Особенности проявления читательской самостоятельности у младших школьников
|
Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 7
§ 1. Сущность понятия «читательская самостоятельность» и её структурные компоненты 7
§ 2. Возрастные особенности развития читательской самостоятельности у младших школьников 14
§ 3. Методические приёмы формирования читательской самостоятельности 21
Выводы по Главе 1 30
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 32
§1. Диагностическая программа определения актуального уровня читательской самостоятельности младших школьников 32
§ 2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 36
§ 3. Комплекс занятий по развитию читательской самостоятельности младших школьников во внеурочной деятельности "Книга - твой верный друг" 43
Выводы по Главе 2 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЯ 58
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 7
§ 1. Сущность понятия «читательская самостоятельность» и её структурные компоненты 7
§ 2. Возрастные особенности развития читательской самостоятельности у младших школьников 14
§ 3. Методические приёмы формирования читательской самостоятельности 21
Выводы по Главе 1 30
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 32
§1. Диагностическая программа определения актуального уровня читательской самостоятельности младших школьников 32
§ 2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 36
§ 3. Комплекс занятий по развитию читательской самостоятельности младших школьников во внеурочной деятельности "Книга - твой верный друг" 43
Выводы по Главе 2 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЯ 58
Актуальность выбранной темы обоснована тем, что в наши дни усиливается влияние на детей социальных сетей, телепередач, вследствие чего они все реже обращаются к книгам. Многие родители сейчас зачастую меняют свою позицию по отношению к совместной читательской деятельности или же совсем не заинтересованы воспитанием с помощью чтения. В результате ребенок начинает считать, что литература - это что-то скучное, устаревшее и ненужное. Дальнейшее отсутствие интереса влияет на то, что ребенок читает мало или перестает читать совсем. Начинаются проблемы с техникой чтения, с пониманием содержания книги (неосмысленное чтение), с подбором правильной литературы.
Исследователь Н.А. Рубакин утверждает, что читательская самостоятельность - это свойство личности, которое характеризуется наличием у читателя мотивов, побуждающих его обращаться к книгам, и системы знаний, умений, навыков, дающих ему возможность с наименьшими затратами сил и времени реализовать свои побуждения в соответствии с общественной и личной необходимостью [37].
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО), в «Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников» чтение рассматривается как средство, способствующее личностному развитию ученика, его умению адаптироваться в обществе, а также как средство, решающее задачу воспитания ответственного, инициативного и компетентного гражданина. Признается необходимость формирования у обучающихся образовательных компетенций, основополагающих читательских умений и знаний, приемов понимания текста, овладения техникой чтения [1].
В начальной школе проходят уроки литературного чтения, на которых ставятся следующие цели: помочь детям овладеть навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения; сформировать у них читательский кругозор; помочь им приобрести опыт в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности; совершенствовать у детей все виды читательской деятельности, обеспечивающие умение работать с разными видами книг. Чтобы достичь этих целей, надо как можно раньше приобщать ребёнка к книге и чтению — кладезю знаний, идей, мудрости, опыта.
В настоящее время в школьных программах по литературному чтению уделяется недо статочно внимания вопросам организации самостоятельного детского чтения. Сам предмет «Внеклассное чтение» исчез из базового учебного плана, что обязывает учителей начальных классов выводить занятия в сферу дополнительного образования с учетом рекомендаций ФГОС НОО второго поколения [1].
Л.С. Выготский писал: «прежде, чем ты хочешь призвать ребёнка к какой- либо деятельности, заинтересуй его ею. А интерес к любому занятию, в том числе и к чтению, будет стабильным при условии, если ребёнок готов к этой деятельности, если у него напряжены все силы, необходимые для неё, и если ребёнок будет действовать сам, преподавателю же остаётся только руководить и направлять его деятельность»[8].
Противоречие между требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и реализацией о бучения в образовательных организациях, направленных на изучение теоретических основ формирования читательской самостоятельности младших школьников, обусловили проблему исследования: по требованиям ФГОС НОО выпускник начальной школы должен владеть в совершенстве самостоятельным чтением, но в настоящее время дети не обладают необходимым уровнем читательской самостоятельности [1]. Данный факт мы выявили исходя из пройденной практики и изучив социологические исследования. По данным социологов, число постоянно читающих в нашей стране за последние 10 лет уменьшилось с 49% до 26%. Это говорит о том, что в стране существует серьёзная проблема с детским чтением [4].
