младших школьников посредством проектно-исследовательских математических заданий (на примере темы «Величины и их измерение») // Московский педагогический журнал. 2020. №3. C. 113-123.
42. Шидакова К.И. К проблеме повышения качества образования в условиях ФГОС посредством совершенствования знаний, умений и опыта деятельности учащихся // Проблемы современного педагогического образования. 2020. №69-3. C. 245 - 248.
43. Яковко Т.В., Орлова О.Н. Методика организации самостоятельной работы в образовательном процессе // Современное педагогическое образование. 2024. №1. С. 68-73.
44. Бобоч,онова, М. М. Шартхои педагогии ташкили кори мустацилонаи донишчуён дар раванди омузиши забони хоричй // Вестник Бохтарского государственного университета имени Носира Хусрава. Серия гуманитарных и экономических наук. 2023. №1-2(110). С. 204-207.