Использование компьютерных технологий в процессе обучения и контроля знаний по предмету «Технология»
|
ВВЕДЕНИЕ 4
1 Информационно-образовательная среда образовательного учреждения 10
1.1 Требования ФГОС о создании современной информационно-образовательной среды основного общего образования
10
1.2 Дидактические требования к содержанию обучающих компьютерных программ
14
1.3 Специфические дидактические требования к содержанию
обучающих компьютерных программ
18
1.4 Психологические требования к содержанию обучающих
компьютерных программ
20
1.5 Основные эргономические и эстетические требования к содержанию обучающих компьютерных программ
21
1.6 Технико-технологические требования и функциональные
компоненты электронных средств обучения
23
Выводы по 1 главе 26
2 Методика использования компьютерных технологий в процессе обучения и контроля знаний по предмету «Технология»
29
2.1 Тестирование в образовании (зарубежный и отечественный
опыт)
29
2.2 Разработка информационных образовательных ресурсов для
обучения и контроля знаний технологических понятий
31
2.3 Методика обучения с использованием компьютерной программы «Тесты»
42
2.4 Методика обучения с использованием компьютерной программы «Угадай слово»
49
2.5 Расчет себестоимости проекта 53
Выводы по 2 главе 56
3 Мониторинг влияния компьютерных программ «Тест» и «Угадай
слово» на качество подготовки обучающихся
58
3.1 Программа экспериментального исследования 58
3.2 Результаты экспериментального исследования 60
Выводы по 3 главе 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 66
ПРИЛОЖЕНИЕ А - Контрольные тесты для 5, 6, 7 классов 72
ПРИЛОЖЕНИЕ Б - Опорные понятия и термины 94
ПРИЛОЖЕНИЕ В - Входной и контрольный тесты 96
1 Информационно-образовательная среда образовательного учреждения 10
1.1 Требования ФГОС о создании современной информационно-образовательной среды основного общего образования
10
1.2 Дидактические требования к содержанию обучающих компьютерных программ
14
1.3 Специфические дидактические требования к содержанию
обучающих компьютерных программ
18
1.4 Психологические требования к содержанию обучающих
компьютерных программ
20
1.5 Основные эргономические и эстетические требования к содержанию обучающих компьютерных программ
21
1.6 Технико-технологические требования и функциональные
компоненты электронных средств обучения
23
Выводы по 1 главе 26
2 Методика использования компьютерных технологий в процессе обучения и контроля знаний по предмету «Технология»
29
2.1 Тестирование в образовании (зарубежный и отечественный
опыт)
29
2.2 Разработка информационных образовательных ресурсов для
обучения и контроля знаний технологических понятий
31
2.3 Методика обучения с использованием компьютерной программы «Тесты»
42
2.4 Методика обучения с использованием компьютерной программы «Угадай слово»
49
2.5 Расчет себестоимости проекта 53
Выводы по 2 главе 56
3 Мониторинг влияния компьютерных программ «Тест» и «Угадай
слово» на качество подготовки обучающихся
58
3.1 Программа экспериментального исследования 58
3.2 Результаты экспериментального исследования 60
Выводы по 3 главе 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 66
ПРИЛОЖЕНИЕ А - Контрольные тесты для 5, 6, 7 классов 72
ПРИЛОЖЕНИЕ Б - Опорные понятия и термины 94
ПРИЛОЖЕНИЕ В - Входной и контрольный тесты 96
В сегодняшнее время становятся все более актуальными требования
ФГОС к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования. В последнее время большая роль в обучении отводится компьютерным информационно-коммуникационным технологиям
(ИКТ), так как с их помощью можно по-новому представить содержание
учебного материала и организовать его изучение. При этом ИКТ выступают
как новые интерактивные средства обучения, обладающие целым рядом дидактических достоинств и позволяющие качественно изменить методы, формы и содержание обучения.
Информационно-образовательная среда образовательного учреждения
ФГОС основного общего образования определяет, что она должна включать:
систему современных педагогических технологий, комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное ИКТ оборудование, коммуникационные каналы, обеспечивающих обучение в современной информационнообразовательной среде, которая должна обеспечивать: укомплектованность
электронными информационно-образовательными ресурсами и печатными
по всем предметам учебного плана: учебниками, в том числе электронными
приложениями с учебниками, являющимися их составной частью фиксацию
и мониторинг хода и результатов образовательного процесса; .
