Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ УВЕРЕННОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №75440

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы106
Год сдачи2017
Стоимость4325 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
370
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические обоснование формирования социальной уверенности у детей старшего дошкольного возраста 7
1.1 Сущность понятия «социальная уверенность» в современных
условиях 7
1.2 Особенности формирования социальной уверенности у детей старшего
дошкольного возраста 12
1.3 Педагогические условия формирования социальной уверенности у детей
старшего дошкольного возраста 22
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию социальной
уверенности у детей старшего дошкольного возраста 32
2.1 Определение уровня сформированности социальной уверенности
детей старшего дошкольного возраста 32
2.2 Реализация педагогических условий по формированию социальной
уверенности детей старшего дошкольного возраста 40
2.3 Анализ полученных результатов 47
Заключение 51
Библиографический список 55
Приложение

Основные качества личности закладываются впервые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность за адаптацию личности в жизни обществе, ее успешную социализацию.
Процесс социализации личности дошкольника происходит под воздействием комплекса различных факторов, которые выступают как детерминанты данного процесса. К числу таких факторов в первую очередь относятся взрослые, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает жизнь ребенка.
Первичной ячейкой социализации дошкольника, содействующей его приобщению к сложному миру взрослых, как правило, является семья. На формирование личностных качеств ребенка влияют сознательные воспитательные воздействия родителей, общий тонус семейной жизни.
В последнее время в обществе наметился своеобразный «кризис детства», связанный с разрывом между жизнью взрослых и жизнью детей, с потерей смысловой связи. Конфликтная ситуация в семейных отношениях, отражаясь в психике ребенка, является фактором его негативной личностной динамики, выражающейся в повышении тревожности, неуверенности, низкой и нестабильной самооценке. Такое явление, как социальная неуверенность отмечается у детей уже в дошкольном возрасте. В связи с этим проблема формирования социальной уверенности ребёнка становится особо актуальной на данном современном этапе.
Важную роль в процессе социализации играет взаимодействие человека с социальными институтами и организациями, как специально созданными для социализации, так и реализующими социализирующую функцию параллельно со своими основными функциями (для ребенка это ясли, дошкольное образовательное учреждение, школа, учреждения дополнительного образования). Здесь происходит нарастающее накопление ребенком соответствующих знаний и опыта социально одобряемого поведения, а также опыта имитации такого поведения и конфликтного или бесконфликтного избегания выполнения социальных норм. Поэтому столь важна организация психолого-педагогических условий, в которых ребенок раскрывается как яркая индивидуальность, передает свое видение мира, входит в социальные отношения, осознавая свою ценность и неповторимость, повышая тем самым свою социальную уверенность. Существенное влияние на становление и развитие личности как субъекта познания и общения оказывают и другие взрослые, а также сверстники.
Таким образом, актуальность исследования заключается в необходимости расширения фонда научных знаний о различных общественных институтах, выявления их педагогических возможностей, осмыслении способов социализирующего влияния на личность старшего дошкольника.
Теоретическую основу исследования составили философские и психолого-педагогические концепции социализации личности (Коган Л.Н., Кольберг Л., Кон Ю.С., Лебедев Ю.А., Мудрик А.В., Орлов В.В., Филиппова Л.В., Фельдштейн Д.И. и др.); психолого-педагогические исследования в области семейного воспитания, педагогики детства, семьи и семейных отношений (Азаров Ю.П., Бестужев-Лада И.В., Бочарова В.Г., Гребенников И.В., Дементьева И.Ф., Спиваковская А.С. и др.); положения социологии, общей и специальной педагогики о сущности и факторах социального становления личности, социальном воспитании и социализации человека на разных возрастных этапах (Андреева Г.М., Буева Л.П., Вульфов Б.З., Макаренко А.С., Мудрик А.В., Филиппова Л.В. и др.).
Проблема исследования: каковы педагогические условия формирования социальной уверенности у детей старшего дошкольного возраста.
