Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проявления феномена застенчивости в младшем школьном возрасте
1.1 Понятие, виды, факторы и этапы развития феномена застенчивости 6
1.2 Особенности проявления застенчивости в младшем школьном возрасте 18
1.3 Психолого-педагогические приемы, направленные на снижение
застенчивости у детей в младшем школьном возрасте 25
Выводы по главе 1 34
Глава 2. Экспериментальное исследование по изучению особенностей проявления застенчивости в младшем школьном возрасте
2.1. Методическая организация исследования 36
2.2. Результаты констатирующего эксперимента и их обсуждение 39
2.3 Методические рекомендации по преодолению застенчивости в младшем школьном возрасте 53
Вывод по главе II 63
Заключение 65
Список литературы 68
Приложения
Актуальность темы обусловлена тем, что проблема застенчивости уходит своими корнями в раннее детство и мешает детям наслаждаться общением со сверстниками, находить друзей и получать их поддержку. Они стараются быть незаметными, не брать на себя инициативу, и самое главное - не чувствуют себя полноценными людьми из-за различных комплексов.
С точки зрения психологии, это сложнейший феномен, в основе которого лежат многие личностные проблемы и особенности. Но на внешнем уровне застенчивость в основном проявляется в общении. Ребенку трудно контактировать с другими, быть в центре компании, разговаривать, когда его слушает большое количество людей, выступать перед другими. Сама мысль о том, что сейчас он привлечет к себе внимание, ему неприятна.
В школе застенчивость может стать источником множества проблем. Во время занятий, где общение держится не на монологе учителя, а на двустороннем контакте, активной стороной часто должен выступать сам ребенок. В начальной школе занятия редко проходят в форме лекции или письменной работы. Все предметы в той или иной степени предполагают устные выступления детей, а для гуманитарных предметов это основная форма общения учителя с детьми.
Стеснительность ребёнка в процессе обучения, с одной стороны, может послужить преградой для качественного усвоения материала: застенчивость, будучи высоким эмоциональным напряжением, блокирует различные мыслительные процессы, негативно влияет на память. С другой стороны, застенчивость наносит ущерб психоэмоциональному здоровью ребёнка: для застенчивого ребёнка выступление перед классом - стресс, который, в свою очередь, может привести к возникновению у ребёнка школьных страхов.
Особенно ярко застенчивость проявляется в младшем школьном возрасте. Застенчивому школьнику труднее общаться со сверстниками, зачастую они сами избегают контакта с другими людьми. Они постоянно испытывают какое-то беспокойство и считают себя хуже других. Застенчивые дети часто колеблются в принятии решений, не проявляют инициативы, не утверждают и не защищают себя.
Необходимо как можно раньше начинать принимать меры по предотвращению развития застенчивости у детей. Способы борьбы с застенчивостью зависят, прежде всего, от степени проявления её у ребёнка и различны в конкретном случае.
Несмотря на наличие достаточно обширной литературы по этой проблеме, обсуждение ее чаще всего носит умозрительный характер и не опирается на конкретные исследования. Сегодня можно констатировать, что многие вопросы внутри этой проблемы остаются открытыми. Так, пока еще не ясна специфика взаимоотношений застенчивого ребенка с другими людьми, нет описания феномена застенчивости, охватывающего наиболее значимые для ребенка стороны его жизни, не выяснена структура его образа Я, их динамика в подростковый период.
Исследованием проблемы застенчивости занимались отечественные и зарубежные ученые: Д.М.Болдуин, Д.Бретт, М.Е.Бурно, Е. И. Гаспарова, Л.Н Галигузова, Ф. Зимбардо, В.Н. Куницына, Е.К.Лютова, В.Л.Леви и Г.Б. Монина.
Цель исследования: изучить особенности проявления застенчивости детей младшего школьного возраста и разработать методические рекомендации по снижению проявления застенчивости.
Объект исследования: застенчивость в младшем школьном возрасте.
Предмет исследования: особенности проявления застенчивости в младшем школьном возрасте.
