Введение 4
Глава I. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования 7
1.1. Понятие навыков самообслуживания в психолого -педагогической
литературе 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников с
задержкой психического развития 11
1.3. Особенности формирования навыков самообслуживания у детей с
задержкой психического развития 17
1.4. Методы и приемы формирования навыков самообслуживания у старших
дошкольников с задержкой психического развития 21
Выводы по 1 главе 26
Глава II. Опытно - экспериментальное исследование сформированности навыков самообслуживания у старших дошкольников с задержкой психического развития 27
2.1. Организация и проведение констатирующего эксперимента по
определению сформированности навыков самообслуживания у старших дошкольников с задержкой психического развития 27
2.2. Результаты констатирующего эксперимента по определению
сформированности навыков самообслуживания у старших дошкольников с задержкой психического развития 29
Выводы по 2 главе 39
Глава III Реализация опытно-экспериментальной работы по формированию навыков самообслуживания у старших дошкольников с задержкой психического развития 40
3.1. Содержание коррекционной работы по формированию навыков самообслуживания у старших дошкольников с задержкой психического
развития 40
3.2. Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию навыков самообслуживания у старших дошкольников с задержкой психического развития 46
Выводы по 3 главе 52
Заключение 53
Список использованной литературы 57
Приложение А 62
Приложение Б 63
Приложение В 64
Приложение Г 65
Приложение Д 67
Приложение Е 74
Актуальность темы: В настоящее время дети с задержкой психического развития являются самой многочисленной категорией. Согласно российским статистическим данным, процент детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) неуклонно увеличивается из года в год. Так, в педагогической практике нередко встречаются дети с таким нарушением, как задержка психического развития (далее - ЗПР). Следует отметить, что ЗПР представляет собой состояние задержанного или неполного развития психики, характеризующееся незрелостью сложных форм поведения, недостатками целенаправленной деятельности, нарушенной работоспособностью, рассеянностью внимания, затруднено социальное развитие.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования указаны основные направления работы с детьми с ЗПР: коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения; развитие эмоционально личностной сферы и коррекция ее недостатков; развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций; формирование произвольной регуляции деятельности и поведения; коррекция нарушений устной и письменной речи.
Проблема несформированности навыков самообслуживания у дошкольников с ЗПР является актуальной, поскольку, оказывает отрицательное воздействие на развитие, воспитание, обучение и социализацию ребенка.
По данным ведущих исследователей В.П. Ветлугиной, Н.Е. Вераксы, Л.С. Выготского, С.А. Козловой, В.С. Мухиной и других, у детей с задержкой психического развития низкий уровень сформированности культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания.
На сегодняшний момент достаточно активно проводятся исследования, касающиеся изучения проблемы формирования навыков самообслуживания у детей с ЗПР: так А.А. Люблинская, основываясь на результатах своей работы, сделала ряд практических выводов о том, что для формирования навыка самообслуживания должны быть созданы психолого -педагогические условия. По мнению С.А. Козловой, «к практическим методам, способствующим формированию навыков самообслуживания, относятся: демонстрация действия на примере взрослого или других детей, тренировочный метод». Как отмечает В.Н. Волчкова, «демонстрационный метод в сочетании с объяснением способов выполнения различных действий по уходу за собой и при непосредственном участии детей научит их точно следовать нужному способу действия, выполнению». Несмотря на это, проблема не изучена в полной мере и требуют дальнейшей разработки все новых методов проведения коррекционной работы, рассчитанных на рассматриваемую категорию детей.
Таким образом, можно утверждать, что проблема проведения коррекционной работы по формированию навыков самообслуживания занимает одно из ведущих мест в современной дефектологии.
Объект исследования: навыки самообслуживания старших
дошкольников
Предмет исследования: методы и приемы коррекционной работы по формированию навыков самообслуживания у старших дошкольников с ЗПР
Цель исследования: изучить и уточнить особенности
сформированности навыков самообслуживания у старших дошкольников с ЗПР. На основе полученных данных составить содержание коррекционной работы по формированию навыков самообслуживания.
В соответствии с поставленной целью исследования определены следующие задачи:
1) Проанализировать психолого-педагогическую литературу по формированию навыков самообслуживания в онтогенезе.
2) Выявить особенности сформированности навыков
самообслуживания у детей с ЗПР
...
Самообслуживание - это один из первых способов, с помощью которого дети развивают способность планировать и последовательно выполнять задания, организовывать необходимые материалы и развивать утонченный физический контроль, необходимый для выполнения повседневных задач.
Навыки самообслуживания - это повседневные задачи, выполняемые для того, чтобы дети были готовы участвовать в жизнедеятельности (включая одевание, прием пищи, чистку зубов, расчесывание волос, пользование туалетом, одевание и раздевание, пользование столовыми приборами и т.д.)
