Введение 3
Глава 1. Изучение проблемы мотивации творческой деятельности людей «третьего возраста» 6
1.1 Анализ проблемы мотивации творческой деятельности в психолого-педагогической науке 6
1.2 Особенности мотивационной сферы людей «третьего возраста» 14
1.3 Способы актуализации и развития людей «третьего возраста» 22
Выводы по главе 1 30
Глава 2 Экспериментальная работа по выявлению актуального уровня мотивации творческой деятельности людей «третьего возраста» 32
2.1 Выявление актуального уровня мотивации творческой деятельности людей «третьего возраста» 32
2.2. Тематический план занятий и методические рекомендации к ним, направленные на поддержание мотивации творческой деятельности людей «третьего возраста» 40
Выводы по главе II 50
Заключение 52
Список литературы 56
Приложение 63
Актуальность темы данной работы связана с проблемой старения общества, которая представляет собой новый социальный феномен, произошедший лишь во второй половине XX в. Сегодня российское общество вплотную подошло к такому периоду своего развития, когда увеличение доли пожилых людей в составе населения серьезно влияет на экономические, политические, социальные и духовно-нравственные изменения. Реализация идеи построения «общества для людей всех возрастов» ставит в качестве важнейшей в российском социуме задачу формирования в общественном сознании положительного образа старости, уважения к пожилым людям, использования их потенциала в экономике [6].
Исходя из этого, пожилые люди представляют собой огромный человеческий ресурс, который, к сожалению, либо не задействован в жизни общества, либо нецелесообразно растрачивается не в то русло. Это приводит не только к бесполезному переводу ценных кадров, но и усугубляет психологическое и физическое здоровье пожилых людей [15].
Привычка говорить о пожилом возрасте как о времени «доживания» ошибочна. В этом возрасте люди сохраняют свою потребность в социализации и продуктивной деятельности. Также пожилые люди в этом возрасте обращают внимание именно на творчество. Это может быть, как созерцание предметов культуры, так и участие в их создании. Поэтому создание творческих кружков для пожилых людей является особым видом социальной поддержки. Именно этот вид поддержки способствует развитию пожилых людей, что в свою очередь является одним из главных способов поддержания позитивного отношения к жизни и своему возрасту [9].
В данной работе нами рассматривается проект «Серебряный университет» по причине того, что это оформленный на федеральном уровне проект по социальной поддержке пожилых людей в рамках реализации их интеллектуального, физического и творческого потенциала.
Наше исследование посвящено рассмотрению способов поддержания мотивации творческой деятельности людей «третьего возраста» в рамках реализации проекта «Серебряный университет».
Цель исследования: выявить уровень сформированности мотивации творческой деятельности людей «третьего возраста», составить серию занятий по изобразительному искусству, направленных на поддержание мотивации творческой деятельности людей «третьего возраста» и разработать методические рекомендации.
Объект исследования: поддержание мотивации творческой деятельности людей «третьего возраста».
Предмет исследования: Серия занятий по изобразительному искусству в рамках реализации проекта «Серебряный университет» как средство поддержания уровня мотивации творческой деятельности пожилых людей.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что занятия по рисунку и живописи в рамках реализации проекта, направленные на удовлетворение художественно-эстетической потребности, творческой активности и потребности в познании, будут способствовать поддержанию мотивации творческой деятельности пожилых людей.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психологическую и методическую литературу по проблеме исследования;
2. Провести теоретический анализ особенностей мотивации творческой деятельности людей «третьего возраста»;
3. Определить основные способы социальной поддержки людей «третьего возраста»;
4. Проанализировать и установить схожесть и различия закономерности реализации проектов в разных субъектах Российской Федерации.
5. Определить актуальный уровень проявления потребностей творческой деятельности людей «третьего возраста».
6. Опираясь на результаты исследования, составить серию занятий по изобразительному искусству, направленных на поддержание мотивации творческой деятельности людей «третьего возраста», апробировать ее на практике и разработать методические рекомендации.
Методы исследования: анализ литературы по основам изучения мотивации творческой деятельности у пожилых людей, эмпирические метод ы(тестирование, анкетирование), количественный и качественный анализ результатов исследований.
База исследования: КГПУ им. В.П. Астафьева. В эксперименте принимало участие 15 человек в возрасте от 53 до 75 лет.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы выявили, что актуальность проблемы исследования связана с проблемой старения общества, которая представляет собой новый социальный феномен, произошедший лишь во второй половине XX в.