Цель исследования: на основе данных констатирующего эксперимента по определению актуального уровня развития читательской самостоятельности у младших школьников разработать комплекс внеурочных занятий, направленный на развитие читательской самостоятельности.
Объект исследования: процесс развития читательской самостоятельности младших школьников.
Предмет исследования: актуальный уровень развития читательской самостоятельности младших школьников.
Задачи данной работы:
1. Изучить психолого-педагогическую, методическую и лингвистическую литературу по теме исследования и установить степень изученности темы.
2. Подобрать диагностики для определения актуального уровня читательской самостоятельности младших школьников.
3. Провести констатирующий эксперимент и определить актуальный уровень развития читательской самостоятельности младших школьников.
4. На основе констатирующего эксперимента разработать комплекс внеурочных занятий, направленный на развитие читательской самостоятельности у младших школьников.
Гипотеза: читательская самостоятельность у младших школьников развита преимущественно на среднем уровне, т.е. младшие школьники читают литературу во внеурочное время мало и не часто, могут самостоятельно ориентироваться внутри книги, с помощью педагога умеют выбирать книгу по заданным признакам, но затрудняются в определении содержания книги до её прочтения.
Методы исследования:
1. Теоретический - анализ литературы.
2. Экспериментальный - констатирующий эксперимент.
Структура выпускной квалификационной работы: выпускная квалификационная работа состоит из содержания, введения, двух глав, каждая из которых содержит по три параграфа, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Этапы исследования. Первый этап включал изучение литературы, анализ и обработку теоретического материала, определение теоретических основ исследования; выделение методов развития читательской самостоятельности младших школьников.
Второй этап включал проведение констатирующего эксперимента.
Третий этап - разработка программы на основе полученных результатов констатирующего эксперимента для расширения кругозора и формирования читательской самостоятельности младших школьников.
Экспериментальная база исследования: эксперимент проходил на базе МБОУ «СОШ №5» города Владивостока, во 2 «А» классе. В исследовании приняли участие 26 человек.
Исследователь Н.А. Рубакин утверждает, что читательская самостоятельность - это свойство личности, которое характеризуется наличием у читателя мотивов, побуждающих его обращаться к книгам, и системы знаний, умений, навыков, дающих ему возможность с наименьшими затратами сил и времени реализовать свои побуждения в соответствии с общественной и личной необходимостью [37].
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО), в «Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников» чтение рассматривается как средство, способствующее личностному развитию ученика, его умению адаптироваться в обществе, а также как средство, решающее задачу воспитания ответственного, инициативного и компетентного гражданина. Признается необходимость формирования у обучающихся образовательных компетенций, основополагающих читательских умений и знаний, приемов понимания текста, овладения техникой чтения [1].
В начальной школе проходят уроки литературного чтения, на которых ставятся следующие цели: помочь детям овладеть навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения; сформировать у них читательский кругозор; помочь им приобрести опыт в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности; совершенствовать у детей все виды читательской деятельности, обеспечивающие умение работать с разными видами книг. Чтобы достичь этих целей, надо как можно раньше приобщать ребёнка к книге и чтению — кладезю знаний, идей, мудрости, опыта.
В настоящее время в школьных программах по литературному чтению уделяется недо статочно внимания вопросам организации самостоятельного детского чтения. Сам предмет «Внеклассное чтение» исчез из базового учебного плана, что обязывает учителей начальных классов выводить занятия в сферу дополнительного образования с учетом рекомендаций ФГОС НОО второго поколения [1].
Л.С. Выготский писал: «прежде, чем ты хочешь призвать ребёнка к какой- либо деятельности, заинтересуй его ею. А интерес к любому занятию, в том числе и к чтению, будет стабильным при условии, если ребёнок готов к этой деятельности, если у него напряжены все силы, необходимые для неё, и если ребёнок будет действовать сам, преподавателю же остаётся только руководить и направлять его деятельность»[8].
Противоречие между требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и реализацией о бучения в образовательных организациях, направленных на изучение теоретических основ формирования читательской самостоятельности младших школьников, обусловили проблему исследования: по требованиям ФГОС НОО выпускник начальной школы должен владеть в совершенстве самостоятельным чтением, но в настоящее время дети не обладают необходимым уровнем читательской самостоятельности [1]. Данный факт мы выявили исходя из пройденной практики и изучив социологические исследования. По данным социологов, число постоянно читающих в нашей стране за последние 10 лет уменьшилось с 49% до 26%. Это говорит о том, что в стране существует серьёзная проблема с детским чтением [4].
