ВВЕДЕНИЕ 4
1 Информационно-образовательная среда образовательного учреждения 10
1.1 Требования ФГОС о создании современной информационно-образовательной среды основного общего образования
10
1.2 Дидактические требования к содержанию обучающих компьютерных программ
14
1.3 Специфические дидактические требования к содержанию
обучающих компьютерных программ
18
1.4 Психологические требования к содержанию обучающих
компьютерных программ
20
1.5 Основные эргономические и эстетические требования к содержанию обучающих компьютерных программ
21
1.6 Технико-технологические требования и функциональные
компоненты электронных средств обучения
23
Выводы по 1 главе 26
2 Методика использования компьютерных технологий в процессе обучения и контроля знаний по предмету «Технология»
29
2.1 Тестирование в образовании (зарубежный и отечественный
опыт)
29
2.2 Разработка информационных образовательных ресурсов для
обучения и контроля знаний технологических понятий
31
2.3 Методика обучения с использованием компьютерной программы «Тесты»
42
2.4 Методика обучения с использованием компьютерной программы «Угадай слово»
49
2.5 Расчет себестоимости проекта 53
Выводы по 2 главе 56
3 Мониторинг влияния компьютерных программ «Тест» и «Угадай
слово» на качество подготовки обучающихся
58
3.1 Программа экспериментального исследования 58
3.2 Результаты экспериментального исследования 60
Выводы по 3 главе 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 66
ПРИЛОЖЕНИЕ А - Контрольные тесты для 5, 6, 7 классов 72
ПРИЛОЖЕНИЕ Б - Опорные понятия и термины 94
ПРИЛОЖЕНИЕ В - Входной и контрольный тесты 96
В сегодняшнее время становятся все более актуальными требования
ФГОС к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования. В последнее время большая роль в обучении отводится компьютерным информационно-коммуникационным технологиям
(ИКТ), так как с их помощью можно по-новому представить содержание
учебного материала и организовать его изучение. При этом ИКТ выступают
как новые интерактивные средства обучения, обладающие целым рядом дидактических достоинств и позволяющие качественно изменить методы, формы и содержание обучения.
Информационно-образовательная среда образовательного учреждения
ФГОС основного общего образования определяет, что она должна включать:
систему современных педагогических технологий, комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное ИКТ оборудование, коммуникационные каналы, обеспечивающих обучение в современной информационнообразовательной среде, которая должна обеспечивать: укомплектованность
электронными информационно-образовательными ресурсами и печатными
по всем предметам учебного плана: учебниками, в том числе электронными
приложениями с учебниками, являющимися их составной частью фиксацию
и мониторинг хода и результатов образовательного процесса; .
Требования ФГОС включают материально-технические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования,
которые должны обеспечивать соблюдение: проектирования и организации
своей индивидуальной и групповой деятельности, организации своего времени с использованием ИКТ; планирования учебного процесса, фиксации его
динамики, промежуточных и итоговых результатов. Наличие требований и условий по обеспечению учебного процесса не
в полной мере соответствует реалиям сегодняшнего дня. Учителя предмета
«Технология» испытывают потребность в более широком использовании
электронных образовательных ресурсов, соответствующих современным
психолого-педагогическим требованиям и обеспечению современной информационно-образовательной средой.
Сегодня наблюдается и все большее увеличение влияния информационных технологий на школьников. Современный ребёнок с большим удовольствием посмотрит компьютер новую программу, игру, телевизор, а сейчас все чаще мобильное устройство, чем обратится к книге. Мозг ребенка,
настроенный на получение знаний в форме развлекательных программ, игр,
гораздо легче воспримет информацию, предложенную на уроке с помощью
ИКТ. Особую актуальность для учителей школ приобретают компьютерные
программы для тестирования. Подобных программных средств существует
множество, и программисты-разработчики создают новые варианты так называемых авторских систем. Однако, как показывает практика, возникают
сложности в использовании этих программных средств для составления тестовых заданий. Много недочетов выявлено сообществом учителей технологии в рекомендуемых по ФГОС цифровых образовательных ресурсах (ЦОР) к
учебникам «Технология» для учащихся 5–7 классов по разделам «Создание
изделий из древесины», «Создание изделий из металлов», «Творческие учебные проекты», в которых предложены тестовые задания. Отмечено, что при
ответах на вопросы тестовых заданий возникает существенная вероятность угадывания правильного ответа, а также возможность запоминания неверных ответов.