Творческий потенциал пожилых людей остается на высоком уровне даже в сравнении с юностью. Для многих пожилых людей творческая деятельность в их возрасте является одной из основных способов реализации, помимо помощи семье. Мотивация творческой деятельности может возникать из-за когнитивного диссонанса. Многие пожилые люди просто не хотят принимать то, что их карьера закончена и дальнейшего роста не будет. Поэтому они начинают удовлетворять свою потребность путем творчества. Одним из способов поддержания мотивации творческой деятельности людей «третьего возраста» является создание таких проектов, как «Серебряный университет», где будут созданы все условия для творчества и включения в социум людей «третьего возраста». Данные проекты обеспечивают всем необходимым для реализации своего творческого потенциала, также объединяет людей не только общих интересов, но и разных возрастов, что делает коммуникацию разносторонней и многогранной. Также на занятиях пожилые люди получают новые знания об искусстве, более профессиональные и глубокие, что поддерживает их мотивацию творческой деятельности и является поддержкой умственного состояния участников проекта.
Нами было проведено экспериментальное исследование по выявлению актуального уровня мотивации творческой деятельности «третьего возраста», которое показало, что у большинства участников средний уровень.
Полученные данные являются основой для разработки программы занятий, направленных на поддержание мотивации творческой деятельности людей «третьего возраста» в рамках реализации проекта «Серебряный университет». Таким образом, теоретические и практические исследования позволяют отметить, что эффективным способом поддержания мотивации творческой деятельности людей «третьего возраста» является организация и проведение проекта «Серебряный университет» повсеместно.
1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология / Г. С. Абрамова. М.: Альма Матер, 2005. 206 с.
2. Аванесов В.С. Основы педагогики и психологии высшей школы: учеб. Пособие для слушателей курсов и фак. Повышения квалификации преподавателей вузов / В.С. Аванесов, А.А. Вербицкий, Л.Б. Ительсон и др. ; под ред. А.В. Петровского. М.: Изд-во МГУ, 1986. 304 с.
3. Ананьев Б.Г. Задачи психологии искусства // Художественное творчество: Сб. ст. / Под ред. Б.С. Мейлаха. Л., 1982. 176 с.
4. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. М.: Аспект- Пресс, 2008. 195 с.
5. Бакетин, П.Т. Понятие мотивации в трудах отечественных и зарубежных психологов / П.Т. Бакетин, Москва : Лаборатория книги,
2012. 144 с. ISBN 978-5-504-00580-5; То же [Электронный ресурс]. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=140567(23.02.2019).
6. Белоконь О.В. Современные проблемы качества жизни пожилых в России (результаты проведенных опросов) // Успехи геронтологии. СПб.: Эскулап, 2008. Вып. 17. С. 87-101.
7. Боженкова К.А. Психологические особенности людей пожилого
возраста // Приволжский научный вестник. 2016. №3 (55). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-lyudey- pozhilogo-vozrasta(дата обращения: 01.03.2019). С. 15-20.
8. Воробьев Ю. Л., Попов А. А. Духовная жизнь пожилых людей в современном российском обществе: социологический аспект // Вестник СамГУ. 2007. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/duhovnaya-zhizn- pozhilyh-lyudey-v-sovremennom-rossiyskom-obschestve-sotsiologicheskiy- aspekt(дата обращения: 09.03.2019). 35 с.
9. Гроховская О.И., Джуринская Д.Н. Творческий потенциал пожилых людей и образовательные услуги в Санкт-Петербурге // Санкт- Петербургский Государственный университет, С. 33-37.
10. Дудин Д., Смолькин А. Пожилые люди в современной России. URL:
http: //industry60plus .ru/articles/detail .php?id=396 (Дата обращения:
02.03.2019). 37 с.
11. Елютина М.Э., Чеканова Э.Е. Пожилой человек в образовательном пространстве современного общества // СоцИс. 2003. № 7. С. 43-49.
12. Ермолаева М.В. Структура эмоциональных переживаний в старости // Мир психологии. 1999. № 2. С. 13-18.
13. Ермолаева, М. В. Основы возрастной психологии и акмеологии : Учебное пособие / М. В. Ермолаева. М.: Ось-89, 2011. 414 с.
14. Журавлев, А. Л. Социальная психология / А. Л. Журавлев. М.: Инфра, 2008. 414 с.