Требования ФГОС включают материально-технические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования,
которые должны обеспечивать соблюдение: проектирования и организации
своей индивидуальной и групповой деятельности, организации своего времени с использованием ИКТ; планирования учебного процесса, фиксации его
динамики, промежуточных и итоговых результатов. Наличие требований и условий по обеспечению учебного процесса не
в полной мере соответствует реалиям сегодняшнего дня. Учителя предмета
«Технология» испытывают потребность в более широком использовании
электронных образовательных ресурсов, соответствующих современным
психолого-педагогическим требованиям и обеспечению современной информационно-образовательной средой.
Сегодня наблюдается и все большее увеличение влияния информационных технологий на школьников. Современный ребёнок с большим удовольствием посмотрит компьютер новую программу, игру, телевизор, а сейчас все чаще мобильное устройство, чем обратится к книге. Мозг ребенка,
настроенный на получение знаний в форме развлекательных программ, игр,
гораздо легче воспримет информацию, предложенную на уроке с помощью
ИКТ. Особую актуальность для учителей школ приобретают компьютерные
программы для тестирования. Подобных программных средств существует
множество, и программисты-разработчики создают новые варианты так называемых авторских систем. Однако, как показывает практика, возникают
сложности в использовании этих программных средств для составления тестовых заданий. Много недочетов выявлено сообществом учителей технологии в рекомендуемых по ФГОС цифровых образовательных ресурсах (ЦОР) к
учебникам «Технология» для учащихся 5–7 классов по разделам «Создание
изделий из древесины», «Создание изделий из металлов», «Творческие учебные проекты», в которых предложены тестовые задания. Отмечено, что при
ответах на вопросы тестовых заданий возникает существенная вероятность угадывания правильного ответа, а также возможность запоминания неверных ответов.
Чтобы сделать простым и доступным обучение всех категорий учащихся на уроках предмета «Технология», необходимы такие компьютерные программы и тесты, чтобы они способствовали активизации познавательной
деятельности учащегося, мобилизации его интеллектуальных, волевых усилий и эмоциональных переживаний.
Проблеме контроля и её различным психолого-педагогическим аспектм знаний учащихся посвящены работы психологов Н.Ф Талызиной,
Н.А. Менчинской, и др., педагогов Е.С.Перовского, В.М. Полонского, М.Н.
Скаткина, и др. Все чаще в литературе рассматриваются вопросы как эффективного
средства обучения при использовании тестовых заданий (Г.И. Саранцев [51]
и др.)
Анализ данных литературы показывает, что несмотря на большое количество исследований, тем не менее, недостаточно разработаны информационные образовательные ресурсы для обучения и контроля знаний технологических понятий на уроках предмета «Технология».
В современном состоянии вопроса сложились неразрешенные противоречия между – требованиями ФГОС о создании современной информационнообразовательной среды основного общего образования и недостатком электронных образовательных ресурсов, соответствующих психологопедагогическим условиям;
– наличием компьютерных обучающих программ и недостаточно разработанными информационными образовательными ресурсами для обучения
и контроля знаний технологических понятий на уроках предмета «Технология».
Наличие противоречий позволило сформулировать проблему нашего
исследования. Какими должны быть информационные образовательные ресурсы для обучения и контроля знаний о технологических понятиях, чтобы
они помогли обеспечить успешную подготовку обучающихся по предмету
«Технология»? Так как указанная проблема мало разработана и в то же время
очень важна для реализации требований ФГОС о создании современной информационно-образовательной среды основного общего образования, то тема
выпускной квалификационной работы «Использование компьютерных
технологий в процессе обучения и контроля знаний по предмету «Технология», является актуальной.
Цель исследования - разработать информационные образовательные
ресурсы для обучения и контроля знаний о технологических понятиях для
реализации требований ФГОС о создании современной информационнообразовательной среды основного общего образования и обеспечивающих
успешную подготовку обучающихся по предмету «Технология».
Объект исследования - информационно-образовательная среда образовательного учреждения.
Предмет исследования - методика использования компьютерных технологий в процессе обучения и контроля знаний по предмету «Технология». Гипотеза исследования – качество подготовки и уровень знаний учащихся об основных технологических понятиях по предмету «Технология»
повысится, если:
– реализовать требования ФГОС о создании современной информационно-образовательной среды основного общего образования;
– использовать специально разработанные информационные образовательные ресурсы для обучения и контроля знаний технологических понятий
по предмету «Технология».
Задачи исследования:
1. Выявить требования и условия создания информационнообразовательной среды образовательного учреждения.
2. Разработать информационные образовательные ресурсы для обучения и контроля знаний технологических понятий по предмету «Технология».
