ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ОБЖ
1.1. Понятие метода проектов и его историческое развитие 6
1.2. Проектно-исследовательская деятельность 12
Выводы по главе I 24
ГЛАВА II. ВНЕДРЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ОБЖ
2.1. Рабочая программа дисциплины «Основы безопасности
жизнедеятельности» 25
2.2. Апробация разработанной программы учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» 43
Выводы по главе II 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 59
ПРИЛОЖЕНИЯ
Постоянные изменения в системе образования и становление информационного общества поставили перед школой новые задачи: направление деятельности педагогов на формирование у обучающихся ключевых компетенций, основывающихся на теоретические знания, опыт творческой учебно-познавательной деятельности, универсальные умения и ответственности.
Значение образовательной организации в решении этих вопросов определено в образовательных стандартах, примерных программах основного общего и среднего (полного) общего образования по учебным предметам. Педагог обязан сформировать у обучающихся системные знания, он должен научить использовать усвоенные теоретические знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни , создать благоприятные условия для развития личностных качеств обучающегося.
Для успешного разрешения задач современного образования необходимы конструктивные подходы к проектированию содержания учебных предметов и дисциплин, совершенствование технологий и методик обучения.
Одним из способов комплексного решения задач в современном школьном образовании становятся разработанные проекты, позволяющие развивать у педагогов и обучающихся способность к осуществлению практической деятельности - способность определять целеполагание деятельности и планировать порядок ее достижения, оценивать и анализировать полученные образовательные результаты.
Данный вид деятельности способствует формированию у педагогов и обучающихся следующих умений: самостоятельно планировать работу по выполнению проекта, делиться на группы, распределять обязанности внутри членов группы, прогнозировать хронологию выполнения проекта, определять нужные для реализации проекта материалы и данные, выяснять локации, откуда они будут заимствоваться, обобщать найденную информацию, представлять результат и защищать подготовленную работу.
Проектирование образовательного процесса успешно и активно применяется в системе дополнительного образования и во внеурочной деятельности.
Объект исследования: проектная деятельность педагога в организации среднего профессионального образования.
Предмет исследования: проектирование и реализация дисциплины базовой части в организации среднего профессионального образования.
Гипотеза исследования: проектирование в условиях применения системно-деятельностного подхода и принципа практико-ориентированности позволяет повысить уровень освоения дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее - ОБЖ) в Красноярском хореографическом колледже.
Цель исследования: проектирование и реализация дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» в Красноярском хореографическом колледже.
Для реализации поставленной нами цели исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую и учебно-методическую литературу по проблеме проектирования деятельности педагоги и обучающихся.
2. Разработать рабочую программу дисциплины «Основы безопасности
жизнедеятельности» для освоения обучающимися Красноярского хореографического колледжа.
3. Провести апробацию рабочей программы учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» в Красноярском хореографическом колледже.
Методы исследования: анализ, синтез, сравнение, педагогическое наблюдение; проектирование учебной дисциплины по ОБЖ; статистический анализ эффективности проведенной работы.
Методологическая основа: методологической основой настоящего исследования являются основные положения педагогики и методики преподавания ОБЖ, представленные в работах Сесиль Рейди, Д. Дьюи, В. X. Килпатрика, Е. Колингса.
Практическая значимость: структура и методика реализации учебной дисциплины могут быть использованы в практической деятельности образовательных организаций среднего профессионального образования.
Теоретическая значимость: в работе представляется систематизация накопленного материала по исследуемой проблеме проектирования образовательных программ, что в дальнейшем может оптимизировать понимание данных вопросов, повысить осведомленность в их развитии.
Структура исследования. Выпускная квалификационная работа имеет следующую структуру: введение, две главы, заключение, список используемых источников, приложения.
Во Введении обоснована актуальность выбранной нами темы, определены цель, задачи и практическая значимость работы.
Первая глава состоит из двух параграфов, характеризует существующие научные и практико-ориентированные подходы к изучению понятия проектирования образовательных программ, а также проектной деятельности в целом и ее историческое развитие.
Вторая глава состоит из двух параграфов, описывающих разработанную рабочую программу дисциплины ОБЖ и практические аспекты ее изучения в Красноярском хореографическом колледже.
Экспериментальная база исследования: краевое государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Красноярский хореографический колледж».
Апробация: результаты работы обсуждались на заседаниях педагогического совета Красноярского хореографического колледжа, мероприятиях кафедры физиологии человека и методики обучения биологии КГПУ им. В.П. Астафьева.