15.Згурская Е.Н. Ресоциализация людей третьего возраста как социокультурная проблема // Вестник СПбГУК. 2016. №3 (28). URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/resotsializatsiya-lyudey-tretiego-vozrasta- kak-sotsiokulturnaya-problema(дата обращения: 04.03.2019). С. 10-13.
16.Зинченко В.П .Психологический словарь / В. П. Зинченко. М.: Просвещение, 1999. 390 с.
17. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб., 2002. 257 с.
18. Кадырова В.Х. Психологические особенности эмоциональной сферы
пожилых людей // Концепт. 2012. №7. URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/psihologicheskie-osobennosti- emotsionalnoy-sfery-pozhilyh-lyudey(дата обращения: 01.03.2019). С. 5¬9.
19. Каменская, Е. Н. Психология развития и возрастная психология / Е. Н. Каменская. Ростов на Дону : Феникс, 2008. 251 с.
20. Роджерс К. К теории творчества / Взгляд на психотерапию, становление человека, М., Прогресс; Универс, 1994 г. С. 412-415.
21. Ковалева Н. Г. Пожилые люди: социальное самочувствие // Социс. 2001. № 7. С. 73-79.
22. Козлова Т.З. Самореализация людей старшего возраста // Социальные
исследования. 2017. №1. URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/samorealizatsiya-lyudey-starshego-vozrasta(дата обращения: 09.03.2019). 14 с.
23. Козырьков В.П. Пожилой человек как социокультурный тип // Пожилые люди - взгляд в XXI век / Под ред. З.М. Саралиевой. Н. Новгород: НИСОЦ, 2000. С. 21-27.
24. Кудрина Е.Л. Активация творческого потенциала пожилых людей в новых социально-культурных реалиях развития России // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. №2 (18). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktivatsiya-tvorcheskogo-potentsiala- pozhilyh-lyudey-v-novyh-sotsialno-kulturnyh-realiyah-razvitiya-rossii(дата обращения: 02.03.2019). С. 12-16.
25. Кудрявцев В.Т. Творческая природа психики человека // Вопросы психологии. 1990. № 3. С. 113-120.
26. Кузнецова М.И. Мотивация деятельности. Спб.: Фирма, 2005. 301с.
27. Кулагина И. Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека : Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. Москва : Сфера, 2005. 464 с.
28. Левинтов А. Серебряный университет [Текст]/ А. Левинтов. М.: Центр образовательных разработок Московской школы управления СКОЛКОВО (SEDeC), 2015. 60 с.
29. Ленина М. Серебряный возраст [Электронный ресурс]: М. Ленина. Газета Ведомости, приложение Как потратить, 2017. URL: https://omk.ru/press/media/13804/(дата обращения: 24.02.2019). С. 3-7.
30. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. М., 1989. 238 с.
31. Маркова, А. К. Педагогическая акмеология / А. К. Маркова.
Екатеринбург : Феникс, 2012. 424 с.
32. Маслоу, А.Х. Мотивация и личность / А.Х. Маслоу. М.: Директ-Медиа,
2008. 947 с. (Психология: Классические труды). - ISBN 978-5-9989¬0366-3; То же [Электронный ресурс]. URL:
http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=39200(01.03.2019).
33. Меликова К.А. Художественная деятельность как механизм
саморегуляции и адаптации личности в период геронтогенеза // Педагогика и психология образования. 2016. №2. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/hudozhestvennaya-deyatelnost-kak- mehanizm-samoregulyatsii-i-adaptatsii-lichnosti-v-period-gerontogeneza(дата обращения: 19.02.2019). С. 5-12.
34. Мещеряков Б. Г. Большой психологический словарь / Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко.СПб.: ЕВРОЗНАК, 2004. 672 с.
35. Мильман В.Э. Метод изучения мотивационной сферы личности / Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. М., 1990. С.23-43.
36. Нюттен Дж. Мотивация, действие и перспектива будущего / Дж. Нюттен. М.: Смысл, 2004. 608 с.
37.Обухова Л. Ф. Возрастная психология / Л. Ф. Обухова. М.: Педагогическое общество России, 2004. 230 с.
38. Общая психология. Психология мотивации и эмоции: учебно¬методический комплекс для специальности 030301.65 Психология/ авторы-составители Н.В. Зоткин, М.Е Серебрякова. Самара: Изд-во Универс групп, 2007. 196 с.
39. Парыгин, Б. Д. Социальная психология : учебное пособие / Б. Д. Парыгин. СПб.: Питер, 2007. 616 с.
40. Перна И. Я. Ритмы жизни и творчества. Л., 1925. 164 с.
