Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности проявления читательской самостоятельности у младших школьников

Работа №156710

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы79
Год сдачи2021
Стоимость4325 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
18
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 7
§ 1. Сущность понятия «читательская самостоятельность» и её структурные компоненты 7
§ 2. Возрастные особенности развития читательской самостоятельности у младших школьников 14
§ 3. Методические приёмы формирования читательской самостоятельности 21
Выводы по Главе 1 30
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 32
§1. Диагностическая программа определения актуального уровня читательской самостоятельности младших школьников 32
§ 2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 36
§ 3. Комплекс занятий по развитию читательской самостоятельности младших школьников во внеурочной деятельности "Книга - твой верный друг" 43
Выводы по Главе 2 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЯ 58


Актуальность выбранной темы обоснована тем, что в наши дни усиливается влияние на детей социальных сетей, телепередач, вследствие чего они все реже обращаются к книгам. Многие родители сейчас зачастую меняют свою позицию по отношению к совместной читательской деятельности или же совсем не заинтересованы воспитанием с помощью чтения. В результате ребенок начинает считать, что литература - это что-то скучное, устаревшее и ненужное. Дальнейшее отсутствие интереса влияет на то, что ребенок читает мало или перестает читать совсем. Начинаются проблемы с техникой чтения, с пониманием содержания книги (неосмысленное чтение), с подбором правильной литературы.
Исследователь Н.А. Рубакин утверждает, что читательская самостоятельность - это свойство личности, которое характеризуется наличием у читателя мотивов, побуждающих его обращаться к книгам, и системы знаний, умений, навыков, дающих ему возможность с наименьшими затратами сил и времени реализовать свои побуждения в соответствии с общественной и личной необходимостью [37].
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО), в «Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников» чтение рассматривается как средство, способствующее личностному развитию ученика, его умению адаптироваться в обществе, а также как средство, решающее задачу воспитания ответственного, инициативного и компетентного гражданина. Признается необходимость формирования у обучающихся образовательных компетенций, основополагающих читательских умений и знаний, приемов понимания текста, овладения техникой чтения [1].
В начальной школе проходят уроки литературного чтения, на которых ставятся следующие цели: помочь детям овладеть навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения; сформировать у них читательский кругозор; помочь им приобрести опыт в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности; совершенствовать у детей все виды читательской деятельности, обеспечивающие умение работать с разными видами книг. Чтобы достичь этих целей, надо как можно раньше приобщать ребёнка к книге и чтению — кладезю знаний, идей, мудрости, опыта.
В настоящее время в школьных программах по литературному чтению уделяется недо статочно внимания вопросам организации самостоятельного детского чтения. Сам предмет «Внеклассное чтение» исчез из базового учебного плана, что обязывает учителей начальных классов выводить занятия в сферу дополнительного образования с учетом рекомендаций ФГОС НОО второго поколения [1].
Л.С. Выготский писал: «прежде, чем ты хочешь призвать ребёнка к какой- либо деятельности, заинтересуй его ею. А интерес к любому занятию, в том числе и к чтению, будет стабильным при условии, если ребёнок готов к этой деятельности, если у него напряжены все силы, необходимые для неё, и если ребёнок будет действовать сам, преподавателю же остаётся только руководить и направлять его деятельность»[8].
Противоречие между требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и реализацией о бучения в образовательных организациях, направленных на изучение теоретических основ формирования читательской самостоятельности младших школьников, обусловили проблему исследования: по требованиям ФГОС НОО выпускник начальной школы должен владеть в совершенстве самостоятельным чтением, но в настоящее время дети не обладают необходимым уровнем читательской самостоятельности [1]. Данный факт мы выявили исходя из пройденной практики и изучив социологические исследования. По данным социологов, число постоянно читающих в нашей стране за последние 10 лет уменьшилось с 49% до 26%. Это говорит о том, что в стране существует серьёзная проблема с детским чтением [4].
Цель исследования: на основе данных констатирующего эксперимента по определению актуального уровня развития читательской самостоятельности у младших школьников разработать комплекс внеурочных занятий, направленный на развитие читательской самостоятельности.
Объект исследования: процесс развития читательской самостоятельности младших школьников.