Цель исследования: на основе данных констатирующего эксперимента по определению актуального уровня развития читательской самостоятельности у младших школьников разработать комплекс внеурочных занятий, направленный на развитие читательской самостоятельности.
Объект исследования: процесс развития читательской самостоятельности младших школьников.
Предмет исследования: актуальный уровень развития читательской самостоятельности младших школьников.
Задачи данной работы:
1. Изучить психолого-педагогическую, методическую и лингвистическую литературу по теме исследования и установить степень изученности темы.
2. Подобрать диагностики для определения актуального уровня читательской самостоятельности младших школьников.
3. Провести констатирующий эксперимент и определить актуальный уровень развития читательской самостоятельности младших школьников.
4. На основе констатирующего эксперимента разработать комплекс внеурочных занятий, направленный на развитие читательской самостоятельности у младших школьников.
Гипотеза: читательская самостоятельность у младших школьников развита преимущественно на среднем уровне, т.е. младшие школьники читают литературу во внеурочное время мало и не часто, могут самостоятельно ориентироваться внутри книги, с помощью педагога умеют выбирать книгу по заданным признакам, но затрудняются в определении содержания книги до её прочтения.
Методы исследования:
1. Теоретический - анализ литературы.
2. Экспериментальный - констатирующий эксперимент.
Структура выпускной квалификационной работы: выпускная квалификационная работа состоит из содержания, введения, двух глав, каждая из которых содержит по три параграфа, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Этапы исследования. Первый этап включал изучение литературы, анализ и обработку теоретического материала, определение теоретических основ исследования; выделение методов развития читательской самостоятельности младших школьников.
Второй этап включал проведение констатирующего эксперимента.
Третий этап - разработка программы на основе полученных результатов констатирующего эксперимента для расширения кругозора и формирования читательской самостоятельности младших школьников.
Экспериментальная база исследования: эксперимент проходил на базе МБОУ «СОШ №5» города Владивостока, во 2 «А» классе. В исследовании приняли участие 26 человек.
Подводя итоги, можно сделать следующие выводы: чтение, а особенно, самостоятельное чтение - это окно, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Если у ребёнка сформирована способность самостоятельно выбирать и читать книги, значит, у него есть практическая основа умения учиться, важнейший компонент как учебной, так и внеучебной деятельности [28].
Изучив психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования мы установили, что проблема читательской самостоятельности у младших школьников приобретает в настоящее время все большую актуальность.
Нами была проведена диагностика среди обучающихся 2 «А» класса на базе школы МБОУ «СОШ №5» города Владивостока. В исследовании приняли участие 26 человек. Были выявлены и описаны три уровня сформированности читательской самостоятельности у младших школьников: низкий, средний, высокий.
В нашей работе были рассмотрены методические средства и приемы развития читательской самостоятельности, используемые в начальной школе, а также подобраны диагностики для определения уровня читательской самостоятельности младших школьников. В ходе констатирующего эксперимента исследовались такие параметры читательской самостоятельности учащихся 2-го класса, как:
1. Умение ориентироваться внутри книги.
2. Умение определять содержание незнакомой книги до ее прочтения.
3. Частота чтения и количество прочитанной литературы во внеурочное время.
4. Умение выбрать книгу по заданным признакам.
В ходе экспериментальной работы наша гипотеза была подтверждена.
Установлено, что уровень развития читательской самостоятельности учащихся 2-х классов является достаточным и преимущественно средним: высокий уровень показали 31% обучающихся (3 человека), средний уровень - 58% (15 человек), низкий уровень - 11% (8 человек). Самые низкие результаты в ходе констатирующего исследования получены по параметру «Умение определять содержание незнакомой книги до ее прочтения», а наиболее развитым во 2 «А» оказался критерий «Умение ориентироваться внутри книги», где высокий уровень продемонстрировали 27% (7 человек), средний уровень - 58% (15 человек), низкий уровень - 15% (4 человека).
На основе констатирующего эксперимента и по результатам диагностики нами был разработан комплекс занятий «Книга - твой верный друг», в котором отобраны разнообразные задания и упражнения, направленные на развитие читательской самостоятельности младших школьников.