В ходе работы рассмотрены история развития проектной деятельности, различные точки зрения на определение проекта, метода проектов, изучены положительные аспекты использования метода проектов, возможные трудности, возникающие в ходе организации проектной деятельности, использование метода проектов в процессе преподавания ОБЖ.
В литературе описаны основные принципы и требования организации проектной деятельности учителя по разработке образовательной программы.
Разработана рабочая программа учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» для Красноярского хореографического колледжа.
Выделены особенности при реализации дисциплины ОБЖ в Красноярском хореографическом колледже.
Апробация рабочей программы показала высокие результаты освоения обучающимися дисциплины Основы безопасности жизнедеятельности
Задачи исследования решены. Цель работы достигнута.
1. Федеральный Государственный образовательный стандарт среднего
(полного) общего образования РФ от 17 апреля 2012 г. № 413 [Электронный ресурс] / - Режим доступа URL: http://www.rg.ru/2012/06/21/obrstandart- dok.html
2. Александров А.Ф. Большая книга нумерологии. От нумерологии к цифровому анализу [Текст]/ А.Ф. Александров. - М.: 2006. 455 с.
3. Бондаренко А.И. Психологическая помощь. Теория и практика [Текст]/ А.И. Бондаренко. М.: Класс, 2001. 336 с.
4. Бухтиярова И.Н. Метод проектов и индивидуальные программы в
продуктивном обучении. [Текст]/ И.Н. Бухриярова. // Школьные технологии. 2001. №2.115 с.
5. Васильев В. В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации [Текст]/ В.В. Васильев // Народное образование. - 2000. - № 9. - 177 с.
6. Гальперин П.Я. Талызина Н.Ф. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий. [Текст]/ М.: Изд. МГУ. 2008. 225 с.
7. Горяев А.В. Проектная деятельность школьников среднего звена[Текст]/ А.В. Горяев// Начальная школа. 2004. №5.-67 с.
8. Громыко Ю. В. Исследование и проектирование в образовании [Текст]/ Ю. В. Громыко. - М.: Школьные технологии, 2005. 180 с.
9. Гузеев В. В. Метод проектов как частный случай интегрированной технологии обучения. [Текст]/ Директор школы, 2010. 144 с.
10. Дереклеева Н. И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке и во внеклассной работе. Игровые упражнения [Текст]/ М.: 5 за знания, 2005. 78 с.
11. Джонс Дж. К. Методы проектирования [Текст]/ Дж. К. Джонс: Пер. с англ. - 2-е изд. доп. - М.: Мир, 1986. - 326 с.
12. Долгушина Н. Ю. Организация исследовательской деятельности младших школьников. [Текст]/ Начальная школа. - 2006. - №10. - 65 с.
13. Дьюи Дж., Дьюи Э. Школы будущего [Текст]/ Дж. Дьюи, Э. Дьюи. Берлин: Госуд. Изд-во. РСФСР, 1999. - 178 с.
14. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования [Текст]/ И.А. Зимняя. // Высшее образование сегодня. - 2008. - №4.
15. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. [Текст]// Начальная школа, 2004, №2. 96 с.
16. Казьмин В.Д. Первая доврачебная помощь пострадавшим детям[Текст]/ В.Д. Казьмин. - Ростов нД: Издательский центр «МарТ»; Феникс.- 2011.120 с.
17. Киричук О. В., Коберник А. «Психолого-педагогическое проектирование учебно-воспитательного процесса» [Текст]/ Педагогика и психология. 2011. № 4.310 с.
18. Клюев А.В. Основы безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни: учебно-методическое пособие для 6-9 классов[Текст]/ А.В. Клюев, В.А. Шакуров. -Ростов нД: Легион, 2013.156 с.
19. Коберник В.С. «Урок трудового обучения в условиях проектно-технологической системы» [Текст]/ Трудовая подготовка в учебных
заведениях №1. 2006. 195 с.
20. Котелец Н.В. «Проектно-технологическая деятельность учащихся» [Текст]// Обучение в школе. №1. 2006. 44 с.
21. Кравченко Т. А. Методика преподавания ОБЖ в школе [Текст]/
М.:ВАКО,2011. 34 с.
22. Крылова Н.Б. Культурология образования. [Текст]/ М.: Народное
образование, 2009. 272с.
23. Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. Основы безопасности жизнедеятельности: Методика преподавания предмета: 5-11 классы [Текст]/ - М.: ВАКО, 2011. - 110 с.