Предмет исследования: актуальный уровень развития читательской самостоятельности младших школьников.
Задачи данной работы:
1. Изучить психолого-педагогическую, методическую и лингвистическую литературу по теме исследования и установить степень изученности темы.
2. Подобрать диагностики для определения актуального уровня читательской самостоятельности младших школьников.
3. Провести констатирующий эксперимент и определить актуальный уровень развития читательской самостоятельности младших школьников.
4. На основе констатирующего эксперимента разработать комплекс внеурочных занятий, направленный на развитие читательской самостоятельности у младших школьников.
Гипотеза: читательская самостоятельность у младших школьников развита преимущественно на среднем уровне, т.е. младшие школьники читают литературу во внеурочное время мало и не часто, могут самостоятельно ориентироваться внутри книги, с помощью педагога умеют выбирать книгу по заданным признакам, но затрудняются в определении содержания книги до её прочтения.
Методы исследования:
1. Теоретический - анализ литературы.
2. Экспериментальный - констатирующий эксперимент.
Структура выпускной квалификационной работы: выпускная квалификационная работа состоит из содержания, введения, двух глав, каждая из которых содержит по три параграфа, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Этапы исследования. Первый этап включал изучение литературы, анализ и обработку теоретического материала, определение теоретических основ исследования; выделение методов развития читательской самостоятельности младших школьников.
Второй этап включал проведение констатирующего эксперимента.
Третий этап - разработка программы на основе полученных результатов констатирующего эксперимента для расширения кругозора и формирования читательской самостоятельности младших школьников.
Экспериментальная база исследования: эксперимент проходил на базе МБОУ «СОШ №5» города Владивостока, во 2 «А» классе. В исследовании приняли участие 26 человек.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подводя итоги, можно сделать следующие выводы: чтение, а особенно, самостоятельное чтение - это окно, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Если у ребёнка сформирована способность самостоятельно выбирать и читать книги, значит, у него есть практическая основа умения учиться, важнейший компонент как учебной, так и внеучебной деятельности [28].
Изучив психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования мы установили, что проблема читательской самостоятельности у младших школьников приобретает в настоящее время все большую актуальность.
Нами была проведена диагностика среди обучающихся 2 «А» класса на базе школы МБОУ «СОШ №5» города Владивостока. В исследовании приняли участие 26 человек. Были выявлены и описаны три уровня сформированности читательской самостоятельности у младших школьников: низкий, средний, высокий.
В нашей работе были рассмотрены методические средства и приемы развития читательской самостоятельности, используемые в начальной школе, а также подобраны диагностики для определения уровня читательской самостоятельности младших школьников. В ходе констатирующего эксперимента исследовались такие параметры читательской самостоятельности учащихся 2-го класса, как:
1. Умение ориентироваться внутри книги.
2. Умение определять содержание незнакомой книги до ее прочтения.
3. Частота чтения и количество прочитанной литературы во внеурочное время.
4. Умение выбрать книгу по заданным признакам.
В ходе экспериментальной работы наша гипотеза была подтверждена.
Установлено, что уровень развития читательской самостоятельности учащихся 2-х классов является достаточным и преимущественно средним: высокий уровень показали 31% обучающихся (3 человека), средний уровень - 58% (15 человек), низкий уровень - 11% (8 человек). Самые низкие результаты в ходе констатирующего исследования получены по параметру «Умение определять содержание незнакомой книги до ее прочтения», а наиболее развитым во 2 «А» оказался критерий «Умение ориентироваться внутри книги», где высокий уровень продемонстрировали 27% (7 человек), средний уровень - 58% (15 человек), низкий уровень - 15% (4 человека).
На основе констатирующего эксперимента и по результатам диагностики нами был разработан комплекс занятий «Книга - твой верный друг», в котором отобраны разнообразные задания и упражнения, направленные на развитие читательской самостоятельности младших школьников.
На реализацию комплекса занятий отводится 15 часов контактной работы учителя и обучающихся в течение одного полугода с начала учебного года (1 час в неделю). Количество часов может меняться, программу можно дополнить или сократить по количеству часов и содержанию. Рекомендуется реализовывать комплекс во внеурочное время, но возможно и его интегрирование в уроки по литературному чтению. Подробно описан принцип отбора художественного материала, формы организации занятий, особенности организации предметно-развивающей среды, предложено тематическое планирование, проиллюстрирована структура занятий.
