ВВЕДЕНИЕ 3
1. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХИЧЕСКОГО И ДВИГАТЕЛЬНОГО
РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ 15 - 16 ЛЕТ 6
1.1 Психологические особенности подросткового возраста 15 - 16 лет 6
1.2 Организация спортивной секции в школе 11
1.3 Организация внеклассной работы по физическому воспитанию 22
1.4 Планирование внеклассной физкультурно - спортивной работы 25
1.5 Характеристика бобслея как вида спорта 27
2. МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ 34
2.1 Методы исследования 34
2.2 Организация исследования 34
2.3 Методические особенности применения комплексов упражнений для повышения физической подготовленности с использованием элементов подготовки бобслеистов у школьников 15 - 16лет 38
3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРИМЕНЕНИЯ КОМПЛЕКСОВ УПРАЖНЕНИЙ С ЭЛЕМЕНТАМИ И СРЕДСТВАМИ БОБСЛЕЯ У ШКОЛЬНИКОВ 15 - 16 ЛЕТ.. 45
3.1 Обработка результатов 45
ВЫВОДЫ И ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 54
ПРИЛОЖЕНИЯ 59
Актуальность. Тема актуальна и может представлять интерес, как для широкого круга общественности, так и для специалистов в области физической культуры. В настоящее время спорт достиг такой высокой степени развития, что физическая подготовленность сильнейших спортсменов находится примерно на одном уровне. Поэтому исход спортивных соревнований определяется в значительной степени особенностями физической подготовки.
Значение физической культуры в школьный период жизни человека заключается в создании фундамента для всестороннего физического развития, укрепления здоровья, формирования разнообразных двигательных умений и навыков.
Но в условиях современного общества, наблюдается увеличение учебной нагрузки за счет введения дополнительных занятий иностранными языками, музыкой и т.д., которые приводят к резкому ограничению учащихся в движениях. Большая учебная нагрузка не только снижает двигательную активность, но и увеличивает нагрузки психологического и интеллектуального характера. Это часто приводит к развитию ожирения, нарушению сердечно -сосудистой, зрительной, дыхательной систем, искривлению позвоночника и т.д.
Все вышеперечисленные примеры вызывают необходимость постоянного контроля над уровнем физической подготовленности школьников. Полноценное развитие школьников без активных физкультурных занятий практически невозможно.
Традиционные уроки- 2 раза в неделю с малой интенсивностью не могут решить проблему двигательной активности (С.В. Колесников, 2005)
При потребности в двигательной активности следует особое внимание уделять вопросам мотивации школьников на занятиях физической культурой, т.к. повышение эффективности учебного процесса в значительной степени зависит не только от профессионализма педагога, но и от заинтересованности школьников в активной двигательной деятельности.
Многие средства физического воспитания в школе не отражают современных модных тенденций, кажутся детям не интересными - отсюда и низкая мотивация к занятиям.
Одним из выходов из данного положения является развитие внеклассных форм занятий по физическому воспитанию с детьми школьного возраста.
Внеклассные занятия по физической культуре являются одной из наиболее доступных форм обеспечения необходимого объема двигательной активности школьников, так как далеко не все дети имеют возможность (помимо уроков физической культуры) посещать занятия в платных секциях и фитнес - клубах, где программы занятий рассчитаны в основном на взрослых.
Решение данной проблемы во многом обусловлено возможностью использования оздоровительных систем физического воспитания, к которым относятся различные современные виды спорта, в частности к которым относится бобслей.
Данный вид спорта, в частности его спортивная направленность повышает мотивацию детей и подростков к регулярным занятиям, воспитывает умение адаптироваться к социуму, повышает чувство товарищества, воспитывает смелость, решительность, волю к победе.
Занятия бобслеем способствуют развитию двигательных качеств, таких как: координационные способности, скоростно-силовые, силовые, выносливость, а также развитию умственной работоспособности [6, 11].
В связи с изложенным, возникает противоречие: с одной стороны, широкое распространение и использование на практических занятиях школьной физической культуры разновидностей средств, относящихся к бобслею, в частности- применение комплексов упражнений с элементами и средствами бобслея, с другой стороны - отсутствие научного обоснования их применения в тренировочных занятиях школьников 15-16 лет, при проведении внеклассной спортивной работы.
Цель исследования: доказать, что средства физической подготовки, используемые бобслеистами в тренировочном процессе повысят уровень физической подготовленности юношей - старшеклассников 15-16 лет во внеучебной деятельности.
Тема дипломной работы: Повышение уровня физической
подготовленности школьников 15-16 лет во внеучебной деятельности с использованием элементов подготовки бобслеистов.
Задачи исследования:
1. Анализ литературы по теме исследования;
2. Разработать комплексы упражнений для повышения уровня физической подготовленности юношей - старшеклассников с использованием элементов подготовки бобслеистов;
3. Применить разработанные комплексы упражнений для повышения уровня физической подготовленности юношей - старшеклассников 15¬16 лет с использованием элементов подготовки бобслеистов и проверить их результативность во внеучебной деятельности.
