Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОВЛАДЕНИЕ РЕЧЕВЫМ ЭТИКЕТОМ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Работа №57796

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы116
Год сдачи2017
Стоимость4270 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
295
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Проблема изучения речевого этикета в лингвистической литературе 6
1.1. Понятие речевого этикета 6
1.2. Особенности этикетных ситуаций 9
1.3. Анализ программ и учебников начальной школы в аспекте
заявленных проблем 11
Выводы 13
Глава 2. Анализ этикетных формул, собранных в результате опытной работы 14
2.1. Характеристика материалов исследования 14
2.2. Анализ этикетных формул, отмеченных в анкетах школьников ....15
Выводы 38
Глава 3. Формирование коммуникативной компетентности на факультативных занятиях по речевому этикету в начальной школе 39
3.1. Характеристика коммуникативной компетентности младшего школьника 39
3.2. Цели, задачи и содержание факультативного курса «Русский
речевой этикет» 42
3.3. Результаты опытной работы с учениками 2 класса на
факультативных занятиях по речевому этикету 45
Выводы 48
Заключение 49
Библиографический список 51
Приложения


Одной из проблем развития нашего общества является снижение уровня речевой культуры. Это снижение выражается, в частности, в неправильном использовании этикетных речевых формул. Отсутствие в речи деликатности, такта, неумение корректно выстроить своё речевое общение и использовать формулы речевого этикета затрудняют речевую коммуникацию. Вышеперечисленные отклонения в речевом поведении убеждают в том, что огромное значение в современной действительности приобретает культурно-речевое воспитание и обучение в школе. На наш взгляд, процессу формирования коммуникативной компетентности младших школьников уделяется недостаточно внимания, и это отрицательно сказывается на их речевой культуре. Эти причины обусловливают актуальность исследования.
Объект исследования - формирование коммуникативной компетентности в процессе обучения в начальной школе.
Предмет исследования - овладение речевым этикетом как компонентом коммуникативной компетентности младшего школьника.
Цель исследования - определить уровень сформированное™ языковой компетенции младших школьников в различных речевых этикетных ситуациях, разработать факультативный курс «Русский речевой этикет».
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
• проанализировать специальную литературу в аспекте заявленных проблем;
• определить сущность речевого этикета;
• рассмотреть условия овладения речевым этикетом в процессе формирования коммуникативной компетентности младшего школьника;
• проанализировать разные комплекты учебников начальных классов относительно проблемы исследования;
• провести опытную работу с целью определения уровня овладения речевым этикетом на группе детей младшего школьного возраста;
• составить факультативный курс занятий, направленных на повышения уровня речевого этикета в начальной школе;
• проанализировать результаты составленного факультативного курса.
Гипотеза исследования - созданный в результате работы факультативный курс будет способствовать повышению уровня овладения речевым этикетом.
При выполнении выпускной квалификационной работы были использованы методы:
• анализ научной литературы по проблеме исследования;
• метод анкетирования;
• метод тестирования.
Практическое значение исследования заключается в том, что материалы выпускной квалификационной работы могут быть использованы учителем начальных классов в процессе организации процесса овладения речевым этикетом. Благодаря нашему исследованию создается возможность использования определенных приемов и методов для овладения речевым этикетом в процессе формирования коммуникативной компетентности младшего школьника.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений. Во Введении определяется актуальность проблемы, объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, методы исследования. В первой главе «Проблема изучения речевого этикета в лингвистической литературе» определены термины «речевой этикет», «речевая культура», «коммуникативная ситуация», проведен анализ УМК «Школа России» в аспекте проблемы исследования. Во второй главе «Анализ этикетных формул, собранных в результате опытной работы» дана характеристика материалов исследования, приведен анализ результатов ФРЭ, собранных в результате опытной работы. В третьей главе «Формирование коммуникативной компетентности на факультативных занятиях по речевому этикету в начальной школе» рассмотрен термин «коммуникативная компетентность младшего школьника», представлено пособие «Русский речевой этикет» и результаты его применения. В заключении обобщены результаты проведенной работы и представлены основные выводы. В приложениях представлены материалы опытной работы, программа факультатива «Русский речевой этикет», разработанные занятия факультатива.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Речь - неотъемлемый компонент любого человеческого коллектива, следовательно, развитие речевого этикета является необходимостью. Проблемой речевого этикета занимались такие лингвисты, как: Н.И. Формановская, А.А. Акишина, И.А. Стернин и др. Анализ научной литературы позволил понять, что развитие навыков этикетного общения в современной школе является необходимостью.
В ходе исследования определена сущность речевого этикета, раскрыто понятие «речевая культура», рассмотрены условия овладения речевым этикетом в процессе формирования коммуникативной компетентности младшего школьника. Кроме того, установлено, что именно работа учителя является важной составляющей успешного формирования речевой компетентности.
