ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СПЛОЧЕННОСТИ В ГРУППЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (ПОДРОСТКОВ) ПОСРЕДСТВОМ СПОРТИВНЫХ ИГР
|
Введение
Глава I. Изучение сплочённости в группе школьников в психолого-педагогической литературе
§1 Сущность понятий: «общение», «взаимоотношение», «взаимодействие», «сплоченность»
§2 Особенности сплочённости в группе школьников 4-5 классов
§3 Обоснование эффективности спортивных игр как способа развития сплоченности в группе школьников 10-11 лет
Выводы по главе I
Глава II. Экспериментальная работа по изучению актуального уровня сплочённости у выпускников начальной школы
§ 1 Выявление актуального уровня сформированности сплоченности в группе школьников 4-5 классов
§2 Анализ результатов констатирующего эксперимента
§3 Организация формирующего эксперимента
Выводы по главе II
Заключение
Список используемой литературы
Приложение
Глава I. Изучение сплочённости в группе школьников в психолого-педагогической литературе
§1 Сущность понятий: «общение», «взаимоотношение», «взаимодействие», «сплоченность»
§2 Особенности сплочённости в группе школьников 4-5 классов
§3 Обоснование эффективности спортивных игр как способа развития сплоченности в группе школьников 10-11 лет
Выводы по главе I
Глава II. Экспериментальная работа по изучению актуального уровня сплочённости у выпускников начальной школы
§ 1 Выявление актуального уровня сформированности сплоченности в группе школьников 4-5 классов
§2 Анализ результатов констатирующего эксперимента
§3 Организация формирующего эксперимента
Выводы по главе II
Заключение
Список используемой литературы
Приложение
Проблема межличностного взаимодействия относится к числу важнейших сфер жизнедеятельности, особенно для выпускника младшей школы, поскольку это самый трудный и сложный из всех возрастов, представляющий собой период становления личности. Главное содержание младшего школьного возраста составляет его переход от детства к взрослой жизни. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новообразования, закладываются основы сознательного поведения, формируются социальные установки. Этот процесс преобразования и определяет все основные особенности личности детей младшего школьного возраста. От того, как будет складываться межличностное взаимодействие школьников 10-11 лет, зависит формирование будущей личности.
Понятие «сплоченность» используется для обозначения таких социально-психологических характеристик коллектива как степень психологической общности, единства членов группы, теснота и устойчивость межличностных взаимоотношений и взаимодействия, степень эмоциональной привлекательности группы для её членов. [7]
Важнейшая социальная задача образовательных учреждений формирование сплоченного коллектива. Только сплоченный коллектив способен легче справляться с трудностями, дружно работать, создавать наиболее благоприятные возможности для развития личности каждого учащегося, сохраняется как целое, в том числе в неблагоприятных условиях.
«Сплоченность каг социально-ориентированное единство - это характеристика системы внутригрупповых связей, показывающая степень совпадения оценок, установок и позиций группы по отношению к объектам (лицам, задачам, идеям, событиям), наиболее значимым для группы в целом»[11]
Воспитывая всесторонне развитую, трудолюбивую и общественно активную личность, педагог, прежде всего, должен заботиться об организации увлекательной коллективной деятельности учащихся, об установлении системы внутри и межгруппового общения, о создании эмоционально благоприятной обстановки в коллективе, всё это способствует развитию взаимоотношений школьников между собой а так же со взрослыми. [10]
Изучением данной проблемы занимались многие учёные в области педагогики и психологии (А.С. Макаренко, Я.А. Коменский, Н.К. Крупская, А.В. Петровский и др.)
Несмотря на достаточно большое количество исследований по нашей проблеме, вопрос о влиянии различных форм организации педагогической деятельности недостаточно изучен.
Мы предполагаем, что организуя коллективную игровую деятельность, можем повлиять на повышение уровня сплоченности коллектива школьников 10-11 лет, так как игровая деятельность позволяет формировать особого типа связи в коллективе, которые позволяют структуру заданную из вне превратить в сплоченный психологический организм, живущий по своему уставу.
Таким образом, актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы послужили основанием для выбора темы нашего исследования «Особенности формирования сплоченности в группе младших школьников (подростков) посредством спортивных игр».
