ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ ... 7
1.1. Развитие проблемы исследовательского метода в школьном образовании по
биологии 7
1.2. Современное состояние проблемы формирования и развития
исследовательских умений школьников процессе обучения биологии 10
1.3. Изучение биологического материала в школьных учебниках по биологии по
теме «Водоросли» 14
РАЗДЕЛ 2. МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «ВОДОРОСЛИ» ШКОЛЬНОГО КУРСА БИОЛОГИИ 19
2.1. Анализ программ авторских линий учебников по биологии направленных на
изучение темы «Водоросли» 19
2.2. Экспериментальная методика формирования и развития исследовательских
умений при изучении темы «Водоросли» школьного курса биологии 22
2.3. Эффективность экспериментальной методики изучения темы «Водоросли» . 29
2.4. Эффективность экспериментальной методики по формированию и развитию
исследовательских умений школьников в 6 классе 33
ВЫВОД 38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 39
ПРИЛОЖЕНИЕ
Сегодня к выпускникам профильных классов предъявляются особые требования. Они должны уметь самостоятельно проводить опыты и наблюдения, грамотно оформлять полученные результаты, уметь анализировать информацию и использовать ее в практической деятельности, пользоваться символикой и терминологией и т.д.
Необходимость формирования и развития исследовательских умений, интеллектуальных способностей и творчества обучающихся посвящено большое количество работ. В том числе данные проблемы исследуются в трудах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова и других учёных.
Нормативные документы в области биологического образования (ФГОС (2010), Закон «Об образовании» (2013), учебные программы) нацеливают учителей общеобразовательных школ на формирование и развитие у обучающихся исследовательских умений.
Анализ психолого-педагогической литературы, опыта работы учителей биологии показал, что в теории и практике обучения биологии в средней школе существует ряд противоречий: между необходимостью общества в наши дни, в высокой самореализации нового поколения, способного творчески мыслить, и в недостатке уровня развития исследовательских умений у выпускников школы; между обширными возможностями содержания школьного образования по биологии для реализации исследовательских умений.
Вышесказанное обусловило выбор темы исследования: «Развитие исследовательских умений обучающихся при изучении темы «Водоросли» школьного курса биологии».
В данной работе, было решено, рассмотреть будущие исследования на примере темы «Водоросли». Что касается данного понятия, она подразумевает под собой группу организмов, которые отличаются разнообразием не входят в единый таксон. Водоросли не имеют однородности ни в своей структуре, ни в содержании.
Говоря о водорослях стоит отметить их важную роль в отдельных биогеоценозах и в биосферном круговороте веществ, поскольку данные организмы отличаются своим обилием и активным распространением.
В отношении роли водорослей геохимического характера, нужно заметить, что берёт свои истоки от круговорота таких веществ как кальций и кремний. Такие вещества являются источником органического вещества, который наблюдается в водоёмах, по причине того, что им отведена главная часть в составе растительной среды и участие в процессах фотосинтеза.
Только в Мировом океана благодаря водорослям формируется каждый год порядка 550 млрд тонн биомассы, что составляет 25% от общего числа всех веществ органического происхождения, которыми может похвастаться наша планета. Говоря об урожайности водорослей, она равна 1,3-2,0 т сухого вещества на 1 га водной поверхности за 12 месяцев.
Водоросли играют важную роль в питательном процессе, поскольку снабжают рыб едой. Кроме того они - обогатители гидросферы и атмосферы Земли, так как выделяют необходимый кислород.
Существуют и такие водоросли, которые, например, гетеротрофными организмами проводят очищение сточных и загрязненных вод причём без усилий. Такое очищение проводится самостоятельно. Иными словами происходит самоочищение. Большое число водорослей являются индикаторами загрязнения и засоления мест, где обитают разные организмы. Такой вид как почвенные водоросли принимает активное участие в образовании почв, что и следует из их названия.
Вышесказанное обусловило выбор темы исследования «Водоросли» школьного курса биологии в 6 классе.
Объект исследования - учебно-воспитательный процесс, направленный на формирование и развитие исследовательских умений обучающихся в школе.
Предмет исследования - методика формирования и развития исследовательских умений школьников.