Выявлено многообразие формул речевого этикета, подробно рассмотрены самые распространенные в условиях школы формулы: приветствия, извинения, благодарности и прощания. Далее мы раскрыли термин «коммуникативная (речевая) ситуация» и рассмотрели ее компоненты.
Относительно проблемы исследования был проведен анализ УМК «Школа России», на основе которого был сделан вывод, что не во всех учебниках для начальной школы содержится достаточное количество упражнений, направленных на развитие навыков речевого этикета у младших школьников, это значит, что учителям необходимо привлекать сторонний материал по данной теме.
Одной из задач исследования является определение уровня овладения речевым этикетом. В связи с этим проведено анкетирование среди учащихся второго класса, цель которого - выявить их уровень развития речевого этикета, а также узнать количественное соотношение формул речевого этикета, используемых второклассниками в различных ситуациях общения.
Анализ формул речевого этикета, собранных в результате опытной работы, показал, что у учащихся данной группы замечен недостаточный уровень развития речевой компетенции во многих задаваемых ситуациях общения. Это свидетельствует о том, что с данной группой школьников необходимо проводить усиленную работу по развитию умения применять полученные знания о правилах речевого этикета.
На следующем этапе исследования был рассмотрен термин «коммуникативная компетентность младшего школьника». В рамках концепции УУД во ФГОС выделены виды УУД, дана подробная характеристика коммуникативных УУД.
Опираясь на теоретическую составляющую исследуемой темы, мы составили пособие «Русский речевой этикет», которое позволит учителям начальной школы в полной мере дать детям знания по данной теме.
Затем были проанализированы семь занятий факультативного курса, на котором было применено составленное пособие. Сравнивая результаты тестирования, проведенного в начале работы и по окончании занятий, мы пришли к выводу: с помощью факультативного курса «Русский речевой этикет» учащиеся улучшили свои показатели.
Второклассники активно участвовали в обсуждениях на занятиях, разыгрывали различные жизненные ситуации. Мы можем сказать, что данный курс помогает успешно формировать речевой этикет - гипотеза исследования подтверждена.
В ходе исследования были решены все поставленные задачи, цель исследования достигнута.



1. Агафонова И.Н. Уроки общения для детей 6-10 лет «Я и мы» [Текст]: программа / И.Н. Агафонова.- СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет педагогического Мастерства, 2003. - 70 с.
2. Александрова О.А. Проблема воспитания речевой (коммуникативной) культуры в процессе обучения русскому языку [Текст] / О.А. Александрова // Русский язык. - 2006. - № 3. - С. 4-6.
3. Алексеева Л.Л. Планируемые результаты начального общего образования [Текст] / Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 96 с.
4. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли [Текст]: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010.- 152 с.
5. Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека [Текст]: учебник / А.Г. Асмолов. - М.: Смысл, 2007. - 367 с.
6. Асмолов А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества [Текст] / А.Г. Асмолов. - Вопросы образования. - 2008. - № 3. - С. 5¬
7.
7. Бакулина Г.А. Использование интеллектуально-лингвистических упражнений на уроках русского языка [Текст] / Г.А. Бакулина // Начальная школа. - 2003. - № 1. - С. 32.
8. Балабанова И.П. Коммуникативные проблемы младших школьников ипути их разрешения [Текст] / И. П. Балабанова. - М.: Элекрон, 2008. - С. 15-26.
9. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе [Текст] / М.Р. Битянова. - М.: Совершенство, 2002.- 298 с.
10. Бройде М. Русский язык в упражнениях и играх [Текст] / М. Бройде. - М.: Академия, 2011. - 309 с.
11. Волина В.В. Учимся играя [Текст] / В.В. Волина. - М.: Новая школа, 1994.
- 448 с.
12. Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6 т. Т.4 [Текст] / Л.С. Выготский.
- М.: Педагогика, 1984. - 433 с.
13. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка [Текст] / П.Я. Гальперин. - М.: Издательство Московского университета, 1985. - 45 с.
14. Горбачевич Е.С. Нормы современного русского языка [Текст] / Е.С. Горбачевич. - М.: Просвещение, 1978. - 239 с.
15. Демидова М.Ю. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2 ч. Ч. 1 / М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Кабанова и др.; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 216 с.
16. Дорохов А.А. Как себя вести: беседы о вежливости и правилах поведения [Текст] / А.А. Дорохов. - Минск: Педагогика, 1979. - 112 с.
17. 3арецкая Е.Н. Риторика: теория и практика речевой коммуникации [Текст] / Е.Н. Зарецкая. - 4-е изд. - М.: Дело, 2002. - 480 с.
18. Зимняя И.А. Речевая деятельность и психология речи [Текст] / И.А. Зимняя // Основы теории речевой деятельности. - М.: Наука, 1974. - С. 64-72.
19. Иванова С.Ф. Воспитание навыков культуры речи у школьников [Текст] / С.Ф. Иванова. - М.: Просвещение, 1964. - 350 с.
20. Канакина В.П. Русский язык: учеб. для 1 кл. [Текст] / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 2014. - 143 с.
