ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ПРОЯВЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ
1.1. Тревожность: определение, виды, признаки 6
1.2. Особенности проявления тревожности в старшем дошкольном возрасте 13
1.3. Гендерные особенности проявления тревожности у детей 22
ВЫВОДЫ ПОГЛАВЕ 1 25
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Характеристика экспериментальных групп и методик исследования 27
2.2. Результаты исследования тревожности у мальчиков и девочек
старшего дошкольного возраста 33
2.3. Психолого-педагогические рекомендации, направленные на
профилактику и коррекцию тревожности мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста 40
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 50
ПРИЛОЖЕНИЯ
В современном мире мы все чаще сталкиваемся с таким феноменом как детская тревожность, в наше время это явление очень распространено среди детей, об этом свидетельствуют психологические исследования многих ученых (И.В. Дубровина, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Е.Б. Ковалёва и другие). Современные дети нередко отличаются частыми проявлениями беспокойства и тревоги, а также большим количеством страхов, причем страхи и тревога возникают в тех ситуациях, в которых ребенку, казалось бы, ничего не грозит.
В психологии существует несколько подходов в изучении детской тревожности, они отражены в работах наших таких психологов как А.М. Прихожан, В.В. Суворова, Л.И. Божович и других ученых. Анализ литературы последних лет позволяет рассматривать тревожность с разных точек зрения, допускающих утверждение о том, что повышенная тревожность возникает и реализуется в результате сложного взаимодействия когнитивных, аффективных и поведенческих реакций, провоцируемых при воздействии на человека различными стрессами. Одни ученые представляют тревожность как социально-обусловленное свойство личности, полагая, что на проявление детской тревожности в большей степени влияет социализация. Другие исследователи представляют тревожность как временное отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в трудных, угрожающих, необычных для детей ситуациях.
Тревожность имеет возрастную специфику. Для каждого возрастного периода существуют определенные ситуации, объекты действительности, которые способны вызывать тревогу у детей в независимости от того несут ли они реальную угрозу или нет. Так дошкольники могут бояться темноты, воображаемых существ, сказочных персонажей. Так же тревожность могут провоцировать ситуация разлуки с мамой, расставание с родителями, смена обстановки.
Исследования показывают, что тревожность в старшем дошкольном возрасте проявляется как у мальчиков, так и у девочек. Различия имеет содержание тревожности, так например мальчиков больше волнует физическое насилие, физический ущерб во всех его проявлениях, а девочек - взаимоотношения с другими людьми [28].
Очень важно как можно раньше диагностировать уровень тревожности у детей старшего дошкольного возраста с целью его дальнейшей коррекции и профилактики.
Своевременная диагностика тревожности у детей старшего дошкольного возраста позволит избежать проблем в развитии познавательной сферы, эмоционально-волевой сферы, становлению эмоционально-личностных новообразований.
Цель исследования: изучение гендерных особенностей тревожности у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: тревожность детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: гендерные особенности тревожности детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: предполагается, что высокий уровень проявления тревожности в старшем дошкольном возрасте встречается чаще у мальчиков, чем у девочек.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы исследования были определены следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие тревожности, виды и признаки.
2. Изучить особенности проявления тревожности в старшем дошкольном возрасте.
3. Изучить гендерные особенности проявления тревожности у детей.
4. Подобрать и провести психологическую диагностику по выявлению уровня тревожности у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.
5. Разработать психолого-педагогические рекомендации, направленные на профилактику и коррекцию тревожности у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.
Анализ научной литературы позволил изучить происхождение и возможные проявления детской тревожности. Изучение гендерных проявлений тревожности позволило понять, что мальчики и девочки могут иметь различия в переживании этого эмоционального состояния.
Практическая часть работы предполагала проведение диагностического исследования, с целью изучения гендерных особенностей проявления тревожности у детей старшего дошкольного возраста. Исследование опиралось на выдвинутую ранее гипотезу о том, что высокий уровень проявления тревожности в старшем дошкольном возрасте встречается чаще у мальчиков, чем у девочек.