41. Першина, Л. А. Возрастная психология / Л. А. Першина. М.: Академический проект, 2004. 318 с.
42. Писарев А.В. Пожилые люди в социальной структуре современной России. М.: ЦСП, 2007. 11 с.
43. Проект Информационно-коммуникационные технологии для пожилых
людей. Новые шансы для социального включения и демократии // Дом проектов. 2009-2010. URL: https://hprojects.ru/проекты/икт-для-
пожилых/ (Дата обращения 20.03.2019). С. 12-16.
44. Проект Серебряный возраст - время расправить крылья!» // Второй
евразийский женский форум. URL: https://eawf.ru/n2018/news/proekt- serebryanyy-vozrast-vremya-raspravit-krylya-/ (дата обращения:
24.02.2019.). С. 4-8.
45. Прохорова Л.В., Веселова Ю.В. Изобразительное искусство как
средство инклюзивного образования пожилых людей // Идеи и идеалы.
2013. №1 (15). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izobrazitelnoe-
iskusstvo-kak-sredstvo-inklyuzivnogo-obrazovaniya-pozhilyh-lyudey (дата обращения: 09.03.2019). С. 5-11.
46. Психология старости и старения: хрестоматия: для студентов
психологических факультетов высших учебных заведений / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. М.: Академия, 2003. 416 с. (Высшее
образование). ISBN 5-7695-0875-2.
47. Роботова А.С. Люди третьего возраста как субъекты непрерывного
образования: методология и основные направления изучения //
Непрерывное образование: XXI век. 2014. №4 (8). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/lyudi-tretiego-vozrasta-kak-subekty- nepreryvnogo-obrazovaniya-metodologiya-i-osnovnye-napravleniya- izucheniya(дата обращения: 01.03.2019). С. 12-17.
48. Свенцицкий А. Л. Социальная психология : Учебник / А. Л. Свенцицкий. М.: Проспект, 2009. 336 с.
49. Серебряный возраст - время возможностей // Молоды душой. URL:
https://молодыдушой.рф/projects/details/21 (дата обращения: 24.02.2019).
50. Социально-педагогические предпосылки развития геронтообразования / Н.А. Ермак // Педагогика. 2011. № 9. С. 34-41.
51. Социально-психологическая помощь // ГБСУСОССЗН Специальный
дом-интернат для престарелых и инвалидов. 2015. URL:
http://reabiluraz.ru/socially/(Дата обращения: 20.03.2019). С. 6-14.
52. Творчество: от биологических оснований к социальным и культурным
феноменам / ред. Д.В. Ушаков. - Москва : Институт психологии РАН, 2011. 736 с. (Научные школы ИП РАН). - ISBN 978-5-9270-0229-0 ; То же [Электронный ресурс]. URL:
http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=86295(23.02.2019).
53. Тишкина Е.И., Назарова М.М. Есть ли жизнь после выхода на пенсию: к вопросу о проблемах и возможностях организации досуга пожилых людей // Вестник Курганского государственного университета. 2015. №5 (39). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/est-li-zhizn-posle-vyhoda- na-pensiyu-k-voprosu-o-problemah-i-vozmozhnostyah-organizatsii-dosuga- pozhilyh-lyudey(дата обращения: 09.03.2019). 5 с.
54. Хасанова Е.И. Социальная геронтология / Е.И. Хасанова. М.: Академия, 2012. 143 с.
55. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Т. 1,2. М., 1986. 185 с.
56. Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми: Учебное пособие. М.: Дашков и Ко, 2009. 296 с.
57.Чиркова, Т. И. Психология развития / Т. И. Чиркова. М.: НИКА, 2006. 421 с.
58. Шострем Э. Тест по оценке уровня самоактуализации личности (САМОАЛ) / Опросник личностной ориентации. адаптация Калина Н.Ф. М.: 1999. 6 с.
59. Щанина Е.В. Факторы социальной активности старшего поколения //
Известия ВУЗов. Поволжский регион. Общественные науки. 2009. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/faktory-sotsialnoy-aktivnosti-
starshego-pokoleniya (дата обращения: 03.03.2019). 4 с.
60. Юхняк В.Г. Направления социально-культурной реабилитации лиц пожилого возраста // Вестник Таганрогского института имени А.П.
Чехова. 2016. №1. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/napravleniya-
sotsialno-kulturnoy-reabilitatsii-lits-pozhilogo-vozrasta (дата обращения: 19.02.2019). - 7 с.