Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по аппликации

Работа №98431

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы86
Год сдачи2017
Стоимость4380 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
117
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ТРУДОЛЮБИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО АППЛИКАЦИИ 6
1.1. Содержание понятия «воспитание трудолюбия» 6
1.2. Психолого-педагогические особенности воспитания трудолюбия
у детей старшего дошкольного возраста 15
1.3. Возможности занятий по аппликации в воспитании трудолюбия
у детей старшего дошкольного возраста 23
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ВОСПИТАНИЮ ТРУДОЛЮБИЯ У ДЕТЕЙ СТРАШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО АППЛИКАЦИИ 35
2.1. Диагностическое исследование по воспитанию трудолюбия у
детей старшего дошкольного возраста на начальном этапе опытно- поисковой работы 35
2.2. Содержание работы по воспитанию трудолюбия у детей
старшего дошкольного возраста 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 67


Проблема воспитания трудолюбия дошкольников является актуальной в современном образовании. Трудолюбие, ответственность к своим обязанностям, стремление прийти на помощь являются одними из важных нравственных качеств человека. Задачи по формированию позитивных установок к различным видам труда, творчества у детей дошкольного возраста отражены в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования (далее ФГОС ДО).
Согласно ФГОС ДО нравственное воспитание является одним из приоритетных направлений дошкольного образования. Согласно «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» - труд и уважение к труду, являются базовыми национальными ценностями. Будущее ребенка, его нравственное становление во многом определяется содержанием трудового воспитания в дошкольных образовательных организациях (далее ДОО) и в семье. В связи с этим перед ДОО встает важная задача воспитания трудолюбия у подрастающего поколения с периода детства. Г.М. Киселева трудолюбие определяется как нравственное качество личности, сущность которого составляет наличие потребности в труде, привычки трудиться. Способность видеть красоту труда, преодоление трудностей в работе выделяет как показатель проявления трудолюбия.
Исходя из актуальности проблемы исследования, нами были выявлено противоречие, между: стремлением ДОО обеспечить воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности и отсутствием разработанных методических разработок и рекомендаций содержащих воспитательный компонент изобразительного искусства.
Обозначенное противоречие определило выбор темы исследования: «Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по аппликации».
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и провести в комплекс занятий по аппликации направленный на воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс занятий по аппликации направленный на воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. На основе анализа литературы по проблеме исследования раскрыть содержание понятия «воспитание трудолюбия».
2. Выявить психолого-педагогические особенности воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста.
3. Раскрыть возможности занятий по аппликации в воспитании трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста.
4. На констатирующем этапе опытно-поисковой работы подобрать диагностические задания и провести диагностику по выявлению трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста.
5. Разработать и провести комплекс занятий по аппликации направленный на воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста.
Теоретическая основа исследования: теоретическая интерпретация понятия «трудолюбие» в работах психологов (Л.С. Выготский, М.И. Лисина, Н.М. Матюшина, др.); Особенности психического и личностного развития детей старшего дошкольного возраста А.Ю. Кузина, З.М. Аслановой, И.В. Житко, Г.М. Киселевой, «Диагностика направленности ребенка на мир семьи» О.В. Дыбина, теоретические положения О.В. Дыбиной, о трудолюбии как компоненте нравственного развития человека. По нравственному воспитанию были рассмотрены методики С.Р. Дамадановой и Б.Т. Лихачева, методики по организации аппликации были рассмотрены у В.Н. Хаустовой, М.А. Поляковой и Н.А. Гладковой.
Сочетание теоретического и практического характера исследования обусловило выбор методов исследования:
Теоретические методы исследования: анализ нормативно-правовых документов, теоретико-методологический и понятийно-терминологический анализ литературы по проблеме исследования;
Эмпирические методы исследования: наблюдение, беседа, анализ продуктов детского творчества, анализ и обработка результатов опытно - поисковой работы.
База исследования. Опытно-поисковое исследование проводилось на базе МАДОУ ЦРР детский сад № 556 «Тропинки детства» г. Екатеринбурга. В исследовании приняли участие дети старшей группы «Знайки» 10 человек.