Решение данной проблемы составило цель нашего исследования - выявить и апробировать педагогические условия формирования социальной уверенности детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс формирования социальной уверенности у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия формирования социальной уверенности детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: формированию социальной уверенности у детей старшего дошкольного возраста будут способствовать следующие условия:
- приобщение ребенка к социальному миру на основе реализации задач телесно-двигательного, социально-эмоционального и когнитивного развития;
- развитие у старших дошкольников социально-коммуникативных способностей.
- оптимизация детско-родительских отношений с использованием формы семейного клуба.
Задачи исследования:
1. Выявить сущность понятия «социальная уверенность» в современных условиях.
2. Охарактеризовать особенности формирования социальной уверенности у детей старшего дошкольного возраста.
3. Раскрыть педагогические условия формирования социальной уверенности у детей старшего дошкольного возраста.
4. Подобрать диагностики для определения уровня сформированности социальной уверенности у детей старшего дошкольного возраста.
5. Реализовать педагогические условия по формированию социальной уверенности у детей старшего дошкольного возраста.
6. Изучить динамику сформированности социальной уверенности у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы; эмпирические: наблюдение, анкетирование, беседа, педагогический эксперимент; качественный и количественный, анализ результатов исследования.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №70 «Центр развития ребенка «Светлячок» г. Белгорода.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Дошкольный возраст - оптимальный период формирования социальных навыков и трудно питать иллюзии, что они в более зрелом возрасте сами собой возникнут. Отсутствие социальных навыков отражается на коммуникативном развитии: не умеют поддерживать разговор, отсутствует содержательная активная деятельность. (17)
По мнению И.А Кудаевой, к которому присоединяемся мы, социальная уверенность - это «понимание отношения «Я» - общество, умение выбрать правильные социальные ориентиры, умение организовать свою деятельность в соответствии с этими ориентирами». И.А Кудаева предлагает расценивать социальную уверенность дошкольника «как адаптационное явление», причем функционирование адаптационного механизма обеспечивает социально- психологическая подготовленность. Иными словами, социальная уверенность дошкольника определяет уровень адаптации ребёнка к эффективному выполнению заданных социальных ролей. (40)
Исходя из этого, мы считаем, что социальная уверенность детей старшего дошкольного возраста предполагает знания, умения, навыки ребёнка, достаточные для выполнения обязанностей, присущих данному жизненному периоду. А приведенные определения, по нашему мнению, свидетельствуют о том, что структуру социальной уверенности составляет, прежде всего, совокупность социальных знаний, умений и навыков, применяемых в главных сферах деятельности человека. Однако, по мнению целого ряда ученых, перечисленные компоненты структуры уверенности могут быть дополнены другими, не менее важными составляющими.
Особенностями формирования социальной уверенности у старших дошкольников является: формирование коллективных взаимоотношений со сверстниками - когнитивный компонент социальной уверенности; воспитание организованного поведения, у дошкольников формируется умение сознательно выполнять правила поведения, подчиняться общим требованиям, установленным в группе - это поведенческий компонент; воспитание самостоятельности, которая является важной чертой социальной уверенности и формируется как нравственно-волевое качество, развивается чувство уважения к старшим, формируется привычка быть вежливым, готовность активно проявлять заботу о старших и младших - это мотивационный компонент.
В ходе анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования были выделены следующие условия формирования социальной уверенности у детей старшего дошкольного возраста:
- приобщение ребенка к социальному миру на основе реализации задач телесно-двигательного, социально-эмоционального и когнитивного развития;
- развитие у старших дошкольников социально-коммуникативных способностей;
- оптимизация детско-родительских отношений с использованием формы семейного клуба.
С целью изучения социальной уверенности старших дошкольников был проведен педагогический эксперимент на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №70 «Центр развития ребенка «Светлячок» г. Белгорода. В результате исследования уровня социальной уверенности испытуемых на констатирующем этапе эксперимента было установлено, что наибольшую долю составляют испытуемые с низким уровнем сформированности социальной уверенности - 36,6%; доли испытуемых со средним уровнем составляют 35% и высоким уровнем 28,3%.