Гипотеза исследования: застенчивость в младшем школьном возрасте проявляется через тревожность в школьной сфере. Излишне тревожные дети не могут в полной мере открыто выражать свои эмоции, впечатлительны и постоянно чем-то обеспокоены. Застенчивым детям присуща низкая самооценка. Они считают себя хуже в глазах других людей. На внешнем уровне застенчивость проявляется как некоторая отстраненность и осторожность во взаимодействии с людьми. Физиологические проявления разнообразны: часто дети краснеют от смущения, робеют от пристального внимания к ним, дрожит голос, учащается сердцебиение.
Задачи:
1) Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2) Описать проявление особенностей застенчивости в младшем школьном возрасте.
3) Подобрать диагностические методики для изучения особенностей проявления застенчивости в младшем школьном возрасте.
4) Провести констатирующий эксперимент, направленный на изучение особенностей проявления застенчивости в младшем школьном возрасте.
5) Разработать методы и способы коррекции застенчивости в младшем школьном возрасте для педагога-психолога.
Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы;
2. Методы тестирования;
3. Методы математической обработки данных.
Экспертная база исследования: констатирующий эксперимент проводился на базе МБОУ СШ № 98, в нем приняли участие 71 ученик в возрасте 8 - 11 лет.
В рамках данной работы, были рассмотрены особенности проявления застенчивости. На основании психолого-педагогической литературы, определили, что застенчивость может быть личностной чертой или состоянием, которое проявляется в зависимости от ситуации. Психологи, которые занимались изучением застенчивости: Д.М.Болдуин, Д.Бретт, М.Е.Бурно, Е. И. Гаспарова, Л.Н Галигузова, Ф. Зимбардо, В.Н. Куницына, Е.К.Лютова, В.Л.Леви и Г.Б. Монина, рассматривали застенчивость, как особенность личности, которая является преградой во взаимодействии с людьми. Это проявляется в общении, людям с такой особенностью сложно проявлять инициативу, свободно выражать свои эмоции и свое мнение на определенную тему. В своей работе, мы придерживались определения В.Н.Куницыной, она считала, что застенчивость - это свойство личности, которое возникает у человека, постоянно испытывающего трудности в определенных ситуациях межличностного общения; проявляется в состоянии нервно-психического напряжения и отличается разнообразными нарушениями вегетатики, психомоторики, речевой деятельности, эмоциональных, волевых, мыслительных процессов и рядом специфических изменений самосознания. Она писала, что застенчивость наиболее тесно связана со стыдом - эмоцией, возникающей в ситуациях, которые продуцируют социальную тревожность, и имеет многообразные характерные проявления. Застенчивости присущи такие характеристики : смущение, тревожность, нерешительность, затруднения в общении, вызванные мыслями о своей неполноценности и отрицательном отношении к себе собеседников.
Изучение проблемы застенчивости в младшем школьном возрасте актуально, поскольку в каждом классе учатся дети с данной особенностью.
Проявление застенчивости в младшем школьном возрасте разнообразно: ребёнок чувствует себя неуверенно, стесняется проявить свою неумелость, боится признаться в этом, попросить помощи. Кроме того, такой ребенок не умеет и не решается вступать в контакты с другими, в особенности с малознакомыми и незнакомыми людьми, со знакомыми же людьми он теряется, с трудом отвечает на вопросы взрослых. Глубоко застенчивый ребёнок теряет свою индивидуальность, он старается затеряться в толпе. Эмоции ярко не выражают, тревожны.
Гипотеза исследования: застенчивость в младшем школьном возрасте проявляется через тревожность в школьной сфере. Излишне тревожные дети не могут в полной мере открыто выражать свои эмоции, впечатлительны и постоянно чем-то обеспокоены. Застенчивым детям присуща низкая самооценка. Они считают себя хуже в глазах других людей. На внешнем уровне застенчивость проявляется как некоторая отстраненность и осторожность во взаимодействии с людьми. Физиологические проявления разнообразны: часто дети краснеют от смущения, робеют от пристального внимания к ним, дрожит голос, учащается сердцебиение.
