Введение 3
Глава I. Теоретико-методологическое обоснование проявления особенностей оптической дисграфии у младших школьников с фонетико - фонематическим недоразвитием речи 6
Психофизиологические механизмы формирования письма у младших школьников 6
Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 14
Анализ современных методик по устранению проявлений оптической дисграфии у детей младшего школьного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 18
Глава II . Эксперементальное изучение особенностей проявления оптической дисграфии у младших школьников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 23
2.1 Цель, задачи, методики и организация констатирующего эксперимента 23
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 27
2.3 Методические рекомендации по коррекции оптической дисграфии у младших школьников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи...34
Заключение 51
Библиографический список 53
Приложения 58
Актуальность исследования. В настоящее время проблема изучения оптической дисграфии у учащихся является одной из самых актуальных в связи с тем, что недостаточное развитие зрительно-пространственных функций может явиться причиной неуспеваемости ребёнка в школе. При этом особую группу риска по возникновению дисграфии составляют дети, имеющие нарушения устной речи (ОНР, ФФНР). Многие дети испытывают трудности с пространственной ориентацией (схема тела, понятия «внизу- вверху»)^].
Данный вопрос изучали такие известные авторы, как А.В. Ястребова, Л.Ф. Спирова, Г.А. Каше, Р.Е. Левина, Т.П. Бессонова, Н.А. Никашина, Т.Б. Филичева, Р.И. Лалаева, И.Н. Садовникова и другие. У них разные данные о распространенности этого нарушения у детей, но они сходятся во мнении, что она довольно велика и до конца не изучена.
Р.Е.Левина в 40-х годах разработала концепцию о том, что нарушения письменной речи обусловлены несформированностью устной речи (так же считал М.Е.Хватцев)[53].
О.А.Токарева считает, что в чистом виде оптическая дисграфия встречается в тех случаях, когда это обусловлено существенными повреждениями головного мозга, например, при некоторых случаях афазии или при локальных нарушениях функции зрительного анализатора.
Исходя из механизмов каждого вида дисграфии, авторы, посвятившие свои исследования данной области логопедии (Р.И. Лалаева, В.А. Ковшиков, И.Н. Садовникова, И.Н. Ефименкова, Г.Г. Мисаренко, А.Н. Корнев) [29,47,18,40,23] предлагают различные методики коррекционной работы. Многие из авторов считают, что причиной возникновения оптической дисграфии является нарушение или недоразвитие оптических речевых систем в головном мозге, в результате чего у ребенка возникает неустойчивость зрительных впечатлений и представлений. В тоже время многие теоретико-методологические вопросы трудностей обучения письму остаются малоизученными.
Из данного противоречия вытекает проблема изучение оптических ошибок при письме у детей младшего школьного возраста с фонетико - фонематическим недоразвитием речи и их преодоление.
Цель - изучение особенностей проявлений оптической дисграфии у младших школьников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, подбор методических рекомендаций по устранению оптической дисграфии у детей данной категории.
Объект исследования - оптическая дисграфия у детей младшего школьного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Предмет исследования - особенности проявлений оптической дисграфии у детей младшего школьного возраста с фонетико - фонематическим недоразвитием речи.
Гипотеза:
Мы предполагаем, что у детей младшего школьного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи оптические ошибки будут проявляться в виде замен графически сходных букв, зеркального написания букв, пропусков элементов букв и их неправильного расположения. Выявленные особенности помогут подобрать методические рекомендации направленные на устранение оптической дисграфии детей данной категории.
Задачи: 1. Проанализировать научную литературу по оптической дисграфии у детей младшего школьного возраста с фонетико - фонематическим недоразвитием.
2. Провести констатирующий эксперимент.
3. Подобрать методические рекомендации, направленные на устранение оптической дисграфии детей данной категории.
Методологической и теоретической основой исследования явились положения Р.Я. Лурии о психофизиологических механизмах письма; Р.И.