За основу формирования социальной уверенности детей старшего дошкольного возраста была взята коллективная форма организации деятельности детей и их родителей в рамках семейного клуба (игровой, спортивной, художественно-творческой).
Работа семейного клуба проводилась в следующих направлениях: работа с детьми, организация совместной деятельности родителей и детей, как в рамках клуба, так и за его пределами в виде домашних заданий.
Работа с детьми осуществлялась по программе, состоящей из нескольких разделов организованной образовательной деятельности: «Наша группа», «Я в группе», «Я и мои друзья», «В мире чувств». Применялись такие формы работы, как игровые ситуации, игровые технологии, семинары- дискуссии с игровым моделированием и обсуждением типов ситуаций взаимодействия, психологический тренинг, игровой тренинг социальных навыков, групповые и индивидуальные консультации, беседы.
Работа по направлению «Совместная деятельность родителей и детей» предполагала совместное участие детей и родителей. На этом этапе осуществлялась задача построения детско-родительских отношений на основе субъект-субъектной позиции, и ребенок получал возможность принять измененное родительское отношение, новую родительскую позицию, сформировать позитивные ожидания и научиться новым способам эмоционального взаимодействия и сотрудничества.
С целью привлечения родителей к участию в досуговых мероприятиях, способствовавших установлению доброжелательных отношений между взрослыми и детьми, создания атмосферы праздника, радости и взаимопонимания проводились совместные мероприятия спортивной направленности; групповые дела; праздники; инсценировки, постановка театрализованных представлений.
На контрольном этапе эксперимента повторно было проведено исследование по методикам, которые использовались на констатирующем этапе эксперимента, и осуществлен сравнительный анализ полученных результатов исходного и итогового уровней сформированности социальной уверенности у детей старшего дошкольного возраста, который позволил увидеть, что доля детей старшего дошкольного возраста с высоким уровнем социальной уверенности возросла на 25%; доля детей старшего дошкольного возраста со средним уровнем социальной уверенности снизилась в пользу высокого уровня на 3,4%; доля детей старшего дошкольного возраста с низким уровнем социальной уверенности снизилась на 21,6%.
В ходе экспериментальной работы были реализованы следующие условия формирования социальной уверенности у старших дошкольников:
- приобщение ребенка к социальному миру на основе реализации задач телесно-двигательного, социально-эмоционального и когнитивного развития;
- развитие у старших дошкольников социально-коммуникативных способностей;
- оптимизация детско-родительских отношений с использованием формы семейного клуба.
Положительная динамика сформированности социальной
уверенности детей старшего дошкольного возраста свидетельствует о том, что цель исследования достигнута, задачи решены, педагогические условия гипотезы доказаны.



1. Абраменкова, В.В. Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе [Текст] / В.В. Абраменкова. - Минск: Пропилеи, 2007.
2. Акопов, Г.В. Психолого-педагогическая характеристика группового
сознания первичного коллектива [Текст] / Г.В. Акопов. - М.:
Просвещение, 1992.
3. Ананьев, Б.Г. К постановке проблемы развития детского самосознания [Текст]: Избр. психол. Труды: в 2 т. Т.1 / Б.Г. Ананьев. - М., 1980. - С.67-75; 134-145.
4. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст]: Учеб. для высш. уч. Заведений/ Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 224 с.
5. Бабаева, Т. О социально-эмоциональном развитии дошкольников [Текст] / Т. Бабаева // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 6. - С. 13 - 19.
6. Байденко, В.И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) [Текст] / В.И. Байденко // Высшее образование в России. - 2004. - № 11.
7. Байденко, В.И. Компетенции: к освоению компетентностного подхода [Текст]: труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы» / В.И. Байденко. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
8. Батаршев, А.В. Психодиагностика способности к общению, или как определить организаторские и коммуникативные качества личности [Текст] /А.В. Батаршев. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 203 с.
9. Белая, К. Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы [Текст] / К.Ю. Белая. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 96 с.
