ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ К
ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Проблема готовности к обучению в школе в научной
литературе 7
1.2. Роль мотивационной готовности в психологической подготовке
дошкольников к обучению в школе 12
1.3. Особенности мотивационной готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста предмет психолого-педагогического анализа 18
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ 23
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 25
2.1. Организация и методы исследования 25
2.2. Анализ результатов исследования 31
2.3. Рекомендации по формированию мотивационной готовности к
обучению в школе детей старшего дошкольного возраста 36
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 47
ПРИЛОЖЕНИЯ 52
Многообразие контактов людей друг с другом, поток информации, расширение видов массовой культуры, рост темпа жизни приводят к увеличению объема знаний, необходимых для жизни современному человеку. Происходящие изменения в обществе оказали влияние и на развитие детей, активно включившихся в водоворот бурной жизни, и выдвинули новые требования в целом.
Дошкольное образование в настоящее время позиционируется как первая ступень во всей системе непрерывного обучения. Дошкольное учреждение призвано создавать условия для интеллектуально-творческого, эмоционального, физического развития ребенка и осуществлять его подготовку к школе.
В настоящее время особую актуальность в психолого-педагогической теории и практике приобретает проблема мотивационной готовности дошкольников к обучению в школе. От определения её сущности, показателей готовности, путей её формирования зависит, с одной стороны, определение целей и содержания обучения и воспитания в дошкольных учреждениях, с другой - успешность последующего развития и обучения детей в школе.
Актуальность исследований в этой области обусловлена значительным ростом числа неуспевающих учащихся, составляющих по различным данным от 15 до 40 %, что и определяет необходимость поиска оптимальных путей диагностики, формирования и адаптации детей к условиям школьного обучения [3, с. 13].
В психологической теории и практике эта проблема отражена в исследованиях таких известных отечественных психологов, как Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, Н.И. Гуткина, И.В. Дубровина, Е.Е. Кравцова, А.Н. Леонтьев, Н.Г. Лусканова, А.К. Маркова, В.С. Мухина, Т.А. Нежнова, Н.В. Нижегородцева, Е.Е. Сапогова, Л.И. Цеханская, Д.Б. Эльконин и др. Исследователями и практиками отмечается, что важным является уровень не только интеллектуального, но и личностного развития ребёнка, в частности развития его мотивационной сферы. Мотивационный компонент готовности к школе исследовался в работах Л.И. Божович, А.К. Марковой, Л.С. Славиной, Т.А. Нежиной, Н.И. Гуткиной, М.В. Матюхина и др. Интерес к указанной проблеме авторов объясняется тем, что образно- мотивационную готовность к школьному обучению они сравнивают с фундаментом здания: хороший крепкий фундамент - залог надёжности и качества будущей постройки. Подготовка ребёнка к школе является одной из важнейших задач обучения и воспитания детей 6-7 летнего возраста, ведь от того, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе, учению и в конечном итоге благополучие в его школьной и взрослой жизни.
Актуальность проблемы, присутствие ее в практике и ее недостаточная теоретическая разработанность в педагогической науке определили выбор темы исследования: «Особенности мотивационной готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста».
Объект исследования: мотивационная готовность к обучению в
школе.
Предмет исследования: особенности мотивационной готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста.
Цель: выявить особенности мотивационной готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: мотивационная готовность к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста имеет особенности:
1. У всех детей исследованной группы сформирован мотив поступления в школу;
2. Представлены различные учебные мотивы, но существует возможность доминирования одного из них.
Задачи:
1. Проанализировать проблему особенностей мотивационной готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста в научной литературе.
2. Провести диагностику мотивационной готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработать методические рекомендации по формированию мотивационной готовности у детей старшего дошкольного возраста.
Теоретико-методологические основы исследования: теории
мотивации (Аристотель, Гераклит, Платон, Сократ), теории формирования мотивационной готовности к школе (Д. Б. Эльконин, Л. А. Венгер), теории периодизации детского развития (Л.С. Выготский, В.С. Мухина, Д.Б Эльконин).
Методы решения поставленных задач:
- теоретические (анализ психолого-педагогической научной литературы);
- эмпирические (тестирование).
Для проведения нашего исследования были применены следующие методики:
1. Диагностика выявления уровня отношения дошкольника к обучению в школе «Светофор» (определение уровня учебной (познавательной) мотивации детей подготовительной к школе группы).
Исследование мотивации учения у старших дошкольников (М.Р. Гинзбург, И.Ю. Пахомова, Р.В. Овчарова) (выявление преобладания определенного мотива при поступлении в школу).
2. Методика «Школа зверей» (С. Панченко) (исследование внутренней позиции школьника и характера ориентации на школьно-учебную деятельность).
Экспериментальная база: исследование проводилось в период с 12 сентября 2016 года по 3 февраля 2017 года на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № ***» г. Красноярска. В исследовании приняли участие 20 испытуемых детей в возрасте от 5 до 7 лет.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что данная работа систематизирует вопросы теории о формировании мотивационной готовности к обучению в школе, расширяет и углубляет имеющиеся представления об особенностях формирования мотивационной готовности к обучению в школе старших дошкольников.
Практическая значимость состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы в качестве рекомендаций для психологов при проведении формирующей работы.
Структура дипломной работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений.
Проведенное нами исследование посвящено особенностям
мотивационной готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста.
