Введение 3
1. Теоретические основы изучения проблемы развития
грамматического навыка у обучающихся средней ступени на уроках иностранного языка
1.1. Возрастные психологические и физиологические особенности
обучающихся среднего школьного возраста 7
1.2. Понятие, сущность и типы грамматических навыков и
современные подходы к их развитию 15
1.3. Этапы формирования грамматического навыка и основные виды
упражнений для формирования грамматического навыка 20
1.4. Специфические особенности формирования грамматического
навыка на средней ступени обучения иностранному языку 25
Выводы по главе 1 28
2. Практическое применение интерактивной доски на уроках иностранного языка на средней ступени обучения 29
2.1. Интерактивная доска как одно из современных
технологических средств, широко применяемых в образовательном процессе 29
2.2. Комплекс упражнений для формирования грамматического
навыка на уроках английского языка на средней ступени обучения с использованием интерактивной доски 39
Выводы по главе 2 51
Заключение 52
Список использованных источников 54
Приложение А 58
Приложение Б 84
Приложение В 85
Приложение Г
Грамматика языка - это не только систематизированный набор четко сформированных структур, которые составляют фундаментальную основу любого языка, грамматика - это системное своеобразие языковых вариаций, которые являются почти осязаемой «душой» того или иного языка.
Иными словами, грамматика - это система объективно действующих в языке правил изменения слов, образования словоформ и соединения слов в словосочетаниях и предложениях. Значение изучения грамматики определяется тем, что обобщающий характер ее законов облегчает овладение языком. В обучении иностранным языкам используется не просто лингвистическое описание грамматического строя языка, а педагогическая грамматика, отвечающая задачам овладения языком, как средством общения [Азимов, Щукин, 2009, с. 50].
Формирование грамматического навыка является неотъемлемой составляющей процесса обучения иностранному языку, так как грамматика имеет фундаментальное значение на пути овладения языком. Говоря о современном состоянии образовательной сферы в аспекте обучения иностранному языку, можно отследить тенденцию, которая наглядно показывает, что в современной методике преподавания иностранного языка существует большое количество подходов и методов формирования навыков грамматической группы. Многие методисты считают, что на современном этапе развития высоких технологий использование различных современных технологических средств обучения, а именно интерактивной доски, является необходимым для повышения уровня сформированности грамматических навыков у учащихся, а также для улучшения качества образования в целом. Таким образом, актуальность данной работы обусловлена следующими положениями:
• необходимостью повышения частотности и обширности использования современных цифровых технологий в процессе обучения иностранному языку, а именно на этапе формирования грамматического навыка;
• несоответствием уровня сформированности грамматических навыков у обучающихся средней ступени обучения критериям современных стандартов обучения;
• недостатком методико-дидактической базы учебных материалов в современных УМК.
Научная новизна данного исследования заключается в том, что в процессе выполнения работы была разработана серия упражнений, базирующихся на полном включении такого технологического средства обучения, как интерактивная доска, в процесс развития грамматических навыков у учеников средней ступени обучения.
Целью данного научного исследования является выявление специфических особенностей формирования грамматических навыков учащихся 6 касса с применением интерактивной доски, а также разработка серии упражнений, которые могли бы послужить дополнением к различным УМК.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
• ознакомиться с психолого-возрастными особенностями учеников среднего школьного возраста и изучить специфику формирования грамматических навыков на среднем этапе обучения;
• рассмотреть типы и классификации грамматических навыков, а также определить методические подходы к их формированию;
• описать этапы формирования грамматических навыков и комплексы упражнений, традиционно использующихся для их развития;
• изучить диапазон и многообразие современных технологий при обучении английскому языку;
• проанализировать особенности обучения иностранному языку
применением интерактивной доски на уроках в 6 классе;
• создать комплекс упражнений для интерактивной доски, направленный на повышения уровня формирования и развития грамматических навыков обучающихся 6 класса.
Предметом исследования является использование интерактивной доски при формировании грамматических навыков на уроках английского языка в 6 классе.
Объектом в данной работе выступает процесс формирования грамматических навыков у учеников 6 класса в иноязычном образовании.