10. Богуславская, З.М. Развивающие игры для младших дошкольников [Текст] / З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова. - М., 1992. - 198 с.
11. Бодалев, А.А. Личность и общение [Текст]: Избранные труды / А. А. Бодалев. - М.: Педагогика, 1983. - 433 с.
12. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности [Текст] / Под. ред. Д.И. Фельдштейна. - 2-е изд. - М.: Воронеж, 1997.
13. Болотов, В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе [Текст] / В.А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика. - 2003. - № 10.
14. Бондаревская, Е.В. Гуманистическая парадигма личностно¬
ориентированного образования [Текст] / Е.В. Бондаревская // Педагогика. - 1999. - №4.
15. Бондаревская, Е.В. Личностно-ориентированный подход как технология модернизации образования [Текст] / Е.В. Бондаревская // Методист. - 2003. - №2.
16. Буре, Р.С. Детский сад: некоторые проблемы гуманизации
педагогического процесса [Текст] / Р.С. Буре // Дошкольное
воспитание. - 1994. - № 3. - с. 33-35.
17. Варенова, Т.В. Теория и практика коррекционной педагогики [Текст]: Учеб. пособие. / Т.В. Варенова. - Мн.: ООО «Асар», 2003.
18. Вартанова, Л.Р. Дидактическая игра как антропотехническое средство формирования коммуникативной культуры будущего педагога [Текст]: автореф. дис... канд. пед. Наук / Л.Р. Вартанова. - Ставрополь, 2001. - 10 с.
19. Виноградова, Т.В., Семенов В.В. Сравнительное исследование
познавательных процессов у старших дошкольников: роль
биологических и социальных факторов [Текст] / Т.В. Виноградова, В.В. Семенов. - М.: Вече, 2006.
20. Возрастные особенности психического развития детей: Сб. Научных трудов / АПН СССР, НИИ общ. и пед. Психологии [Текст] / под редакцией И.В. Дубровиной, М.И. Лисиной. - М., 1982.
21. Возрастная психология: детство, отрочество, юность [Текст]:
Хрестоматия // Сост. и науч. ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 455 с.
22. Выготский, Л.С. Собрание сочинений [Текст]: Детская психология Т.4, 1984. - 503 с.
23. Галагузова, Л.Н. Ступени общения [Текст] / Л.Н. Галагузова, Е.О. Смирнова. - М., 1996. - 228 с.
24. Детство [Текст]: Примерная основная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева. - СПб: Детство-Пресс, 2014. - 280 с.
25. Детский сад и семья: современные формы взаимодействия [Текст]: Пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Т.П. Елисеева / Под ред. М.М. Ермолинской. - Мн.: Лексис, 2006.
26. Дубровина, И.В. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи // Возрастные особенности психического развития детей [Текст] / И.В. Дубровина, М.И Лисина. - М., 1982
27.Зимняя, И.А. Иерархическо-компонентная структура воспитательной деятельности // Сб. Воспитательная деятельность как объект анализа и оценивания [Текст] / Под общ. ред. И.А. Зимней. - М., 2003.
28.Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. [Текст]: Труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы» / И.А. Зимняя. - М.:
Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
29. Зимняя, И.А. Педагогическая психология [Текст]: Учебник для вузов / И.А. Зимняя. - М.: Издательская корпорация «Логос», 2000.
30.Зимняя, И.А. Социальная работа как профессиональная деятельность [Текст] / И.А Зимняя // Социальная работа. - 1992. - №2.
31.Зимняя, И.А. Социально-профессиональная компетентность как
целостный результат профессионального образования
(идеализированная модель). Проблемы качества образования [Текст]: Кн. 2. / И.А. Зимняя. - М.: Уфа: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005.
32.Зимняя, И.А. Общая культура человека в системе требований
государственного образовательного стандарта [Текст] / И.А. Зимняя, Б.Н. Боденко, Т.А. Кривченко, Н.А. Морозова. - М.:
Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999.
