Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности логопедической работы при коррекции у младших школьников с фонетическим недоразвитием акустической дисграфии (Омский государственный педагогический университет)

Работа №111069

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

логопедия

Объем работы42
Год сдачи2023
Стоимость800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
78
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: КОУ Омской области «Адаптивная школа-интернат № 125».
Выборка: 12 человек из числа учеников 2 класса с лёгкой степенью умственной отсталости.
Есть приложение (методические материалы).

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения особенностей письменной речи у учащихся младших классов с акустической дисграфией 5
1.1. Развитие письменной речи в онтогенезе 5
1.2. Особенности письменной речи у учащихся младших классов с акустической дисграфией 11
1.3. Методы и приемы развития письменной речи у учащихся младших классов с акустической дисграфией 15
Выводы по 1 главе 21
Глава 2. Организация и содержание эмпирического исследования по выявлению особенностей письменной речи младших школьников с акустической дисграфией 22
2.1. Организация экспериментального исследования 22
2.2. Содержание и результаты изучения особенностей развития письменной речи с акустической дисграфией у учащихся младших классов 25
Выводы по 2 главе 34
Заключение 35
Список использованных источников и литературы 37
Приложение 40


Нарушение письма – наиболее распространенная форма речевой патологии у учащихся младших классов. Эту проблему исследуют логопеды, психологи, нейрофизиологи и нейропсихологи разных стран в течение ряда лет, но и сегодня она остается одной из самых сложных и актуальных. Нередко нарушения письма обусловлены недоразвитием фонетико-фонематической стороны речи, что способствует возникновению акустической дисграфии. Эти затруднения имеют максимальное влияние на процессы формирования письма и чтения. Нарушения формирования письма препятствуют успешности обучения, эффективности школьной адаптации, часто вызывают вторичные психические наслоения, отклонения в формировании личности ребенка. На сегодняшний день наблюдается повышенный интерес к проблеме формирования письменной речи детей младшего школьного возраста, в том числе и проблеме коррекции нарушений письменной речи младших школьников с акустической дисграфией.
Анализ и обобщение результатов научных исследований по проблеме нарушений письменной речи показывают, что в ее решении достигнуты значительные успехов: освещен вопрос симптоматики (Р.И. Лалаева, Е.Ф. Соботович и др.), механизмов, форм дисграфии (А.Р. Лурия, О.А. Токарева и др.), осуществлен дифференциация нарушений письма (А.Н. Корнеев, С.Е. Семенова и др.), разработана как общие методологические подходы, так и направления, содержание и дифференцированные методики коррекции различных форм дисграфии (Е.Н. Российская и др.). Проблема нарушений письменной речи младших школьников с акустической дисграфией нашла отражение в работах Л.В. Венедиктовой, М.В. Волковой и др.
В тоже время проблема специфики овладения письменной речью младшими школьниками, причин трудностей усвоения ими письма и уяснения механизмов нарушений письма, разработки образовательных и учебно-коррекционных условий при акустической дисграфии, что наиболее эффективно для обеспечения успешности обучения учащихся с акустической дисграфией, не нашла достаточного научно-теоретического обоснования и методических путей решения. Нуждаются пересмотра и усовершенствования содержание и организация логопедической помощи детям с акустической дисграфией в условиях логопедических пунктов.
Объект исследования: процесс коррекции у младших школьников с фонетическим недоразвитием акустической дисграфии.
Предмет исследования: особенности коррекции у младших школьников с фонетическим недоразвитием акустической дисграфии.
