Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ СОСТАВЛЕНИЯ РАССКАЗОВ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИНОК У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ

Работа №156643

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы77
Год сдачи2015
Стоимость4375 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава I Анализ литературы по проблеме исследования 7
1.1. Клинико-психолого-педагогическая характеристика ОНР 7
1.2. Развитие связной речи в онтогенезе 13
1.3. Развитие связной речи при общем недоразвитии речи 17
1.4. Обзор методик логопедической работы по развитию связной речи 23
Глава II Констатирующий эксперимент и его анализ 27
II.1 Организация и методика констатирующего эксперимента 27
II.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 30
II.3 Методические рекомендации 40
Заключение 51
Список использованной литературы 54


Актуальность. Важным условием для всестороннего развития ребенка, для его успешного обучения в школе является умение общаться со взрослыми и сверстниками. По данным литературы и собственных наблюдений, большинство детей, поступающих в школу, испытывают значительные трудности и не владеют навыками связной речи в достаточном объеме. Особенно ярко эти трудности наблюдаются у детей старшего дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи.
Исследователи отмечают, что в структуре дефекта детей с ОНР наиболее значимой является несформированность связной речи.
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речемыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка.
Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе.
Большое внимание вопросу развития связной речи уделили Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина, Т.Б. Филичева, В.А. Ястребова.
По данной проблеме имеется достаточное количество теоретических и практических разработок. Но на практике учитель-логопед сталкивается с трудностями подбора стимульного материала в контексте лексических тем.
Логопеду необходимо соблюдать принцип преемственности в обучении, он сможет не только опираться на прошлый опыт, но и строить обучение с широкой ориентировкой на будущее. Под преемственностью в обучении связной речи следует понимать установление взаимосвязи разных сторон и их соотношения на разных ступенях усвоения языка. Связная речь - это не просто последовательность слов и предложений - это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях.
Поэтому формирования связной речи у этой категории детей относится к числу актуальных.
Объект: связная монологическая речь.
Предмет: особенности и уровень сформированности умения составлять рассказы по серии сюжетных картинок у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Цель: выявить особенности составления рассказов по серии сюжетных картинок у старших дошкольников с ОНР III уровня, составить методические рекомендации.
Гипотеза: мы предполагаем, что дошкольники с общим недоразвитием речи представляет собой неоднородную группу. У одной категории детей ведущим является нарушение лексико-грамматического критерий, а у другой в разной степени могут быть нарушены все критерии речевого высказывания (лексико-грамматический, самостоятельность, смысловая целостность).
Выявленные особенности позволят нам составить дифференцированные методические рекомендации по развитию умения составлять рассказы по серии сюжетных картинок у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
В соответствии с целью и гипотезой исследования нами сформулированы следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2. Выявить особенности и уровни сформированности умения составлять рассказы по сериям из 2 и 4 сюжетных картинок с явным и скрытым смыслом у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня;
3. Составить методические рекомендации по развитию умения составлять рассказы по серии сюжетных картинок у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Методической и теоретической основой исследования явились положения общей и специальной психологии о единстве общих закономерностей развития нормальных и аномальных детей (Выготский Л. С, Лурия А. Р.), о системном подходе к анализу речевых нарушений (Левина Р. Е., Лубовский В. И.), положение о коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса в специальных коррекционных учреждениях (Певзнер М. С., Рубинштейн С. Я. и др.).
Нами использовались следующие методы исследования:
Теоретические - анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, медицинской документации;
Экспериментальные - проведение констатирующего эксперимента;
Количественный и качественный анализ полученных данных.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что его результаты позволят подтвердить и расширить имеющиеся представления об особенностях составления рассказов по серии сюжетных картинок у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Практическая значимость исследования заключается в составлении методических рекомендаций, направленных на развитие умений составлять рассказы по сериям сюжетных картинок, разработка серий сюжетных картинок с разным количеством картинок и смыслом по лексическим темам.
Экспериментальное исследование по выявлению особенностей составления рассказов по серии сюжетных картинок было организовано на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 204 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей». Для проведения исследования была сформирована экспериментальная группа из 10 детей старшего дошкольного возраста. Исследование проводилось с сентября 2014 по май 2015 года и включало в себя 3 этапа:
1. Сентябрь - октябрь - изучение психолого-педагогической литературы;
2. Ноябрь - февраль - проведение констатирующего эксперимента;
3. Март - май - анализ результатов исследования, составление методических рекомендаций.
