ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Понятие и виды коммуникативных явлений 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного
возраста 12
1.3. Средства развития коммуникативной компетентности 16
Выводы по Главе 1 32
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ 34
2.1. Организация и методы исследования 34
2.2. Анализ результатов исследования 40
2.3. Программа развития коммуникативной компетентности младших
школьников 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 62
ПРИЛОЖЕНИЯ 65
Приложение А 65
Приложение Б 67
Приложение В 69
Приложение Г 71
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования в разделе результаты освоения основной общеобразовательной программы указано, что обучающийся по окончании начального звена должен уметь слушать собеседника, выстраивать деловую коммуникацию по решению учебных вопросов и задач, выполнять совместную деятельность на основе умения договариваться, конструктивно разрешать конфликты, возникающие при работе через сотрудничество [1]. Все перечисленное входит в состав коммуникативной компетентности. Развитие коммуникативной компетентности является наиболее актуальным в младшем школьном возрасте так как это обуславливает конструктивность организации совместной деятельности по решению учебных задач, в следствие выполнения задач качественно, качественному результату, а также деловых отношений в будущем.
В современных школах мы часто сталкиваемся с тем, что в процессе обучения и усвоения программы не уделяют достаточное внимание развитию коммуникативной компетентности. Этот процесс происходит стихийно. В результате на выпуске из начального звена школы мы можем иметь обучающихся, у которых коммуникативная компетентность развита недостаточно (низко), а также имеются трудности социализации и личностного развития. Данная проблема связана с отсутствием или нехваткой методических материалов по развитию коммуникативной компетентности у педагогических работников. Такой дефицит профессионального инструментария ведет к использованию в практике инструмента с обучающей функцией, но не развивающей.
Проблема развития коммуникативной компетентности младших школьников обсуждалась в работах А.Г. Антоновой, О.А. Веселковой, А.А. Леонтьева, Р.В. Овчаровой и др. [2; 3; 13; 18]. Однако при активном изучении коммуникативной компетентности детей младшего школьного возраста остается недостаточно освещенным вопрос внутренних механизмов развития коммуникативной компетентности, а также инструментария педагога, педагога-психолога по развитию коммуникативной компетентности на данном возрастном этапе.
Решением данной проблемы станет эмпирическим путем установить уровень развития коммуникативной компетентности младших школьников, а также составление и реализация программы развития коммуникативной компетентности младших школьников и оценка ее эффективности.
Целью данной работы является изучить возможности развития коммуникативной компетентности младших школьников...
Коммуникативная компетентность обучающихся младшего школьного возраста является важным конструктом, определяющим процесс социализации и личностного становления. В данной работе под коммуникативной компетентностью понимается способность устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми на основе коммуникативных знаний, умения, которые обеспечивают конструктивное взаимодействие партнеров по общению.
В младшем школьном возрасте (7-11 лет) происходит интенсивное развитие познавательной, эмоционально-волевой и коммуникативной сферы. Коммуникация происходит в трех плоскостях: с родителями, со сверстниками и учителем. В коммуникации происходит становление и развитие коммуникативных умений, которые позднее ложатся в основу коммуникативной компетентности обучающегося.
В качестве основных коммуникативных умений, которые определяют эффективность общения в младшем школьном возрасте, выделяют: умение слушать другого человека, умение договариваться, умение развернуто и аргументированно излагать свою точку зрения.
Наиболее эффективным развивающим потенциалом как средство развития коммуникативной компетентности обучающихся обладает игра. Игра позволяет погрузиться в вымышленный мир, сценарий, историю и решить как коммуникативные, так и познавательные, развивающие задачи. В ходе теоретического анализа было установлено, что игра может выступать средством развития коммуникативной компетентности так как предполагает создание «безопасного поля» для взаимодействия, где каждый участник имеет право на ошибку, проявление произвольности поведения для достижения общего результата, достижение которого возможно при сотрудничестве, отработку ролевого поведения.
В нашем исследовании стояла цель, изучить возможности развития
коммуникативной компетентности младших школьников. Для достижения этой цели нами была проанализирована научная психологическая литература, а также были использованы следующие методики.
Анкета «Умение слушать»;
Методика «Совместная сортировка»;
Методика «Красная шапочка».
По результатам проведенных методик был установлен интегративный показатель уровней коммуникативной компетентности в выборке. Так, результаты диагностики показали, что на низком уровне коммуникативные умения развиты у 46% обучающихся, на среднем уровне коммуникативные умения развиты у 42% учащихся, высокий уровень составляет 12%. Обобщая результаты эмпирического исследования, элементов коммуникативной компетентности, а именно умения слушать собеседника, умения договариваться и умения развернуто и аргументированно излагать свою точку зрения, нами отмечена тенденция к низкому уровню развитости вышеуказанных умений, в представленной выборке. Однако, стоит отметить также и многочисленность среднего уровня по всем методикам, что является показателем необходимости проведения организованной развивающей работы по повышению уровня и отработки на практике коммуникативных умений: умения слушать собеседника, умения договариваться и умения развернуто и аргументированно излагать свою точку зрения.
На основе вышеизложенных результатов была разработана программа развития коммуникативной компетентности, содержание которой направлено на развитие умения слушать собеседника, договариваться, аргументировать свою позицию, а каждое занятие предполагает реализацию заданий совместной деятельности по решению познавательных и коммуникативных задач...
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 22 сентября 2011 г. № 2357) URL: минобрнауки.рф/документы/922 (дата обращения: 01.12.2023).
2. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 1999. 229 с.
3. Веселкова О.А. Педагогические условия актуализации коммуникативно-нравственной культуры младших школьников. М.: Педагогика, 2011. 21 с.
4. Выготский Л.С. История развития высших психических функций. Собр. Соч. М., 1983, т. 3.
5. Данилов М.А. Дидактика. М.: АПН РСФСР, 2007. 518с.
6. Емельянов Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности. М.: Просвещение,
1995. 183 с.
7. Епишина Л.В. Педагогические аспекты развития коммуникативных свойств личности. М.: Начальная школа, 2007. №11. С. 12-17.
8. Жуков Ю.М. Диагностика и развитие компетентности в общении. М.: Издательство Московского университета, 1991. 96 с.
9. Жураковская В.М. Коммуникативная компетентность как компонент индивидуального опыта личности // Сибирский педагогический журнал. 2008. № 12. С. 114-126.
10. Заваденко Н.Н. Школьная дезадаптация: психоневрологическое и нейропсихическое исследование. М.: Педагогика, 1996. 421 с.
11. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. СПб.: Питер, 2009. 576 с.
12. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2001. 752 с.
13. Леонтьев A.A. Психология общения. М.: Смысл, 1997. 365 с.
14. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. М.: Педагогика, 2011. 208 с.
15. Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Прокина Н.Ф. Возрастная и
педагогическая психология: Учебное пособие для студентов
психологического факультета университетов. М.: Просвещение, 1984. 256 с...31