24. Кузьмина О.В. Проблема учебного процесса в инновационных школах. Вып. 5: Сб. науч. тр. [Текст]/ Под ред. О.В. Кузьмина. - Иркутск: Иркут.ун-
т, 2000. -42 с.
25. Куценко Н.А. «Метод проектов в учебной деятельности
школьников» [Текст]// Обучение в школе. №4. 2006. 130 с.
26. Лернер П. Проектирование как основной вид познавательной деятельности школьников [Текст]// Завуч.2 003. 66 с.
27. Логвин В.А. Метод проектов в контексте современного образования [Текст]/ Завуч. - 2012. № 26. 98 с.
28. Маклаков Г. Ю. Метод исследования информационного воздействия на психосоматические структуры человека [Текст]/ Информационные технологии и безопасность: Матер. науч.-практ. конференции. К.: Знание, 2001. 203 с.
29. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития [Текст]/ М.: Издательский центр «Академия», 2002. 256с.
30. Монахова Л.Ю. Теоретические аспекты технологии проектирования индивидуальных образовательных программ. [Текст]// Наука и школа. 2000. №1. 52 с.
31. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник [Текст]/ Л.Ф.
Обухова - М., Российское педагогическое агентство, 1996. - 374 с.
32. Павленко И.Н. Использование проектной методики в обучении детей старшего дошкольного возраста [Текст]/ ИЯШ, 2003. Л. №5.
33. Палагейченко Л.М. Методы проектов. История развития [Текст]/ Обучение в школе. №9. 2012. 108 с.
34. Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: методология поиска. [Текст]/ Учитель,
№ 1. 2000. 147 с.
35. Переверзев Л. О. Проектный подход и требования к учителю [Текст]/ Школа и производство. 2002.80 с.
36. ПолатЕ.С. Новые педагогические и информационные технологии [Текст]/ Под ред. Е.С.Полат. М., 2010. 144 с.
37. Поливанова, К.Н. Проектная деятельность школьников [Текст]/ К.Н. Поливанова. М.: Просвещение, 2008. 180 с.
38. Почепцов Г. Г. Психологические/информационные операции [Текст]/ Г.Г.
Почепцов. Киев, 2010. 77 с.
39. Романовская М. Б. Метод проектов в контексте профильного обучения в старших классах: Современные подходы: Научно¬методическое пособие для повышения квалификации работников образования. [Текст]/ М.: АПК и ПРО, 2002. 190 с.
40. Савенков А.И. Научим детей видеть проблемы [Текст]// Одаренный ребенок, № 1, 2003. 78 с.
41. Сибирская Н.П. Проектирование педагогических технологий / Н.П. Сибирская // Энциклопедия профессионального образования в 3 т. М.,
1999. - Т.2. 344 с.
42. Солдатова З.М. Использование проектного метода обучения на уроках [Текст]/ З.М. Солдатова. М.: Просвещение, 2009. 260 с.
43. Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. Курс лекций. Учеб.пособие для студентов, преподавателей, аспирантов [Текст]/ Т.А. Стефановская. - М.: Совершенство, 1998. - 368 с.
44. Феоктистова В.Ф. Исследовательская и проектная деятельность для
школьников: рекомендации, проекты [Текст]/ авт.-сост. В.Ф.
Феоктистова. Волгоград: Учитель, 2012. 205 с.
45. Хромов Н.И. Основы безопасности жизнедеятельности.
Проектирование образовательного процесса [Текст]/ Н.И. Хромов. М.: Просвещение, 2013. 150 с.
46. Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике
обучения[Текст]/ Практика административной работы в школе, 2003, № 6. 78 с.
47. Чечель И.Д. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов [Текст]/ Директор школы, 1998, № 4. -80 с.
48. Шадриков В.Д. Индивидуализация содержания образования. [Текст]// Школьные технологии. 2000. №2. 67 с.
49. Штейнберг, В.Э. Технология проектирования образовательных
систем и процессов. [Текст]/В.Э. Штейнберг // Школьные технологии. 2000. №2. 24 с.
50. Эльконин, Б.Д. Детская психология: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст]/ ред.-сост. Б. Д. Эльконин. 4-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2010. 246 с.
51. Ястребцева, Е.Н. Развитие мышления учащихся средствами
информационных технологий [Текст]/ Е.Н Ястребцева. М.:
Просвещение. 2006. 160с.