Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ У СОВРЕМЕННОГО ПОДРОСТКА

Работа №156582

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы116
Год сдачи2020
Стоимость4930 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
8
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ 7
1.1. Теоретические основы формирования географических знаний 7
1.2. Психолого-педагогические особенности современного подростка 24
ГЛАВА 2. РОЛЬ КЛИПОВОГО МЫШЛЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ В
ВОСПРИЯТИИ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ 36
2.1 Организация и методы исследования клипового мышления школьников 36
2.2 Психолого-педагогические рекомендации по организации учебной деятельности для учителей географии, учитывающие клиповость мышления современных подростков 54
2.3. Формы и методы проверки знаний обучающихся с феноменом клипового
мышления 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
БИБЛИОГРАФИЯ 84
ПРИЛОЖЕНИЯ 91

Системы образования в любой стране призваны способствовать реализации основных задач социально-экономического и культурного развития общества, ибо именно учебные заведения готовят человека к активной деятельности в разных сферах экономической, культурной, политической жизни общества. Поэтому роль школы, как базового звена образования, чрезвычайно важна. Способность образовательного учреждения достаточно гибко реагировать на запросы общества, сохраняя при этом накопленный положительный опыт, имеет очень большое значение.
Актуальность темы. В настоящее время в Российской Федерации сформирован и реализуется комплекс стратегических задач, направленных на развитие образования. Согласно ФГОС основное общее образование предполагает серьезные изменения в организации образовательного процесса, в том числе и в преподавании географии. [3]
В «Концепции развития географического образования в Российской Федерации» сформулированы основные положения, которые обеспечивают соответствие системы географического образования современным потребностям личности, государства и общества. В ней определены основные ценности, которое может обеспечить качественное географическое образование, в том числе: начальную подготовку обучающихся в области широкого использования информационно-коммуникационных технологий, необходимых в повседневной жизни (систем глобального позиционирования, электронных карт и геоинформационных систем) [5].
На современном этапе развития общества цель географического образования - формирование в сознании учащихся системы взглядов, принципов, норм поведения в отношении к географической среде, готовность к активной деятельности в быстро меняющемся мире. Цель школьной географии имеет три уровня:
1) формирование научной картины мира;
2) приобретение школьниками знаний и умений;
3) воспитание и всестороннее развитие личности.
Сейчас перед учителем географии стоит методическая задача, которая выражается в практической направленности обучения. Конечный результат обучения определятся не столько суммой приобретенных знаний, сколько умением применять их на практике, в повседневной жизни.
Географические знания играют ключевую роль в формировании российской самоидентификации гражданина. Именно географические факторы - географическое положение и размеры территории, следствием которых является природное, культурное, этническое и историческое разнообразие, - во многом определили развитие Российского государства.
В современном мире понятийное мышление молодого человека перестало играть важную роль. Ускорение темпов жизни, возрастание объема информации порождает проблематику отбора и сокращения информации, выделение главного и фильтрации лишнего, потребность в актуальной ин-формации и скорость ее обновления, увеличение разнообразия поступающей информации, развили способность быстро переключаться между разрозненными смысловыми фрагментами. Но при этом современные школьники не способны к восприятию длительной линейной последовательности — одно-родной информации и поэтому на первый план выходит клиповое мышление.
Необходимость развития географического образования обусловливает потребность поиска современных форм, методов и средств обучения, приме-нения географических знаний в современном обществе. И поэтому выбранная тема диссертации актуальна, ведь образовательная практика испытывает потребность в новых формах обеспечения процесса развития географических знаний у современного подростка.
Цель: раскрыть значение клипового мышления в формировании географических знаний у подростков.
Объект: клиповое мышление как способ формирования знаний в современной школе.
Предмет: влияние клипового мышления подростков на процесс получения географических знаний.
Гипотеза. Формирование географических знаний современных подростков будет успешным, если в образовательном процессе созданы следующие условия:
- стимулирование мотивации подростка на получение личностнозначимого образовательного продукта;
- актуализация субъектной позиции подростка;
- использование комплекса форм, методов и средств обучения адекватно структуре географических знаний подростка, сформированных образами клипового мышления
Задачи:
1. Провести обзор и анализ современной научной литературы об исследовании развития географических знаний у современных подростков.
2. Рассмотреть содержания структуры географических знаний, формируемых при изучении географии в школе.
3. Провести исследования на восприятия компонентов географических знаний современными подростками.
4. Разработать практические рекомендации, с учетом клипового мышления, обеспечивающих легкоусвояемость материала у подростка для преподавания учебной дисциплины «География».
5. Разработать систему оценки эффективности освоения географических знаний.