К основным характеристикам детей с ЗПР относятся более низкий, чем в среднем, коэффициент интеллекта (IQ), трудности с практическими повседневными навыками, трудности в обучении, задержки в развитии, проблемы с памятью и более низкий объем внимания. Не каждый ребенок, которому поставлен диагноз ЗПР, будет проявлять все общие черты, но большинство из них в той или иной степени присутствуют у большинства детей ЗПР.
Отставание в умственном развитии у детей с ЗПР происходит достаточно рано, поэтому формирование всех психических функций не только затягивается, но и в некоторых случаях искажается; дети характеризуются значительной неоднородностью нарушенной умственной деятельности и, как следствие, неравномерным формированием разных сторон деятельности; в то же время дети в этой категории имеют тенденцию к развитию во всех сферах деятельности.
Формирование навыков самообслуживания в виде освоения трудовых процессов самообслуживания осуществляется постепенно. Прежде всего, ребенок осваивает простейшие микропроцессы, составляющие целостные процессы самообслуживания. Каждый из микропроцессов характеризуется постановкой целей, набором определенных действий, собственной последовательностью выполнения, контролем и проверкой навыков и результата. Поэтому именно в микропроцессах дети в первую очередь развивают навыки постановки целей, поиска и освоения методов и достижений, контроля и оценки.
Основными методами обучения дошкольников являются: практический (привыкание, упражнения, эксперименты, моделирование), игровой (использование литературных произведений, просмотр иллюстраций, рисунков, вопросов к детям), примерный метод (личный пример, словесный и обобщенный).
Для формирования у старших дошкольников с ЗПР навыков самообслуживания необходимо применение разнообразных приемов и методик в обучении навыкам самообслуживания, соблюдение единых требований в дошкольном и семейном окружении, использование дидактических игр и упражнений, создание образовательных ситуаций, соблюдение отработанного режима, последовательное выполнение процессов в семье.
С целью формирования навыков самообслуживания старших дошкольников с ЗПР, нами была проведена экспериментальная работа, целью которой было определение уровня сформированности навыков самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, составление содержания коррекционной работы по формированию этих навыков, на основе полученных результатов.
Экспериментальная база исследования: МБДОУ «ХХХ». В
исследовании принимали участие две группы старшего дошкольного возраста в количестве 12 детей, разделённые по 6 детей в каждой группе, экспериментальная и контрольная группы. Экспериментальная группа - дети с ЗПР, контрольная группа - нормотипичные дети
Для выявления уровня навыков самообслуживания была использована диагностическая методика «Наблюдение за поведением ребенка» (автор М.Ю. Веденина), которая апробирована и применяется в исследованиях навыков самообслуживания на современном этапе.
...
1. Азаров, Ю.П. Игра и труд. М.: Знание, 2015. 189 с.
2. Березова Е.И. Рабочая программа «Воспитание культурно -гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста» (3-4 года) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://festival.lseptember.ru/articles
3. Блонский П.П. Психология дошкольника. Воронеж: МОДЭК, 2015. 564 с.
4. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика. М.: Академия, 2009. 232 с.
5. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М.: Просвещение, 2013. 263 с.
6. Буре Р.С. Воспитание дошкольников в труде. М.: Просвещение, 2009. 312 с.
7. Вераксы Н.Е. «От рождения до школы». Инновационная программа дошкольного образования. М.: Мозаика-Синтез, 2019. С. 336.
8. Ветлугина В.П. Методы и приемы формирования навыков самообслуживания у младших школьников с нарушением интеллекта // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI Междунар. науч. конф. Челябинск: Два комсомольца, 2015. С. 188-191.
9. Волоков В.С. Детская психология: Логические схемы. М.: Владом, 2011. 423 с.
10. Волчкова В.Н. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного
возраста: Практическое пособие для воспитателей детских садов.
Воронеж: ТЦ «Учитель», 2011. 234 с.
11. Выготский Л.С. Детская психология. М.: ВЛАДОС, 2013. 435 с.
12. Галигузова Л.Н. Педагогика. М.: ВЛАДОС, 2014. 354 с.
13. Гурина И.В. Первые шаги от 0 до 3 лет. Засыпаем, кушаем, маму с папой слушаем. СПБ.: Акцидент, 2015. 465 с.
14.Зебзеева В.А. Организация режимных процессов в ДОУ: книга для воспитателя детского сада. М.: Аст-Пресс, 2013. 123 с.
15. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь особому ребенку. Книга для педагогов и родителей. СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2017. 96 с.
16. Ипатова Ю.А. Волшебный колпак повара или график дежурства для малышей // Дошкольное образование. 2018. № 11. С. 35-39.
... всего 60 источников