Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы сиротства 5
1.1. Истоки сиротства и причины сто проявления 5
1.2. Сиротство как социальный феномен 10
1.3. Нормативно-правовое обеспечение социальной защиты детей-сирот... 17
Выводы по 1 главе 27
Глава 2. Эмпирическое исследование социальной работы с детьми сиротами на примере ГБОУ РТ Школы-интерната дли детей-сирот и детей, оставшихся без попечении родителей i .Кызыла 28
2.1. Особенности социальной деятельности в домах-интернатах 28
2.2. Система социальной работы с детьми сиротами школы-интерната для
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 32
2.3. Анализ работы с детьми сиротами школы-интерната для детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей 39
Выводы по 2 главе 43
Заключение 44
Список литера туры 48
Приложение 53
Актуальность темы исследования. В современных условиях количество детей, оставшихся без попечения родителей, возрастает с каждым годом. Сиротство одна из тех проблем, которые крайне остро стоят перед нашим обществом. Ежегодно более полумиллиона детей в нашей стране остается без попечения родителей.
Социальная работа по защите прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также все исследования посвященные, ее проблемам всегда были в России очень актуальными.
Перед системой социальных служб стоит нелегкая задача - смягчить для детей-сирот остроту проблем вызываемых отсутствием родителей. Поэтому в социальной работе с детьми-сиротами особое внимание уделяется поиску возможностей создания для детей условий жизни близких. Важность этого аспекта социальной помощи детям-сиротам обусловила выбор темы данной работы.
Распространение явления социального сиротства в нашей стране обусловлено особыми социальными условиями и процессами в обществе.
Отсутствие материнской заботы поддержки родственников семейного общения негативно сказываются на детском социальном психическом и физическом здоровье.
Характерным признаком последних лет является распространение социального сиротства. Это вызвано продолжающим ухудшением жизни российской семьи, ее нравственными устоями и, как следствие, изменением отношением к детям с каждым годом не только не уменьшаться, а все увеличивается число детей, оставшихся без попечения.
Цель исследования: изучить социальную работу с детьми-сиротами в условиях школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей г. Кызыла.
Объект исследования: дети-сироты.
Гипотеза составляется в том, что решение проблемы социального сиротства зависит от активности всего общества и каждого человека в частности.
Задачи исследования:
1. Раскрыть истоки сиротства и причины его проявления;
2. Рассмотреть сиротство, как социальный феномен;
3. Изучить нормативно-правовое обеспечение социальной защиты детей- сирот;
4. Провести эмпирическое исследование в ГБОУ РТ школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей г. Кызыла.
Методологическую и теоретическую основу работы составили исследования современных ученых, посвященные проблемам социального сиротства. Причины сиротства рассматривают доктор педагогических наук, профессор Арефьев А.Л., доктор социологических наук Звенигородская Н.Ф. Проблемы детей, воспитывающихся в детских домах, описывают Береева Е.Б.., Олиференко Л.Я.
Методы исследования: анализ научной литературы, анализ и обобщение педагогического опыта, наблюдение, беседы, анкетирование.
База исследования: ГБОУ РТ школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Структура работы: введение, две главы, заключения, списка литературы и приложение.
Проблемы детей-сирот, оставшихся без попечения родителей и воспитывающихся в условиях школы-интерната очень обширны. Актуальной является социальная защита детей-сирот в школах интернатах.
Дети не получаю! необходимого развития их личности, позволяющего преодолеть типичный для них социальный и психологический ипфагпилизм, подчиняемое, психологически зависимое поведение, что делает их почти беззащитными в отношении любых асоциальных влияний па них.
Существующая социальная система в школе-интернате не формирует у детей навыков преодоления трудных жизненных ситуаций, психологической защиты и правильного поведения при стрессе. В результате у них легко возникают эмоциональные расстройства и девиантное поведение.
последствия отставания педагогических технологий работы с детьми - социальными сиротами и недостаточное их психологическое обеспечение и сопровождение проявляются в конечном итоге в том, что после детского дома эти дети значительно уступают детям, воспитывающимся в семьях, ио всем основным параметрам социальной адаптации:
• По способности к приобретению профессии и трудоустройству;
• По способности избегать кризисных и криминальных ситуаций в жизни;
• По способности образовать собственную семью и успешно выполнять родительские воспитательные функции.