Структура работы. В работе представлено введение, две главы, заключение, список литературы, содержащий 31 источник, приложение.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе исследования нами были рассмотрены понятия трудолюбия у разных авторов (З.М. Аслановой, И.В. Житко, Г.М. Киселевой). Однако для нашего исследования наиболее полно раскрыто понятие трудолюбие в словаре практического психолога С.Ю. Головина, это «черта характера, состоящая в положительном отношении к процессу трудовой деятельности. Трудолюбие проявляется в активности, инициативности, добросовестности, увлеченности самим процессом труда» [24]. Отношение к труду зависит от волевых усилий человека, от собственного стремления, желания, творческого дерзновения, организованности и ответственности за свои действия и результат трудовой деятельности. В процессе воспитания трудолюбия обязательным условием является понимание смысла деятельности, и положительный настрой на результат труда.
Современная наука подчеркивает важность мира семьи, который представлен в многообразии форм воздействия, его непрерывности и длительности, в диапазоне ценностей, которые осваивает ребенок (О.В. Дыбина). В семье ребенок в первую очередь усваивает нормы человеческих отношений, нравственного поведения, приобретает опыт деятельности, в том числе трудовой деятельности. Семья - это первая площадка, где ребенок может проявиться как думающий, трудолюбивый, заботливый, ответственный - «направленный на благополучный мир семьи».
Говоря о результатах воспитания трудолюбия мы будем придерживаться научной точки зрения О.В. Дыбиной, но при формулировке компонентов и показателей будем учитывать проблему исследования, таким образом, воспитанность трудолюбия можно представить в следующих результатах: интеллектуальный компонент и его показатель - наличие представлений о понимании сути трудолюбия, значимости трудолюбия как нравственного качества семьянина, о связях между миром семьи и миром бытовых предметов; мотивационно-потребностный компонент и его показатель - стремление быть трудолюбивым и следовать трудовым нравственным норам семьи, устанавливать причинно-следственные связи между миром семьи и миром бытовых предметов; поведенческий компонент включает в себя показатель - умение участвовать в подготовке и проведении совместных семейных трудовых видов деятельности (прибираться, убирать урожай, участвовать в приготовлении пищи, и т.д.).
Опираясь на понятия трудолюбия и воспитания, мы можем сделать вывод о том, что является воспитанием трудолюбия. Воспитание трудолюбия - это целенаправленная деятельность семьи и ДОО призванная формировать у ребенка нравственную черту личности, характеризующую отношение к труду. Результат воспитания трудолюбия мы видим в следующих компонентах и показателях (по О.В. Дыбиной):
1. Интеллектуальный компонент и его показатель - наличие представлений о понимании сути трудолюбия, значимости трудолюбия как нравственного качества семьянина, о связях между миром семьи и миром бытовых предметов;
2. Мотивационно-потребностный компонент и его показатель - стремление быть трудолюбивым и следовать трудовым нравственным норам семьи, устанавливать причинно-следственные связи между миром семьи и миром бытовых предметов.
3. Поведенческий компонент включает в себя показатель - умение участвовать в подготовке и проведении совместных семейных трудовых видов деятельности (прибираться, убирать урожай, участвовать в приготовлении пищи, и т.д.).
Рассмотренные психофизиологические особенности детей охватывают их интеллектуальную, эмоциональную, мотивационную, поведенческую сферы и служат психологической основой для понимания ребенком ценности трудолюбия через мир семьи, и позволяют уточнить и конкретизировать содержание и структуру направленности ребенка на трудолюбие в семье. Из этого можно сделать вывод, что воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста возможно.
Толкование М.С. Кагана нам объясняет, что такое изобразительное искусство. Изобразительное искусство (искусство запечатления образов) — раздел пластических искусств, вид художественного творчества, целью которого является воспроизведение окружающего мира. Понятие объединяет различные виды живописи, графики и скульптуры. По исследованиям A. И. Мировой, мы составили определение изобразительной деятельности. Изобразительная деятельность - важнейшее средство художественно - эстетического развития, а так же специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком. Воспитательный потенциал изобразительного искусства заключается в том, что бы в ходе творческого анализа содержания живописных произведений необходимо вызывать определенное эмоциональное отношение детей к произведениям искусства путем яркого рассказа, ассоциативного восприятия картины, обращения к примерам повседневной жизни.