Цель работы - развитие исследовательских умений обучающихся при изучении темы «Водоросли» школьного курса биологии в 6 классе.
Гипотеза исследования - процесс формирования практических умений школьников по биологии будет более эффективным, если:
- формирование практических умений школьников выделено на уровень специальной задачи каждого занятия;
- определено учебное биологическое содержание, изучение которого позволяет организовать исследовательскую деятельность школьников;
- в методику на занятиях включены методы и методические приёмы, содержащие результативное формирование исследовательских умений школьников.
Задачи исследования:
1. Изучить современное состояние проблемы формирования и развития исследовательских умений школьников в процессе обучения биологии.
2. Провести анализ авторских линий программ
3. Разработать содержание уроков на тему «Водоросли» по курсу Биология направленных на формирование и развитие исследовательских умений обучающихся;
4. Провести проверку сформированных исследовательских навыков выдвинутых положений в условиях педагогического эксперимента.
Методы исследования. В работе использовались общенаучные методы познания - теоретический анализ научной литературы, сравнение, обобщение и систематизация. А также эмпирические методы исследования: анкетирование, наблюдение, эксперимент.
Педагогический эксперимент осуществлялся на базе МБОУ «СШ № 14» г. Норильска Красноярского края. В эксперименте участвовали обучающиеся 6-х классов.
В ходе исследования логически выделились три этапа.
На первом этапе решались задачи теоретического осмысления исследуемой проблемы.
Второй этап включал разработку содержания уроков на тему «Водоросли» по курсу Биология направленных на формирование и развитие исследовательских умений обучающихся.
На третьем этапе проводились: обработка, систематизация экспериментальных материалов, обобщение и оформление результатов исследования.
По итогу выполненной работы, можно сформулировать следующие выводы:
1. Вопросы по исследовательской деятельности обучающихся отражены в работах известных психологов и педагогов, которые делают акцент на основные понятия: деятельность, учебная деятельность, исследование, исследовательские умения, исследовательская компетентность, исследовательский метод, исследовательская деятельность.
2. Анализ программ расчасовки авторских линий учебников по биологии направленных на изучение темы «Водоросли», показал, что разные авторы для освещения данной темы в классно-урочной системе обучения выделяют разное количество часов. В 5 класс В.В. Пасечника (2016) две линии по 2 ч., в 6 классах: И.Н. Пономаревой две линии, Т.А. Исаева., Н.И. Романова по 2ч. Самкова В.А., Рокотова Д.И., Лапшина В.И., Шереметьева А.М., Дубынина В.А. 6 ч., Никишов А.И 7 ч и в 7 классах И.Н. Понамарева 1ч., В.И. Сивоглазов 2 ч., М.Б. Беркинблит 4ч., Н.И. Сонина (2016) 6 ч.
3. В работе рассмотрены примеры двух уроков, построенных таким образом, чтобы наиболее эффективно формировать и развивать исследовательские умения. Структура каждого урока состоит из теоретических сведений, тестовых заданий и домашнего задания для закрепления материала, в первом уроке проводится лабораторная работа.
4. В ходе педагогического эксперимента в котором участвовали обучающиеся 6 классов муниципального бюджетного образовательного учреждения «СШ № 14» г. выявили Ку 0,7
Таким образом, можно утверждать, что выдвинутая гипотеза подтвердилась, задачи исследования решены, цель достигнута.
1. Арцев, М.Н. Учебно-исследовательская работа обучающихся / М.Н. Арцев // Научно-практический журнал «Завуч», 2015. - № 7. - С. 4-30.
2. Белякова Г.А. Ботаника. Том 1. Водоросли и грибы / Academia. Естественные науки Москва, 2010. 123 с
3. Ботаника: Курс альгологии и микологии / под ред. Ю. Т. Дьякова. - М.: Издательство МГУ, 2007. - 559 с.
4. Верзилин, Н.В. Общая методика преподавания биологии: Учебник для
студентов пед. ин-тов по биол. / Н.М. Верзилин, В.М. Корсунская. - М,: Просвещение, 1983. - 383 с.
5. Водоросли [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://my- edu.ru/edu_bio/1 _02. html.