Чтобы сделать простым и доступным обучение всех категорий учащихся на уроках предмета «Технология», необходимы такие компьютерные программы и тесты, чтобы они способствовали активизации познавательной
деятельности учащегося, мобилизации его интеллектуальных, волевых усилий и эмоциональных переживаний.
Проблеме контроля и её различным психолого-педагогическим аспектм знаний учащихся посвящены работы психологов Н.Ф Талызиной,
Н.А. Менчинской, и др., педагогов Е.С.Перовского, В.М. Полонского, М.Н.
Скаткина, и др. Все чаще в литературе рассматриваются вопросы как эффективного
средства обучения при использовании тестовых заданий (Г.И. Саранцев [51]
и др.)
Анализ данных литературы показывает, что несмотря на большое количество исследований, тем не менее, недостаточно разработаны информационные образовательные ресурсы для обучения и контроля знаний технологических понятий на уроках предмета «Технология».
В современном состоянии вопроса сложились неразрешенные противоречия между – требованиями ФГОС о создании современной информационнообразовательной среды основного общего образования и недостатком электронных образовательных ресурсов, соответствующих психологопедагогическим условиям;
– наличием компьютерных обучающих программ и недостаточно разработанными информационными образовательными ресурсами для обучения
и контроля знаний технологических понятий на уроках предмета «Технология».
Наличие противоречий позволило сформулировать проблему нашего
исследования. Какими должны быть информационные образовательные ресурсы для обучения и контроля знаний о технологических понятиях, чтобы
они помогли обеспечить успешную подготовку обучающихся по предмету
«Технология»? Так как указанная проблема мало разработана и в то же время
очень важна для реализации требований ФГОС о создании современной информационно-образовательной среды основного общего образования, то тема
выпускной квалификационной работы «Использование компьютерных
технологий в процессе обучения и контроля знаний по предмету «Технология», является актуальной.
Цель исследования - разработать информационные образовательные
ресурсы для обучения и контроля знаний о технологических понятиях для
реализации требований ФГОС о создании современной информационнообразовательной среды основного общего образования и обеспечивающих
успешную подготовку обучающихся по предмету «Технология».
Объект исследования - информационно-образовательная среда образовательного учреждения.
Предмет исследования - методика использования компьютерных технологий в процессе обучения и контроля знаний по предмету «Технология». Гипотеза исследования – качество подготовки и уровень знаний учащихся об основных технологических понятиях по предмету «Технология»
повысится, если:
– реализовать требования ФГОС о создании современной информационно-образовательной среды основного общего образования;
– использовать специально разработанные информационные образовательные ресурсы для обучения и контроля знаний технологических понятий
по предмету «Технология».
Задачи исследования:
1. Выявить требования и условия создания информационнообразовательной среды образовательного учреждения.
2. Разработать информационные образовательные ресурсы для обучения и контроля знаний технологических понятий по предмету «Технология».
3. Определить методику использования и проверить эффективность
влияния компьютерных программ «Тест» и «Угадай слово» на качество подготовки обучающихся Методы исследования: теоретический анализ литературы, изучение
современного состояния проблемы, экспериментальное исследование, тестирование.
Экспериментальная база исследования – МБОУ «СОШ №40 им. В.
Токарева» г. Бийска, Алтайского края».
Новизна результатов исследования состоит в разработанных информационных образовательных ресурсах и методике их применения в процессе
обучения и контроля знаний технологических понятий по предмету «Технология».
Практическая значимость исследования – разработанные информационные образовательные ресурсы могут быть внедрены в учебный процесс
для обучения и контроля знаний технологических понятий по предмету
«Технология».