В настоящее время на государственном уровне принимаются меры, направленные на преодоление сложившейся ситуации. Идет активная работа по внедрению новых форм призрения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - это семейный детский дом, воспитание, приемная семья и др.
Основными недостатками организации социально-психологической помощи, призванной обеспечить оптимальные условия для полноценного развития детей дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях школы-
интерната, являются: недостаточное кадровое обеспечение детских домов; низкая квалификация специалистов, в частности воспитателей, работающих с детьми дошкольного возраста; недостаточная работа но организации воспитательного процесса, который должен включать в себя развитие всех качеств и навыков ребенка, способствующих успешному взаимодействию ребенка в обществе в дальнейшем (психологических, социальных и т.д.); ведется недостаточная работа с педагогическим коллективом школы- интерната по предупреждению эмоционального выгорания и деформации личности специалиста, что существенно снижает эффективность воспитательного процесса.
Для улучшения положения детей, оставшихся без попечения родителей, создания благоприятных условий для их развития необходимы меры по пересмотру и комплексной перестройке системы воспитания и развития детей, воспитывающихся в условиях традиционных школ-интернатов для сирот и детей, лишенных родительского попечения.
Для этого необходимо:
1. Подготовка и привлечение высококвалифицированных специалистов для работы с детьми, оставшимися без попечения родителей.
2. Создание психологической службы в интернатных учреждениях. Для повышения эффективности оказания социально-психологической помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, воспитывающихся условиях детскою дома, необходимо участие специалиста по социальной работе, деятельность которого должна быть направлена па решение следующих задач:
• Организация оказания социально-психологической помощи сотрудникам интернатных учреждений;
• Организация мероприятий, направленных на повышение квалификации сотрудников интернатных учреждений;
• Организация и проведение мероприятий па разнообразные темы, способствующие знакомству ребенка с социумом и формированию у него адекватной социальной роли.
Ребенок, воспитывающийся в интернатном учреждении лишен очень многого, что есть у обычных детей и без чего немыслимо его полноценное развитие и становление его как личности. Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей и пе получившие положительного опыта семейной жизни пе могут создать здоровую полноценную семью. Воспитываясь в государственных учреждениях, они часто повторяют судьбу своих родителей, лишаясь родительских прав, тем самым, расширяя поле социального сиротства, следовательно, с теоретической точки зрения социальная работа нс соответствует потребностям социального заказчика по работе с детьми сиротами и детьми оставшиеся без попечения родителей, а также нуждается в дальнейшем в развитии специализированной подготовки таких социальных работников, чья деятельность будет направлена непосредственно па работу с данной категорией детей.
Детей больше всего волнуют 68,4 % - алкоголизм, наркомания среди детей и подростков, 40,8% - детская и подростковая преступность, 36,5% - низкий уровень жизни семей, имеющих детей. 27,6% - проблемы обучения детей в дошкольных и школьных учреждениях. 'Только 9,6% - это плохие жизненные условия детей сирот в специализированных детских учреждениях. Из этого следует, что дети в школе-интернате не чувствуют плохие жизненные условия, зная о других более важных проблем, которые находятся в обществе (алкоголизм, наркомания, бедность, трудность устройства детей в детские и школьные учебные заведения).
Основной проблемой в семье является сильная загруженность как родителей, так и детей (65%), что они мало проводят время в семье. Родители пе имеют времени па детей, потому что заняты на работе, чтобы заработать и найти средства для жизни. Эта ситуация приводит к тому, что дети остаются одни со своими проблемами, пытаются решить вне семьи.
Большинство детей отмстили, что их устраивает' частично социальная работа в школе-интернате (47,5%). Не устраивает, по они в целом довольны социальной работой — 21,9%. Полностью устраивает социальная работа в школе-интернате - 18,2%.
1. Авдеева, II.Н. Становление образа себя у детей первых трех лет жизни./ Вопросы психологии. 1996,- №4.