Лалаевой о классификации дисграфий, в основе которой лежит несформированность определенных операций процесса письма; Л.Г. Парамоновой, И.Н. Садовниковой, Л.В. Венедиктовой, М.А. Поваляевой, Е.В. Мазановой [41.48.42.38], предлагающих различные методики коррекционной работы по устранению дисграфий.
Методы исследования:
Теоретический метод - изучение научных источников; изучение общих и специальных психологических, педагогических работ
Экспериментальный метод - проведение констатирующего эксперимента; Обработка, количественный и качественный анализ и обобщение полученных результатов.
Практическая база исследования: констатирующий эксперимент был проведен на базе МБОУ СОШ №3 г.Назарово. В эксперименте принимало участие 10 учащихся 2-х классов.
Этапы работы:
I этап - подготовительный, изучение теоретических аспектов проблемы и подготовка исследования (подбор методик и план проведения констатирующего эксперимента).
II этап - констатирующий эксперимент.
III этап - количественная и качественная обработка данных эксперимента на основе данных полученных в ходе анализа результатов констатирующего эксперимента, составление методических рекомендаций .
Практическая значимость исследования заключается в составлении методических рекомендаций, направленных на устранение или снижение оптических ошибок, что позволит повысить эффективность обучение детей в школе.
Структура работы: оформлена в стандартном виде, включает в себя: 2 главы, выводы по 1и 2 главе, приложения, заключение, библиографический список, 5 диаграмм, 4 таблицы.
Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи у детей и в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. С каждым годом в начальной школе увеличивается количество детей с различными видами дисграфии.
Нами было проведено экспериментальное изучение особенностей проявления оптической дисграфии у младших школьников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, были поставлены ряд задач в рамках решения которых было сделано следующее:
1. Проанализировали научную литературу, публикации по оптической дисграфии.
2. Подобрали методики для выявления оптической дисграфии у детей младшего школьного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и провели констатирующий эксперимент.
3. Подобрали методические рекомендации, направленные на устранение оптической дисграфии детей данной категории. Методические рекомендации имеют поэтапный ход работы и поуровневые задания.
Анализ литературных источников показал следующее: письмо в норме представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. Незрелость или недостаточное функционирование отдельных участков мозга могут приводить к несформированности операций письма, а также к недоразвитию зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений, а это, в свою очередь, вызывает специфические трудности в формировании и овладении процессом письма.
Актуальность проблемы подтвердило и наше исследование, продемонстрировавшее необходимость коррекционной логопедической работы по преодолению проявлений оптической дисграфии с большинством группы детей, участвовавшей в исследовании.
В ходе проведенного нами констатирующего эксперимента мы можем сказать, что пять учеников имеют условно высокий уровень, три ученика имеют условно средний уровень, а два ученика условно низкий уровень. Многие дети испытывают трудности с пространственной ориентацией. У младших школьников с дизартрией сформированность зрительно-пространственных функций значительно уступают школьникам с дислалией.
У учащихся 2-х классов были выявлены следующие проявления оптической дисграфии: неправильное расположение элементов букв в пространстве по отношению друг к другу с видоизменениями самих элементов; добавление лишних элементов букв; написание вместо нужного элемента буквы - элемент, сходный к ним; недописывание элементов букв.
В случае возникновения оптической дисграфии, а также ее проявлениях, с помощью специально организованной и систематической логопедической работы можно преодолеть недостатки письма.
На основе полученных данных в ходе исследования, нами были разработаны методические рекомендации для детей с проявлением оптической дисграфии. Представленные методические рекомендации включают в себя задания, упражнения и игры, которые можно использовать на различных этапах коррекционного воздействия. Методические рекомендации составлены с учетом основных логопедических принципов, индивидуальных и возрастных особенностей, системности и последовательности в подаче материала. Таким образом, цель работы достигнута, задачи решены, гипотеза нашла свое подтверждение.
1. Ананьев Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом // Известия АПН РСФСР. - Вып. 70. - 1955, 106с.