3. Определить методику использования и проверить эффективность
влияния компьютерных программ «Тест» и «Угадай слово» на качество подготовки обучающихся Методы исследования: теоретический анализ литературы, изучение
современного состояния проблемы, экспериментальное исследование, тестирование.
Экспериментальная база исследования – МБОУ «СОШ №40 им. В.
Токарева» г. Бийска, Алтайского края».
Новизна результатов исследования состоит в разработанных информационных образовательных ресурсах и методике их применения в процессе
обучения и контроля знаний технологических понятий по предмету «Технология».
Практическая значимость исследования – разработанные информационные образовательные ресурсы могут быть внедрены в учебный процесс
для обучения и контроля знаний технологических понятий по предмету
«Технология».
Структура работы соответствует логике исследования и включает в
себя введение, теоретическую часть, практическую часть, заключение, список использованной литературы, 3 приложения.
ФГОС к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования. В последнее время большая роль в обучении отводится компьютерным информационно-коммуникационным технологиям
(ИКТ), так как с их помощью можно по-новому представить содержание
учебного материала и организовать его изучение. При этом ИКТ выступают
как новые интерактивные средства обучения, обладающие целым рядом дидактических достоинств и позволяющие качественно изменить методы, формы и содержание обучения.
Информационно-образовательная среда образовательного учреждения
ФГОС основного общего образования определяет, что она должна включать:
систему современных педагогических технологий, комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное ИКТ оборудование, коммуникационные каналы, обеспечивающих обучение в современной информационнообразовательной среде, которая должна обеспечивать: укомплектованность
электронными информационно-образовательными ресурсами и печатными
по всем предметам учебного плана: учебниками, в том числе электронными
приложениями с учебниками, являющимися их составной частью фиксацию
и мониторинг хода и результатов образовательного процесса; .
Требования ФГОС включают материально-технические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования,
которые должны обеспечивать соблюдение: проектирования и организации
своей индивидуальной и групповой деятельности, организации своего времени с использованием ИКТ; планирования учебного процесса, фиксации его
динамики, промежуточных и итоговых результатов. Наличие требований и условий по обеспечению учебного процесса не
в полной мере соответствует реалиям сегодняшнего дня. Учителя предмета
«Технология» испытывают потребность в более широком использовании
электронных образовательных ресурсов, соответствующих современным
психолого-педагогическим требованиям и обеспечению современной информационно-образовательной средой.
Сегодня наблюдается и все большее увеличение влияния информационных технологий на школьников. Современный ребёнок с большим удовольствием посмотрит компьютер новую программу, игру, телевизор, а сейчас все чаще мобильное устройство, чем обратится к книге. Мозг ребенка,
настроенный на получение знаний в форме развлекательных программ, игр,
гораздо легче воспримет информацию, предложенную на уроке с помощью
ИКТ. Особую актуальность для учителей школ приобретают компьютерные
программы для тестирования. Подобных программных средств существует
множество, и программисты-разработчики создают новые варианты так называемых авторских систем. Однако, как показывает практика, возникают
сложности в использовании этих программных средств для составления тестовых заданий. Много недочетов выявлено сообществом учителей технологии в рекомендуемых по ФГОС цифровых образовательных ресурсах (ЦОР) к
учебникам «Технология» для учащихся 5–7 классов по разделам «Создание
изделий из древесины», «Создание изделий из металлов», «Творческие учебные проекты», в которых предложены тестовые задания. Отмечено, что при
ответах на вопросы тестовых заданий возникает существенная вероятность угадывания правильного ответа, а также возможность запоминания неверных ответов.
Чтобы сделать простым и доступным обучение всех категорий учащихся на уроках предмета «Технология», необходимы такие компьютерные программы и тесты, чтобы они способствовали активизации познавательной
деятельности учащегося, мобилизации его интеллектуальных, волевых усилий и эмоциональных переживаний.
Проблеме контроля и её различным психолого-педагогическим аспектм знаний учащихся посвящены работы психологов Н.Ф Талызиной,
Н.А. Менчинской, и др., педагогов Е.С.Перовского, В.М. Полонского, М.Н.
Скаткина, и др. Все чаще в литературе рассматриваются вопросы как эффективного
средства обучения при использовании тестовых заданий (Г.И. Саранцев [51]
и др.)
Анализ данных литературы показывает, что несмотря на большое количество исследований, тем не менее, недостаточно разработаны информационные образовательные ресурсы для обучения и контроля знаний технологических понятий на уроках предмета «Технология».