33. Клецина, И.С. Психологические особенности и роли старших
дошкольников в семье: женский вопрос в контексте национальной культуры [Текст]: Тезисы докладов международной научной конференции / И.С. Клецина, Е.Н. Тихомирова. - Санкт-Петербург, 2006.
34. Клецина, И.С. Психологические характеристики внутриличностных конфликтов старших дошкольников: гендерный аспект Иной взгляд [Текст]: Международный альманах гендерных исследований / И.С. Клецина. - Минск, 2007.
35. Клюева, Н.В. Учим детей общению [Текст] / Н.В. Клюева, Р.В. Касаткина. - М.: Айрис-пресс, 2006.
36. Козлова, С.А. Социальное развитие дошкольника: Советы родителям [Текст] / С.А. Козлова. - Школьная Пресса, 2004.
37. Колеченко, А.Г. Энциклопедия педагогических технологий [Текст] / А.Г. Колеченко. - СПб.: «КАРО», 2006.
38. Кон, И.С. Ребенок и общество [Текст] / И.С. Кон. - Москва, 1988.
39. Корепанова, М.В. Познаю себя: Методические рекомендации к программе социально-личностного развития детей дошкольного возраста [Текст] / М.В. Корепанова, Е.В. Харлампова. - М., 2016.
40. Кудаева, И.А. Освоение социального опыта старшими дошкольниками в образовательном процессе [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Кудаева И.А. - Морд. гос. пед. ун-т им. М.Е. Евсевьева. - Саранск,
2007.
41. Кузьмина, Н.И. Социально-эмоциональное развитие дошкольника [Текст] / Н.И Кузьмина. - Нефтеюганск: Изд-во комитета образования администрации г. Нефтеюганска, 2007.
42. Кузьмина, Н.И. Дошкольник и младший школьник: проблемы воспитания и образования [Текст]: материалы конф. «Чтения Ушинского». пед. фак. ЯГПУ. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2003.
43. Кузьмина, Н.И. Психологические ориентиры организации дошкольного
учреждения нового типа как основы развития личности [Текст]: XII Ершовские чтения: Тезисы докладов и сообщений научной
конференции (30-31 октября 2005 г.) / Под ред. С.П. Семухина. - Ишим: Изд-во ИГПИ им. П.П. Ершова, 2005.
44. Куницина, В.И. Социально-эмоциональное развитие дошкольника [Текст] / В.И. Куницина. - М.: Вече, 2007.
45. Кутейникова, Е.Е. Педагогическая поддержка социализации младших школьников [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е.Е. Кутейникова. - С.-Петерб. гос. ун-т. - СПб., 2006.
46. Лебеденко, Е. Н. Развитие самосознания и индивидуальности [Текст]: Выпуск 1. Какой Я? Методическое руководство / Е.Н. Лебеденко. - М.: Прометей Книголюб, 2006.
47. Леонтьев, А.Н. Психическое развитие в дошкольном возрасте [Текст]: Избр. психолог, труды: в 2 т. Т.1 / А.Н. Леонтьев. - М., 1983. - 338 с.
48. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка [Текст] / М.И. Лисина. - М.: Воронеж, 1997. - 289 с.
49. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза и общение [Текст] / М.И. Лисина. - М., 1986. - 275 с.
50. Майерс, Д. Социальная психология [Текст]: Пер. с англ. / Д. Майерс. - СПб.: Питер, 2006.
51. Молостова, Н.Ю. Воспитание социально-адаптированного поведения у дошкольников [Текст]: методическое пособие / Н.Ю. Молостова, Е.В. Прима, Л.В. Филиппова, И.Н. Кольцова. - Н. Новгород: ННГАСУ, 2013. - 249 с.
52. Молостова, Н.Ю., Развитие у шестилетних детей социальной
уверенности [Текст]: учебное пособие / Н.Ю. Молостова, Е.В. Прима, Л.В. Филиппова, И.Н. Кольцова. - М., Н. Новгород, 2013. - С.67-194.
