Особенности социальной работы с детьми-сиротами
|
Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы сиротства 5
1.1. Истоки сиротства и причины сто проявления 5
1.2. Сиротство как социальный феномен 10
1.3. Нормативно-правовое обеспечение социальной защиты детей-сирот... 17
Выводы по 1 главе 27
Глава 2. Эмпирическое исследование социальной работы с детьми сиротами на примере ГБОУ РТ Школы-интерната дли детей-сирот и детей, оставшихся без попечении родителей i .Кызыла 28
2.1. Особенности социальной деятельности в домах-интернатах 28
2.2. Система социальной работы с детьми сиротами школы-интерната для
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 32
2.3. Анализ работы с детьми сиротами школы-интерната для детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей 39
Выводы по 2 главе 43
Заключение 44
Список литера туры 48
Приложение 53
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы сиротства 5
1.1. Истоки сиротства и причины сто проявления 5
1.2. Сиротство как социальный феномен 10
1.3. Нормативно-правовое обеспечение социальной защиты детей-сирот... 17
Выводы по 1 главе 27
Глава 2. Эмпирическое исследование социальной работы с детьми сиротами на примере ГБОУ РТ Школы-интерната дли детей-сирот и детей, оставшихся без попечении родителей i .Кызыла 28
2.1. Особенности социальной деятельности в домах-интернатах 28
2.2. Система социальной работы с детьми сиротами школы-интерната для
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 32
2.3. Анализ работы с детьми сиротами школы-интерната для детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей 39
Выводы по 2 главе 43
Заключение 44
Список литера туры 48
Приложение 53
Актуальность темы исследования. В современных условиях количество детей, оставшихся без попечения родителей, возрастает с каждым годом. Сиротство одна из тех проблем, которые крайне остро стоят перед нашим обществом. Ежегодно более полумиллиона детей в нашей стране остается без попечения родителей.
Социальная работа по защите прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также все исследования посвященные, ее проблемам всегда были в России очень актуальными.
Перед системой социальных служб стоит нелегкая задача - смягчить для детей-сирот остроту проблем вызываемых отсутствием родителей. Поэтому в социальной работе с детьми-сиротами особое внимание уделяется поиску возможностей создания для детей условий жизни близких. Важность этого аспекта социальной помощи детям-сиротам обусловила выбор темы данной работы.
Распространение явления социального сиротства в нашей стране обусловлено особыми социальными условиями и процессами в обществе.
Отсутствие материнской заботы поддержки родственников семейного общения негативно сказываются на детском социальном психическом и физическом здоровье.
Характерным признаком последних лет является распространение социального сиротства. Это вызвано продолжающим ухудшением жизни российской семьи, ее нравственными устоями и, как следствие, изменением отношением к детям с каждым годом не только не уменьшаться, а все увеличивается число детей, оставшихся без попечения.
Цель исследования: изучить социальную работу с детьми-сиротами в условиях школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей г. Кызыла.
Объект исследования: дети-сироты.
Гипотеза составляется в том, что решение проблемы социального сиротства зависит от активности всего общества и каждого человека в частности.
Задачи исследования:
1. Раскрыть истоки сиротства и причины его проявления;
2. Рассмотреть сиротство, как социальный феномен;
3. Изучить нормативно-правовое обеспечение социальной защиты детей- сирот;
4. Провести эмпирическое исследование в ГБОУ РТ школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей г. Кызыла.
Методологическую и теоретическую основу работы составили исследования современных ученых, посвященные проблемам социального сиротства. Причины сиротства рассматривают доктор педагогических наук, профессор Арефьев А.Л., доктор социологических наук Звенигородская Н.Ф. Проблемы детей, воспитывающихся в детских домах, описывают Береева Е.Б.., Олиференко Л.Я.
Методы исследования: анализ научной литературы, анализ и обобщение педагогического опыта, наблюдение, беседы, анкетирование.
База исследования: ГБОУ РТ школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Структура работы: введение, две главы, заключения, списка литературы и приложение.
Социальная работа по защите прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также все исследования посвященные, ее проблемам всегда были в России очень актуальными.
