ВВЕДЕНИЕ 10
ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ
1.1. К вопросу преемственных связей школьного курса
биологии 16
1.2. Ретроспектива становления проблемы формирования и
развития внутрипредметных связей школьного курса биологии 26
ГЛАВА II. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРЕЕМСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ В 5-6
КЛАССАХ
2.1. Состояние преемственных связей в учебниках
«Окружающий мир» (1-4 класс) и «Биология» (5-6 класс) 40
2.2. Приемы и способы реализации условий формирования и
развития преемственных связей. Педагогический эксперимент 54
ВЫВОДЫ 77
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 84
На современном этапе развития начального и среднего образования, при внедрении в школьную практику новых технологий обучения, вариативных программ и учебников, актуальным становится соблюдение принципа преемственности между отдельными ступенями обучения. Новым Законом «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что «федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования обеспечивают: ... преемственность основных образовательных программ» [23]. В рамках данного Закона все образовательные программы равнозначны: от дошкольных - до программ средней и высшей школы.
Реализация принципа преемственности в практике обучения будет способствовать повышению качества учебного процесса, соответственно развитию результата.
На сегодня существует несколько направлений теоретической и практической разработки преемственности в обучении. Для первого направления характерно решение проблемы с точки зрения обучающей деятельности учителя, для второго - её рассмотрение как с позиции учителя, так и с позиции ученика, для третьего - стремление создать методическую систему для реализации преемственных связей в деятельности учителя и учащихся.
Методические пути их осуществления создадут объективные предпосылки и условия для повышения преемственных связей при обучении окружающего мира (в начальной школе) и биологии (в средней).
Реализация преемственных связей в методах, формах и средствах обучения предполагает нахождение рационального их сочетания, способствующего адаптации учащихся в 5 классе. Зачастую учителя биологии в средней школе не знакомы с методами обучения в начальных классах. Не учитывая специфики работы в 5 классе, выражающейся в необходимости постепенного перехода к новым методам, с первых же дней они используют те же методы и приемы, что и в старших классах. Часто рассказ-объяснение нового материала в 5 классе по сложности и продолжительности непосилен учащимся, только что окончившим начальную школу.
Резкий переход к новым методам обучения, к новым, более высоким, требованиям к знаниям и навыкам сильно затрудняет работу учащихся. Поэтому возникает необходимость нахождения рационального сочетания методов, форм и средств обучения в начальных классах, способствующих лучшей адаптации школьников при обучении в 5 классе.
С методической точки зрения развитие в обучении - это целостный непрерывный процесс, в котором разрешение противоречий, возникающих в результате изменений - его движущая сила. Преодолевая эти противоречия ученик развивается, а его отдельные знания и умения перерастают в новую способность. Но это происходит только при условии, если между старыми и новыми формирующимися знаниями и умениями устанавливаются преемственные связи. Из чего следует, что проблема развития ученика непосредственно зависит от проблемы установления преемственных связей.
В современной системе школьного образования при переходе на вариативные учебные программы, меняется и состав предмета биологии. Возникающие трудности в первую очередь связаны с усвоением учебного материала учащимися за гораздо меньший срок. Безусловно, это повлечет за собой и изменения в подходах к организации их учебно-познавательной деятельности при изучении биологии.
Система биологических понятий, отражающих специфику современного научного знания, должна стать основой содержания учебного предмета. Следовательно, возрастает актуальность проблемы, как реализации преемственных связей при формировании понятий. В соответствии с теорией развития биологических понятий содержание школьного курса состоит из системы простых, сложных, специальных и общебиологических понятий.
Между ними присутствует неразрывная связь. Простые понятия на определенном этапе развития знаний обучающихся переходят в сложные. Непосредственно простые и сложные понятия образуют содержание специальных биологических понятий. Из комплекса специальных понятий состоят и общебиологические понятия, отражающие закономерности строения и жизнедеятельности природных систем. Следовательно, в содержании школьного курса биологии заложены преемственные связи, с которыми нужно считаться при формировании биологических понятий.
...