53. Молостова, Н.Ю., Развитие социальной уверенности у дошкольников
[Текст]: учебное пособие / Н.Ю. Молостова, Е.В. Прима, Л.В. Филиппова, И.Н. Кольцова. - М.: Владос, 2014. - 154 с.
54. Мудрик, А.В. Введение в социальную педагогику [Текст]: Учебное
пособие для студентов / А.В. Мудрик. - М.: Институт практической
психологии, 1997.
55. Мудрик, А.В. Развитие эмоций дошкольников [Текст] / А.В. Мудрик. - М.: АТС, 2006.
56.Олиференко, Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детства [Текст]: Муниципальная система: Монография / Л.Я. Олиференко. - М.: Народное образование, 2002.
57.От рождения до школы [Текст]: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / по ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез, 2014. - 325 с.
58. Панфилова, М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры [Текст]: Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. / М.А. Панфилова. - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2000. - 224 с.
59. Петровский, А.В. Психология развивающейся личности [Текст] / А.В. Петровский. - М.: Педагогика, 1987.
60. Петровский, А.В. Дети и тактика семейного воспитания [Текст] / А.В. Петровский . - М., 1981.
61. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды [Текст] / Ж. Пиаже. - М.: МПА, 1994.
62. Прима, Е.В. Развитие социальной уверенности у дошкольников [Текст]: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Е.В. Прима, Л.В. Филиппова, И.Н. Кольцова. - М., 2003.
63. Психология и педагогика [Текст]: Учебное пособие /
К.А. Абдульханова, Н.В. Васина, Л.Г. Лаптев, В.А. Сластенин. - М.:
Совершенство, 1998. - 91 с.
64. Психология [Текст]: Словарь / Под ред. А.В. Петровского,
М.Г. Ярошевского. - М.: Феникс, 1990.
65. Радуга [Текст]: Примерная основная образовательная программа
дошкольного образования, Проект / С.Г. Якобсон, Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, Е.В Соловьева. - М.: Просвещение, 2014. - 232 с.
66. Развитие общения дошкольников со сверстниками [Текст]: Учебное пособие / Под. ред. А. Г. Рузской. - М., 1989. - 156 с.
67. Репина, Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада [Текст] / Т.А. Репина. - М., 1988. - 164 с.
68. Сидоренко, В.Ф. Образование: образ культуры и социально-философские проблемы образования [Текст] / В.Ф. Сидоренко. - М.,1992.
69. Симонович, Н.Е. Социальное самочувствие и технологии его исследования в современной России [Текст]: Диссерт. Докт. Психол. Наук / Н.Е. Симонович. - М., 2003.
70. Смирнова, Е.О. Особенности общения с дошкольниками [Текст] / Е.О. Смиронова. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 160 с.
71. Смирнова, Е.О. Психология ребенка [Текст]: Учебник для педвузов и педучилищ / Е.О. Смирнова. - М., 1997. - 224 с.
72. Смирнова, Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем и
дошкольном возрастах [Текст] / Е.О. Смирнова. - М.: Воронеж, 1998.
- 385 с.
73. Смирнова, Е.О. Особенности отношения к сверстнику у популярных и непопулярных дошкольников [Текст] / Е.О. Смирнова, Е.А. Калягина // Вопросы психологии. -1998. - №3. - с.46.
74. Трифонова, Е. В. Влияние семейных отношений на формирование субъектных позиций у детей (на материале исследования семей с разновозрастными и моновозрастными родителями) [Текст]: Дисс. / Е.В. Трифонова. - М., 2001.
75. Урунтаева, Г.А. Практикум по дошкольной психологии [Текст] / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. - М.: Издательский центр «Академия»,2000.- 304 с.
76. ФГОС дошкольного образования Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс [Офиц. сайт]. www.d10162.edu35.ru(дата обращения 25.04.2017)
77. Штайнер, Р. Курс народной педагогики [Текст] / Р. Штайнер. - М.: Вече, 2007.
78. Эльконин, Д.Б. [Текст]: Избр. психолог, труды / Д.Б. Эльконин. - М., 1997. - 464 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