Для исследования особенностей проявления застенчивости в младшем школьном возрасте, нами были выделены критерии, такие как: эмоциональная сторона застенчивости (тревожность), проявление внешних признаков в поведении, самооценка. На основании выделенных критериев, был подобран диагностический комплекс: В.Г.Щур «Лесенка», Ф. Зимбардо «Диагностика застенчивости», А. Филлипс « Школьная тревожность».
Констатирующий эксперимент проводился на базе МБОУ СШ № 98, в нем приняли участие 71 ученик в возрасте 8 - 11 лет.
Для выявления взаимосвязи между показателями методики А. Филлипса « Школьная тревожность» и Ф. Зимбардо «Диагностика застенчивости» и В.Г.Щур «Лесенка», нами был использован корреляционный анализ Спирмена. Согласно полученным результатам ,можно сказать, что существует сильная и прямая зависимость между показателями трех методик.
Мы выявили тенденцию возрастания застенчивости к 4 классу. Предполагаем, что это связано с более завышеным требованием взрослых в сравнении с младшим возрастом.
Дети, у которых выявлена застенчивость на высоком уровне, нуждаются в помощи со стороны психолога и педагога.
Разработанная программа коррекции детской застенчивости с использованием специально подобранных упражнений и игр способствует формированию уверенности, развитию коммуникативных умений, повышению самооценки и снижению тревожности. Важно, как можно раньше начать устранять данную проблему у детей. Основную помощь в работе с застенчивостью выполняет психолог. Учителю нужно организовывать свою деятельность так, чтобы застенчивый ребенок постепенно мог чувствовать уверенность в своих способностях, уверенность в себе. Необходимо создавать для таких детей ситуации успеха, постепенно поднимая их самооценку и веру в себя. Учитель может помочь застенчивым детям не только в рамках урока, но и с помощью внеклассной и внеурочной деятельности. От родителей требуется внимательное отношение к проблеме ребенка, поддержка и помощь.
1. Адлер А. Наука жить- М.:Книголюб, 2011;
2. Александровская Э.М. Социально-психологические критерии адаптации в школе: учеб. пособие/Под. Ред. С.М. Громбаха. - М., 2010;
3. Богачкина Н.А.,Сиренко Р.Н. - Как преодолеть детскую
застенчивость: Книга для родителей. - М.: Академия развития, 2009;
4. Болдуин Д. М. Духовное развитие детского индивидуума и человеческого рода. Том 2. Психологический генезис. Общий синтез. — М.: Либроком, 2011;
5. Безруких М.М, Ефимова С.П. Ребёнок идет в школу: Знаете ли вы своего ученика? Пособие для студентов пединститутов, учащихся педучилищ и колледжей и родителей. - М.: Издательский центр «Академия», 2016;
6. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: учеб.
пособие/Белкин А.С. - М., 2011;
7. Большой психолого-педагогический словарь. - Ростов - на Дону: «Феникс», 2011;
8. Бретт Д. Застенчивость // Жила-была девочка, похожая на тебя / Пер. с английского Г.А. Павлова - М.: Независимая фирма "Класс", 2016.