6. Волкова, Ю.Л. Исследовательская деятельность - средство формирование ценностного отношения к природе у школьников / Ю.Л. Волкова // Исследовательская работа школьников, 2005. - №4. - 184 с.
7. Галкина, Е.А. Педагогический эксперимент в обучении школьной биологии: контрольно-оценочный аспект: учеб. пособие- Красноярск, 2011. - 116 с.
8. Голикова Т.В. Теоретические вопросы методики обучения биологии : учебное пособие / Краснояр. Гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноясрк, 2012. - 76 с.
9. Грин Н. Биология: в 3 т. 3-е изд. / М., 2004. - 454 с.
10. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская деятельность в школе. М.: Вербум-М, 2001. С. 4-6
11. Джуринский, А.Н. История педагогики: Учеб. Пособие для студ. педвузов / А.Н. Джуринский. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. - 432 с.
12. Жизнь растений в 6-ти т. Том 3. Водоросли. Лишайники / под ред. А. А. Фёдорова. М.: Просвещение, 1977. - 487 с.
13. Закон Российской Федерации «Об образовании». - М., 2013.
14. Зверев, И.Д. Общая методика преподавания биологии: Пособие для учителя / И.Д. Зверев, А.Н. Мягкова. - М.: Просвещение, 1985. - 121 с.
15. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2000. - 512 с.
16. Исследователь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www. researcher. ru
17. Классификация и строение водорослей, 2003 2016 [Электронный
ресурс]. - Режим доступа:http://bibliofond.ru/view.aspx?id=538408
18. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (2002) [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.eidos.ru
19. Концепция развития исследовательской деятельности обучающихся / Н.Г. Алексеев // Исследовательская работа школьников, 2002. - №1. - С. 24-33.
20. Крыжановский В. А. Биология. Полный курс. В 3-х т., Том Ботаника. М.: ООО «Издательский дом ОНИКС 21 век», 2002. - 544 с.
21. Кыверялг A.A. Методы исследования в профессиональной педагогике. - Таллинн: Валгус, 1980. - 334 с.
22. Обухов, А.С. Оценка эффективности применения проектной и исследовательской деятельности в обучении / А.С. Обухов // Исследовательская работа школьников, 2006. - №1. - 100 с.
23. Пасько, Л.И. Исследовательский подход как методологическая основа проектной деятельности / Л.И. Пасько // НиШ, 2007. - №1. - С. 27-29.
24. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад: ред. кол. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. - 528 с.
25. Поддъяков, А.Н. Инвариативный и системно-динамический подходы к обучению исследовательской деятельности / А.Н. Поддъяков // Исследовательская работа школьников, 2006. - №1. - 48 с.
26. Подласый, И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: Учебное
пособие для студентов высших учебных заведений / И. П. Подласый. - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. - 368 с.
27. Пономарева, И.Н. Общая методика обучения биологии: учебное пособие для студ. пед. Вузов - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 280 с.
28. Савенков, А.И. Концепции исследовательского обучения / А.И. Савенков // Школьные технологии, 2008. - №4. - С. 91.
29. Савенков, А.И. Психологические основы исследовательского обучения школьников / А.И. Савенков // Школьные технологии, 2008. - №1. - С. 43-45.
30. Сериков, В.В. Личностный подход в образовании: концепции и технологии / В.В. Сериков. - Волгоград: Изд. ВГПИ, 1994. - 330 с.
31. Харламов, И.Ф. Педагогика: Учеб. Псобие / И.Ф. Харламов. - М.: Юрист, 1997. - 512 с.
32. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А.В. Хуторской // Народное образование, 2003. - №2. - С. 55-64.
33. https://www.idpublications.org/wp-content/uploads/2020/07/Full-Paper-FORMATION-OF-STUDENTS-SCIENTIFIC-COMPETENCIES-ON-THE-BASIS-OF-MEDIA-EDUCATION-RESOURCES.pdf
34. http://elib.osu.rU/bitstream/123456789/10793/1/4678 20140623.pdf
35. https://algaeresearchsupplv.com/pages/algae-beads-lessons-for-high-school