Цель исследования: изучить научно-методическую литературу и провести экспериментальное исследование, направленное на выявление особенностей развития у младших школьников с фонетическим недоразвитием акустической дисграфии.
В процессе исследования решались следующие задачи:
– изучить закономерности развития письменной речи в онтогенезе;
– выявить особенности письменной речи у учащихся младших классов с акустической дисграфией;
– подвергнуть анализу методы и приемы развития письменной речи у учащихся младших классов с акустической дисграфией;
– установить особенности и уровень развития у младших школьников с фонетическим недоразвитием акустической дисграфии.
Методы исследования: изучение, анализ, обобщение, систематизация научно-методической литературы по проблеме исследования.
Организация исследования. Эмпирическое исследование было организовано и проведено на базе КОУ Омской области «Адаптивная школа-интернат № 125». Экспериментальная выборка составила 12 человек из числа учеников 2 класса с лёгкой степенью умственной отсталости.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Для обозначения недостатков письменной речи употребляются термин «дисграфия». Симптоматикой дисграфии, считаются стойкие ошибки в письменных работах детей младшего школьного возраста. Выделяют различное количество форм дисграфии; артикуляционно-аккустическая; акустическая; агроматическая; оптическая.
Дети с дисграфией способны овладеть письмом в полном объеме при условии регулярных занятий с логопедом, собственной старательности и настойчивости. Родители должны тщательно выполнять рекомендации специалиста, уделяя как можно больше внимания дополнительным занятиям с ребенком по индивидуально разработанной программе.
Акустическая дисграфия – это парциальное расстройство функции письма, обусловленное недостаточностью слухового восприятия. Появляется заменами либо смешением на письме букв, обозначающих фонетически схожие звуки: шипящие-свистящие, твердые-мягкие, звонкие-глухие, аффрикаты и их составляющие. При этом звукопроизношение у ребенка правильное.
Анализ полученных результатов исследования показал, что у обследованных младших школьников с акустичсекой дисграфией имеются нарушения письменной речи, обусловленные нарушением офнематического восприятия. Проведенное исследование позволило выделить следующие подгруппы младших школьников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи:
Первая подгруппа: смешанная дисграфия с преобладанием дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза и элементами аграмматической дисграфии, артикуляторно-акустической дисграфии, оптической дисграфии (3 младших школьников – 25%).
Вторая подгруппа: смешанная дисграфия с преобладанием акустической дисграфии и элементами дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза (3 младших школьников – 25%).
Третья подгруппа: смешанная дисграфия с преобладанием акустической дисграфии с элементами аграмматической дисграфии и оптической дисграфии (1 младший школьник – 8%).
Четвертая подгруппа: смешанная дисграфия с преобладанием акустической дисграфии и элементами оптической дисграфии (2 младших школьника – 17%).
Пятая подгруппа: акустическая дисграфия (3 младших школьников – 25%).
Преобладающими видами дисграфии, выявленными у младших школьников, является акустическая дисграфия.
Таким образом, в процессе проведенного исследования, была проверена гипотеза, основанная на предположении о том, что в процессе диагностики письма у младших школьников с акустической дисграфией будут выявлены следующие особенности: нарушение анализа звуковой структуры слова, отсутствие проговаривания слов, отсутствие воспроизведения с помощью движений руки зрительного образа буквы, то есть соотносящиеся с разными видами дисграфии (что соответствует акустической дисграфии, а также смешанному типу с преобладанием акустической дисграфии).



