1.1. Особенности формирования творческих способностей младших
школьников 10
1.2. Театральная деятельность как средство развития личности ребенка
в системе дополнительного образования 18
1.3. Способы организации деятельности детской театральной студии 24
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ
В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 33
2.1. Характеристика авторской программы по развитию творческих
способностей младших школьников на занятиях театральной студии «Каламбур» 33
2.2. Реализация авторской программы «Ведущий за собой» 43
2.3. Анализ апробации авторской программы в деятельности театральной
студии «Каламбур» 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 65
Приложение 1. Авторская программа «Ведущий за собой» 69
Главной задачей современного образования является формирование личности человека. Формирование личности человека в процессе образования и воспитания предполагает, прежде всего, развитие его творческих способностей.
Развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей современной школы. Особую значимость в развитии творческих способностей младших школьников играют предметы художественноэстетического цикла: музыка, изобразительное искусство, хореография и др.
Но к сожалению, в школьную программу не входит изучение театра и театральной деятельности. Между тем, роль театра в развитии личности человека трудно переоценить. С древности человечество использовало театр и формы театрального действа в целях образования, развития личности и общества. Возможности театра как искусства синтетического, соединяющего в себе литературу, музыку, танец, безграничны.
Одним из незаменимых средств формирования творческих способностей является занятие театральной деятельностью в рамках театральной студии в системе дополнительного образования. Сложившаяся в России система дополнительного образования детей обладает уникальным потенциалом развития разнообразных способностей обучающихся.
В отличии от школы, занятия в учреждениях дополнительного образования протекают в рамках свободного времени ребенка, которое он может отдавать познавательному досугу или проводить его в неформальной компании сверстников. При этом ребенок чаще всего находится в ситуации добровольного выбора той или иной формы организации досуга. Именно дополнительное образование зачастую является определяющим фактором в выборе профессии, образа мыслей и жизни подрастающего человека.
Занятия в театральной студии оказывают непосредственное эмоционального воздействия на личность ребенка. Будь он зрителем или исполнителем самой главной роли, ребенок вступает с героями спектакля в эмоциональный контакт, переживает вместе с ними. Такое глубокое сопереживание затрагивает чувственную и интеллектуальную сферу ребенка. Сравнение себя с героем и сопоставление своих поступков с его поступками меняют взгляды на похожие ситуации, происходящие в жизни, или становятся подтверждением и утверждением собственной, начинающей складываться в этом возрасте, жизненной позиции.
Но на практике, недостаточно используются возможности формирования творческих способностей младших школьников с помощью театральной деятельности. В системе дополнительного образования недостаточно развернута сеть театральных студий и других театральных объединений при школах, при клубах. Помещения студий часто не оборудованы современной аппаратурой, находятся в неудобных для занятий помещениях, нуждаются в более активной поддержке администрации. Отсюда следует ряд противоречий, между:
• необходимостью широкого использования потенциала театральных студий для формирования творческих способностей младших школьников и недостаточным их количеством в системе дополнительного образования;
• необходимостью материального и организационного обеспечения детских театральных студий и недостаточной поддержкой со стороны муниципальных органов и общественности;
• необходимой потребностью в профессиональных педагогах, руководителях театральных студий и недостатком специалистов такого профиля;
• необходимостью строить работу театральной студии на хорошей методической базе и недостатком необходимых образовательных программ по развитию творческих способностей на основе детских театральных студий.
Проблема исследования: способы эффективной организации детской театральной студии для развития творческих способностей детей.
Тема исследования: «Организация театральной студии как средства формирования творческих способностей младших школьников в системе дополнительного образования».
Цель работы: теоретически обосновать необходимость организации театральной студии для развития творческих способностей младших школьников в системе дополнительного образования, разработать и внедрить авторскую образовательною программу.
Объект исследования: формирование творческих способностей младших школьников в системе дополнительного образования детей.
Предмет исследования: особенности формирования творческих способностей детей на занятиях в театральной студии.