В диагностическом исследовании приняли участие 12 мальчиков и 12 девочек старшего дошкольного возраста и их родители. Всего в исследование приняли участие 48 человек. Для проведения диагностики было выбрано три методики: методика "Уровень тревожности ребенка" Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М, в виде анкеты для родителей; методика «Выбери нужное лицо» Р. Тэмлла, М. Дорки, В. Амена; методика «Шкала тревожного ребенка» А. М. Прихожан.
Данные полученные в ходе проведения методики "Уровень тревожности ребенка" Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М, показал, что высокий и средний уровень тревожности имеют 16% детей старшего дошкольного возраста, преобладает низкий уровень развития тревожности 66% от общего количества испытуемых детей. Из общего количества мальчиков высокий уровень тревожности имеют 25%, средний 16%, низкий 58%. Из общего количество девочек 8% имеют высокий уровень, 16% средний и 75% низкий уровень тревожности. Преобладающим уровнем, как у мальчиков, так и у девочек является низкий уровень тревожности. Мальчиков с высоким уровнем тревожности больше, чем девочек.
Результаты исследования по методике «Выбери нужное лицо» Р. Тэмлла, М. Дорки, В. Амена, показывает, что высокий уровень тревожности имеют 20% детей, средний 41%, низкий 37% опрошенных детей. Из общего числа мальчиков высокий уровень тревожности имеют 33%, средний 16%, низкий 50%. Из общего числа девочек 8% с высоким уровнем тревожности, 41% имеют средний уровень и 50% низкий уровень тревожности. Данная методика показывает, что мальчиков с высоким уровнем тревожности больше, чем девочек.
Данные исследования по методике «Шкала тревожного ребенка» А. М. Прихожан показали следующие результаты. Высокий уровень тревожности из общего количества мальчиков имеют 25%, нормальный 58%, низкий 16%. Из общего числа девочек высокий уровень тревожности имеют 8%, нормальный 83%, низкий 8%. Анализ результатов по данной методике также показывает, что мальчиков с высоким уровнем тревожности больше, чем девочек.
По результатам этой же методики удалось выделить преобладающие виды тревожности, которые представлены в методике различными ситуациями, характерными для детей, связанными с процессом обучения, взаимоотношениями со сверстниками, родителями и педагогами. Таким образом, можно увидеть, что учебную тревожность испытывают 8% опрошенных детей, межличностную тревожность имеют 20% детей и самооценочную 12% детей.
В завершении данного исследования были составлены психо лого - педагогические рекомендации по профилактике и коррекции тревожности у мальчиков и девочек.
Результаты, полученные в ходе исследования, подтверждают выдвинутую гипотезу о том, что высокий уровень тревожности в старшем дошкольном возрасте встречается чаще у мальчиков, чем у девочек.
1. Абрамова Г. С. Практическая психология. Учебник для студентов вузов. Изд 6-е., перераб. и доп. М : Акаде-мический Проект, 2001. 480 с.
2. Астапов В. М. Тревожность у детей. М.: ПЕР СЭ, 2008. 98с.
3. Бендас Т. В. Гендерная психология: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2006. 431 с.
4. Берн Ш. Гендерная психология. СПБ.: Прайм - Еврознак, 2013. 296 с.
5. Богданович В. И. Психокоррекция в повседневной жизни. СПБ., 1999. 431 с.
6. Груздева О. В. Детская практическая психология. Сборник методических и справочных материалов. Красноярск: РИО КГПУ, 2004. 232 с.
7. Детская практическая психология: Учебник / под ред. Проф. Т. Д. Марцинковской. М.: Гардарики, 2000. 255 с.
8. Дубовик Е. Ю. Тревожность у детей дошкольного возраста: учебное пособие по спецкурсу по психологии «Тревожность дошкольника»; Краснояр. гос. пед. ун - т им. В. П. Астафьева, 2006. 100с.
9.Захаров А. И. «Дневные и ночные страхи у детей». СПБ.: Союз, 2004. 320 с.
10.Захаров А. И. Как преодолеть страхи у детей. М.: Педагогика, 1986. 219 с.