База исследования: МБОУ «Лицей №2» города Красноярска.
В исследовании приняли участие: учащиеся 5 классов и родители, у которых дети в возрасте от 11 - 12 до 15 - 16 лет.
Научная новизна исследования состоит в обобщении и структурировании разрозненной информации о феномене клипового мышления; в анализе преподавания географии в современной школе; в разработке рекомендаций по организации работы с клиповым мышлением в образовательном учреждении для учителя географии.
Выбор методов исследования: анализ литературы по имеющейся проблеме, опрос через мессенджер Viber, педагогическое проектирование, проведение лекционных и практических работ через программу для видеоконференций Zoom.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В условиях стремительного роста информационных потоков и их широкомасштабного использования в качестве мощного средства коммуникации на первый план выдвигаются проблемы интеллектуализации общества, создания и внедрения новых технологий, основанных на эффективном использовании знаний как ресурса развития общества. Социально - педагогическая значимость этой проблемы определяется решением крупной государственной задачи - подготовки специалиста с новым типом мышления, соответствующего требованиям постиндутсриального общества, расширяющим информационное пространство до мировых масштабов и определяющим ключевой вектор в развитии будущего специалиста. Поэтому важно учитывать феномен клипового мышления в образовательном процессе со-временных подростков. Причём желательно это делать в комплексе, поэтому так важно учитывать новое сознание школьников при подготовке материала к уроку и оценивания полученных знаний.
Результаты нашего исследования показали, что рассмотрено содержание структуры географических знаний, формируемая при изучении географии в школе. Разработаны психолого-педагогические рекомендации по организации процесса обучения на уроках географии и варианты оценки географических знаний ученика. Выявлены педагогические условия, обеспечивающие развитие понятийного мышления подростка и обоснованы в качестве инновационного элемента педагогической технологии развития интереса к учебному процессу мотивации самооценки школьника. Выделены критерии и показатели, позволяющие объективно оценивать уровень формирования географических знаний у современного подростка.
Анализ работы позволяет оценить её теоретическую и практическую значимость.
Теоретическая значимость заключается в анализе сложившейся ситуации в образовательном процессе по преподаванию географии, сопоставлении различных точек зрения на процесс формирования географических знаний в современной школе. Выделены факторы, влияющие на формирование клипового мышления у современных подростков, а также проведён анализ приёмов и средств, способствующих, формированию географических знаний у школьников на уроках географии, с учетом клиповости мышления.
Практическая значимость работы заключается в том, что были разработаны методические рекомендации по формам и методам подачи материала и эффективного оценивания географических знаний, обеспечивающие системность, личностно-ориентированный подход, объективность, помогающие учителю географии учитывать феномен клипового мышления в восприятии географических знаний у подростка в современной школе.
Материалы исследования могут быть использованы педагогами при со-здании образовательных программ по предмету география, с целью учета клипового мышления у подростков от 11-12 до 15-16 лет, а также другим учителям-предметникам, интересующимися данной проблемой.



1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования СанПиН 2.4.2.2821-10 (с изм.на 22 мая 2019 года) от 29 декабря 2010 года N 189 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
4. Закон Красноярского края от 26.06.2014 г. № 6-2519 «Об образовании в Красноярском крае».
5. Концепция развития географического образования от 24 декабря 2018 г. утверждена на коллегии Министерства просвещения России.
6. Устав (новая редакция) МБОУ Лицей № 2 [Электронный ресурс].
URL: https://licey2.ru/images/Vasius/Ustav2016.pdf (дата обращения: 23.01.2020).
7. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ Лицей № 2 [Электронный ресурс]. URL:
https://licey2.ru/images/mabaz/образовательная программа ООО.pdf(дата обращения: 23.01.2020).
8. Учебный план МБОУ Лицей № 2 на 2019-2020 учебный год (5 - 9классы) [Электронный ресурс]. URL:https://licey2.ru/images/mabaz/Eduplan5-
9. pdf(дата обращения: 23.01.2020).
9. Положение об образовательном детско-взрослом проекте «Большие игры» в Лицее № 2 [Электронный ресурс]. URL:
https://licey2.ru/proektnoe-upravlenie/realizuemye-proekty.html(дата обращения: 23.01.2020).
10. Абраменкова В.В. Дети и телевизионный экран // Воспитание школьников. 2013. № 6. С. 28 - 31.
11. Авдулова Т.П. Подростки в информационном пространстве // Психология обучения. 2010. № 4. С. 28 - 38.
12. Азаренок Н.В. Клиповое сознание и его влияние на психологию человека в современном мире // материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна «Психология человека в современном мире». Том 5. Личность и группа в условиях социальных изменений. / Отв. Ред. А.Л. Журавлев. - М. 2012. - С. 110-112.