Структура работы: работа оформлена в стандартном виде и включает в себя: введение, 2 главы, заключение, диаграммы, библиографический список, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На основе анализа психолого-педагогической литературы сделан вывод, что функции речевой деятельности ребенка развиваются от знаковой (обозначающей, номинативной) и коммуникативной функции общения к планированию и регулированию своих действий. К концу дошкольного возраста ребенок овладевает основными формами устной речи, присущими взрослым. У детей с ОНР страдают все структурные компоненты речи; снижена память, внимание, словесно-логическое мышление; отмечается недостаточная координация движений во всех видах моторики — общей, мимической, мелкой и артикуляционной.
Недостатки развития связной речи представляют собой закономерное, постоянное, стойкое нарушение в структуре дефекта. При этом несформированность связной речи сводится, как правило, к констатации групп недочетов:
• недочетам в понимании самих текстовых сообщений (импрессивный аграмматизм) или в понимании наглядного материала, служащего содержательной основой для порождения таких высказываний;
• недочетам в последовательном связном изложении.
В большинстве специальных работ отмечается, что нарушение речи сопряжено с несформированностью психологических предпосылок ее развития, в частности, с недостаточностью мыслительных операций.
В процессе целенаправленного обучения дети с ОНР постепенно овладевают необходимыми речевыми умениями и навыками для составления пересказов и самостоятельных монологических высказываний, что является основой для развития связной речи и овладения знаниями в период начального обучения в школе.
С целью выявления особенностей составления рассказов по серии сюжетных картинок у старших дошкольников нами был организован констатирующий эксперимент.
При проведении констатирующего эксперимента использовалась общепринятые в логопедии методы и приемы обследования умений составлять рассказы по серии сюжетных картинок.
Констатирующий эксперимент включал в себя 4 серии заданий:
1. Составление рассказа по серии из 2 сюжетных картинок с явным смыслом;
2. Составление рассказа по серии из 4 сюжетных картинок с явным смыслом;
3. Составление рассказа по серии из 2 сюжетных картинок со скрытым смыслом;
4. Составление рассказа по серии из 4 сюжетных картинок со скрытым смыслом.
Процедура выполнения: перед ребенком раскладывались картинки, и давалось некоторое время внимательно их рассмотреть. Перед составлением рассказа с ребенком разбиралось предметное содержание каждой картинки с объяснением значения некоторых деталей изображения.
Для проведения констатирующего эксперимента нами был сформирована экспериментальная группа из 10 детей старшего дошкольного возраста.
Нами условно выделены 3 уровня успешности: высокий, средний, низкий.
Проведя качественный анализ полученных данных, мы выявили, что испытуемые, находящиеся на высоком уровне в первой и второй серии заданий, не испытывали затруднений. При составлении рассказа по третьей серии картинок наблюдались стереотипность грамматического оформления высказываний, единичные случаи поиска слов. При составлении рассказа по четвертой серии наблюдалось небольшое сокращение сюжета, стереотипность грамматического оформления высказываний, единичные случаи поиска слов, при раскладывании картинок детям потребовалась организующая помощь. Так как дети занимаются на логопункте 2 год уровень их речевого развития находится на границе III и IV уровня ОНР.
Для детей, находящихся на среднем уровне характерно: незначительное сокращение или искажение ситуации во всех сериях заданий, в четвертой серии заданий у 20% наблюдалось неправильное воспроизведение причинно-следственных связей. В большинстве случаев рассказы составлены без аграмматизмов, но у всех детей можно отметить стереотипность оформления высказываний во всех сериях заданий. Дети ограничивались простым перечислением действий. Всем детям потребовалась организующая помощь во второй и четвертой серии заданий.
На основе анализа литературы и результатов констатирующего эксперимента нами выделены этапы работы по обучению дошкольников составлению рассказа по серии сюжетных картинок:
I. обучение составлению рассказов по серии из 2 сюжетных картинок с явным смыслом;
II. обучение составлению рассказов по серии из 4 сюжетных картинок с явным смыслом;
III. обучение составлению рассказов по серии из 2 сюжетных картинок со скрытым смыслом;
IV. обучение составлению рассказов по серии из 4 сюжетных картинок со скрытым смыслом.
Согласно программе обучения детей с нарушениями речи, учебный материал изучается по лексическим темам. Нами разработаны серии сюжетных картинок по нескольким лексическим темам согласно календарно-тематического планирования. При этом подобраны упражнения на развитие всех компонентов рассказа. Упражнения должны предлагаться детям дифференцированно, в зависимости от уровня развития речи.