В современном состоянии вопроса сложились неразрешенные противоречия между – требованиями ФГОС о создании современной информационнообразовательной среды основного общего образования и недостатком электронных образовательных ресурсов, соответствующих психологопедагогическим условиям;
– наличием компьютерных обучающих программ и недостаточно разработанными информационными образовательными ресурсами для обучения
и контроля знаний технологических понятий на уроках предмета «Технология».
Наличие противоречий позволило сформулировать проблему нашего
исследования. Какими должны быть информационные образовательные ресурсы для обучения и контроля знаний о технологических понятиях, чтобы
они помогли обеспечить успешную подготовку обучающихся по предмету
«Технология»? Так как указанная проблема мало разработана и в то же время
очень важна для реализации требований ФГОС о создании современной информационно-образовательной среды основного общего образования, то тема
выпускной квалификационной работы «Использование компьютерных
технологий в процессе обучения и контроля знаний по предмету «Технология», является актуальной.
Цель исследования - разработать информационные образовательные
ресурсы для обучения и контроля знаний о технологических понятиях для
реализации требований ФГОС о создании современной информационнообразовательной среды основного общего образования и обеспечивающих
успешную подготовку обучающихся по предмету «Технология».
Объект исследования - информационно-образовательная среда образовательного учреждения.
Предмет исследования - методика использования компьютерных технологий в процессе обучения и контроля знаний по предмету «Технология». Гипотеза исследования – качество подготовки и уровень знаний учащихся об основных технологических понятиях по предмету «Технология»
повысится, если:
– реализовать требования ФГОС о создании современной информационно-образовательной среды основного общего образования;
– использовать специально разработанные информационные образовательные ресурсы для обучения и контроля знаний технологических понятий
по предмету «Технология».
Задачи исследования:
1. Выявить требования и условия создания информационнообразовательной среды образовательного учреждения.
2. Разработать информационные образовательные ресурсы для обучения и контроля знаний технологических понятий по предмету «Технология».
3. Определить методику использования и проверить эффективность
влияния компьютерных программ «Тест» и «Угадай слово» на качество подготовки обучающихся Методы исследования: теоретический анализ литературы, изучение
современного состояния проблемы, экспериментальное исследование, тестирование.
Экспериментальная база исследования – МБОУ «СОШ №40 им. В.
Токарева» г. Бийска, Алтайского края».
Новизна результатов исследования состоит в разработанных информационных образовательных ресурсах и методике их применения в процессе
обучения и контроля знаний технологических понятий по предмету «Технология».
Практическая значимость исследования – разработанные информационные образовательные ресурсы могут быть внедрены в учебный процесс
для обучения и контроля знаний технологических понятий по предмету
«Технология».
Структура работы соответствует логике исследования и включает в
себя введение, теоретическую часть, практическую часть, заключение, список использованной литературы, 3 приложения.
В ходе исследования были решены поставленные задачи, подтверждена
выдвинутая гипотеза. Результаты исследования подтверждают актуальность
и практическую значимость работы. Данные полученные в результате исследования, позволяют сформулировать окончательные выводы.
Выявлена информационно-образовательная среда образовательного
учреждения и проблемы по вхождению новую информационнообразовательную среду.
Выявлены дидактические и психологические требования требования к
электронным средствам образования.
Установлены эргономические, эстетические и техникотехнологические требования требования к содержанию обучающих компьютерных программ.
Установлены функциональные компоненты электронных средств обучения. Проанализирован зарубежный и отечественный опыт разработки тестовых заданий и тестирования, как формы контроля деятельности школьников. Выявлены: функции контроля; виды и типы тестов; требования к разработке тестовых заданий; преимущества компьютерного тестирования.
Разработаны информационные образовательные ресурсы для обучения
и контроля знаний технологических понятий: компьютерная программа
«Тесты» (вопросы для 5-7 классов, отраженные в учебной программе предмета «Технология», по направлению «Индустриальные технологии», по разделу «Технологии обработки конструкционных материалов», по темам «Технология ручной обработки древесины» и «Технология машинной обработки
древесины и древесных материалов»). Игровая компьютерная программа
«Угадай слово» (слова и понятия из тем «Технология ручной обработки древесины», « Технология машинной обработки древесины и древесных материалов»). Определены методические рекомендации по использованию
компьютерных программ «Тесты» и «Угадай слово» для проведения контроля и обучения учащихся по предмету «Технология» в 5-7 классах, по направлению «Индустриальные технологии».
Определена себестоимость ракзработки проекта компьютерных программ для бучения и контроля знаний «Тесты», «Угадай слово», которая составляет 10157,34 рублей.
Определена программа экспериментального исследования проверки
эффективности влияния разработанных обучающих компьютерных программ
«Тесты» и «Угадай слово» на качество подготовки учащихся 6 классов по
предмету «Технология».