2. Ахутина Т.В. Пылаева Н.М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. - СПб.: Питер, 2008, 320с.
3. Ахутина Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекции. - М.: Воронеж, 2001, с. 7-20.
4. Барылкина Л.П., Матраева И.П., Обухова Л.А. Эти трудные согласные: Как помочь ребенку с нарушениями процесса письма и чтения: Пособие для учителей, логопедов и родителей.-М.: 2005, 115с.
5. Брюховских Л.А. Дислалия: Учебно-методическое пособие./ Краснояр. гос. пед. ун-т им В.П.Астафьева. - Красноярск,2015, 104с.
6. Брюховских Л.А. Дизартрия: Учебно-методическое пособие по логопедии. Изд-е 2, перераб. И доп./ Краснояр. гос. пед. ун-т им В.П.Астафьева. - Красноярск, 2016, 180с.
7. Бурина Е.Д. Преодоление нарушений письма у школьников. 1-5 класс: учеб. - метод. пособие. Традиционные подходы и нестандартные приемы. - СПб.: Каро, 2016, 192с.
8. Величенкова О.А. Анализ специфических ошибок письма младших школьников. Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция - М.: МПСИ; Воронеж: НПО МОДЭК, 2001, с. 45-51.
9. Величенкова О.А., Русецкая М.Н. Логопедическая работа по преодолению нарушения чтения и письма у младших школьников. - М.: НКЦ, 2015, 320с.
10. Волкова, Л. С. Логопедия: учебник для пед. вузов дефектолог. фак.: доп. М-вом образования и науки РФ / Л. С. Волкова - М.: ВЛАДОС, 2009, 703 с.
11. Воронина Т.П., Попова Т.В. Дисграфия, или почему ребенок плохо пишет? - Ростов: Феникс, 2015, 95с.
12. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т. 2, 3, 5. - М., 1982, 1983, 504 с., 368 с., 368с.
13. Глозман Ж.М. Нейропсихология детского возраста. - М.: Академия, 2009, 272с.
14. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования: метод пособие. - М.: Аркти, 2015, 80с.
15. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Логопедическая помощь школьникам с нарушением письменной речи: Метод. пособие / О. В. Елецкая, Н. Ю. Горбачевская; Под ред. О. В. Защиринской. - СПб.: Речь, 2005, 176с.
16. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. - М.: ТЦ Сфера, 2006, 162с.
17. Елецкая О.В., Коробченко Т.В., Розова Ю.Е., Щукина Д.А. Организация и содержание работы школьного логопеда. - М.: Форум, Инфра-М, 2015, 192с.
18. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. - М.: НКЦ, 2015, 320с.
19. Зиндер Л.Р. Очерк общей теории письма. - Л.: Наука, 1987,114с.
20. Истрин В.А. Развитие письма. - М.: Академии наук СССР, 1961, 403с.
21. Колганова В.С. Нейропсихологическое занятие с детьми: В 2 ч. Ч. 2 / Валентина Колганова, Елена Пивоварова, Сергей Колганов, Ирина Фридрих. - М.: АЙРИС-пресс, 2016, 144с.
22. Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. - СПб.: Гиппократ, 1995, 224с.
23. Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей. - СПб.: Речь, 2003, 330с.
24. Корнев А.Н. Подготовка к обучению грамоте детей с нарушением речи: Методическое пособие. - Айрис-пресс, 2006, 128с.
25. Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашов Е.Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. - М.: Педагогическое общество России, 1997, 124с.
26. Крутецкая В.А. 90 эффективных упражнений для исправления дисграфии. - СПб.: Литера, 2015, 96с.
27. Кузнецова М.И. Я учусь читать и писать: рабочая тетрадь, 2015, 80с.
28. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. - М.: Владос, 2004, 223с.
29. Лалаева Р.И., Парамонова Л.Г., Шаховская С.Н. Логопедия в таблицах и схемах. - П.: Парадигма, 2015, 216с.
30. Лалаева Р.И. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция / Р. И. Лалаева. - СПБ: СОЮЗ, 2004, 224с.
31. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В.: Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников: учебно-методическое пособие / Р.И. Лалаева, Л. В. Венедиктова - СПб.: СОЮЗ, 2003, 224с.
32. Леонтьев А.А. Речевая деятельность / Основы теории речевой деятельности. - М., 1974, 368с.
33. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М.: Красанд, 2010, 216с.
34. Логинова Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития: учеб. пособие / под ред. Л.С. Волковой. - СПб.: Детство-пресс, 2004, 208с.
35. Лукашенко М.Л., Свободина Н.Г. Дисграфия. Исправление ошибок при письме. - М.: Эксмо, 2004, 127с.
36. Лурия А.Р. Очерки психофизиологии и письма. - М., 1950, 250с.
37. Мазанова Е.В. Альбом 1-2. Упражнения по коррекции оптической дисграфии. - М.: ГНОМиД, 2016, 32с.
38. Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий с младшими школьниками / Е.В. Мазанова. - М.: ГНОМ и Д, 2014, 96с.
39. Мазанова Е.В. Логопедия. Оптическая дисграфия. Тетрадь №5. - М.: Аквариум Бук, 2006, 72с.
40. Мисаренко Г.Г. Методика обучения младших школьников русскому языку с коррекционно-развивающими технологиями. - М.: Академия, 2004, 336с.
41. Парамонова Л.Г. Дисграфия: диагностика, профилактика,
коррекция. - СПб.: Детство-пресс, 2006, 128с.
42. Поваляева М.А. Профилактика и коррекция нарушений письменной речи. Качество образования: учеб. Пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006, 160с.
43. Правдина О.В. Логопедия. - М.: Просвещение, 1973, 272с.
44. Пятница Т.В. Логопедия в таблицах, схемах, цифрах. - 7-е изд. - Ростов: Феникс, 2017, 173с.
45. Розова Ю.Е., Коробченко Т.В. Преодоление оптической дисграфии у школьников: учебно-методическое пособие / Ю.Е. Розова, Т.В. Коробченко.
- М.: ФОРУМ, 2016, 192с.
46. Романова Е.В. Пишу правильно буквы Б-Д. - СПб.: Каро, 2007, 160с.
47. Садовникова И.Н. Дисграфия, дислексия: технология преодоления.
- М.: Парадигма, 2011, 279с.
48. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников / И.Н. Садовникова. - М.: Владос, 1997, 256с.
49. Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. - М.: Сфера, 2001, 128с.
50. Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. - М.: Сфера ТЦ, 2003, 288с.
51. Смирнова И.А. Логопедия. Иллюстрированный справочник. - СПб.: Каро, 2014, 232с.
52. Фотекова Т.А., Ахутина А.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов. - М.: Айрис- Пресс, 2007, 176с.
53. Хватцев М. Е. Логопедия: книга для преподавателей и студентов пед. вузов. Кн. 2 /М. Е. Хватцев; под науч. ред. Р. И. Лалаевой, С. Н. Шаховской. - М.: ВЛАДОС, 2010, 291с.
54. Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. - М., 1997, 256с.
55. Цыновникова Ю.Л. Автоматизация навыка письма на этапе первичного усвоения буквенных знаков / Начальная школа. - №7. - 2001, с. 36-39.
56. Чистякова О.В. 30 занятий по русскому языку для предупреждения дисграфии. 2 класс. - СПб.: Литера, 2016, 80с.
57. Яворская О.Н. Занимательные задания логопеда для школьников. 2 - 3 класс. - СПб.: Каро, 2010, 144с.
58. Яворская О.Н. Игры, задания, конспекты занятий по развитию письменной речи у школьников 7-10 лет. - СПб.: Каро, 2007, 136с.
59. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы / А. В. Ястребова. - М.: Просвещение, 1984, 158с.
60. Яцель О.С. Коррекция оптической дисграфии у младших школьников. Альбом для индивидуальной работы. - М.: Гном, 2015, 32с.