2. Алиева, М.Л., Гришапович Т.В., Лобанова Л.В., Травпикова 11.1'., Трошихипа E.I Я сам строю свою жизнь. Cl 1Б: Речь, 2001.- 216 с.
3. Арефьев, АЛ. Беспризорные дети России// Социологические исследования. 2003. №9.С.67-68.
4. Береева, Е.Б., Рубвальтер Д.А. «Нужны ли эти дети российскому обществу?» // Власть. 2002. №7 С. 24-25.
5. Береева, Е.Б. Социальное Сиротство. Опыт социологического обследования // Социологические исследования. 2004. № 5 С.54 - 63.
6. Борозинец, II.М., Евменепко Е.В., Козловская Е.Ю., Палиева Н.А. Социально-психологические аспекты помощи детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Ставрополь, 2003 -98 с.
7. Василькова, К). В., Методика и опыт социального педагога: Учебное пособие - М,- 2002,- 160 с.
8. Василькова, К).В., Василькова, 1 .А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 440 с.
9. Визер, II.А. Психолого-педагогическое сопровождение детей-сирот как средство их социализации И Специальное (коррекционное) образование. Ставрополь. 2004. - 678 с.
10. Возрастные особенности психологического развития детей/ под ред. II. В. Дубровиной, М. И. Лисиной. - М.,2004. 255 с.
11. Возрастные стандарты социализации детей-сирот. М.: Исполнительная дирекция по президентской программе «Дети России», 2001. - 54 с.
12. Волчек, П.Е. Сиротский синдром // Социальная защита.-2007.-№9- С.21- 22
13. Гордеева, М.В. Роль федеральных целевых программ в улучшении положения детей в России // Отечественный журнал социальной работы. 2004. №1 С.44-45.
14. Гордеева, М.В. Российская политика в интересах детей и ее роль в выполнении Российской Федерацией Конвенции о правах ребенка // Конвенция о правах ребенка и ее реализация в современной России: Материалы научно-практической конференции, посвященной 10-лстию принятия ООН конвенции о нравах ребенка.- М.: Государственный НИИ семьи и воспигания, 2007. - 230 с.
15. Дети социального риска и их воспитание./ Под пауч. ред. Л.М.Шипицыпой. СПБ.: Речь, 2003.-144 с
16. Довгалевской, Л.П. Семейное воспитание приемных детей. - М.: Мысль,2006. - 298 с.
17. Дубровина, И.В., Лисина М.И. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи // Возрастные особенности психического развития детей — М.: Педагогика, 2002. - 440 с.
18. Духовность - основа социализации личности воспитанников детских домов: Научно-методическое пособие для учреждений интернатного типа / иод ред. Н.11. Волосковой - 2-е издание, Ставрополь, СГУ, 2002 - 328 с.
19. Звенигородская, Н.Ф. Социальное сиротство: причины и следствия // Вопросы ювенальной юстиции 2010. №Г- С.56-58.
20. Звягина, О.М. К вопросу о психологических особенностях детей, оставшихся без попечения родителей // Научно-практическая конференция «Традиции и инновации в социальной педагогике». - М.: АЛЬТ-ПРЕСС, 2003.-426с.
21. Кащенко, В.П. Педагогическая коррекция: М, Просвещение, 2004.-223с.
22. Кривякипа, II. Подряд па воспи тание // Советская Сибирь. - 2005. 234с.
23. Комплексное сопровождение детей-сирот./ Под пауч. ред. Л.М.Шипицыпой. Материалы научно-практической конференции. СПБ., 2003.-93 е.
24. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы / Под ггауч. ред. Л.М.Шипицыной и Е.И.Казаковой.-СПБ., 2000,- 108 с.
25. Личностное и нрофиесиональное самоопределение воспитанников детского дома. Уссурийск, 2002.-87 с.
26. Лукьянова, М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя: диагностика и развитие. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 144 е.
27. Мастерство пеихологичсеког о консультирования. ( Под редакцией А.А.Бадхсна, А.М.Родиной )- СПБ, 2002.- 184 е.
28. Макаренко. А.С. Педагогическая поэма: Педагогика; М.-1981 .-334с.
29. Максимов, Е.Д. Начало государетвепного призрения в России // Трудовая помощь. - СПб. - 2000. - №1 .С34-36.
