Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ О ПОНЯТИИ «КРАСОТА» У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 13
1.1. Сущность и содержание понятия «красота» как эстетической ценности..13
1.2.Особенности формирования знаний о понятии «красота» у детей старшего дошкольного возраста 18
1.3. Изобразительная деятельность как средство формирования знаний о понятии «красота» у детей старшего дошкольного возраста 21
Выводы по главе 1 30
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ О ПОНЯТИИ «КРАСОТА» У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 32
2.1.Организация исследования и анализ актуального уровня сформированности знаний о понятии «красота» у детей старшего дошкольного возраста 32
2.2. Содержание работы по формированию знаний о понятии «красота» у
детей старшего дошкольного возраста 42
2.3. Анализ результатов на контрольном этапе по формированию знаний о понятии «красота» у детей старшего дошкольного возраста на занятиях
изобразительной деятельности 48
Выводы по главе 2 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЯ 6
Актуальность исследования. Вопросы, связанные с эстетическим воспитанием дошкольников, является предметом широких дискуссий, поскольку детство рассматривается педагогами как наиболее благоприятный период для начала знакомства с понятием прекрасного. Проблема формирования художественно-эстетических представлений дошкольников рассматривали в своих исследовательских работах такие ученые как: Б.В. Асафьев, Д.С. Лихачев, Д.Б. Кабалевский, В.Н. Шацкая, Н.А. Ветлугина, И .А. Домогацкая, Б.П. Юсов, и др.
Вопрос о сущности красоты всегда волнует людей. Сменяют друг друга эпохи, изменяются понятия о красоте, но радостное ощущение её присутствия остаётся и становится мерилом духовного развития.
Человек не рождается с готовыми эстетическими потребностями, вкусами, идеалами, он всё это приобретает, живя в определённой обстановке, общаясь с другими людьми. Красота не является объективным свойством какого-либо предмета. Один и тот же предмет может казаться разным людям в определённый момент прекрасным и уродливым. И чем разнороднее будут эти люди по своей индивидуальной организации, по своему развитию и настроению, тем сильнее они «разойдутся» в эстетической оценке. Представления о красоте характеризуют общую жизненную позицию, духовную и нравственную суть людей.
У детей шести лет существует вполне самостоятельное и определённое мнение по поводу красоты. Уверенно можно сказать, что дети неравнодушны к красоте, они замечают её проявления и обозначают словом «красивое». Но отношения ребёнка со средой не имеют той тонкости и многообразия, как у взрослых. Его опыт гораздо беднее. Поэтому у ребёнка представления о красоте неадекватны, своеобразны. Опыт показывает, что к ребёнку понимание красоты приходит через вкусовые оценки взрослого. Дошкольник с готовностью заимствует их и присваивает. Интересен тот факт, что дети
зачастую считают невозможным употребление обозначения «красивая» по отношению к картинам, изображающим какую-либо форму человеческих страданий. Но используемые художником выразительные средства (цвет, мимика, поза) понятны детям. На этой основе формируется нравственный аспект художественного вкуса (сочувствие, сопереживание), «красивые» человеческие качества и свойства души. Психологические исследования учёных показывают, что шестилетки не могут ещё правильно оценивать красоту произведений живописи даже в том случае, если произведение отражает красоту реального мира. Это связано с особенностями воображения дошкольника. Эстетически оценивая детали («красивый цвет», «красивая одежда», «красивый букет», «красивые украшения, причёска, платье»), дети не способны к оценке общего построения картины, мастерства художника и его замысла.
Процесс формирования знаний о понятии «красота» выполняет важнейшие функции - развивает уважительное отношение к окружающему, предпосылки к пониманию красоты мира искусства и возможности самостоятельно создавать ее. Он способствует формированию чувственного опыта, эмоционального спектра, оказывает влияние на восприятие нравственного компонента действительности, улучшает познавательную сферу деятельности. Дошкольный возраст является очень удачным для начала формирования знаний о понятии «красота»: дети этого возраста имеют чуткость к понимаю красоты, у них появляется интерес к произведениям искусства, к получению новой информации об этом.
...
В итоге проведенного исследования были достигнуты следующие результаты:
• выявлено содержание понятия «красота» и ее роль в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста;
• рассмотрены особенности развития представления о понятии «красота» у детей старшего дошкольного возраста;
• проанализированы занятия изобразительной деятельности как средство формирования знаний о понятии «красота» у детей старшего дошкольного возраста;
• организован и проведен констатирующий эксперимент, направленный на выявление актуального уровня сформированности знаний о понятии «красота» у детей старшего дошкольного возраста;
• по результатам констатирующего эксперимента разработана и апробирована серия из 12 занятий изобразительной деятельности;
• организован и проведен контрольный эксперимент, направленный на анализ результатов опытно-экспериментальной работы по развитию представлений о понятии «красота» на занятиях изобразительной деятельности;
• подтверждена эффективность использования серии занятий, направленных на повышение уровня развития у детей старшего дошкольного возраста представлений о понятии «красота».