Объект исследования: физическая подготовка юношей - старшеклассников 15-16 лет.
Предмет исследования: процесс физической подготовки юношей - старшеклассников 15-16 лет с использованием элементов подготовки бобслеистов.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что использование специальных комплексов повышения уровня физической подготовленности с использованием элементов подготовки бобслеистов у юношей-старшеклассников 15-16 лет будет результативным во внеучебной деятельности.
Методы исследования:
Для решения задач исследования были использованы следующие методы:
1. Анализ научно-методической литературы;
2. Педагогические наблюдения;
3. Метод контрольных испытаний (тесты);
4. Педагогический эксперимент;
5. Методы математической статистики
1. Внеклассные формы занятий по физической культуре являются одной из наиболее доступных форм обеспечения необходимого объема двигательной активности школьников.
2. Анализ научно-методической литературы и собственные
исследования свидетельствует, что одним из эффективных путей совершенствования процесса физического воспитания школьников 15-16 лет является использование в нём элементов бобслея, позволяющих существенно активизировать двигательную деятельность занимающихся, повысить уровень их двигательной подготовленности, а также интерес к физической культуре. Данный вид спорта, в частности его спортивная направленность повышает мотивацию детей и подростков к регулярным занятиям, воспитывает умение адаптироваться в меняющихся условиях современного общества, воспитывает такие волевые качества как: смелость,
решительность, волю к победе.
3. Адаптационные изменения в результате используемых средств бобслея существенно проявляется в показателях силы (подтягивание на низкой перекладине); скоростно-силовых качествах; в приросте скоростных и силовых качеств — t=3,17; в качествах ловкости и быстроты — Р<0,001.
4. В результате проведенного педагогического эксперимента в экспериментальной группе, где школьники занимались ОФП с применением тренировочных элементов бобслея (по сравнению с контрольной группой, в которой проводились занятия по ОФП), произошел более значительный прирост по всем показателям, характеризующим физическую подготовленность.
Так на достоверно значимом уровне в экспериментальной группе, по сравнению с контрольной группой изменились результаты в следующих тестах: «Подтягивание на перекладине», «Прыжок в длину с места», «Бег с бобслейной тачкой», «Бег на 30м».
1. Авдулова, Т. П. Возрастная психология: учебное пособие / [Т. П. Авдулова и др.]. - Москва: Академия, 2014. - 329 с.
2. Акимова, Л.Н. Психология спорта. Курс лекций/ Л.Н. Акимова.- Одесса: Студия «Негоциант», 2012. - 127 с.
3. Алексеев, С.В. Физическая культура и спорт в Российской Федерации: новые вызовы современности: Монография / С.В. Алексеев, Р.Г. Гостев, Ю.Ф. Курамшин. - М.: Теор. и практ. физ. культ., 2013. - 780 с.
4. Барчуков, И.С. Физическая культура и физическая подготовка: Учебник. / И.С. Барчуков и др. - М.: Советский спорт, 2013. - 431 с.
5. Бишаева, А.А. Физическая культура: Учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования / А.А. Бишаева. - М.: ИЦ Академия, 2012. - 304 с.
6. Виноградов, П.А. Физическая культура и спорт в Российской Федерации в цифрах (2000-2012 годы). / П.А. Виноградов, Ю.В. Окуньков. - М.: Советский спорт, 2013. - 186 с.
7. Батюта, М.Б. Возрастная психология: Учебное пособие / М.Б. Батюта, Т.Н. Князева. - М.: Логос, 2015. - 306 с.
8. Бектурганова Н.И., Эрмешов Н.Д. Влияние личностных качеств тренера и спортсменов на эффективность межличностных отношений // Вестник физической культуры и спорта. - 2016. - № 3. - С. 218 - 225.
9. Болотова, А.К. Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие / А.К. Болотова, О.Н. Молчанова. - М.: ИД ГУ ВШЭ, 2012. - 526 с.
10. Гуревич, П. С. Психология и педагогика: учебник / П. С. Гуревич. - Москва: Юрайт, 2014. - 478 с.
11. Гуревич, П.С. Психология личности: Учебное пособие для студентов вузов / П.С. Гуревич. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 559 с.
12. Железняк, Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте / Ю.Д. Железняк. - М.: Академия (Academia), 2009. - 189 с.
13. Журавлёв, Д.В. Психологическая регуляция и оптимизация функциональных состояний спортсмена / Д.В. Журавлева. - Москва: 2009. - 120 с
14. Зайченко, В. Н.Основы общей педагогики : учебное пособие / В. Н. Зайченко ;
A. Э. Коробова . -3-е изд., перераб и доп. - Волгоград : ФГОУВПО "ВГАФК", 2009 - 122 с.
15. Золотарева, С.С. Социально-психологические факторы групповой самооценке / С.С. Золотарева // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. -2014.-№ 10.- С. 159-166.
...
45 источников