30. Мереггкова, Е.Ю. Деятельность органов государственного самоуправления в сфере общественного призрения в конце 17 нач. 20 вв. (По материалам крупнейших городов Сибири). - Омск, 2003. - 480 е.
31. Морозова, Е. И. Проблемные дети и дети-сироты: Советы воспитателям и опекунам 2-е., изд., стереотип. - М.: Изд. III1 Э1 ГАС, 2005.-56с.
32. 11счасва, А.М. Россия и ее дети. - М.: 11роспскт,2000. -226 е.
33. Нечаева, А.М. Семейное право РФ. Изд. Юрай г, 2013.-303 е.
34. Одинцова, А. II., Шамахова, II. II. Детский дом семейного типа (Под ред. Проф.А.А. Коробейниковой) - Вологда.-2000.
35. Олиференко, Л.5Е, Шульга Г.И., Дементьева И.Ф. Критерии и показатели отнесения детей к категории нуждающихся в государственной помощи и поддержке - М., 2002 - 84 с.
36. Олиференко, Л.51. Муниципальная система социально-педагогической поддержки детства.// Народное образование. - 2000. - №8.
37. Олиференко, Л.51. Социально-педагогическая поддержка детства. Муниципальная система: Монография. М.: Народное образование, 2002. - 112 е.
38. Олиферепко, Л.Я Социально-педагогическая поддержка детей труппы риска: - М.: Издательский центр «Академия», 2004.-256с.
39. Павлова, В.А. Семейная форма воспи тания детей-сирот. СПБ, 2003-52 с.
40. Парфенова, О.А. История развития социального призрения детей-сирот в России XVII1 - начала XX века // Разви тие личности. - №1. - 2004.С76-78.
41. Педагогика: Большая современная энциклопедия, соет. Е. С. Рипацевич. М. - 2005.-72с
42. Поддубная, Г.И. Управление социальной защиты детезва: - Росгов-па- Доиу: Феникс, 2005. - 347с.
43. Прихожан, А. М. ,Толстых II. И. Психология сиротства 2-е изд,- СПб: Питер,2005-400с
44. Рыбинский, Е. М. управление социальной защитой детства: Социально- правовые проблемы: Учеб.пособие, 2004,- 224с
45. Семейный кодекс Российской федерации, 2007.
46. Сидорова, Л. К. организация и содержание работы с детьми - сиротами и детьми, оставшимся без попечения роди телей. - М,- 2004. - 1 12с.
47. Социология / Под ред. В.И.Курбатова. - Ростов - н/Д.: Феникс,2000. - 348
с.
48. Социальная Педагогика: курс лекций: Учеб.пособие для етуд. Высш. Учеб. Заведений Под общей ред. М. А. Еалагузовой. - ML- 2003. - 416с.
49. Степанова, Е., Федонипа II. От депривации - к социализации: Проблема социализации детей как основная проблема образовательных учреждений интернатного типа. //Социальная педагогика. - М.: ВЛАДОС, 2003. - С. 174- 177.
50. Теория и методика социальной работы (учебное пособие). - М.: Проспект,2005. -422 с.
51. Тростапецкая, Г. Социальные сироты в пашем обществе. // Социльная педагогика,2004. - №4. - С. 3-8.
52. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях но социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (от 21 декабря 1996т ода № 159-ФЗ, в редакции от 7 августа 2000 тода № 122-ФЗ).
53. Фидипович, Д., Сиволобова II., Самсонова Г. Что надо знать социальнму педагогу о правах выпускника интерната. // Социальная педагогика. - 2003. - №1.-С.113-1 18.
54. Цимбал, 13.И. Премии Правительства Российской Федерации в области образования // Социальное сиротство. Российская газета 2006г.№1. - С.56-58.
55. Щелипа, Т.Т. Социально-педагогическое сопровождение воспитанников
детского дома // Научно-практическая конференция « Традиции и инновации в социальной педагогике». - М.: АЛЬ I -1 IPI.CC, 2003. 654 с.
56. Шулыа, Т.И., Слот В., Спаниярд X. Мсдодика работы е детьми «труппы риска». М.: 2001.-128 с.