11. Имедадзе Н. В. Тревожность как фактор учения в дошкольном возрасте // Психологические исследования. Тбилисси. 1966. С. 49-57.
12. Карабанова О. А. Игра в коррекции психологического развития ребенка. М.,1997. 191 с.
13. Клецина И. С. Практикум по гендерной психологии. СПБ.: РГПУ им. А. И. Герцина, 2003. 480 с.
14. Клецина И. С. Гендерная социализация: Учебное пособие.
СПБ.:РГПУ им. А. И. Герцина, 1998. 92 с.
15. Коррекционная работа по преодолению детских страхов в консультативной практике. Журнал «Школьный психолог» №7, 2007. С. 28¬30.
16. Костина Л. М. Методы диагностики тревожности. СПб.: «Речь», 2009. 198с.
17. Костина Л. М. Игровая терапия с тревожными детьми. СПб.: «Речь», 2003. 160с.
18. Кочубей Б., Новикова Е. Ярлыки для тревожности // Семья и школа, 1988 г., № 9. С. 26-30.
19. Кочубей Б., Новикова Е. Снимем маску с тревоги // Семья и школа, 1988 г., № 11. С. 32-36.
20. Кочубей Б., Новикова Е. Детские тревоги: что, откуда, почему? // Педагогика здоровья. М.: Педагогика-Пресс, 1992. С. 154-159.
21. Краткий психологический словарь/ под ред. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. М.: Политиздат, 1985. 430с.
22. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб.: «Речь», 2012. 190с.
23. Макшанцева Л. В. Тревожность и возможности ее снижения у детей, начинающих посещать детский сад // Психологическая наука и образование. 1998. №2. С. 39 - 47.
24. Марцинковская Т. Д. Диагностика психологического развития ребенка. М.: Линка-Пресс, 1997. 176 с.
25. Микляева А. В., Румянцева П.В. Школьная тревожность:
диагностика, коррекция, развитие. СПб.:Речь, 2004. 248 с.
26. Немов Р. С. Психология. В 3 кн. Кн. 1: Общие основы психологии: учеб. для студентов выс.пед.учебных заведений. М.: Владос, 2013. 343с.
27. Попова Л. Г. Гендерные аспекты самореализации личности. М., 1996. 354 с.
28. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М.: НПО «РДЭК», 2014. 304с.
29. Прихожан А. М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. 2-е изд. СПб.: Питер, 2007. 192 с.
30. Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / под.ред. Т. В. Лаврентьевой. М.: Новая школа, 2015. 144 с.
31. Репина Т., Смолева Т, Неуверенный ребенок // Дошкольное воспитание. 2014. С. 32 - 55.
32. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: Учеб. Пособие в 2кн. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012. 529 с.
33. Савина Е., Шанина Н. тревожные дети // Дошкольное воспитание. 1996. №4. С. 11-14.
34. Сафин В.Ф. Психические отклонения в развитии детей и методы их психокоррекции. Изд. 4-е, испр. и доп. Уфа :Педкнига, 2006. 295 с.
35. Смирнов Е.О., В. М. Холмогорова. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, коррекция, проблемы. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005. 160 с.
36. Соловьева С.Л. Тревога и тревожность: теория и практика [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон.науч. журн. 2012. № 6. URL:http: //тебрзу.ги(Дата обращения 13.01.17).
37. Тревога и тревожность: Хрестоматия / Сост. и общая редакция В. М. Астапова. М.: ПЕР СЭ, 2008. 116с.
38. Хорни К. Собр. соч. в 3 томах. М.: Смысл, 1997. Т.2. С. 174-180.
39. http://www.belogurova.ru/glossary(Дата обращения 21.01.17).
40. http://e-libra.ru/read/201537-bolshoj-psixologicheskij-slovar.html (Дата обращения 19.02.15).
41. http://beгezin-fb.su/тревожный-ряд/ (Дата обращения 21.10.16).
41 .http://www.kspu.ru/upload/documents/2014/01/12/ff47bacf5f6449c0a0ab e6f8f7bbfdad/duskazieva-zhg-gendernaya-psihologiya-uchebnoe-posobie.pdf (Дата обращения 13.03.17).