Перед системой социальных служб стоит нелегкая задача - смягчить для детей-сирот остроту проблем вызываемых отсутствием родителей. Поэтому в социальной работе с детьми-сиротами особое внимание уделяется поиску возможностей создания для детей условий жизни близких. Важность этого аспекта социальной помощи детям-сиротам обусловила выбор темы данной работы.
Распространение явления социального сиротства в нашей стране обусловлено особыми социальными условиями и процессами в обществе.
Отсутствие материнской заботы поддержки родственников семейного общения негативно сказываются на детском социальном психическом и физическом здоровье.
Характерным признаком последних лет является распространение социального сиротства. Это вызвано продолжающим ухудшением жизни российской семьи, ее нравственными устоями и, как следствие, изменением отношением к детям с каждым годом не только не уменьшаться, а все увеличивается число детей, оставшихся без попечения.
Цель исследования: изучить социальную работу с детьми-сиротами в условиях школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей г. Кызыла.
Объект исследования: дети-сироты.
Гипотеза составляется в том, что решение проблемы социального сиротства зависит от активности всего общества и каждого человека в частности.
Задачи исследования:
1. Раскрыть истоки сиротства и причины его проявления;
2. Рассмотреть сиротство, как социальный феномен;
3. Изучить нормативно-правовое обеспечение социальной защиты детей- сирот;
4. Провести эмпирическое исследование в ГБОУ РТ школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей г. Кызыла.
Методологическую и теоретическую основу работы составили исследования современных ученых, посвященные проблемам социального сиротства. Причины сиротства рассматривают доктор педагогических наук, профессор Арефьев А.Л., доктор социологических наук Звенигородская Н.Ф. Проблемы детей, воспитывающихся в детских домах, описывают Береева Е.Б.., Олиференко Л.Я.
Методы исследования: анализ научной литературы, анализ и обобщение педагогического опыта, наблюдение, беседы, анкетирование.
База исследования: ГБОУ РТ школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Структура работы: введение, две главы, заключения, списка литературы и приложение.
Проблемы детей-сирот, оставшихся без попечения родителей и воспитывающихся в условиях школы-интерната очень обширны. Актуальной является социальная защита детей-сирот в школах интернатах.
Дети не получаю! необходимого развития их личности, позволяющего преодолеть типичный для них социальный и психологический ипфагпилизм, подчиняемое, психологически зависимое поведение, что делает их почти беззащитными в отношении любых асоциальных влияний па них.
Существующая социальная система в школе-интернате не формирует у детей навыков преодоления трудных жизненных ситуаций, психологической защиты и правильного поведения при стрессе. В результате у них легко возникают эмоциональные расстройства и девиантное поведение.
последствия отставания педагогических технологий работы с детьми - социальными сиротами и недостаточное их психологическое обеспечение и сопровождение проявляются в конечном итоге в том, что после детского дома эти дети значительно уступают детям, воспитывающимся в семьях, ио всем основным параметрам социальной адаптации:
• По способности к приобретению профессии и трудоустройству;
• По способности избегать кризисных и криминальных ситуаций в жизни;
• По способности образовать собственную семью и успешно выполнять родительские воспитательные функции.
В настоящее время на государственном уровне принимаются меры, направленные на преодоление сложившейся ситуации. Идет активная работа по внедрению новых форм призрения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - это семейный детский дом, воспитание, приемная семья и др.
Основными недостатками организации социально-психологической помощи, призванной обеспечить оптимальные условия для полноценного развития детей дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях школы-
интерната, являются: недостаточное кадровое обеспечение детских домов; низкая квалификация специалистов, в частности воспитателей, работающих с детьми дошкольного возраста; недостаточная работа но организации воспитательного процесса, который должен включать в себя развитие всех качеств и навыков ребенка, способствующих успешному взаимодействию ребенка в обществе в дальнейшем (психологических, социальных и т.д.); ведется недостаточная работа с педагогическим коллективом школы- интерната по предупреждению эмоционального выгорания и деформации личности специалиста, что существенно снижает эффективность воспитательного процесса.
Для улучшения положения детей, оставшихся без попечения родителей, создания благоприятных условий для их развития необходимы меры по пересмотру и комплексной перестройке системы воспитания и развития детей, воспитывающихся в условиях традиционных школ-интернатов для сирот и детей, лишенных родительского попечения.