Таким образом, цель исследования достигнута: было теоретически обосновано и экспериментально проверено влияние процесса изобразительной деятельности на формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о понятии «красота».
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования станут основой для более глубокого изучения возможности развития у детей старшего дошкольного возраста знаний о понятии «красота».
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные теоретические и практические результаты могут быть использованы при разработке серии занятий, направленной на развитие у детей старшего дошкольного возраста представлений о понятии «красота», пониманию детьми красоты искусства, а через нее и окружающего мира; умению определять основные эстетические характеристики не только живописных произведений, но и произведений других видов искусства; стремлению детей создавать красоту собственными руками; повышению творческой активности детей во всех видах продуктивной деятельности; способствующие проявлению интереса у детей живописи, литературе, музыке и художественным ценностям. Занятия могут быть использованы педагогами с детьми старшего дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях и в сфере дополнительного эстетического образования.
1. Алиев Ю.Б. Художественное воспитание как основа
культурного бытия школы / Ю.Б. Алиев. Текст : электронный // Проблемы современногообразования. 2020. №6. С. 41-47. URL :
https://cyberleninka.ru/article/n/hudozhestvennoe-vospitame-kak-osnova-kultumogo- bytiya-shkoly?ysclid=lpprss5mpa555007883 (дата обращения: 06.09.2023).
2. Алмазова И.Г. Формирование знаний о понятии «красота» об
окружающем мире у младших школьников в коллективной творческой деятельности: диссертация на соискание степени канд. пед. наук: 13.00.01/ Алмазова Ирина Геннадьевна; Елецкий педагогический институт. Елец, 2019. 201
с.
3. Анисимова Л. А. Воспитание эстетической культуры у младших
школьников на основе соотношения модели и оригинала / Л.А. Анисимова. Текст : электронный // Молодой ученый. 2016. № 7.6 (111.6). С. 10-11. URL :
https://moluch.ru/archive/111/27749/ (дата обращения: 06.09.2023).
4. Асмолов А.Г. Российская школа и новые информационные технологии: взгляд в следующее десятилетие / А.Г. Асмолов. Москва: НексПринт , 2010. 84 с.
5. Балбекина Н.А. Роль изобразительного искусства в гармоничном
развитии ребенка дошкольного возраста / Н.А. Балбекина, А.Ю. Шаталова, В.А. Анисимова. Текст: электронный // Теория и практика образования в современном мире: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). Санкт-Петербург: Свое издательство, 2016. С. 18-20. URL : https://moluch.ru/conf/ped/archive/192/10721/?ysclid=lpprw2k0r3602901473 (дата
обращения: 16.09.2023).
6. Баумгартен А.Г. Эстетика / А.Г. Баумгартен. М.: Из-во: Русский фонд содействия образованию и науке, 2021. 760 с.
7. Безрукова М.И. Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства.
8. Белгородчины /Н.Ю. Лысенко, Л.В. Лысенко, Н.В. Скворцова. Вопросы дошкольной педагогики. 2023. № 3 (62). С. 3-5
9. Бердяева Н.А. Смысл творчества / Н.А. Бердяев. М.: АСТ, 2018. 98 с.
10. Бернштейн Н.А. Нейропсихология. Тексты / Н.А. Бернштейн. М.: Издательство МГУ, 2020. 331 с.
11. Борзиева З.М. Эстетическое воспитание детей / З.М. Борзиева. Текст :
электронный // Молодой ученый. 2019. № 34 (272). С. 50-52. URL :
https://moluch.ru/archive/272/62114/ (дата обращения: 13.09.2023).
12. Вайндорф-Сысоева М.Е. Педагогика: Краткий курс лекций / М.Е
.Сысоева, Л.П. Крившенко. М.: Юрайт, 2017. 87 с.
13. Ветлугина Н.А. Эстетическое воспитание в детском саду /
Н.А. Ветлугина. М.: КноРус, 2018. 234 с.
14. Вишня А.С. Формирование знаний о понятии «красота»
дошкольников средствами изобразительного искусства / А.С. Вишня. Текст: электронный // Молодой ученый. 2016. № 10 (114). С. 1191-1194. URL :
https://moluch.ru/archive/114/30151/ (дата обращения: 24.09.2023).
15. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л .С.Выготский. М.: Просвещение, 2017 93 с.
16. Герасимов С.А. Любить человека: культура и нравственноэстетическое воспитание молодёжи / С.А. Герасимов. М.: Просвещение,2020. 382 с.
... всего 65 источников