•Анализ психолого-педагогической и методической литературы показал, что проблема формирования и развития преемственных связей в школьном курсе биологии нашла свое отражение на различных этапах развития методики обучения биологии. Под преемственными связями понимается установление необходимой связи между частями предмета на разных ступенях его обучения, для которого требуется специальная организация учебного материала и самого процесса обучения, направленного на установление этих связей.
•Анализ современного состояния показал, что вариативные программы по биологии и учебники к ним построены на основе принципов системности, преемственности, соответствуют обязательному минимуму биологического образования и отражают те естественные связи, которые существуют в природе между ее объектами. Определены биологические понятия, формирование которых начинается в начальной школе и продолжается на следующей ступени обучения - в 5-6 классах.
•В ходе экспериментального этапа исследования разработана методика формирования и развития преемственных связей при обучении биологии в 56 классах, включающая такие методические приемы и задания, как организация повторения опорного материала по учебнику в классе или в ходе выполнения домашней работы, или при актуализации опорных понятий на уроке; при составлении схем, таблиц или планов-доказательств; «мозговой штурм», разработка и заполнение кластера, синквейна; составление рассказа- предположения по ключевым словам; решение различных заданий - верные и неверные утверждения, перепутанные логические цепочки; буквенный диктант; работа с текстом, смысловое чтение, сравнение объектов и др.
1. Ананьев Б.Г. О преемственности в обучении // Советская педагогика. - 1953. - №2. - С.23-25.
2. Байдак В.А. Теория и методика обучения математике: наука, учебная дисциплина: [электронный курс] монография / В.А. Байдак - 2е изд., стереотип. М.: ФЛИНТА, 2011. - 264 с.
3. Бекетов А.Н. О приложении индуктивного метода мышления к преподаванию естественной истории в гимназиях // Журнал Министерства народного просвещения, 1863. - №12. - С.198-220.
4. Беспалько В.П. Природосообразная педагогика. - М.: Народное образование, 2008. - 512 с.
5. Большой энциклопедический словарь
http://www.vedu.ru/bigencdic/50157/
6. Воронина Л. В. Основные пути реализации преемственных связей в обучении математике между начальными и 5—6-ми классами // Интеграция образования. 2004. №4 (37). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-puti- realizatsii-preemstvennyh-svyazey-v-obuchenii-matematike-mezhdu-nachalnymi- i-5-6-mi-klassami (дата обращения: 24.11.2016).
7. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1 / Н.Ф. Виноградова - 4-е изд., дораб. - М.: Вентана-Граф, 2012. - 96 с.: ил. - (Начальная школа XXI века)
8. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 2 / Н.Ф. Виноградова - 4-е изд., дораб. - М.: Вентана-Граф, 2012. - 96 с.: ил. - (Начальная школа XXI века)
9. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч. 1 / Н.Ф. Виноградова - 6-е изд., дораб. - М.: Вентана-Граф, 2016. - 176 с. : ил.
10. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч. 2 / Н.Ф. Виноградова - 6-е изд., дораб. - М.: Вентана-Граф, 2016. - 160 с. : ил.
11. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1 / Н.Ф. Виноградова, Г.С. Калинова - 3-е изд., дораб. - М.: Вентана-Граф, 2012. - 176 с. : ил.
12. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 3 класс: учебник для
учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 2 / Н.Ф. Виноградова, Г.С. Калинова - 3-е изд., дораб. - М.: Вентана-Граф, 2012. - 160 с. : ил.
13. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 4 класс: учебник для
учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1 / Н.Ф. Виноградова, Г.С. Калинова - 3-е изд., дораб. - М.: Вентана-Граф, 2014. - 176 с. : ил.
14. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 4 класс: учебник для
учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 2 / Н.Ф. Виноградова, Г.С. Калинова - 3-е изд., дораб. - М.: Вентана-Граф, 2014. - 176 с. : ил.
15. Виноградова Н.Ф. Еще раз о проблеме реализации преемственности между дошкольным и начальным звеном системы образования // Начальное образование. - 2008. - № 6. - С. 21-25.
16. Вирютина Е.Н. Развитие мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка посредством применения технологии критического мышления. С.41 nmc-kem.ucoz.ru/Katalog/innovacii_v_obuchenii/pdf
... всего 51 источников