13. Баранский Н.Н. Научные принципы географии. М.: Мысль, 1980. 25 с.
14. Бедулина Г.Ф. Социально-педагогическое проектирование. М.: АПО, 2009. 153 с.
15. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педа-гогика, 1989. 192 с.
16. Блонский П.П. Память и мышление. СПб.: Питер, 2014. 288 с.
17. Брушлинский А.В. Мышление и общение. Минск: Изд-во Минского гос. ун-та, 2012. 198 с.
18. Волков Б.С. Методы изучения психики ребенка /Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - М., 2014. - 213 с.
19. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 2012. 352 с.
20. Гиренок Ф.И. Клиповое сознание. М.: Проспект, 2016. 256 с.
21. Горобец Т.Н., Ковалев В.В. «Клиповое мышление» как отражение перцептивных процессов и сенсорной памяти // Мир психологии. 2015. № 2. С. 94-100.
22. Давыдов С.А. Проблемы развивающего обучения. М.: Директ- Медиа, 2012. 613 с.
23. Дужик Д.Д., Виликотская Л.А. Глобальная сеть и «клиповое»
мышление // Сборник докладов III-ей Международной научно-практической конференции (Рязань, 14-15 марта 2017 г.). - Рязань: Издательство Общество с ограниченной ответственностью «Рязанский Издательско-Полиграфический Дом «ПервопечатникЪ», 2017. - С. 86-89.
24. Душина И.В., Понурова Г.А. Методика преподавания географии. М.: Московский лицей, 1996. 42 с.
25. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления / Пер. с англ. Н.М. Никольской. М.: Лабиринт, 2013. 189 с.
26. Дятлов С.А. Принципы информационного общества // Информационное общество. 2000. № 2. С. 77-85.
27. Ефремов К.Д. Труд и дети - новые отношения //Воспитательная работа в школе. 2007. № 6. С. 25-30.
28. Илюшин Л.С. Образовательная мотивация: теория и методология исследования. Монография. СПб.: Издательство БАН, 2002. 216 с.
29. Ипатов А.В. Психологические детерминанты аутодеструктивного поведения подростков и механизмы его коррекции: автореф. дис. ... докт. психол. наук. СПб., 2017. 52 с.
30. Исаев И.А. Платоновская идея и эволюция политических форм // Lex Russica. 2009. № 5. С. 137-155.
31. Исаченко А.Г. Общая география в системе географических знаний // Известия Российского географического общества. 2000. № 2. C. 11-15.
32. Кечекьян С.Ф. Учение Аристотеля о государстве и праве. М., 1947. 207 с.
33. Коджаспиров Г.М. Педагогический словарь. М.: Академия, 2014. 742 с.
34. Ломбина Т.Н., Юрченко О.В. Особенности обучения детей с клиповым мышлением // Общество: социология, психология, педагогика. 2018. № 2. С. 45-50.
35. Лихван А.В., Мозговая, Н.Н. Особенности психологического пространства личности школьников, зависимых от компьютерных игр // Инновационная наука. 2017. № 3. С 71-75.
36. Логинова А.Б. Школьник XXI века какой он // Федеральный Бизнес журнал. - 2020. - № 2.; URL:http://bmag42.ru/fn 36461.html(дата обращения: 03.03. 2020).
37. Луковская Д.И. Политико-правовые учения эпохи античной классики (V - IV вв. до н. э.): Платон // История государства и права. 2008. № 15. С. 30-34.
38. Лысиченкова С.А. Влияние особенностей современных школьников на их познавательную мотивацию // Молодой ученый. - 2012. - № 4 (39). URL: https://moluch.ru/archive/39/4654/(дата обращения: 17.01.2020).
39. Максаковский В.П. Географическая культура: учебное пособие для студентов вузов. - М.: ВЛАДОС, 2001. 362 с.
40. Маклаков, А.Г. Общая психология: учебное пособие для студентов вузов и слушателей курсов психологических дисциплин. СПб.: Питер, 2010. 582 с.
41. Маклюэн Г.М. Понимание медиа: Внешние расширения человека. М.: 2015. 330 с.
42. Матюшкин A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности // Вопросы психологии. 2012. №4. С. 5-17.
43. Мироненко Н.С. Глобализм и география // География и экология в школе XXI века. 2006. № 2. С. 12-18.
44. Морозова Н.Г. Формирование интересов у детей в условиях нормального и аномального развития. М.: Наука, 2017. 278 с.
45. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: Просвещение, 2014. 564 с.
