Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СПЛОЧЕННОСТИ В ГРУППЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (ПОДРОСТКОВ) ПОСРЕДСТВОМ СПОРТИВНЫХ ИГР

Работа №156552

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы77
Год сдачи2017
Стоимость4220 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
10
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава I. Изучение сплочённости в группе школьников в психолого-педагогической литературе
§1 Сущность понятий: «общение», «взаимоотношение», «взаимодействие», «сплоченность»
§2 Особенности сплочённости в группе школьников 4-5 классов
§3 Обоснование эффективности спортивных игр как способа развития сплоченности в группе школьников 10-11 лет
Выводы по главе I
Глава II. Экспериментальная работа по изучению актуального уровня сплочённости у выпускников начальной школы
§ 1 Выявление актуального уровня сформированности сплоченности в группе школьников 4-5 классов
§2 Анализ результатов констатирующего эксперимента
§3 Организация формирующего эксперимента
Выводы по главе II
Заключение
Список используемой литературы
Приложение


Проблема межличностного взаимодействия относится к числу важнейших сфер жизнедеятельности, особенно для выпускника младшей школы, поскольку это самый трудный и сложный из всех возрастов, представляющий собой период становления личности. Главное содержание младшего школьного возраста составляет его переход от детства к взрослой жизни. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новообразования, закладываются основы сознательного поведения, формируются социальные установки. Этот процесс преобразования и определяет все основные особенности личности детей младшего школьного возраста. От того, как будет складываться межличностное взаимодействие школьников 10-11 лет, зависит формирование будущей личности.
Понятие «сплоченность» используется для обозначения таких социально-психологических характеристик коллектива как степень психологической общности, единства членов группы, теснота и устойчивость межличностных взаимоотношений и взаимодействия, степень эмоциональной привлекательности группы для её членов. [7]
Важнейшая социальная задача образовательных учреждений формирование сплоченного коллектива. Только сплоченный коллектив способен легче справляться с трудностями, дружно работать, создавать наиболее благоприятные возможности для развития личности каждого учащегося, сохраняется как целое, в том числе в неблагоприятных условиях.
«Сплоченность каг социально-ориентированное единство - это характеристика системы внутригрупповых связей, показывающая степень совпадения оценок, установок и позиций группы по отношению к объектам (лицам, задачам, идеям, событиям), наиболее значимым для группы в целом»[11]
Воспитывая всесторонне развитую, трудолюбивую и общественно активную личность, педагог, прежде всего, должен заботиться об организации увлекательной коллективной деятельности учащихся, об установлении системы внутри и межгруппового общения, о создании эмоционально благоприятной обстановки в коллективе, всё это способствует развитию взаимоотношений школьников между собой а так же со взрослыми. [10]
Изучением данной проблемы занимались многие учёные в области педагогики и психологии (А.С. Макаренко, Я.А. Коменский, Н.К. Крупская, А.В. Петровский и др.)
Несмотря на достаточно большое количество исследований по нашей проблеме, вопрос о влиянии различных форм организации педагогической деятельности недостаточно изучен.
Мы предполагаем, что организуя коллективную игровую деятельность, можем повлиять на повышение уровня сплоченности коллектива школьников 10-11 лет, так как игровая деятельность позволяет формировать особого типа связи в коллективе, которые позволяют структуру заданную из вне превратить в сплоченный психологический организм, живущий по своему уставу.