1. Ананьев, Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом [Текст] / Б.Г. Ананьев // Изв. АПН РСФСР. – М.: Наука, 1955. – Вып. 70. – С. 104-148.
2. Будина, М.А. Методическая разработка по коррекции акустической дисграфии для обучения детей в начальной школе [Текст] / М.А. будина // Вестник научных конференций. – 2017. – № 6-2 (22). – С. 24-26
3. Величенокова, О.А. Анализ специфических ошибок письма младших школьников [Текст] / О.А. Величенокова // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекции. – Воронеж: Алея знаний, 2001. – 125 с.
4. Венедиктова, Л.В. Связь логопедической работы по развитию лексико-грамматической стороны речи с программой по русскому языку в начальных классах массовой школы [Текст] / Л.В. Венедиктова // Патология речи: История изучения, диагностика, преодоление. – СПб.: Питер, 1992. – 231 с.
5. Волкова, М.В. Проявления акустической дисграфии у младших школьников [Текст] / М.В. Волкова // В сборнике: Новые информационные технологии в науке. сборник статей Международной научно-практической конференции. – 2019. – С. 125-128.
6. Выготский, Л.С. Предыстория письменной речи. Антология гуманной педагогики [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: ВЛАДОС, 1996. – 222 с.
7. Жовницкая, О.Н. Фонетико-фонематическое восприятие у младших школьников [Текст] / О.Н. Жовницкая. – М: Академия, 2001. – 298 с.
8. Кокина, Т.О. Профилактика артикуляторно-акустической дисграфии у детей младшего школьного возраста [Текст] / Т.О. Кокина // Моя профессиональная карьера. – 2020. – Т. 3. – № 19. – С. 31-35.
9. Корнев, А.Н. Нарушения письма и чтения у детей [Текст] / А.Н. Корнев. – СПб.: Питер, 1997
10. Лалаева, Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников [Текст] / Р.И. Лалаева. – СПб.: Новая волна, 1998. – 256 с.
11. Лиходедова, Л.Н. Определение и причины возникновения дисграфии как специфического нарушения письменной речи [Текст] / Л.Н. Лиходедова // Ученые записки. – 2010. – № 7. – С. 227-229.
12. Логинова, Е.А. Нарушения письма [Текст] / Е.А. Логинова. – СПБ.: Питер, 2004. – 185 с.
13. Лурия, А.Р. Очерки психофизиологии письма [Текст] / А.Р. Лурия. – М.: Наука, 1950. – 179 с.
14. Львов, М.Р. Правописание в начальных классах [Текст] / М.Р. Львов. – М.: Просвещение, 1990. – С. 14-17.
15. Матвиенко, Е.С. Комплексный подход к выявлению и анализу нарушений письменной речи у детей младшего школьного возраста [Текст] / Е.С. Матвиенко. – Краснодар: ДАР, 2014. – 131 с.
16. Матвиенко, Е.С. Логопедическая ритмика как метод коррекции акустической дисграфии [Текст] / Е.С. Матвиенко // Проблемы научной мысли. –2017. – Т. 8. – № 1. – С. 31-34.
17. Парамонова, Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей [Текст] / Л.Г. Парамонова. – СПб.: СОЮЗ, 2017. – 240 с.
18. Пипич, Е.С. Изучение акустической дисграфии и ее преодоление [Текст] / Е.С. Пипич // В книге: Молодежь XXI века: образование, наука, инновации. материалы VII Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием. – 2018. – С. 292-293.
19. Прищепова, И.В. Дизорфография младших школьников [Текст] / И.В. Прищепова. – СПб.: Издательство КАРО, 2016. – 240 с.
20. Российская, Е.Н. Методика формирования самостоятельной письменной речи у детей [Текст] / Е.Н. Российская. – М.: Издательство Айрис-пресс, 2015. – 240 с.
21. Садовникова, И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников [Текст] / И.Н. Садовникова. – М.: 1995. – 191 с.
22. Селиванова, А.И. Характеристика фонематических процессов у младших школьников с акустической дисграфией [Текст] / А.И. Селиванова // В сборнике: Проблемы и перспективы развития современной науки. материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. – 2019. – С. 156-159.
23. Семёнова, С.Е. Роль фонематического слуха в процессе коррекции акустической дисграфии у младших школьников [Текст] / С.Е. Семенова // В сборнике: Актуальные психолого-педагогические проблемы и перспективы образования в современном обществе. сборник научных статей. – Мурманск, 2022. – С. 94-99.
24. Соботович, Е.Ф. Недостатки звукопроизношения у детей дошкольного возраста и методы их преодоления [Текст] / Е.Ф. Собботович. – М.: Инфра-М, 2017. – 456 с.
25. Спирова, Л. Ф. Учителю о детях с нарушениями речи [Текст] / Л.Ф. Спирова, А. В. Ястребова. – М.: Просвещение, 1996. – 204 с.
26. Токарева, О.А. Расстройства чтения и письма (дислексии и дисграфии) [Текст] / О.А. Токарева. – М.: Академия, 2017. – 222 с.
27. Филичева, Т.Б. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение [Текст] / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2008. –185 с.
28. Фотекова, Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников [Текст] / Т.А. Фотекова, Т.В. Ахутина. – М.: АРКТИ, 2015. – 125 с.
29. Чиркина, Г.В. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений [Текст] / Г.В. Чиркина. – М.: Аркти, 2010. – 240 с.
30. Ячменева, В.А. Преодоление артикуляторно-акустической дисграфии у младших школьников [Текст] / В.А. Ячменева // Студенческий вестник. – 2022. – № 20-5 (212). – С. 9-10.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