Введение 3
Глава 1. Теоретические основы мониторинга методических компетенций студентов - будущих учителей математики 8
1.1. Компетентностями подход как новая парадигма педагогического
образования 8
1.2. Методические компетенции студента - будущего учителя математики:
содержание и структура 27
1.3. Модель педагогического мониторинга методических компетенций
будущих учителей математики 64
Выводы по первой главе 72
Глава 2. Методика мониторинговых измерений уровня сформированности методических компетенций студентов - будущих учителей математики 75
2.1. Критерии и уровни сформированности методических компетенций 75
2.2. Методический инструментарий измерения и оценивания уровня
сформированности методических компетенций 93
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы 120
Выводы по второй главе 126
Заключение 127
Библиографический список 129
Приложения 134
Приложение 1. Оценочные средства стартовой диагностики мониторинга методических компетенций студентов - будущих учителей математики 136
Приложение 2. Программа дополнительного образования: «Мониторинг методических компетенций студентов - будущих учителей математики»... 149
Актуальность исследования. Мировой опыт свидетельствует о том, что решение проблем в сфере образования необходимо начинать с профессиональной подготовки педагога. Отсутствие качественного роста педагогического профессионализма ведет к застою, в результате которого мы обречены оставаться в прошлом. Сегодня перед педагогическими вузами стоит серьезная задача подготовки учителя нового формата - компетентного педагога. Для эффективного решения обозначенной задачи необходима реорганизация всех аспектов образовательного процесса в педвузах, в том числе и одного из основных компонентов педагогического образования - методической подготовки, результатом которой является определенный уровень сформированности методических компетенций студентов. Необходимость овладения студентами методическими компетенциями обусловлена, прежде всего, характером их будущей профессиональной деятельности, которая требует от современного учителя владения соответствующими компетенциями, признание их личностной значимости, осознание роли методических компетенций для будущей профессиональной успешности. Таким образом, в образовательном пространстве высшей школы особую актуальность приобретают вопросы управления качеством методической подготовки будущего учителя математики и ее мониторинга как информационной основы процесса управления.
Реализация федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования актуализировала ряд проблем, связанных с диагностикой качества методической подготовки будущих учителей математики. С одной стороны, вузами накоплен богатый опыт в области оценивания образовательных результатов студентов в рамках знаниевого подхода, с другой, - наблюдается слабая ориентация на отслеживание достижений студентов, выраженных в формате компетенций. Разработка адекватных оценочных средств и методического инструментария для текущей, промежуточной и итоговой аттестации, которые бы позволяли своевременно выявлять актуальный уровень методической подготовки обучаемых, является важной задачей для теории и методики обучения математике на уровне высшего профессионального образования. В этой связи, возникает необходимость в создании эффективных оценочных средств мониторинга компетенций студентов как информационного отражения качества подготовки к будущей профессиональной деятельности.
Проблема формирования методических компетенций будущего учителя отражена в работах Т.Г. Буржинской, Н.В. Кузьминой, О.В. Лебедева, М.Г. Макарченко, Т. С. Мамонтовой, Л.В. Павлова, Н. В. Солововой, Р.В. Яхина и др. В некоторых исследованиях рассматривалась проблема измерения компетенций (Г.М. Белова, А.В. Дроздова, Г.С. Саволайнен, Н.В. Шестакова, Л.В. Шкерина и др.). Однако в существующих исследованиях в области мониторинга качества методической подготовки студентов до сих пор не нашли своего отражения вопросы разработки средств мониторинга методических компетенций.
Анализ психолого-педагогической и методической литературы, исследовательского и педагогического опыта преподавателей вуза по оценке уровня сформированности методических компетенций выпускников педвуза позволил нам сделать вывод об отсутствии исследований в области разрешения проблемы мониторинга методических компетенций студентов - будущих учителей математики. Указанная проблема тесно связана с проблемой повышения качества педагогического образования в целом и потому приобретает особую актуальность...
Проведенное исследование по проблеме мониторинга методических компетенций студентов - будущих учителей математики в соответствии с поставленными задачами и выдвинутой гипотезой позволило получить следующие результаты:
1. Конкретизировано понятие «методическая компетенция» будущего учителя математики как интегративная характеристика личности специалиста, предполагающая владение методическими знаниями, умениями и способами деятельности, признание их ценности, определяющая его готовность к профессиональной деятельности, связанной с постановкой и решением методических проблем в сфере проектирования, организации и управления процессами обучения математике.
2. Разработаны структурно-содержательные модели методических компетенции студентов - будущих учителей математики и определено содержание ее компонентов: когнитивного, праксиологического и аксиологического.
3. Выявлены психолого-педагогические основы мониторинга методических компетенций студентов (системность, научность, непрерывность, объективность, непротиворечивость, оперативность, прогностичность, адекватность)
4. Разработана модель педагогического мониторинга методических компетенций будущих учителей математики
5. Разработаны и описаны критерии, показатели и уровни сформированности методических компетенции студентов - будущих учителей математики и разработаны средства их оценивания
6. Создана согласно разработанной модели методика мониторинговых измерений компетенций, которая была реализована нами в ходе педагогического эксперимента среди студентов 3 - 5 курсов ИМФИ.
Таким образом, все поставленные задачи решены, цель исследования достигнута, гипотеза исследования экспериментально подтверждена.
В заключении отметим, что не все аспекты проблемы измерения и оценивания методических компетенции студентов - будущих учителей математики изучены нами в полной мере. К настоящему времени имеется ряд работ по теме исследования и, определяя перспективу дальнейшего исследования, мы видим продолжение работы в направлении разработки методической системы предметной подготовки направленной на формирование МК студентов - будущих учителей математики в педагогическом вузе.
1. Адольф, В. А. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя // Педагогика, 1998. № 1. С. 72-75.
2. Андреев А. Знание или компетенции? // Высшее образование в России, 2005. № 2. С. 3-11.
3. Байденко В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: методич. пособие. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. 72 с.
4. Баранников А.В. Содержание общего образования: Компетентностный подход. М.: ГУ ВШЭ, 2002. 51с.
5. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе Педагогика, 2003. № 10. С. 8-14.
6. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика, 2003. № 10. С. 8-14.
7. Большой энциклопедический словарь: [А - Я] / Гл. ред. А. М. Прохоров. -2-е изд., перераб. и доп. - М.: Большая рос. энцикл.; СПб.: Норинт, 1997. 1408 с.
8. Боровкова Т. И., Морев И. А. Мониторинг развития системы образования. Часть 1. Теоретические аспекты: Учебное пособие. Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2004. - 150 с.
9. Буржинская Т.Г. Особенности процесса формирования методической компетентности будущего учителя в ВУЗе. XI Международная конференция «Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения». Часть 3. Новосиб, 2010. С. 12-17.
10. Буркова Н.Г. Педагогические принципы мониторинга в учреждениях среднего профессионального образования: автореф. дис. ... докт. пед. наук. М., 2008. 48 с.
11. Вербицкий А.А., Ларионова О.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции. М.: Логос, 2009. 336 с.
12. Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения. М.: ИЦ ПКПС, 2004. 84 с.
13. Вербицкий А.А. Контекстно-компетентностный подход к модернизации образования// Высшее образование в России, 2010. №5. С. 32¬37.
14. Вербицкий А.А. Формирование инвариантов компетентности студента: ситуационно-контекстный подход// Высшее образование сегодня, 2001. №3. С. 34-38.
15. Вербицкий А.А., Ильязова М.Д. Формирование инвариантов компетентности выпускника вуза: ситуационно-контекстный подход // Высшее образование сегодня, 2011. № 3. С. 28-32...66