Цель нашей работы: изучить особенности сплоченности в условиях становления коллектива отряда оздоровительного комплекса «Лесной» и составление программы занятий на основе спортивных игр.
Объект исследования: процесс формирования групповой сплочённость в коллективе школьников 4-5 классов.
Предмет исследования: уровень сформированности сплоченности у школьников 10-11 лет.
Гипотеза: заключается в предположении о том, что групповая сплоченность школьников 4-5 классов проявляется через отношение к совместной деятельности, психологический климат, а так же социальный статус членов группы, и находится на среднем уровне развития с тенденцией к низкому.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по исследуемой проблеме.
2. Определить особенности взаимоотношения в группе школьников в возрасте 10-11 лет.
3. Изучить способы формирования сплоченности в группе школьников 4-5 классов.
4. Подобрать диагностические методики для определения актуального уровня сформированности сплоченности в группе школьников 4-5 классов.
5. Провести констатирующий эксперимент, направленный на определение актуального уровня сформированности сплоченности в группе школьников в возрасте 10-11 лет.
6. Составить программу формирующего эксперимента на основе спортивных игр и разработать методические рекомендации по их проведению.
Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы.
2. Социометрия.
3. Тестирование.
4. Эксперимент.
Эксперимент проводился на базе спортивно-оздоровительного комплекса «Лесной». В исследовании участвовали 40 человек: отряд №1 в составе 20 человек, из них 16 девочек и 4 мальчика, и отряд № 2 в составе которого так же 20 человек, из них 12 девочек и 8 мальчиков. Все дети в возрасте 10-11 лет (4-5 классы).
Понятие «сплоченность» используется для обозначения таких социально-психологических характеристик коллектива как степень психологической общности, единства членов группы, теснота и устойчивость межличностных взаимоотношений и взаимодействия, степень эмоциональной привлекательности группы для её членов. [7]
Важнейшая социальная задача образовательных учреждений формирование сплоченного коллектива. Только сплоченный коллектив способен легче справляться с трудностями, дружно работать, создавать наиболее благоприятные возможности для развития личности каждого учащегося, сохраняется как целое, в том числе в неблагоприятных условиях.
«Сплоченность каг социально-ориентированное единство - это характеристика системы внутригрупповых связей, показывающая степень совпадения оценок, установок и позиций группы по отношению к объектам (лицам, задачам, идеям, событиям), наиболее значимым для группы в целом»[11]
Воспитывая всесторонне развитую, трудолюбивую и общественно активную личность, педагог, прежде всего, должен заботиться об организации увлекательной коллективной деятельности учащихся, об установлении системы внутри и межгруппового общения, о создании эмоционально благоприятной обстановки в коллективе, всё это способствует развитию взаимоотношений школьников между собой а так же со взрослыми. [10]
Изучением данной проблемы занимались многие учёные в области педагогики и психологии (А.С. Макаренко, Я.А. Коменский, Н.К. Крупская, А.В. Петровский и др.)
Несмотря на достаточно большое количество исследований по нашей проблеме, вопрос о влиянии различных форм организации педагогической деятельности недостаточно изучен.
Мы предполагаем, что организуя коллективную игровую деятельность, можем повлиять на повышение уровня сплоченности коллектива школьников 10-11 лет, так как игровая деятельность позволяет формировать особого типа связи в коллективе, которые позволяют структуру заданную из вне превратить в сплоченный психологический организм, живущий по своему уставу.
Таким образом, актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы послужили основанием для выбора темы нашего исследования «Особенности формирования сплоченности в группе младших школьников (подростков) посредством спортивных игр».
Цель нашей работы: изучить особенности сплоченности в условиях становления коллектива отряда оздоровительного комплекса «Лесной» и составление программы занятий на основе спортивных игр.
Объект исследования: процесс формирования групповой сплочённость в коллективе школьников 4-5 классов.
Предмет исследования: уровень сформированности сплоченности у школьников 10-11 лет.
Гипотеза: заключается в предположении о том, что групповая сплоченность школьников 4-5 классов проявляется через отношение к совместной деятельности, психологический климат, а так же социальный статус членов группы, и находится на среднем уровне развития с тенденцией к низкому.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по исследуемой проблеме.