46. Нурминский И.И., Гладышева Н.К. Статистические закономерности формирования знаний и умений учащихся. М.: Педагогика, 1991. 224 с.
47. Пендикова И.Г. Клиповое и концептуальное мышление как разные уровни процесса мышления // Омский научный вестник. 2016. № 1. С. 53-56.
48. Поддьякова Н.Н., Говорковой А.Ф. Развитие мышления и умственное воспитание школьников. М., 2014. 144 с.
49. Пудалов А.Д. Клиповое мышление - современный подход к познанию // Современные технологии и научно-технический прогресс. 2012. № 1. С. 36-45.
50. Рассел Б. История западной философии. Т. I. М., 1993. 445 с.
51. Ромашина Е.Ю., Тетерин И.И. Развитие мышления подростков в условиях современного информационного пространства: Педагогические науки // Научное обозрение. 2015. № 3. С. 63-64.
52. Сапа А.В. Поколение Z - поколение эпохи ФГОС // Инновационные проекты и программы в образовании. 2014. № 2. С. 24-30.
53. Семеновских Т.В. Феномен «клипового мышления» в образовательной вузовской среде // Науковедение. -2014. - № 5(24); URL:
https://naukovedenie.ru/PDF/105PVN514.pdf(дата обращения: 13.05.2019).
54. Сидорова И.В. Развитие мотивация учащихся к самореализации на уроках и во внеурочной деятельности. Спб.: Питер, 2011. 342 с.
55. Смирнова Е.О. Ранний возраст: игры развивающие мышление // Дошкольное воспитание. 2014. № 4. С. 22-23.
56. Собкин В.С. Трансформирование целей и мотивации учебы школьников // Социологические исследования. 2006. № 8. С. 106-115.
57. Спиркин А.Г. Философия учебник для вузов М.: Гардарики, 2001. 544с.
58. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев: Радянська школа, 1974. 288 с.
59. Тарасов С.В. Школьник в современной образовательной среде. СПб.: Образование-Культура, 2001. 151 с.
60. Торшилова Е.М. Современные школьники: ценностные ориентации, предпочтения и вкусы // Известия РАО. 2001. № 4. с. 86-95.
61. Тоффлер Э. Третья волна. М.: ООО «Фирма» Издательство ACT», 2004. 261 с.
62. Фельдштейн Д.И. Сущностные особенности современного детства и задачи теоретико-методологического обеспечения процесса образования // Педагогика, 2009. № 1. С. 8-14.
63. Фельдштейн Д.И. Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребёнка и ситуации его развития // Проблемы современного образования. 2010. № 2. C. 5-12.
64. Фрумкин К.Г. Клиповое мышление и судьба линейного текста // Топос. - 2010. - № 9.; URL: http:ZZwww.topos.ru/article/7371(дата обращения: 13.06.2019).
65. Шимлина И.В. Завтрашний день географического образования в России. Быть или не быть // География в школе. 2017. № 2. C. 34-38.
66. Щедровицкий Г.П. Мышление, понимание, рефлексия. СПб.: Питер, 2014. 800 с.
67. Якиманской И.С. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся под ред. М.: Педагогика, 2012. 224 с.
68. Formative Assessment (Актыунай Ацэнцы) [Электронный ресурс]. URL:http: //aacenka. by/(дата обращения: 19.02.2020).
69. Географические Онлайн Игры [Электронный ресурс]. URL: https://online.seterra.com/ru(дата обращения: 19.02.2020).
70. Карта стран Европы Martina Japec [Электронный ресурс]. URL: https://onedio.ru/news/test-otgadaite-stranu-po-ochertaniyam-na-karte-16368(дата обращения: 01.03.2020).
71. Международная хартия географического образования [Электронный ресурс]. URL:https://rosuchebnik.ru/upload/service/hartiya geo.pdf(дата обращения: 25.12.2019).
72. Оксфордский словарь. [Электронный ресурс]. URL:
https://www. oxfordlearnersdictionaries.com(дата обращения: 19.09.2019).
73. Русское географическое общество: официальный сайт. - Москва. [Электронный ресурс]. URL: https://www.classmag.ru/zapovedniki/(дата обращения: 17.02.2020).
74. Сайт Российской академии образования [Электронный ресурс].
URL: http://rusacademedu.ru/wp-content/uploads/2020/03/rastem-s-rossiej.pdf
(дата обращения: 19.11.2019).
75. Сайт национального парка «Красноярские столбы» [Электронный ресурс]. URL:https://www.zapovednik-stolbv.ru/(дата обращения: 19.02.2020).
76. Сайт Энциклопедия лучших игр со словами и цифрами [Электронный ресурс]. URL:https://bookitut.ru(дата обращения: 28.03.2020).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