Таким образом, актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы послужили основанием для выбора темы нашего исследования «Особенности формирования сплоченности в группе младших школьников (подростков) посредством спортивных игр».
Цель нашей работы: изучить особенности сплоченности в условиях становления коллектива отряда оздоровительного комплекса «Лесной» и составление программы занятий на основе спортивных игр.
Объект исследования: процесс формирования групповой сплочённость в коллективе школьников 4-5 классов.
Предмет исследования: уровень сформированности сплоченности у школьников 10-11 лет.
Гипотеза: заключается в предположении о том, что групповая сплоченность школьников 4-5 классов проявляется через отношение к совместной деятельности, психологический климат, а так же социальный статус членов группы, и находится на среднем уровне развития с тенденцией к низкому.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по исследуемой проблеме.
2. Определить особенности взаимоотношения в группе школьников в возрасте 10-11 лет.
3. Изучить способы формирования сплоченности в группе школьников 4-5 классов.
4. Подобрать диагностические методики для определения актуального уровня сформированности сплоченности в группе школьников 4-5 классов.
5. Провести констатирующий эксперимент, направленный на определение актуального уровня сформированности сплоченности в группе школьников в возрасте 10-11 лет.
6. Составить программу формирующего эксперимента на основе спортивных игр и разработать методические рекомендации по их проведению.
Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы.
2. Социометрия.
3. Тестирование.
4. Эксперимент.
Эксперимент проводился на базе спортивно-оздоровительного комплекса «Лесной». В исследовании участвовали 40 человек: отряд №1 в составе 20 человек, из них 16 девочек и 4 мальчика, и отряд № 2 в составе которого так же 20 человек, из них 12 девочек и 8 мальчиков. Все дети в возрасте 10-11 лет (4-5 классы).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Как показывает практика, низкий уровень групповой сплоченности, неблагоприятный психологический климат, отсутствие потребности принадлежать группе - часто встречающаяся проблема, но большинство психологов и педагогов оказались совершенно не подготовленными ни теоретически, ни теоретически к решению данной проблемы.
В ходе нашего исследования были определены причины низкого уровня групповой сплоченности, а также изучены приёмы и способы, направленные на повышения уровня сплоченности группы младших школьников.
Нами был подобран диагностический инструментарий для определения уровня сплоченности группы младших подростков. В соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями была составлена программа с использованием коллективной игровой спортивной деятельности, направленная на повышение уровня групповой сплоченности. Проведенный констатирующий эксперимент показал нам, что сплоченность является неотъемлемым компонентом при построении взаимоотношений в коллективе. Выявив актуальный уровень сплоченности коллектива младших школьников (подростков), подтвердили выдвинутую гипотезу. Таким образом, главная цель исследования была достигнута.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что на основе анализа психолого-педагогической литературы нами были сопоставлены различные точки зрения целого ряда психологов по проблеме сплоченности коллектива.
Практическая значимость состоит в подборе диагностических методик, необходимых для точного определения уровня сплоченности группы младших подростков, а также в составлении программы встреч с использованием коллективной игровой деятельности с целью повышения уровня групповой сплоченности.
Материалы данного исследования могут быть использованы студентами и психологами, работающими по данной проблеме, а также педагогами, воспитателями и родителями, занимающимися развитием уровня сплоченности конкретного коллектива школьников.