2. Определить особенности взаимоотношения в группе школьников в возрасте 10-11 лет.
3. Изучить способы формирования сплоченности в группе школьников 4-5 классов.
4. Подобрать диагностические методики для определения актуального уровня сформированности сплоченности в группе школьников 4-5 классов.
5. Провести констатирующий эксперимент, направленный на определение актуального уровня сформированности сплоченности в группе школьников в возрасте 10-11 лет.
6. Составить программу формирующего эксперимента на основе спортивных игр и разработать методические рекомендации по их проведению.
Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы.
2. Социометрия.
3. Тестирование.
4. Эксперимент.
Эксперимент проводился на базе спортивно-оздоровительного комплекса «Лесной». В исследовании участвовали 40 человек: отряд №1 в составе 20 человек, из них 16 девочек и 4 мальчика, и отряд № 2 в составе которого так же 20 человек, из них 12 девочек и 8 мальчиков. Все дети в возрасте 10-11 лет (4-5 классы).
Как показывает практика, низкий уровень групповой сплоченности, неблагоприятный психологический климат, отсутствие потребности принадлежать группе - часто встречающаяся проблема, но большинство психологов и педагогов оказались совершенно не подготовленными ни теоретически, ни теоретически к решению данной проблемы.
В ходе нашего исследования были определены причины низкого уровня групповой сплоченности, а также изучены приёмы и способы, направленные на повышения уровня сплоченности группы младших школьников.
Нами был подобран диагностический инструментарий для определения уровня сплоченности группы младших подростков. В соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями была составлена программа с использованием коллективной игровой спортивной деятельности, направленная на повышение уровня групповой сплоченности. Проведенный констатирующий эксперимент показал нам, что сплоченность является неотъемлемым компонентом при построении взаимоотношений в коллективе. Выявив актуальный уровень сплоченности коллектива младших школьников (подростков), подтвердили выдвинутую гипотезу. Таким образом, главная цель исследования была достигнута.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что на основе анализа психолого-педагогической литературы нами были сопоставлены различные точки зрения целого ряда психологов по проблеме сплоченности коллектива.
Практическая значимость состоит в подборе диагностических методик, необходимых для точного определения уровня сплоченности группы младших подростков, а также в составлении программы встреч с использованием коллективной игровой деятельности с целью повышения уровня групповой сплоченности.
Материалы данного исследования могут быть использованы студентами и психологами, работающими по данной проблеме, а также педагогами, воспитателями и родителями, занимающимися развитием уровня сплоченности конкретного коллектива школьников.
В ходе нашего исследования были определены причины низкого уровня групповой сплоченности, а также изучены приёмы и способы, направленные на повышения уровня сплоченности группы младших школьников.
Нами был подобран диагностический инструментарий для определения уровня сплоченности группы младших подростков. В соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями была составлена программа с использованием коллективной игровой спортивной деятельности, направленная на повышение уровня групповой сплоченности. Проведенный констатирующий эксперимент показал нам, что сплоченность является неотъемлемым компонентом при построении взаимоотношений в коллективе. Выявив актуальный уровень сплоченности коллектива младших школьников (подростков), подтвердили выдвинутую гипотезу. Таким образом, главная цель исследования была достигнута.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что на основе анализа психолого-педагогической литературы нами были сопоставлены различные точки зрения целого ряда психологов по проблеме сплоченности коллектива.
Практическая значимость состоит в подборе диагностических методик, необходимых для точного определения уровня сплоченности группы младших подростков, а также в составлении программы встреч с использованием коллективной игровой деятельности с целью повышения уровня групповой сплоченности.
Материалы данного исследования могут быть использованы студентами и психологами, работающими по данной проблеме, а также педагогами, воспитателями и родителями, занимающимися развитием уровня сплоченности конкретного коллектива школьников.
Подобные работы
- Подвижные игры как средства повышения двигательной активности младших школьников на уроках физической культуры
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Формирование игровой коммуникации у юных баскетболистов 9-10 лет в системе дополнительного образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2024 - Совместная работа тренера и родителей как условие социально-психологического развития ребенка-спортсмена
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018