Для этого необходимо:
1. Подготовка и привлечение высококвалифицированных специалистов для работы с детьми, оставшимися без попечения родителей.
2. Создание психологической службы в интернатных учреждениях. Для повышения эффективности оказания социально-психологической помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, воспитывающихся условиях детскою дома, необходимо участие специалиста по социальной работе, деятельность которого должна быть направлена па решение следующих задач:
• Организация оказания социально-психологической помощи сотрудникам интернатных учреждений;
• Организация мероприятий, направленных на повышение квалификации сотрудников интернатных учреждений;
• Организация и проведение мероприятий па разнообразные темы, способствующие знакомству ребенка с социумом и формированию у него адекватной социальной роли.
Ребенок, воспитывающийся в интернатном учреждении лишен очень многого, что есть у обычных детей и без чего немыслимо его полноценное развитие и становление его как личности. Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей и пе получившие положительного опыта семейной жизни пе могут создать здоровую полноценную семью. Воспитываясь в государственных учреждениях, они часто повторяют судьбу своих родителей, лишаясь родительских прав, тем самым, расширяя поле социального сиротства, следовательно, с теоретической точки зрения социальная работа нс соответствует потребностям социального заказчика по работе с детьми сиротами и детьми оставшиеся без попечения родителей, а также нуждается в дальнейшем в развитии специализированной подготовки таких социальных работников, чья деятельность будет направлена непосредственно па работу с данной категорией детей.
Детей больше всего волнуют 68,4 % - алкоголизм, наркомания среди детей и подростков, 40,8% - детская и подростковая преступность, 36,5% - низкий уровень жизни семей, имеющих детей. 27,6% - проблемы обучения детей в дошкольных и школьных учреждениях. 'Только 9,6% - это плохие жизненные условия детей сирот в специализированных детских учреждениях. Из этого следует, что дети в школе-интернате не чувствуют плохие жизненные условия, зная о других более важных проблем, которые находятся в обществе (алкоголизм, наркомания, бедность, трудность устройства детей в детские и школьные учебные заведения).
Основной проблемой в семье является сильная загруженность как родителей, так и детей (65%), что они мало проводят время в семье. Родители пе имеют времени па детей, потому что заняты на работе, чтобы заработать и найти средства для жизни. Эта ситуация приводит к тому, что дети остаются одни со своими проблемами, пытаются решить вне семьи.
Большинство детей отмстили, что их устраивает' частично социальная работа в школе-интернате (47,5%). Не устраивает, по они в целом довольны социальной работой — 21,9%. Полностью устраивает социальная работа в школе-интернате - 18,2%.
Дети не получаю! необходимого развития их личности, позволяющего преодолеть типичный для них социальный и психологический ипфагпилизм, подчиняемое, психологически зависимое поведение, что делает их почти беззащитными в отношении любых асоциальных влияний па них.
Существующая социальная система в школе-интернате не формирует у детей навыков преодоления трудных жизненных ситуаций, психологической защиты и правильного поведения при стрессе. В результате у них легко возникают эмоциональные расстройства и девиантное поведение.
последствия отставания педагогических технологий работы с детьми - социальными сиротами и недостаточное их психологическое обеспечение и сопровождение проявляются в конечном итоге в том, что после детского дома эти дети значительно уступают детям, воспитывающимся в семьях, ио всем основным параметрам социальной адаптации:
• По способности к приобретению профессии и трудоустройству;
• По способности избегать кризисных и криминальных ситуаций в жизни;
• По способности образовать собственную семью и успешно выполнять родительские воспитательные функции.
В настоящее время на государственном уровне принимаются меры, направленные на преодоление сложившейся ситуации. Идет активная работа по внедрению новых форм призрения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - это семейный детский дом, воспитание, приемная семья и др.