1. Андреева, Г. М. Социальная психология. М., 2000.
2. Андреева, Г. М., Донцов, А. И. (Ред.) Межличностное восприятие в группе. М., 2001.
3. Андреева, Г. М., Яноушек, Я. (Ред.) Общение и оптимизация совместной деятельности. М., 1998.
4. Былеев, Л., Коротков, И., Яковлев, П. Подвижные игры. - М.: ФиС, 2002. - 190 с.
5. Бойко, В. В., Ковалев, А. Г., Панферов, В. Н. Социальнопсихологический климат коллектива и личность. М., 2003.
6. Волошина, Л.Н.: Игра "Городки" в начальной школе. - Белгород: ПОЛИТЕРРА, 2010 - 43 с.
7. Донцов, А. И. Проблемы групповой сплоченности. М., 2009.
8. Донцов, А. И. Психология коллектива. Методологические проблемы исследования. М., 2004.
9. Донцов, А. И. Проблема конфликта в западной социальной психологии /7 Психол. журнал. 1980. Т. 1. № 6.
10. Дубовская, Е. М., Тихомандрицкая, О. А. Социальная психология личности // учебное пособие для вузов. - М. :Аспект Пресс, 2001 .-301с.
11. Головин, С. Ю., Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. 2008.
12. Громова, О.Е.: Спортивные игры для детей. - М.: ТЦ Сфера, 2003
13. Громыко, Ю. В. Организационно-деятельностные игры и развитие образования. — Москва, 1992.
14.
14. Под ред.: Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова ; Рец.: С.Ю.Тюленьков, А.Я. Гомельский: Спортивные игры. - М.: Академия, 2006 - 296 - 310 с.
15. Жуков, Ю. М., Петровская, Л. А., Соловьева, О. В. (Ред.) Введение в практическую социальную психологию. М., 1997.
16. Журавлев, А. Л. Совместная деятельность как объект социально-психологического исследования // Совместная деятельность: методология, теория, практика. М„ 2008.
17. Журавлев, А. Л, Журавлева, Е. В. (Отв. ред.) Методики социально-психологического исследования личности и малых групп. М,
2001.
18. Зайцев, В.П. Формирование культуры здоровья студентов // Технолог (журнал Белгородского государственного технологического университета им. В. Г. Шухова). - 2006. - №8(47). - С. 22 - 27.
19. Казаков, С.В.: Спортивные игры. - Ростов н/Д.: Феникс, 2004 - с.184
20. Ковалев, Г.А. Психологическое развитие ребенка и жизненная среда // Вопросы психологии. - 2013. - №1. - с. 13-23.
21. Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров, А.Ю. Педагогический
словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. Заведений/ Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров, М. И; М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 176
с.
22. Коломенский, Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск, 2006.
23. Под общ. ред. д.пед.н. Е.В. Конеевой: Спортивные игры: правила,тактика, техника. - Ростов на/Д: Феникс, 2004 - 268 - 275 с.
24. Кордуэлл, М. Психология от А-Я: словарь-справочник/Пер с англ. К.С.Ткаченко. ав. Майк Кордуэлл, 2000. - 448 с.
25. Кричевский, Р. Л. Проблема сплоченности малых групп в зарубежной социальной психологии // Вопр. психологии. 1973. № 3.
26. Кричевский, Р. Л. Исследования малых групп в американской социальной психологии // Проблемы зарубежной социальной психологии. М , 2006.
27. Крыско, В. Г. Социальная психология - Спб.: Питер 2005. - 46 с.
28. Кричевский, Р. Л., Дубовская, Е. М. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты. М.: Аспект Пресс, 2001.
29. Кричевский, Р. Л., Дубовская, Е. М. Социальная психология малой группы: Учебное пособие для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2001. — 318 с.
30. Левин, К. Теория поля в социальных науках. М., 2000.
31. Лэндрет, Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений: Пер. с англ. / Предисл. А.Я. Варга. - М.: Международная педагогическая академия, 1994. - 368 с.
32. Мижериков, В.А. Психолого-педагогический словарь для учителей у руководителей общеобразовательных учреждений. - Фенис, 1998. - Т.3. - 544 с.
33. Петровский, А. В., Ярошевский, М. Г. /ред. - составитель Карпенко Л. А. Краткий психологический словарь - Ростов-на-Дону: Феникс
2002.
34. Морено, Я.Л. Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе / переизд. - М.: Академический проект, 2000
35. Немов, Р.С. Психология: Словарь-справочник: В 2 ч.— М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2007. — Ч. 1. — 284 с.
36. Петровский, А. В. (Ред.) Психологическая теория коллектива. М., 2009.
37. Петровский, А. В. Личность, деятельность, коллектив. М., 2002.
38. Психология, А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. — М.: ФАИР-ПРЕСС. Майк Кордуэлл. 2000
39. Российская социологическая энциклопедия. — М.: НОРМА- ИНФРА- М. Г.В. Осипов. 1999
40. Свистунова, Е.В. Разноцветное детство: игротерапия,
сказкотерапия, изотерапия, музыкотерапия / Е.В. Свистунова. - М.: Форум, 2012. - 192с.
41. Федоров А.В.: Спортивные игры (гандбол). - Белгород: БелГУ, 2007 - 57с.
42. Ушакова, Е.В.: Подвижные игры. - Белгород: БелГУ, 2011 - 32с.
43. Уэйнберг, Р. — Глава 10 Групповая сплоченность // Основы психологии спорта и физической культуры. - 2001.Глава 10 Групповая сплоченность. С. 97-107
44. Шевандрин, Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности - М.: ВЛЛЯОС, 2003. - С. 254 -
45. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. - М.: Владос, 2009. - 360 с


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