9. Бурно М.Е. О характерах людей, М.: Изд-во Добрая книга, 2011;
10. Вемъ А. «Застенчивость и как с ней бороться», 2009 ;
11. Галигузова Л.Н. Психологический анализ феномена застенчивости /Вопросы психологии. - 2010. - №5;
12. Галигузова Л.Н. Застенчивый ребёнок// Дошкольное воспитание. - 2010 - № 4;
13. Гаспарова Е. Застенчивый ребёнок // Дошкольное воспитание. Издательство "Просвещение" - 2010.- №3;
14. Гуревич Ю. По ту сторону застенчивости // Педагогический калейдоскоп -2010 - №5;
15. Дюга А. Застенчивость и ее лечение. СПб.: Изд-во В. Губинского, 2009;
16. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. - М., 2011;
17. Зимбардо Ф. Застенчивость (что это такое и как с ней справляться). - СПб: Питер Пресс, 2016;
18. Игры в школе. Для млад. шк. возраста. - Мн. : Харвест, М.: Издательство АСТ», 2010;
19. Карпенко В. Застенчивость // Воспитание школьников, 2015 - №2;
20. Катаева Л.И. Работа психолога с застенчивыми детьми- М.: Книголюб, 2011;
21. Клейберг Ю. А. Психология девиантного поведения: Учеб. пособие для вузов. - М., 2011;
22. Кленкина. В.Ю., Халявина. О.В. Застенчивость, как проблема юношеского возраста - Конкурс юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского 2011-2012 гг;
23. Кон И. С. Психология юношеского возраста (Проблемы формирования личности). - Учебное пособие для студентов пединститутов. - М.: Просвещение, 2013;
24. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребёнка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. М.: Изд-во РОУ, 2016;
25. Куницына В.Н.Межличностное общение:Учебное пособие,2009;
26. Лаундес Л. Прощай застенчивость! 85 способов преодолеть робость и приобрести уверенность в себе. М.: Изд-во Добрая книга, 2007;
27. Леви В. Л. Нестандартный ребенок М.: Изд-во Торобоан, 2006.
28. Минаева В. Как помочь ребёнку преодолеть застенчивость// Воспитание школьников- 2011- №9;
29. Монина Г.Б., Лютова Е.К. Шпаргалка для родителей, 2012;
30. Мухина В.С. Возрастная психология: Учебник для студентов высших учебных заведений.- М.: Издательский центр «Академия».- 2010;
31. Особенности психического развития детей 6 - 7 летнего возраста: учебн. пособие /Под ред.Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера / М. 2014;
32. Платонова А.А. Успешное завтра будущего первоклассника // Нач. школа., 2015, № 5;
33. Психокоррекционные и развивающие работы с детьми: практические рекомендаци /Под. Ред. И.В. Дубровиной - М.: 2010;
34. Психология воспитания: Пособие для методистов дошкольного и начального школьного образования, преподавателей, психологов./ Грибанова А.Д., Калиненко В.К., Кларина Л.М. и др.; Под ред. Петровского В.А. - 2-е изд. - М.: Аспект Пресс, 2015;
35. Реан А.А, Костромина С.Н. Как подготовить ребёнка к школе. - СПб.: Питер Ком, 2010;
36. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2012 ;
37. Сафин В.Ф. Устойчивость самооценки и механизм ее сохранения // Вопросы психологии, 2015. - № 3;
38. Сапогова Е.Е. Психология развития человека / Общение младшего школьника со сверстниками и взрослыми / Питер Ком, 2010;
39. Смирнова Е.О. Детская психология. - М.: Изд-во РОУ, 2013;
40. Словарь Уэбстера, Изд-во Тип. М.О.Вольфа, СПБ.-М, 2009;
41. Тихомиров, A.B. Психология застенчивости. Методическое пособие/ A.B. Тихомиров. Екатеринбург : Изд-во дворец молодежи, 2010;
42. Толковый словарь В.И.Даль, Изд-во Тип. М.О. Вольфа, СПб.-М 2008;
43. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие/ Фопель К. - М.: Генезис, 2010 (4 тома);
44. Чуб Н.В. Как работать с застенчивыми учениками, 2009;
45. Шишова Т. Застенчивый невидимка, Изд-во «Искатель» 2010;
46. Эльконин Б. Д. Психология развития: Учеб.пособие для студ.вузов - М.: Академия, 2007;
47. Основные понятия застенчивости [электронный ресурс] - URL: https://neurofob.com/mental-behavioural/emotional-disorders/zastenchivost-eto.html
48. Формы застенчивости [электронный ресурс] - URL: http://www.razlib.ru/psihologija/zastenchivyi_malysh/p4.php
49. Причины застенчивости [электронный ресурс] - URL: https://www.psychologos.ru/articles/view/zastenchivost
50. Что такое застенчивость [электронный ресурс] - URL: https://psychologytoday.ru/stories/zastenchivost