Г.Г. Григорьева писала, что аппликация - это наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Знакомство с произведениями русских художников, таких как: А. Кившенко, В. Максимов, Н. Богданов-Бельский, К. Маковский, А. Пластов, С.Воробьев, Ю. Кугач, Н. Соломин, Н. Быковский, А. Харламов, В. Перов, А. Бортников, B. Тимофеев помогает сформировать у детей представления о труде, и о трудолюбии людей, в разных условиях и в различные исторические периоды. И закрепить эти знания в сюжетных аппликациях, где дети отражают свои впечатления о различных трудовых процессах. В рамках нашего исследования подобраны произведения русских художников по теме труда в семье. По нравственному воспитанию были рассмотрены методики C. Р. Дамадановой и Б.Т. Лихачева, методики по организации аппликации были рассмотрены у В.Н. Хаустовой, М.А. Поляковой и Н. А. Гладковой.
На основании результатов диагностик по О.В. Дыбиной мы выявили следующие уровни развития трудолюбия у детей (%):
1. Низкий: 40%
2. Средний: 40%
3. Высокий: 20%
Исходя из результатов, полученных на констатирующем этапе исследования, мы видим, что у каждого ребенка сильны те или иные показатели, но так или иначе трудолюбие у детей развито не достаточно. С помощью занятий аппликацией мы сможем повысить уровень развития трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста.
Мы разработали цикл занятий по развитию трудолюбия детей старшего дошкольного возраста. В каждое занятие входили творческие работы, соответственно каждое занятие использовались разные техники аппликации, что обеспечивает постоянный интерес ребенка к занятиям. Занятия включали в себя разнообразные методы и приемы, организацию атмосферы творчества и сотрудничества с детьми. Также было уделено внимание мотивации к занятиям, заинтересованности детей. Соблюдение перечисленных условий способствовало стимулированию трудолюбия старших дошкольников. В каждое занятие вошли следующие средства стимуляции трудолюбия: создание аппликаций, чтение литературы (сказок, рассказов); слушание музыки; просмотр картин, иллюстраций; беседы с детьми.



1. Безрукова, В. С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога) [Текст] / В. С. Безрукова — Екатеринбург. 2000.
2. Белкин, А. С. Диссертационный совет по педагогике [Текст] : опыт, проблемы, перспективы / А. С. Белкин, Е. В. Ткаченко ; Урал. гос. пед. ун-т ; Рос. гос. проф.-пед. ун-т. — Екатеринбург : [б.и.], 2005. — 208 с.
3. Белкин, А. С. Диссертационный совет по педагогике [Текст] : опыт, проблемы, перспективы / А. С. Белкин, Е. В. Ткаченко ; Урал. гос. пед. ун-т ; Рос. гос. проф.-пед. ун-т. — Екатеринбург : [б.и.], 2005. — 208 с.
4. Божович, Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка / Изучение мотивации поведения детей и подростков [Текст] / Л. И. Божович. - М.: Педагогика, 1972. - 351 с.
5. Бородина, Е. Н. Наследие: методические рекомендации по нравственно-патриотическому воспитанию детей в художественно-игровой деятельности [Текст] / Е. Н. Бородина. - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т. - 2016. - 140 с.
6. Ватагин, В. А. Как лепить животных [Текст] / В. А. Ватагин // Художник - 1962. - № 5. - С.53-56.
7. Венгер, Л. А. Развитие мышления дошкольников [Текст] / Л. А. Венгер // Дошкольное воспитание. - 1974. - № 7. - С. 18-26.
8. Григорьева, Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений [Текст] /Г. Г. Григорьева. - М.: Издательский центр «Академия»,1998. - 269 с.
9. Запорожец, А. В. Избранные психологические труды [Текст] / А. В. Запорожец : В 2-х т. - М., 1986.
10. Иллюстрированный энциклопедический словарь. - М.: Аутопан. В. И. Бородулин [Электронный ресурс] // Аппликация. URL: http://illustrated_dictionary.academic.ru/628/%D0%90%D0%BF%D0%BF%D0% BB%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D 1 %86%D0%B8%D 1 %8F
11. Катаева, Л. И. Коррекционно-развивающие занятия в
подготовительной группе [Текст] / Л.И. Катаева. / М., 2004. - 365 с.
12. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Электронный ресурс] URL: http://day-of- culture. narod.ru/private/Priloj/Koncepcia.htm
13. Кузина, А. Ю. Особенности психического и личностного развития детей старшего дошкольного возраста, способствующие формированию направленности на мир семьи [Текст] / А. Ю. Кузина // Психолого-педагогические и технологические аспекты патриотического воспитания детей дошкольного возраста : сборник трудов Всерос. науч.- практ. конф. 30-31 октября 2008 г. - Тольятти : ТГУ, 2008. - Ч. I. - С. 217¬226.
14. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М. : Смысл : Academia, 2004. - 346 с.
15. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка [Текст] / М. И. Лисина. - М. : Московский психолого-соц. институт, Воронеж : НПО «МОДЭК», 2001. - 384с.
16. Матюшина, Н. М. Борьба мотивов у детей дошкольного возраста [Текст] : автореф. дис... канд. психол. наук / Н. М. Матюшина. - М., 1954. - 24 с.
17. Микляева, Н. В. Дошкольная педагогика. Теория воспитания 6 учеб. пособие для студ. учрежд. высш. проф. Образованиея [Текст] / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева. — 2-е изд., испр. — М. : Издательский центр «Академия», 2012. — 208 с. — (Сер. Бакалавриат).
18. Мирова, А. И. Критические периоды детства [Текст] / А.И. Мирова. / - М: Знание, 1979. - 274.с.
19. Национальная психологическая энциклопедия [Электронный
ресурс] // Нравственность. URL: https://vocabulary.ru/termin/nravstvennost.html
20. Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая
Российская Энциклопедия». Под ред. В. Г. Панова [Электронный ресурс] // Конструирование. URL:
http://pedagogicheskaya.academic.ru/1385/%D0%9A%D0%9E%D0%9D%D0%A 1%D0%A2%D0%A0%D0%A3%D0%98%D0%A0%D0%9E%D0%92%D0%90 %D0%9D%D0%98%D0%95
21. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2007. - 713 с.
22. Сидоряка, Н. Н. Характеристика интеллектуальной сферы детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н. Н. Сидоряка. // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — №2. — С. 125-127.
23. Сластенин, В. А. Педагогика [Текст] / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. // Школьная пресса. - 2002. — 512 с.
24. Словарь практического психолога М.: С. Ю. Головин
[Электронный ресурс] // Трудолюбие. URL:
http://www.vipstudent.ru/index.php?q=lib&r=16&id=1195154928&p=658
25. Субботский, Е. В. Ребенок открывает мир :Книга для воспитателей детского сада [Текст] / Е. В. Субботский. - М. : Просвещение, 1991. - 207 с.
26. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. Учеб. Пособие для студентов пед. ин- тов по специальности « Дошкольная педагогика и психология» [Текст] /сост. В. Б. Косминская, Е. И. Васильева, Н. Б. Халезова [и др.]. - М., « Просвещение», 1977. 253 с.
27. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений [Текст] / Г. А. Урунтаева - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 336 с.
28. Федеральный государственный стандарт дошкольного
образования [Электронный ресурс] URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--
p 1 ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D 1 %83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D 1 %82%D 1 %8B/6261/%D 1 %84%D0%B0%D0%B9%D0%BB/5230/%D0%9F%D 1 %80%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%B7%20%E2%84%96%201155%20%D 0%BE%D 1 %8217.10.2013%20%D0%B3 ..pdf
29. Хаустова, В. Н., Полякова, М. А., Гладкова, Н. А. Нетрадиционные техники работы с бумагой [Текст] // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 73-75
30. Чернецов, П. И. Трудолюбие как социально-педагогическая проблема. Методологические основы его воспитания [Электронный ресурс] // URL: http://www.lib.csu.ru/vchZ5/2001_01/002.pdf
31. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона [Электронный ресурс] //
Рисование. URL: http://dic.academic.ruZdic.nsf/brokgauz/18446


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