Структура работы соответствует логике исследования и включает в
себя введение, теоретическую часть, практическую часть, заключение, список использованной литературы, 3 приложения.
В ходе исследования были решены поставленные задачи, подтверждена
выдвинутая гипотеза. Результаты исследования подтверждают актуальность
и практическую значимость работы. Данные полученные в результате исследования, позволяют сформулировать окончательные выводы.
Выявлена информационно-образовательная среда образовательного
учреждения и проблемы по вхождению новую информационнообразовательную среду.
Выявлены дидактические и психологические требования требования к
электронным средствам образования.
Установлены эргономические, эстетические и техникотехнологические требования требования к содержанию обучающих компьютерных программ.
Установлены функциональные компоненты электронных средств обучения. Проанализирован зарубежный и отечественный опыт разработки тестовых заданий и тестирования, как формы контроля деятельности школьников. Выявлены: функции контроля; виды и типы тестов; требования к разработке тестовых заданий; преимущества компьютерного тестирования.
Разработаны информационные образовательные ресурсы для обучения
и контроля знаний технологических понятий: компьютерная программа
«Тесты» (вопросы для 5-7 классов, отраженные в учебной программе предмета «Технология», по направлению «Индустриальные технологии», по разделу «Технологии обработки конструкционных материалов», по темам «Технология ручной обработки древесины» и «Технология машинной обработки
древесины и древесных материалов»). Игровая компьютерная программа
«Угадай слово» (слова и понятия из тем «Технология ручной обработки древесины», « Технология машинной обработки древесины и древесных материалов»). Определены методические рекомендации по использованию
компьютерных программ «Тесты» и «Угадай слово» для проведения контроля и обучения учащихся по предмету «Технология» в 5-7 классах, по направлению «Индустриальные технологии».
Определена себестоимость ракзработки проекта компьютерных программ для бучения и контроля знаний «Тесты», «Угадай слово», которая составляет 10157,34 рублей.
Определена программа экспериментального исследования проверки
эффективности влияния разработанных обучающих компьютерных программ
«Тесты» и «Угадай слово» на качество подготовки учащихся 6 классов по
предмету «Технология».
Разработаны тестовые задания для входного и контрольного
тестирования по предмету «Технология» которые использованы в
экспериментальном исследовании для оценки качества подготовки учащихся
6 классов, при использовании разработанных электронных средств обучения.
Проведено экспериментальное исследование, которое позволило выявить, что уровень качества знаний учащихся, получивших отметки 5 и 4, в
экспериментальной группе значительно выше, чем в контрольной группе (в 3
раза). На такие результаты в экспериментальной группе повлияло то, что у
учащихся регулярно проводилась проверка и контроль усвоенных знаний в
интересной для них форме – компьютерное тестирование и игра. Данные результаты подтвердили наше предположение о том, что разработка и реализация обучающих компьютерных программ «Тесты» и «Угадай слово» для
обучения учащихся 6 классов предмету «Технология» является фактором повышения качества их предметной подготовки.
Аванесов, В.С. Методические принципы композиции тестовых заданий
[Текст]: учебное пособие для преподавателей гуманитарных дисциплин /
В.С. Аванесов, Г.Е. Гетманенко. – М.: Народное образование, 1996. – 52 с.
2 Анастази, А. Психологическое тестирование. В 2-х т. Пер. с англ. [Текст] /
А. Анастази. - М.: Педагогика, 1982.- т. 1. - 318 с., т.2 – 336 с.
3 Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды [Текст] / Под ред. А.А.
Бодалева и др. – В 2-х т. – М.: Педагогика, 1980. – 288 с.
4 Атутов, П.Р. Дидактика технологического образования : в 2 ч. [Текст] / П.Р.
Атутов. - М.: ИОСО РАО, 1997. – 230 с.
5 Атутов, П.Р. Концепция формирования технологической культуры молодежи в образовательной школе [Текст] / П.Р. Атутов, O.A. Кожина, В.П.