Считаем, что разработанный нами комплекс внеурочных занятий будет эффективен в процессе развития читательской самостоятельности младших школьников.
Надеемся, что выполненная дипломная работа может быть полезна педагогам-практикам, которые хотят оптимально и эффективно развивать читательскую самостоятельность младших школьников в системе внеурочных занятий.
Подводя итог, можно утверждать, что цель нашего исследования достигнута, посредством решения задач, которые были сформулированы в вводной части работы.



1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской федерации от «06» октября 2009 г. №373 // Минобрнауки.рф[Электронный ресурс]. URL: https://normativ.kontur.ru/ document?moduleId=1&documentId=382735 (дата обращения 26.09.2020)
2. Абдуллина А.А. Обучение младших школьников воссозданию образов художественных произведений. М., 1997. 256 с.
3. Анохина Е. Ю. Детское чтение и интернет / Е. Ю. Анохина // Обучение и воспитание: методики и практика. 2016. № 30-1. С. 7-20.
4. Береснева Л.О роли чтения//Домашнее воспитание. 2002. № 6. С.15¬17.
5. Боразнова Г.Д. Техника обучения чтению//Первое сентября. 2002. № 10. С.36-38.
6. Виноградова Н.Ф. Начальная школа: вчера, сегодня, завтра // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. №1. С 6-18.
7. Воюшина М.П. Методика обучения литературному чтению. М.,2013. С. 189-203.
8. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.,1991. С. 112-115.
9. Выготский Л.С. Психология развития человека. М., 2003. С. 78-79.
10. Джежелей О.В. Чтение и литература. Программа //Программно-методические материалы: Чтение. Начальная школа/Сост. Т.В.Игнатьева. М.: Дрофа, 2000.
11. Джежелей О.В., Светловская Н.Н. Учим читать книгу. Пособие для учителя. М., 1983. 208 с.
12. Ефросинина Л.А. Литературное чтение. Я читаю. 2 класс. Учебное
пособие / Л.А.Ефросинина. - М.: Сфера, 2005. - 64 с.
13. Калечич Т.Н. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися / Т.Н.Калечич.М.: Просвещение, 1980.213с.
14. Качурин М.Г. Внеклассное чтение и внеклассная работа по литературе. Методика преподавания литературы. М.: Просвещение, 1985. 327с.
15. Колганова Н.Е. Обучение полноценному чтению детской литературы//Начальная школа. 2005. № 6. С.56-65.
16. Ко стромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении чтению. М., 2006. 240 с.
17. Кочетова П.Б. Как и почему меняются читательские интересы младших школьников и что с этим делать//Начальная школа. 2003. № 1. С. 19-24.
18. Лифинцева Н.И. Самостоятельная читательская деятельность младших школьников. Программа развития читательского опыта // Начальное образование. 2004. № 3. С.10-15.
19. Мальцева К.В. Борисова М.Н. Внеклассная и внешкольная работа по русскому языку и литературе. М.: Просвещение, 1982.185с.
20. Международная ассоциация ученых, преподавателей и специалистов (Российская Академия Естествознания). [Электронный ресурс]. URL: https://scienceforum.ru/2012/article/2012001174 (дата обращения 26.09.2020).
21. Методика обучения русскому языку и литературному чтению / под ред. Т И. Зиновьевой. М., 2016. С. 263-283.
22. Михалков С.В., Полозова Т.Д. Воспитание творчества читателя (проблемы внеклассной и внешкольной работы по литературе). М.: Просвещение, 1981. 240с.
23. Морозова С.Э. Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения // Начальная школа. 2010. №11. С. 29-31.
24. Наумчук М.М. Взаимосвязь классного и внеклассного чтения как средство формирования читательской само стоятельно сти младших школьников : автореф. дис. ...канд.пед.наук / Н.Н. Наумчук; НИИ
Педагогики УССР. Киев, 1987. 31 с.
