ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ 9
1.1. Характеристика процесса мышления 9
1.2. Особенности развития критического мышления на уроках биологии 16
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИЕМОВ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РАЗДЕЛА «ЧЕЛОВЕК» 25
2.1. Современное состояние исследуемой проблемы в практике работы школы 25
2.2. Система приемов критического мышления раздела «Человек» (8 класс) 28
ВЫВОДЫ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
Современное образование - это образование, которое выдвигает ряд требований при реализации образовательного процесса. Эти требования нормируется такими документами государственной важности, как федеральный закон «Об образовании в РФ» и федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
Согласно этим документам, современному педагогу необходимо научить школьника самостоятельно ориентироваться в бесконечном потоке информации. С этой целью обучающегося очень важно научить анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, искать новые источники информации, формировать и развивать различные УУД как результат обучения. К результатам обучения относят предметные, метапредметные и личностные результаты, которые реализуются через формирование научного типа мышления, определять понятия, создавать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения и делать выводы, готовность к личностному самоопределению, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности и т.д. [2, 24].
Все вышеперечисленное достигается путем внедрения в образовательный процесс различных технологий обучения. Одна из них - технология критического мышления, которая позволяет интерпретировать факты с позиции противоречия.
Технология критического мышления является системой стратегий и методических приёмов, предназначенных для использования в различных предметных областях, видах и формах работы. Она позволяет добиваться таких образовательных результатов, как умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся потоком информации в разных областях знаний, умение ясно и четко выражать свои мысли (устно и письменно), умение формировать собственное мнение на основе осмысления различных идей и представлений, умение решать проблемы, способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность), умение сотрудничать и работать в группе, способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.
Впервые критическое мышление вошло в практику под названием технологии развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП). Данная технология решала такие задачи, как активизация познавательной деятельности обучающегося, формирование навыков написания текстов различных жанров, развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности, формирование коммуникативных навыков и ответственности за знание.
В связи с этим тема исследования выпускной квалификационной работы является актуальной и не вызывает сомнения.
В ходе исследования нами была выделена методологическая база исследования:
Объект: учебно-познавательный процесс по биологии в школе, включающий развитие приемов критического мышления учащихся.
Предмет: способы и приемы критического мышления в процессе обучения биологии.
Гипотеза: использование технологии критического мышления в процессе обучения биологии будет успешным, если будут определены приемы критического мышления, разработана их структура, дана их характеристика, выделены особенности их применения в соответствии с содержанием биологического материала.
Цель: выявить методические особенности применения приемов критического мышления при изучении раздела «Человек».
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Теоретически обосновать проблему применения технологии критического мышления в психолого-педагогической и методической литературе.
2. Изучить современное состояние исследуемой проблемы в практике работы школы.
3. Составить систему приемов критического мышления, описать их и разработать методические рекомендации по формированию и развитию биологических знаний раздела «Человек».
Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы исследования: анализ и обобщение психолого-педагогической и методической, наблюдение за организацией и проведением уроков биологии, метод математической обработки данных исследования.
Предлагаемое исследование состоит из введения, 2 глав: в первой главе мы рассматриваем понятие «мышление» и технологию развития критического мышления в целом; во второй главе мы анализируем аппарат организации усвоения учебника биологии 8 класса, а также разрабатываем систему приемов критического мышления при изучении раздела «Человек».
1. В психолого-педагогической и методической литературе критическое мышление понимается как один из видов интеллектуальной деятельности человека, характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к действительности. Критическое мышление - комплекс навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения школьника
2. Современные школьные учебники биологии способствуют процессу становления мыслительной деятельности учащихся. Вопросы и задания учебника являются основными для формирования и развития разных типов мышления, в том числе и критического.
3. В ходе проведенного исследования была разработана система приемов критического мышления, дано их описание и приведены методические рекомендации для применения их в учебном процессе по биологии 8 класса.
1. Андреева Н.Д. Человек и его здоровье. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Н.Д. Андреева. 2-е изд., импр. М.: Мнемозина, 2012. 288с.
2. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Пособие для учителя / А.Г. Асмолов [и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. 2-е изд. М..: Просвещение, 2011. 159с.
3. Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика: учебно-методическое пособие. М.: МИРОС, 2002. 176с.
4. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Машурцева Д.А., Орлова Л.М. Общая психология: учебно-методическое пособие / Под общ. Ред.М.В. Гамезо. М.: Ось-89, 2007. 352с.
5. Голикова Т.В., Галкина Е.А. Современные технологии обучения биологии: монограф. Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева, электронное издание, 2015. 285с.
6. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления / Пер. с англ. Н.М. Никольской. М.: Совершенство, 1997. 208 с.
7. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. СПб.: из-во «Альянс Дельта», 2003. 389 с.
8. Загашеев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. СПб.: из-во «Альянс Дельта», 2003. 192 с.
9. Закон об образовании 2013. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
10. Кларин М.В. Развитие критического и творческого мышления // Школьные технологии. 2004. № 2. С. 3 - 10.
11. Клустер Д. Что такое критическое мышление // Критическое мышление и новые виды грамотности. М.: ЦГЛ, 2005. С. 5 - 13.
12. Максименко С.Д. Общая психология. М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер». 2004. 528 с.
13. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя. СПб.: КАРО, 2009. 144 с.
14. Общая психология: курс лекций для первой ступени
пед.образования / Сост. Е.И. Рогов. М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2002. 448 с.
15. Общая психология: учебник / Под общ. ред. проф. Л.В. Карпова. М.: Гардарики, 2005. 232 с.
16. Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Поурочные разработки по биологии. 8 класс. 2-е изд., перераб. М.: ВАКО, 2015. 432 с.
17. Рубинштейн С.Л. // Основы общей психологии: В 2т. Т. II. М., 1989. 328 с.
18. Растрыгина М.В. Использование кластеров в процессе обучения биологии // Современное состояние школьного естественнонаучного образования: тенденции и перспективы: материалы IV Всероссийской(с международным участием) научно- методической конференции учителей, преподавателей, студентов и аспирантов дисциплин естественнонаучного цикла. Красноярск, 29-30 марта 2011 г./ отв. ред. Т.В. Голикова; ред. кол.; Краснояр.гос.пед.ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2011. 332 с.
19. Растрыгина М.В. Учебник как средство развития критического мышления // Наука и образование: Проблемы и перспективы: материалы XIV Всероссийской научно-практической конференции аспирантов, студентов и учащихся (Бийск, 13-14 апреля 2012 г.) в 2-х частях. Часть II. Бийск: ФГБОО ВПО «АГАО», 2012. 198 с.
20. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. М.: Народное образование, 2005. 556 с.
21. Сорина Г.В. Критическое мышление: история и современный статус // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. № 6. 2003. С. 97-110.
22. Технология развития критического мышления через чтение и письмо (технология РКМЧП): учебно-методическое пособие по курсу «Современные педагогические технологии» / сост. Б.Е. Андюсев; Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева. Красноярск, 2011. 64 с.
23. Учитель и ученик: возможность диалога и понимания. Том 1 / Сост. Е.А. Генике, Е.А.Трифонова // Под общ. ред. Л.И.Семиной. М.: Изд-во «Бонфи», 2002. 239 с.
24. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования // Серия стандарты второго поколения. М.: Просвещение, 2011. 48 с.
25. Халперн Д. Психология критического мышления. СПб.: Изд-во “Питер”, 2000. 512 с.
26. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Эйдос. 2002.23 апреля. URL: www.eidos.ru/journal/
27. Инсёрт — прием технологии критического мышления. Что это такое и как использовать на уроке? [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://pedsovet.su/metodika/priemy/6007_priem_trkm_insert_na_uroke
28. Метод "Фишбоун" (Рыбий скелет): что это такое, формы работы на уроке и примеры - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //pedsovet. su/metodika/priemy/5 714
29. Метод «Шесть шляп мышления» - [Электронный ресурс] - Режим
доступа: http://producm.ru/methods-of-searching-for-new-ideas/psychological-
methods-of-activation-of-thinking/the-method-of-six-thinking-hats
30. Приемы, используемые в технологии критического мышления -
[Электронный ресурс] - Режим доступа: http://infourok.ru/priyomi-
ispolzuemie-v-tehnologii-razvitiya-kriticheskogo-mishleniya-905376.html
31. Технология критического мышления. Методы работы с текстовыми источниками информации - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.schoolnano.ru/node/8964
32. Толковый словарь русского языка - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://tolkru.com/page/sistema.php