Основными недостатками организации социально-психологической помощи, призванной обеспечить оптимальные условия для полноценного развития детей дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях школы-
интерната, являются: недостаточное кадровое обеспечение детских домов; низкая квалификация специалистов, в частности воспитателей, работающих с детьми дошкольного возраста; недостаточная работа но организации воспитательного процесса, который должен включать в себя развитие всех качеств и навыков ребенка, способствующих успешному взаимодействию ребенка в обществе в дальнейшем (психологических, социальных и т.д.); ведется недостаточная работа с педагогическим коллективом школы- интерната по предупреждению эмоционального выгорания и деформации личности специалиста, что существенно снижает эффективность воспитательного процесса.
Для улучшения положения детей, оставшихся без попечения родителей, создания благоприятных условий для их развития необходимы меры по пересмотру и комплексной перестройке системы воспитания и развития детей, воспитывающихся в условиях традиционных школ-интернатов для сирот и детей, лишенных родительского попечения.
Для этого необходимо:
1. Подготовка и привлечение высококвалифицированных специалистов для работы с детьми, оставшимися без попечения родителей.
2. Создание психологической службы в интернатных учреждениях. Для повышения эффективности оказания социально-психологической помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, воспитывающихся условиях детскою дома, необходимо участие специалиста по социальной работе, деятельность которого должна быть направлена па решение следующих задач:
• Организация оказания социально-психологической помощи сотрудникам интернатных учреждений;
• Организация мероприятий, направленных на повышение квалификации сотрудников интернатных учреждений;
• Организация и проведение мероприятий па разнообразные темы, способствующие знакомству ребенка с социумом и формированию у него адекватной социальной роли.
Ребенок, воспитывающийся в интернатном учреждении лишен очень многого, что есть у обычных детей и без чего немыслимо его полноценное развитие и становление его как личности. Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей и пе получившие положительного опыта семейной жизни пе могут создать здоровую полноценную семью. Воспитываясь в государственных учреждениях, они часто повторяют судьбу своих родителей, лишаясь родительских прав, тем самым, расширяя поле социального сиротства, следовательно, с теоретической точки зрения социальная работа нс соответствует потребностям социального заказчика по работе с детьми сиротами и детьми оставшиеся без попечения родителей, а также нуждается в дальнейшем в развитии специализированной подготовки таких социальных работников, чья деятельность будет направлена непосредственно па работу с данной категорией детей.
Детей больше всего волнуют 68,4 % - алкоголизм, наркомания среди детей и подростков, 40,8% - детская и подростковая преступность, 36,5% - низкий уровень жизни семей, имеющих детей. 27,6% - проблемы обучения детей в дошкольных и школьных учреждениях. 'Только 9,6% - это плохие жизненные условия детей сирот в специализированных детских учреждениях. Из этого следует, что дети в школе-интернате не чувствуют плохие жизненные условия, зная о других более важных проблем, которые находятся в обществе (алкоголизм, наркомания, бедность, трудность устройства детей в детские и школьные учебные заведения).
Основной проблемой в семье является сильная загруженность как родителей, так и детей (65%), что они мало проводят время в семье. Родители пе имеют времени па детей, потому что заняты на работе, чтобы заработать и найти средства для жизни. Эта ситуация приводит к тому, что дети остаются одни со своими проблемами, пытаются решить вне семьи.
Большинство детей отмстили, что их устраивает' частично социальная работа в школе-интернате (47,5%). Не устраивает, по они в целом довольны социальной работой — 21,9%. Полностью устраивает социальная работа в школе-интернате - 18,2%.
Подобные работы
- Социальная работа с детьми-сиротами и с детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ И ДЕТЬМИ, ОСТАВШИМИСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4395 р. Год сдачи: 2019 - Социальная защита детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 900 р. Год сдачи: 2024 - Технологии социальной работы по профессиональному самоопределению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Курсовые работы, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2025 - Социальная работа с детьми, оставшимися без попечения родителей (Открытый Социально-Экономический Колледж)
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2024 - Правовое регулирование социального обеспечения граждан, принявших под опеку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (Забайкальский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, трудовое право, право соц.обеспечения. Язык работы: Русский. Цена: 1000 р. Год сдачи: 2025 - Социальное сиротство в России и пути совершенствования социальной работы с этой категорией граждан
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ,
ОСТАВШИМИСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2015 - ОСОБЕННОСТИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АНИМАЦИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ И ДЕТЬМИ, ОСТАВШИМИСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016