Овечкин, В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцев // Школа и производство. -1999.-
№ 1.- С. 5-12.
6 Белавина, И.Г. Восприятие ребёнком компьютера и компьютерных игр
[Текст] / И.Г. Белавина // Вопросы психологии. - 1993.- № 3. - С. 62.
7 Беспалько, В.П. Программированное обучение: Дидактические основы
[Текст] /В.П. Беспалько. - М.: Высшая школа, 1970. - 300 с.
8 Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения [Текст]:
учебное пособие /В.П. Беспалько. – М.: Педагогика, 1995. – 336с.
9 Воскерчьян, С.И. Об использовании метода тестов при учете успеваемости
школьников [Текст] / С.И. Воскерчьян. - Сов. педагогика. — 1963. - № 10. -
С. 28-37.
10 Вендровская, Р.Б. Тесты в американской системе образования [Текст] / Р.Б.
Вендровская // Педагогика. – 2001. - № 2. – С. 96-102.
11 Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. –
М.: Педагогика, 1991. – 497 с.
12 Галкина, Е.А. Контроль знаний по биологии [Текст] / Е.А. Галкина // Биология в школе. -2006. - №6. - С. 20 - 21. Гильбух, Ю.З. Метод психологических тестов: сущность и значение [Текст]
/ Ю.З. Гильбух // Вопросы психологии. - 1986. - №2 – С. 30
14 Гильбух, Ю.З. Актуальные проблемы валидизации психологических тестов
[Текст] / Ю.З. Гильбух // Вопросы психологии.- 1978. - №5. с.108-118
15 Гулюкина, Н.А. Диагностические и корректирующие возможности тестового контроля на этапе «школа-вуз» [Текст] // Н.А. Гулюкина -Тезисы всероссийской научно-методической конференции /Под общ.ред. А.С. Вострикова.
– Новосибирск: Изд-во НГТУ, 1998. – Ч. I,II,III. – С. 219.
16 Гуревич, К.М. Тесты в психологии и педагогике [Текст] / К.М. Гуревич -
Новые исследования в педагогических науках: Сб. научных трудов. — М.:
Просвещение, 1969. — Вып. 13.- С. 113-121.
17 Гуревич, К.М. Что такое педагогическая диагностика [Текст] / К.М. Гуревич// Знание. - 1985.- №4 – С. 80.
18 Дружинин, В.Н. Диагностика способностей и личностных черт учащихся в
учебной деятельности [Текст] / Под ред. В.Д. Шадрикова.- Саратов: Изд-во
Саратовского ун-та, 1989. – 218 с.
19 Думиньш, А.А. Компьютерные игры в обучении и технологии их разработки [Текст] / А.А. Думиньш, Л.В. Зайцева // Образовательные технологии и
общество. -2012.- №3.- С. 534-544.
20 Дюк, В.А. Компьютерная психодиагностика [Текст] / В.А. Дюк . – СПб.:
Братство. – 1994. - 364 с.
21 Жемчужников, Д.Г. Методика обучения программированию, основанная на
создании школьниками динамических компьютерных игр [Текст]: монография / Д..Г. Жемчужников, О.Ю. Заславская. – Воронеж: Научная книга. –
2014. – 190 с.
22 Ингенкамп, К. Педагогическая диагностика [Текст] / К. Ингенкамп - М.
Педагогика, 1991. – 239 с.
23 Иошанов, М.А. Школьная оценка: старые проблемы и новые перспективы /
М.А. Иошанов // Педагогика. – 2000. – № 10. – С. 95-102.
24 Кадневский, В. М. История тестов [Текст]: монография / В.М. Кадневский. - М.: Народное образование.- 2004. – 464 с.
25 Калинова, Г.С. Система контроля знаний и умений учащихся [Текст] / Г.С.
Калинова, А.Н. Мягкова, В.З. Резникова // Биология в школе. - 2000. - №3. -
С.19-25.