На реализацию комплекса занятий отводится 15 часов контактной работы учителя и обучающихся в течение одного полугода с начала учебного года (1 час в неделю). Количество часов может меняться, программу можно дополнить или сократить по количеству часов и содержанию. Рекомендуется реализовывать комплекс во внеурочное время, но возможно и его интегрирование в уроки по литературному чтению. Подробно описан принцип отбора художественного материала, формы организации занятий, особенности организации предметно-развивающей среды, предложено тематическое планирование, проиллюстрирована структура занятий.
Считаем, что разработанный нами комплекс внеурочных занятий будет эффективен в процессе развития читательской самостоятельности младших школьников.
Надеемся, что выполненная дипломная работа может быть полезна педагогам-практикам, которые хотят оптимально и эффективно развивать читательскую самостоятельность младших школьников в системе внеурочных занятий.
Подводя итог, можно утверждать, что цель нашего исследования достигнута, посредством решения задач, которые были сформулированы в вводной части работы.
Изучив психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования мы установили, что проблема читательской самостоятельности у младших школьников приобретает в настоящее время все большую актуальность.
Нами была проведена диагностика среди обучающихся 2 «А» класса на базе школы МБОУ «СОШ №5» города Владивостока. В исследовании приняли участие 26 человек. Были выявлены и описаны три уровня сформированности читательской самостоятельности у младших школьников: низкий, средний, высокий.
В нашей работе были рассмотрены методические средства и приемы развития читательской самостоятельности, используемые в начальной школе, а также подобраны диагностики для определения уровня читательской самостоятельности младших школьников. В ходе констатирующего эксперимента исследовались такие параметры читательской самостоятельности учащихся 2-го класса, как:
1. Умение ориентироваться внутри книги.
2. Умение определять содержание незнакомой книги до ее прочтения.
3. Частота чтения и количество прочитанной литературы во внеурочное время.
4. Умение выбрать книгу по заданным признакам.
В ходе экспериментальной работы наша гипотеза была подтверждена.
Установлено, что уровень развития читательской самостоятельности учащихся 2-х классов является достаточным и преимущественно средним: высокий уровень показали 31% обучающихся (3 человека), средний уровень - 58% (15 человек), низкий уровень - 11% (8 человек). Самые низкие результаты в ходе констатирующего исследования получены по параметру «Умение определять содержание незнакомой книги до ее прочтения», а наиболее развитым во 2 «А» оказался критерий «Умение ориентироваться внутри книги», где высокий уровень продемонстрировали 27% (7 человек), средний уровень - 58% (15 человек), низкий уровень - 15% (4 человека).
На основе констатирующего эксперимента и по результатам диагностики нами был разработан комплекс занятий «Книга - твой верный друг», в котором отобраны разнообразные задания и упражнения, направленные на развитие читательской самостоятельности младших школьников.
На реализацию комплекса занятий отводится 15 часов контактной работы учителя и обучающихся в течение одного полугода с начала учебного года (1 час в неделю). Количество часов может меняться, программу можно дополнить или сократить по количеству часов и содержанию. Рекомендуется реализовывать комплекс во внеурочное время, но возможно и его интегрирование в уроки по литературному чтению. Подробно описан принцип отбора художественного материала, формы организации занятий, особенности организации предметно-развивающей среды, предложено тематическое планирование, проиллюстрирована структура занятий.
Считаем, что разработанный нами комплекс внеурочных занятий будет эффективен в процессе развития читательской самостоятельности младших школьников.
Надеемся, что выполненная дипломная работа может быть полезна педагогам-практикам, которые хотят оптимально и эффективно развивать читательскую самостоятельность младших школьников в системе внеурочных занятий.
Подводя итог, можно утверждать, что цель нашего исследования достигнута, посредством решения задач, которые были сформулированы в вводной части работы.
Подобные работы
- Формирование читательского интереса у младших школьников на уроках литературного чтения
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2017 - Воспитание читательского интереса у младших школьников в процессе семейного воспитания
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2022 - Внеклассная работа по литературному чтению как способ формирования читательской самостоятельности младших школьников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Особенности проявления осознанности чтения у младших школьников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2020 - Формирование читательского интереса у младших школьников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2024 - Развитие интереса к чтению у младших школьников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНОЙ И ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2018 - ЛИТЕРАТУРНО-ТЕАТРАЛЬНЫЙ КРУЖОК КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2017 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЧТЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018