Гипотезу, определяемую научную значимость работы, можно определить следующим образом: использование интерактивной доски в образовательном процессе учеников на среднем этапе обучения повышает эффективность формирования и усвоения грамматических навыков.
Центральными методами исследования, которые были использованы в ходе исследования, являются:
• метод целенаправленного поиска, который позволил ускорить процесс селекции и отбора научных материалов, используемых в ходе исследования;
• метод расширяющегося поиска, который позволил собрать большую информативную базу перед началом проведения исследования.
Кроме того, в ходе исследования были использованы такие методы как: изучение научной литературы по теме исследования, метод наблюдения, сравнительный анализ, моделирование, метод обобщения и систематизации полученных знаний.
Научно-методическую базу исследования составили труды ведущих отечественных психологов, специалистов в области методики обучения иностранным языкам, специалистов в области лингводидактики таких как: Т. П. Леонтьева, М. В. Филатов, Н. Д. Гальскова, Е. И. Пассов, Н. Е. Кузовлева, Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, Б. С. Волкова, Э. Эриксона.
Нормативную базу исследования составили:
1) Федеральный Государственный Образовательный Стандарт.
2) Примерная Основная Образовательная Программа Основного Общего Образования.
Структура выпускной квалификационной работы соответствует целям и задачам исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и списка приложений.
Библиографический список содержит 32 источника, 2 из которых на иностранном языке.
Целью данного исследования был комплексный анализ специфических особенностей формирования грамматических навыков учащихся средней ступени обучения на уроках иностранного языка с применением интерактивной доски, а также разработка серии упражнений, которые могли бы послужить дополнением к УМК разного типа.
В процессе работы над исследованием были реализованы следующие цели:
• рассмотрены психолого-возрастные особенности учеников среднего школьного возраста и изучены специфика формирования грамматических навыков на среднем этапе обучения;
• рассмотрены типы и классификации грамматических навыков, а также перечислены методические подходы к их формированию;
• описаны этапы формирования грамматических навыков и комплексы упражнений, традиционно использующихся для их развития;
• изучен диапазон и многообразие современных технологий при обучении английскому языку;
• проведен анализ особенностей обучения иностранному языку с применением интерактивной доски на уроках средней ступени обучения;
• разработан комплекс упражнений для интерактивной доски, направленный на повышение уровня эффективности формирования и развития грамматических навыков на средней ступени изучения иностранного языка.
В первой главе были подробно рассмотрены возрастные психолого-педагогические особенности обучающихся среднего школьного возраста, а также характеристика кризиса среднего школьного возраста. Наряду с этим, в данной главе приводилось понятие грамматического навыка, рассматривались сущность и типы грамматических навыков, а также подходы к их развитию.
Во второй главе представлен комплекс, состоящий из 20 упражнений, разработанный с помощью таких интерактивных онлайн сервисов, как LearningApps, Classflow, StudyStack, Wordwall и Purpose Games. Данные интерактивные упражнения и мультимедийные обучающие игры направлены на формирование и развитие грамматических навыков обучающихся средней ступени. Важно отметить, что упражнения составлены с опорой на ПООП ООО, то есть, перечень грамматических тем соответствует установленным стандартам основного общего образования.
Итак, процесс обучения иностранному языку на средней ступени обучения основывается не только на требованиях и стандартах, предъявляемых к успешности освоения образовательных программ среднего общего образования, но также находит отклик и в опоре на психоло- возрастные особенности подростков на данном этапе развития. На современном этапе развития образовательной среды интерактивная доска является широко-используемым техническим средством обучения, однако до сих пор релевантной остается проблема нехватки базы упражнений и учебных материалов, которые бы подразумевали использование этого интерактивного средства обучения. Существует большое количество интернет сервисов и интерактивных онлайн порталов, которые позволяют создавать упражнения с использованием мультимедийного контента, которые могут послужить дополнением к УМК разных типов, повысить уровень успешности формирования грамматических навыков на средней ступени обучения иностранному языку, а также оказать общее благоприятное влияние на весь процесс обучения.