21. Канакина В.П. Русский язык: учеб. для 2 кл. в двух частях [Текст] / В. П. Канакина, В.Г. Горецкий. - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2014. - 144 с.
22. Канакина В.П. Русский язык: учеб. для 3 кл. в двух частях [Текст] / В. П. Канакина, В.Г. Горецкий. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2013. - 160 с.
23. Канакина В.П. Русский язык: учеб. для 4 кл. в двух частях [Текст] / В. П. Канакина, В.Г. Горецкий. - М.: Просвещение, 2013. - 162 с.
24. Капинос В.И. Культура речи / Методика развития речи на уроках русского
языка: пособие для учителей [Текст] / В.И. Капинос; под ред. Т.А.
Ладыженской. - М.: Просвещение, 1986. - 320 с.
25. Карабанова О.А. Формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы [Текст] / О.А. Карабанова // Управление начальной школой. - 2009. - № 12. - С. 9-11.
26. Карпова С.Н. Особенности ориентировки на слово у детей [Текст] / С.Н. Карпова, И.Н. Колобова. - М.: Московский Государственный университет, 1978. - 166 с.
27. Крылова О.А. Приветствия и этикет [Текст] / О.А. Крылова // Русская речь. - 2001. - № 4. - С. 58-62.
28. Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге [Текст] / С.Ю. Курганов. - М.: Просвещение, 1989. - 127 с.
29. Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах [Текст]: учеб. пособие / М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева, Н.Н. Светловская. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1987. - 415 с.
30. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников [Текст]: пособие для учителя / М.Р. Львов. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1985. - 176 с.
31. Львов М.Р. Речевое развитие человека [Текст] / М.Р. Львов // Начальная школа. - 2000. - № 6. - С. 98-105.
32. Мильман В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности [Текст] / Мильман В.Э. // Вопросы психологии. - 1987. - № 5. - С. 130-138.
33. Нечаева Е.В. Занятия по речевому этикету [Текст] / Е.В. Нечаева // Начальная школа. -1998. - № 7. - С. 10-17.
34. Обухова Е.А. Словесно-логические упражнения на уроках русского языка [Текст] / Е.А. Обухова // Начальная школа. - 2006. - № 4. - С. 32.
35. Полякова А.В. Русский язык в начальных классах: Методические рекомендации: 1-2 класс [Текст]: пособие для учителя / А.В. Полякова. - М.: Просвещение, 2007. - 93 с.
36. Примерная основная образовательная программа начального общего
образования. [Электронный ресурс]. URL: -
http://window.edu.ru/resource/623/70623/files/noo-prim.pdf(дата обращения: 23.11.2016).
37. Репкина Г.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности: в помощь учителю начальных классов [Текст] / Г.В. Репкина, Е.В. Заика. - Томск: ПЕЛЕНГ, 1993. - 61 с.
38. Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах: сб. методических задач. Ч. 1. Методика развития речи младших школьников [Текст] / М.С. Соловейчик. - М.: Линка-Пресс, 1994. - 80 с.
39. Стернин И.А. Русский речевой этикет [Текст] / И.А. Стернин. - Воронеж, 1996. - 125 с.
40. Теплова А.А. Что такое УУД? Характеристика универсальных учебных действий [Электронный ресурс]. URL:kbr-my-school2.ucoz.ru/(дата обращения: 23.11.2016).
41. Титова Н.Ф. Культура речи в начальном обучении [Текст] / Н.Ф. Титова. - М.: Изд-во Акад. пед. наук, 1980. - 312 с.
42. Тихомирова Е.М. Занимательный материал по русскому языку [Текст] / Е. М. Тихомирова // Начальная школа. - 2010. - № 7. - С. 29.
43. Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования /документы/922(дата обращения: 23.11.2016).
44. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL:йИр://минобрнауки.рф/документы/2974(дата обращения: 23.11.2016).
45. Формановская Н.И. Русский речевой этикет: лингвистический и методологический аспекты [Текст] / Н.И. Формановская. - М.: Рус. яз.,1982. - 126с.
46. Цукерман Г.А. Введение в школьную жизнь [Текст] / Г.А. Цукерман, К.Н. Поливанова. - М.: Генезис, 1999. - 128 с.
47. Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться? [Текст] / Г.А. Цукерман. - М.: Рига, 2000. - 222 с.
48. Шипицына Л.М. Азбука общения [Текст] / Л.М. Шипицына, О.В. Защиринская, А.П. Воронова и др. - СПб.: Детство-Пресс, 2010. - 192 с.
49. Шустова Л.А. Методы и способы подготовки младших школьников к общению [Текст] /Л.А. Шустова // Вопросы психологии. - 1990. - № 2. - С. 12¬17.
50. Юрьев Ю.М. Разговор о важном: этикет на каждый день [Текст] / Ю.М. Юрьев. - М.: Моск. рабочий, 1979. - 134 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