26 Карпенко, О.М. Геймификация в электронном обучении. Дистанционное и
виртуальное обучение [Текст] / О.М. Карпенко, А.В. Лукьянова, А.В. Абрамова, В.А. Басов // Педагогика. - 2015.- № 4.- С. 28-43.
27 Каткова, А.Л. Компьютерные игры как средство повышения эффективности
обучения [Текст] / А.Л Каткова // Повышение эффективности подготовки
учителей физики и информатики: материалы междунар. науч.-практ. конф. /
Уральский гос. пед. ун-т.- Екатеринбург, 2006.- С. 63-66.
28 Кахтанов, М.В. Методы разработки и внедрения в рейтинг-контроля умений
и знаний студентов [Текст]: учебное пособие / М.В. Кахтанов. - М.: Просвещение. - 1990. – 240 с.
29 Клайн, П. Справочное руководство по конструированию тестов [Текст] / П.
Клайн - Киев, -1994.- 282 с.
30 Кудаев, М.Р. Корректирующий контроль в учебном процессе. Проблемы и
методы построения и реализации его системы [Текст] / М.Р. Кудаев // Качества и оценка в образовании: материалы международной конференции /
СПб. РГПУ им. А.И.Герцена. – 1998. Майкоп: Качество, 1997. – С. 195. /
31 Кудаев, М.Р. Корректирующий контроль в учебном процессе: дидактические основы построения и реализации системы [Текст]: дисс…докт.пед.
наук. / М.Р. Кудаев - Дисс…докт.пед. наук. – Майкоп, -1998. – 431 с.
32 Кукушкина, В.С. Теория и методы обучения биологии [Текст] / В.С. Кукушкина – Ростов–на-Дону: Феникс, 2005 –474 с.
33 Курс «Информационно- образовательная среда (ИОС) основной школы»
[Электронный ресурс]. – Электронный, текстовый, графич. – Режим доступа: http://www.lyceum88.ru/IOS_M1_Cont_1_1_01.12мая 2018.
34 Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения [Текст] / А.Н.
Леонтьев – Т. 1. – М.: Наука, 1983. – 391 с. 35 Леонтьев, А.Н. Теория усвоения знаний и программированное обучение
[Текст] / А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин // Советская педагогика. — 1964.-
№ 10.- С. 56-65.
36 Леонтьев, А.Н. О диагностических методах психологического исследования
школьников [Текст] / А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.А. Смирнов // Советская педагогика. - 1968.-№ 7.- С.65-77.
37 Лернер, Г.И. Работа с тестами: не только контроль, но и обучение [Текст] /
Г.И. Лернер // Биология в школе. - 2002. - №4. - С. 19-21.
38 Майоров, А.Н. Тесты школьных достижений: конструирование, проведение
, использование [Текст] / А.Н. Майоров. - С.-Петербург: Образование и
культура, 1997.- 304 с.
39 Маслов, А.С. Высшая школа и ее педагогические основы: система контроля
знаний [Текст]: учебное пособие / А.С. Маслов. – Волгоград, 1993. – 148
с.
40 Махмурян, К.С. Новые зарубежные технологии и приемы оценивания достижений студентов [Текст]: / К.С. Махмурян // Преподаватель. – 1999. – №
2-3. – С. 17-19.
41 Медведев, Д.А. Национальная инициатива «Наша новая школа»: [Электронный ресурс] – Электронный, текстовый, графич. - Режим доступа:
http://mon.gov.ru/dok/akt/6591/ 27 апреля 2018
42 Михайлычев, Е.А. Дидактическая тестология [Текст] / Е.А. Михайлычев. -
М.: Народное образование, 2001.- 432 с.
43 Никитин, П.В. Применение компьютерных игр как фактор повышения качества обучения информатике [Текст] / П.В. Никитин, Р.И. Горохова,
А.С. Зайков // Образовательные технологии и общество. - 2015.- №3.- С.
397-409.