Таким образом, цель и задачи исследования реализованы, гипотеза доказана.



1. Акименко, В.М. Речевые нарушения у детей./ Акименко, В.М. - Ростов - на Дону., 2008г.
2. Алексеева, М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. - 2 - е изд., стереотип/ Алексеева М.М., Яшина В.И. М.: Издательский центр «Академия», 1999 г.
3. Белянин, В.П. Психолингвистика. Учебник/В.П.Белянин. - 2-е изд. - М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2004. - 232с.
4. Ворошнина, Л.М. Творческое рассказывание // Дошкольное воспитание. 1982. №9.
5. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В.К. Воробьева. — М.: ACT: Астрель : Транзиткнига, 2006. — 158[2] с. — (Высшая школа)
6. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте: метод. пособие / Сост. И.Ю. Кондратенко. - М.: Айрис-пресс, 2005.
7. Гаркуша Ю.Ф. Коррекционно - воспитательная работа по закреплению речевых навыков и умений у дошкольников с общим недоразвитием речи. //Дефектология.1988. - №2. с. 60 -66.
8. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. - Т.1. - 472 с.
9. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи./ Гвоздев, А.Н. - СПб.: «Детство-Пресс», 2007.
10. Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов./ Глухов, В.П. - М.: АСТ: Астрель, 2005. - 351, [1]с. - (Высшая школа).
11. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием./ Глухов, В.П. — М.: АРКТИ, 2002. — 144 с. (Биб-ка практикующего логопеда).
12. Глухов В.П. Особенности обучения рассказыванию по картине детей дошкольного возраста с ОНР. // Дефектология. 1986. №3. с. 61 - 67.
13. Глухов В.П. О формировании связной описательной речи у старших дошкольников с общим речевым недоразвитием // Дефектология. 1990. №6. с. 63 - 69.
14. Глухов В.П. Исследование состояния связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием // Дефектология. 1986. №6. с. 60 - 68.
15. Гриншпун Б.М., Селиверстов В.И. Развитие коммуникативных умений у дошкольников в процессе логопедической работы над связной речью // Дефектология. 1988. №3. с. 81 - 85.
16. Дошкольная логопедическая служба: Из опыта работы /Под ред. О.А. Степановой. - М.: ТЦ Сфера, 2006.
17. Дошкольная логопедическая служба. Книга 2 /Под ред. О.А. Степановой. - М.: ТЦ Сфера, 2008.
18. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников./ Ефименкова, Л.Н. - М., 1985 г.
19. Жукова Н.С. и др. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда /Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1998. - 320 с. (Серия «Учимся играя»)
20.Зернова Л.П. Обучение рассказыванию с элементами творчества детей с общим недоразвитием речи //Актуальные проблемы специальной педагогики и специальной психологии. - М., 1999 г.
21. Игры в логопедической работе с детьми / Ред. - сост. В.И. Селиверстов. М., 1987 г.
22. Колунова, Л.А. Работа над словом в процессе развития речи детей старшего дошкольного возраста: Дис. канд. пед. наук / Л.А.Колунова. —Москва: МГУ,1993,— 212 с.
23. Корицкая Е.Г., Шимкович Т.А. Формирование развернутой описательно - повествовательной речи детей с третьим уровнем общего речевого развития // Нарушение речи у дошкольников /Под ред. Р.А.Беловой - Давид. М., 19872 г.
24. Короткова, Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию./ Короткова, Э.П. М., 1982 г.
25. Коррекция нарушений речи у дошкольников: Часть 1. Организационные вопросы программно-методического обеспечения / Под ред. Л.С. Сековец. - М.: Аркти, 2005.
26. Краевская, Н.А. Семантический компонент внутреннего программирования речевого высказывания: Автореферат дис. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук./ Краевская Н.А. - Москва, 1981. - 20 с.
27. Кривовязова, Н. Д. Обучение связной речи: Учебно-методическое пособие./ Кривовязова Н. Д. - М.: НМЦентр, 2000.
28. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя)./ Лалаева, Р.И., Серебрякова Н.В - СПб.: СОЮЗ, 1999. - 160с.; ил.
29. Лалаева, Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР./ Лалаева, Р.И., Серебрякова Н.В М.: Просвещение, 2001 г.
30. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность./ Леонтьев, А.А. - М.: Красанд, 2010.- 2016с.
31. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
32. Лопатина, Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами: Учебное пособие/ Под ред. Е.А. Логиновой. - СПб.: Издательство «Союз», 2005.
33. Лурия, А.Р. Язык и сознание/ Под ред. Е.Д.Хомской. - М.: Изд-во
Московского университета, 1979. - 320с.
34. Миронова, С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях: Книга для логопеда. 2-е изд./ Миронова, С.А. - М.: ТЦ Сфера, 2007.
35. Нищева, Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в
логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)./ Нищева, Н.В. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.
36. Основы логопедической работы с детьми; Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ/ Под общей редакцией д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. - 3-е изд., испр. - М: Аркти, 2005.
37. Павлюк, Е. Познаем мир вместе : коррекционно-логопедическая работа с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР в условиях логопункта ДОУ / Е. Павлюк // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 3. - С. 80-85. (журнал)
38. Парамонова, Л. Г. Логопедия для всех / Л. Г. Парамонова. - СПб. : Питер, 2004. - 352 с. 74.57 П42 1437908 (ОГЛ) Поваляева, М. А.
39. Поваляева, М. А. Справочник логопеда / М. А. Поваляева. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2001. - 448 с.
40. Пожиленко, Е. А. Энциклопедия развития ребенка : для логопедов, воспитателей, учителей начальных классов и родителей / Е. А. Пожиленко. - СПб. : КАРО, 2006. - 640 с.
41. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Учебно¬
методическое пособие / Под общ. ред. Т.В. Волосовец. - М.: В.Секачев, 2007. — 224 с.
42. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников : учеб.- метод. пособие / под общ. ред. Т. В. Волосовец. - М. : НИИ Школьных технологий, 2008. - 224 с.
43. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии./ Рубинштейн, С.Л. - СПб: Издательство «Питер», 2000 - 712 с.: ил. - (Серия «Мастера психологии»).
44. Сингаевская О.В., Соболева А.В. Развитие связной речи дошкольников //Логопедия сегодня. - 2011г. - №2. - С.26-30
45. Степанова, О. О логопункте при ДОУ / Степанова О. // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 11. - С. 26-33.
46. Ткаченко, Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей./ Ткаченко, Т.А. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2003. - 112с.
47. Ткаченко, Т. А. Логопедическая энциклопедия / Т. А. Ткаченко. - М. : Мир книги, 2008. - 248 с
48. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников./ Ушакова, О.С. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. - 256 с.
49. . Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина.— М.: Просвещение, 1989.—223с.: ил.
50. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. Монография./ Филичева Т.Б. - М., 2000. - 314 с.
51. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие./ Филичева Т. Б., Туманова Т.В. - М: Айрис-пресс, 2004.
52. Филичева Т. Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие./ Филичева Т. Б., Туманова Т.В. - М.: «Издательство Гном и Д», 2000.
53. Хватцев, М. Е. Предупреждение и устранение недостатков речи : пособие для логопедов, студентов педагогических вузов и родителей / М. Е. Хватцев. - СПб. : КАРО ; Дельта +, 2004. - 272 с. - (Коррекционная педагогика).
54. Цейтлин, С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений./ Цейтлин, С.Н. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 240 с.
55. Шашкина, Г. Р. Логопедическая работа с дошкольниками : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И. А. Зимина. - М. : Академия, 2003. - 240 с.
56. Шевцова, Е.Е., Воробьёва, Е.В. Развитие речи ребёнка от одного года до семи лет./ Шевцова, Е.Е., Воробьёва, Е.В - М.: В. Секачёв, 2006.
57.Эльконин, Д. Б. Развитие устной и письменной речи учащихся /Под ред. В.В.Давыдова, Т.А.Нежновой. - М.: ИНТОР, 1998. - 112 с.
58. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой соответствует ФГОС Издательство МОЗАИКА СИНТЕЗ Москва 2014


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