Мы провели анализ литературных источников по проблеме особенностей мотивационной готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста, который позволил нам определить, что мотивационная готовность к обучению в школе детей входит в содержание психологической готовности, и проявляется в интересе ребенка к обучению, в стремлении быть учеником, освоение ребенком элементов учебной деятельности. Мотивационная готовность включает в себя понятие мотивация, под которой понимается сложное объединение, «союз» движущих разнообразий поведения, которые открываются человеку в виде потребностей, желаний, целей, образцов, естественно определяющих деятельность людей.
Более узким понятием мотивации является мотив. Мотив - это то, что, отпечатываясь в сознании людей, заставляет их действовать, стремясь к удовлетворению необходимой потребности, то есть то, что выражается в виде стабильной личностной характеристики человека, изнутри
подготавливающей его к определенной деятельности. Учебные мотивы делятся два типа: общие социальные учебные мотивы, которые выражаются в социальной потребности, а также мотивы, объединенные с самой учебой, которые выражаются в познавательной потребности. Объединение данных двух потребностей содействующих формированию абсолютно нового взгляда детей к новым условиям определяется как «внутренняя позиция школьника». Рассмотрели особенности мотивационной готовности к обучению в школе в старшем дошкольном возрасте и выявили, что в возрасте 6-7 лет мотивационный компонент становится сравнительно стабильным. В лидерские позиции выбиваются познавательные и обширные социальные
потребности (необходимость в общественном признании, интерес к видам деятельности с усилием воли, необходимость в «Я»-признании, мотивы обязанностей). Учебный мотив (осмысленная необходимость в получении новых знаний и формировании своих умений и навыков) зарождается в процессе учебы в школе и в мотивационной сфере дошколят, практически, не присутствует. Однако, базой для развития самих учебных мотивов являются мотивы учения, которые подталкивают детскую деятельность на познание в данный период развития: мотивы социальные, мотивы учебно -
познавательные, мотивы оценочные, мотивы позиционные, мотивы внешние по отношению к школе и учению, мотивы игровые.
Провели диагностику мотивационной готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста. Нами были использованы методики:
• Диагностика выявления уровня отношения дошкольника к обучению в
школе «Светофор» (определение уровня учебной (познавательной)
мотивации детей подготовительной к школе группы).
• Исследование мотивации учения у старших дошкольников (М.Р. Гинзбург,
И.Ю. Пахомова, Р.В. Овчарова) (выявление преобладания определенного мотива при поступлении в школу).
• Методика «Школа зверей» (С. Панченко) (исследование внутренней
позиции школьника и характера ориентации на школьно-учебную деятельность).
Выявили особенности мотивационной готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста, которые выражаются в том, что в старшем дошкольном возрасте:
• у всех детей исследованной группы сформирован мотив поступления в школу;
• почти у половины детей доминирует низкий уровень мотивации к школе, а также почти половина детей имеет средний уровень мотивации к школе, и лишь незначительный процент детей показали высокий уровень мотивации;
• у испытуемых детей доминирует преобладание таких мотивов как позиционный, игровой, внешний мотив и мотив отметки, что может проявляться в негативном или незначительном воздействии на освоение знаний, и лишь у небольшого процента детей преобладают такие мотивы при поступлении в школу как социальный и учебно-познавательный, которые выражаются в позитивном воздействии на школьную успеваемость;
• у незначительного процента детей старшего дошкольного возраста сформирована «внутренняя позиция школьника», треть детей видят свои отношения благоприятными как с учителем, так и с товарищами по школе, а также больше половины испытуемых детей выражают интерес к школе с внеучебной стороны.
...
1. Акулина Н.Н. Влияние общего интеллекта и мотивации на успешность усвоения знаний / Н.Н. Акулина. СПб.: ПИТЕР, 2001. 208 с.
2. Алиева Н.Ф. Педагогические условия формирования готовности детей к школе. Екатеринбург, 1994. 230 с.
3. Андреева В. Старая новая проблема: школа - детский сад. // Дошкольное воспитание. 2004. № 1. С. 12 - 15.
4. Бабаева Т.И. Совершенствование подготовки детей к школе в детском саду. СПб.: ПИТЕР, 1998. 354 с.
5. Бабаева Т.И. У школьного порога. М.: Просвещение, 1995. 243 с.
6. Безруких М. «Портрет» будущего первоклассника. // Дошкольное воспитание. 2003. № 2. С. 47 - 52.
7. Богумилова Г.К. Использование творческих игр в коррекционной работе с детьми с ОВЗ в ходе работы со сказкой. СПб, 2007. 279 с.
8. Божович Л.И. Изучение мотивации детей и подростков. М.:
Просвещение, 1998. 346 с.
9. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1998. 152 с.
10. Букатов В. Школа и детский сад: парадоксы в преемственности обучения. / В.Букатов // Дошкольное воспитание. 2002. № 8. С. 3 - 7.
11. Венгер Л.А. Как измерить готовность к школе. // Дошкольное воспитание. 1995. № 10. С. 70 - 78.
12. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? М.: Знание, 1994. 197 с.
13. Вологодина Н.В. Сказкотерапия, или как стать победителем. Ростов на Дону, 2006. 294 с.
14. Выготский Л.С. Психология развития ребёнка. М.: ЭКСМО, 2003. 512 с.
15. Гинзбург М.Р. Развитие мотивов учения у детей 6-7 лет // Особенности психологического развития детей 6-7 летнего возраста. М.: Педагогика, 2008. С. 36 - 45.
...
63 источника