25. Неборская Т.А. Учимся читать вслух и молча. М., 2006. 85 с.
26. Никонович Е.В. Развитие творческих способностей на уроках внеклассного чтения // Начальная школа. 2005. № 6. С. 35-37.
27. Одинцова С.А., Сарсекеева Ж.Е., Айдарбекова К.А., Тлеуберлинова Э.Б., Тусупбаева Д.Б., Песцова А.И. Беседа как метод обучения от античности до современности // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 3[Электронный ресурс]. URL: http://www.science- education.ru/ru/article/view?id=24637(дата обращения: 09.04.2021).
28. Оморокова М.Н. Основы обучения чтению младших школьников. М., 2005. С. 56-63.
29. Оморокова М.Н. Совершенствование чтения младших школьников: Методическое пособие для учителя. М., 1999. 160 с.
30. Оморокова М.Н. Чтение в начальный классах. М., 2003. С. 88-95.
31. Павлова Л. А. Как формировать навык чтения у младших школьников. М., 2007. С. 42-47.
32. Первова Г.М. Проверочные работы по чтению начальных классов: Методическое пособие. М., 2006. С. 33-38.
33. Первова Г.М. Формирование круга детского чтения учителем // Начальная школа. 1999. № 12. С. 33-38.
34. Пиче-оол Т.С. Практические советы учителю, овладевающему современной методикой обучения чтению//Начальная школа. 2005. № 2. С. 15-17.
35. Подласый И.П. Педагогика начальной школы.М.: ВЛАДОС-пресс, 2017. 365 с.
36. Посашкова Е.В. Уроки литературы в начальной школе, или Как формировать вдумчивого читателя: учебно-методическое пособие / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2002. 144 с.
37. Рубакин Н.А. Письма к читателям о самообразовании. Т. 2. М.: Советская педагогика, 1976. 147 с.
38. Светловская Н.Н. Введение в науку о читателе.М: МГПУ, 2003.
39. Светловская Н.Н., Пиче-оол Т.С. Внеклассное чтение на начальном этапе формирования читательской самостоятельности. М., 1999. 160 с.
40. Светловская Н.Н. Из истории методики обучения читателя в России. М., 2000. С. 76-81.
41. Светловская Н.Н. Детская книга и детское чтение в современной начальной школе. М., 2011. С. 21-29.
42. Светловская Н.Н. Методика обучения чтению: что это такое? // Начальная школа. 2005. № 2. С.9-14.
43. Светловская Н.Н. Обучение детей чтению. М., 2001. С. 64-72.
44. Светловская Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя//Начальная школа. 2003. № 1. С. 11-18.
45. Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение младших школьников: Теоретико-экспериментальное исследование. М., 1980. 160 с.
46. Сорока О. А. Методические рекомендации по формированию основ читательской само стоятельности у второклассников // Образование и воспитание. 2016. №2. С. 37-41.
47. Сосновская О.В. Методика работы над навыком чтения. М., 2012. С. 53-58.
48. Стефаненко Н.А. Литературное чтение. Методические рекомендации.
2 класс. М.: Просвещение, 2016. 128 с.
49. Тихомирова И.И. Чудо чтения // Начальная школа. 1999. № 6. С. 61-65.
50. Трегубова Н.Н. Наука о формировании читателя: к юбилею начальной школы Н.Н. Светловской // Начальная школа. 2011. № 9. С. 50-53.
51. Ушинский К.Д. О первоначальном преподавании русского языка. Избранные педагогические сочинения / К.Д. Ушинский. М.: Учпедгиз, 1974. С. 30-32.
52. Формирование читательской самостоятельности на уроках чтения в начальных классах: материалы науч.-практ. конф. по методике русского языка / Суражский пед. колледж им А.С. Пушкина. Сураж, 2009. 69 с.
53. Южанинова О.А. Метод чтения-рассматривания и его применение в работе с детскими книгами на разных этапах читательской самостоятельности. [Электронный ресурс]. URL: https://infourok.ru/metod-chteniyarassmatrivaniya-i-ego-primenenie-pri-rabote-s-detskimi-knigami-na-raznih-etapah-chitatelskoy-samostoyatelnosti-3799053.html (дата обращения 26.10.2020).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