Разработаны тестовые задания для входного и контрольного
тестирования по предмету «Технология» которые использованы в
экспериментальном исследовании для оценки качества подготовки учащихся
6 классов, при использовании разработанных электронных средств обучения.
Проведено экспериментальное исследование, которое позволило выявить, что уровень качества знаний учащихся, получивших отметки 5 и 4, в
экспериментальной группе значительно выше, чем в контрольной группе (в 3
раза). На такие результаты в экспериментальной группе повлияло то, что у
учащихся регулярно проводилась проверка и контроль усвоенных знаний в
интересной для них форме – компьютерное тестирование и игра. Данные результаты подтвердили наше предположение о том, что разработка и реализация обучающих компьютерных программ «Тесты» и «Угадай слово» для
обучения учащихся 6 классов предмету «Технология» является фактором повышения качества их предметной подготовки.
выдвинутая гипотеза. Результаты исследования подтверждают актуальность
и практическую значимость работы. Данные полученные в результате исследования, позволяют сформулировать окончательные выводы.
Выявлена информационно-образовательная среда образовательного
учреждения и проблемы по вхождению новую информационнообразовательную среду.
Выявлены дидактические и психологические требования требования к
электронным средствам образования.
Установлены эргономические, эстетические и техникотехнологические требования требования к содержанию обучающих компьютерных программ.
Установлены функциональные компоненты электронных средств обучения. Проанализирован зарубежный и отечественный опыт разработки тестовых заданий и тестирования, как формы контроля деятельности школьников. Выявлены: функции контроля; виды и типы тестов; требования к разработке тестовых заданий; преимущества компьютерного тестирования.
Разработаны информационные образовательные ресурсы для обучения
и контроля знаний технологических понятий: компьютерная программа
«Тесты» (вопросы для 5-7 классов, отраженные в учебной программе предмета «Технология», по направлению «Индустриальные технологии», по разделу «Технологии обработки конструкционных материалов», по темам «Технология ручной обработки древесины» и «Технология машинной обработки
древесины и древесных материалов»). Игровая компьютерная программа
«Угадай слово» (слова и понятия из тем «Технология ручной обработки древесины», « Технология машинной обработки древесины и древесных материалов»). Определены методические рекомендации по использованию
компьютерных программ «Тесты» и «Угадай слово» для проведения контроля и обучения учащихся по предмету «Технология» в 5-7 классах, по направлению «Индустриальные технологии».
Определена себестоимость ракзработки проекта компьютерных программ для бучения и контроля знаний «Тесты», «Угадай слово», которая составляет 10157,34 рублей.
Определена программа экспериментального исследования проверки
эффективности влияния разработанных обучающих компьютерных программ
«Тесты» и «Угадай слово» на качество подготовки учащихся 6 классов по
предмету «Технология».
Разработаны тестовые задания для входного и контрольного
тестирования по предмету «Технология» которые использованы в
экспериментальном исследовании для оценки качества подготовки учащихся
6 классов, при использовании разработанных электронных средств обучения.
Проведено экспериментальное исследование, которое позволило выявить, что уровень качества знаний учащихся, получивших отметки 5 и 4, в
экспериментальной группе значительно выше, чем в контрольной группе (в 3
раза). На такие результаты в экспериментальной группе повлияло то, что у
учащихся регулярно проводилась проверка и контроль усвоенных знаний в
интересной для них форме – компьютерное тестирование и игра. Данные результаты подтвердили наше предположение о том, что разработка и реализация обучающих компьютерных программ «Тесты» и «Угадай слово» для
обучения учащихся 6 классов предмету «Технология» является фактором повышения качества их предметной подготовки.
Подобные работы
- Использование компьютерных программ для обучения английскому языку в средней общеобразовательной школе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2022 - ЭЛЕКТРОННЫЙ ТЕСТ КАК ФОРМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «СОЛЬФЕДЖИО» У ПОДРОСТКОВ В ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2019 - Особенности пропедевтики физических и технических знаний на основе использования цифровых игр в процессе обучения учащихся начальной школы
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - Пропедевтика физических и технических знаний на основе использования цифровых игр в процессе обучения учащихся
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2018 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4865 р. Год сдачи: 2018 - Использование компьютерных технологий при формировании грамматических навыков у обучающихся средней общеобразовательной школы на уроках английского языка
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Использование информационных технологий на занятиях по разделу «Бухгалтерский учет» в колледже
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ В СТАРШИХ КЛАССАХ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016