44 Образовательная программа на 2014-2016 гг. «Информационнообразовательная среда муниципального бюджетного общеобразовательного
учреждения «Гимназия №4» как средство реализации Федеральных государственных стандартов общего образования» [Электронный ресурс] / Н.Е. Черенко– Электронный, текстовый, графич. - Режим доступа:
http://g_4.edu54.ru/normdocs/20150108_informatizatsiya/Программа%20ИОС_
тезисы.pdf 14 апреля 2018.
45 Общие требования к электронным средствам обучения для общеобразовательных школ: [Электронный ресурс] – Электронный, текстовый, графич. -
Режим доступа: https://superinf.ru/view_article.php?id=416 5 апреля 2018.
46 Педагогика [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России,
1998. – 640 с.
47 Перовский, Е.И. Проверка знаний учащихся в средней школе [Текст] / Е.И.
Перовский – М.: АПН РСФСР, 1960. – 511 с.
48 Пидкасистый, П.И. Опрос как средство обучения [Текст] / П.И. Пидкасистый, М.Л. Портнов – М.: Педагогическое общество России, 1999. –155 с.
49 Подласый, И.П. Педагогика.Новый курс: Учебник для студентов пед. вузов
[Текст] / И.П. Подласый - М.: Владос, Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения, 2001. – 576 с.
50 Развитие образовательного процесса на основе современной системы интерактивного обучения в условиях модернизации образования [Электронный
ресурс] / Инновационные технологии и методы обучения: приоритеты развития и подготовка кадров в России // материалы международной научнотехнической конференции ААИ «Автомобиле- и тракторостроение, посвященной 145-летию МГТУ «МАМИ».– Электронный, текстовый, графич. -
Режим доступа: http://www.mospolytech.ru/science/mami145/scientific/article/as12.pdf 17
апреля 2018.
51 Саранцев, Г.И. Упражнения в обучении математике [Текст] / Г.И. Саранцев.
- М.: Просвещение, 1995.- 239 с.
52 Симоненко, В.Д. Программа «Технология» [Текст] / В.Д. Симоненко. - М.:
Просвещение, 1997. – 226 с.
53 Талызина, Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения
[Текст] / Н.Ф. Талызина. –М.: Моск. ун-т,1969. – 133 с.71
54 Талызина, Н.Ф. Теоретические основы контроля в учебном процессе [Текст]
/ Н.Ф. Талызина. - М.: Знание, 1983.- 96 с.
55 Талызина, Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний [Текст] / Н.Ф. Талызина. – М.: МГУ, 1984. – 343 с.
56 Технология создания электронных средств обучения [Электронный ресурс]
- Электронный, текстовый, графич. - / М.И. Беляев, В.В. Гриншкун, Г.А
Краснова.– Режим доступа:
http://uu.vlsu.ru/files/Tekhnologija_sozdanija_EHSO. 15 октября 2017.
57 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. Введ. 17.12.2010. – Сайт Министерства образования и науки РФ. – Электронные, текстовые. – Режим доступа:
https://xn--80abucjiibhv9a.xn--
p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D
1%82%D1%8B/543 / 15.12.2017.
58 Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от
29.12.2012 N 273-ФЗ [Электронный ресурс]. Введ. 29.12.2012. – Сайт Министерства образования и науки РФ. – Электронные, текстовые. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ 15.12.2017
59 Шишов, С.Е., Мониторинг качества образования [Текст] / С.Е. Шишов, В.А
Кальней. – М.: Российское педагогическое агентство, 1999. – 354 с.
60 Хотунцев, Ю.Л. Развитие творческих способностей учащихся в образовательной области «Технология» [Текст] / Ю.Л. Хотунцев, O.A. Кожина. М.:
ИОСО РАО, 1999. – 44 с.
61 Эльконин, Д.Б. Психология игры [Текст] /Д.Б. Эльконин - М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 1999. – 360 с.
62 Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) к авторским учебникам «Технология» издательства «Вентана-Граф» для учащихся 5 – 7 классов [Электронный ресурс]. – Электронный, текстовый, графич. – Сайт
cortechnology.ru – Режим доступа:
http://cortechnology.ru/?action=getArticleByUid&uid=50006