Гипотеза: формирование творческих способностей младших школьников на занятиях в театральной студии будет успешным, если:
• будет выстроено как целенаправленная педагогическая деятельность с использованием эффективных форм и методов работы (беседа, диалог, театральная импровизация, интерактивное и игровое общение);
• будет учитывать возрастные особенности младших школьников;
• будет проводиться на основе авторской программы по развитию творческих способностей в соответствии с требованиями современного менеджмента.
Задачи:
1) раскрыть особенности формирования творческих способностей младших школьников;
2) показать театральную деятельность как фактор развития личности ребенка в системе дополнительного образования;
3) рассмотреть способы организации деятельности детской театральной студии;
4) дать характеристику авторской программе «Ведущий за собой»;
5) описать опыт реализации авторской программы «Ведущий за собой» на базе детской театральной студии «Каламбур»;
6) проанализировать внедрение авторской программы в деятельность театральной студии.
Методологической основой исследования являются научные труды отечественных и зарубежных учёных в области педагогики и психологии (Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л.(добавить), в области театральной педагогики (Люблинский И.Л, Рубина Ю.И., Шильгави В.П., Ершова А.П., Карпинской Н.С., Михайлова, А.Я., Пеня Т. Г, Стуль М. П, Разбаш М.А, Чухман Е.К.), труды в области менеджмента в культуре (Пилилян Е.К., Тульчинский Г. Л. и др., в области развития творческих способностей детей с помощью театра и театральной деятельности (Л. С. Выгодский, Н.А. Бердяев, Д. С. Лихачёв, А. С. Каргин, В. А. Разумный, Мотков О.И., Артемьева Т.И., Ермолаева-Томина Л.Б., Теплов Б.М., Мелик-Пашаев А.А.), а также исследования по организации работы детской театральной студии Ершовой А.П., Щегольковой С.В....
Актуальность данной темы обусловлена тем, что главной задачей современного образования является формирование личности человека. Формирование личности человека в процессе образования и воспитания предполагает прежде всего развитие его творческих способностей. Но именно детская театральная студия имеет большие преимущества в сравнении с другими видами деятельности по силе непосредственного эмоционального воздействия на личность ребенка, так как театр как искусство синтетическое, соединяет в себе литературу, музыку, танец.
Творческие способности являются необходимым условием творческой деятельности человека. Под творческими способностями понимаются такие индивидуально-психологические особенности личности, которые позволяют ей осуществлять творческую деятельность т.е. создавать нечто новое в духовной или практической сфере.
Развитие творческих способностей ребенка, его самостоятельности, инициативы, стремления к самореализации и самоопределению реализуется не только в школе, но и в учреждениях дополнительного образования, в том числе в театральных кружках и студиях.
Детские театральные объединения (театры, кружки, студии и др.) представлены сегодня в системе дополнительного образования. Одним из наиболее популярных видов детского объединения является детская театральная студия. Специфика детской театральной студии как формы объединения в том, что она позволяет объединить в своей деятельности образовательную, познавательную и творческо-практическую деятельность, т.е. её участники не только знакомятся с историей театра, познают особенности актерского мастерства, но и могут по пробовать свои силы в различных видах театральной деятельности.
совокупность таких видов деятельности как
планирование, организация и координация, контроль и регулирование, мотивация, осуществление которых обеспечивает эффективное функционирование организации. Иными словами, можно сказать, что если организация - процесс или совокупность действий, направленных на реализацию того или иного продукта, то менеджмент - это система управления этим процессом на основе определенных принципов.
Организация мероприятий в сфере культуры имеет свои особенности, так как в сферу культуры входит преимущественно некоммерческая деятельность. Деятельность в сфере культуры направлена не на получение прибыли, даже если она возможна, а на формирование человеческой личности, а значит на такие виды деятельности, которые способствуют социализации и духовному развитию человека: сфера образования, просвещения, организация досуга. Несмотря на то что деятельность в сфере культуры носит в основном некоммерческий характер, организация этой деятельности должна опираться на основные принципы менеджмента.
В связи с проблемой эффективной организации детской театральной студии для развития творческих способностей детей, возникла необходимость создания авторской образовательной программы. Организация работы детской театральной студии «Каламбур» была построена на основе разработанной нами программы с учетом требований современного менеджмента.
В рамках работы театрального объединения проводилась опытнопоисковая работа, которая состояла из 3х этапов (констатирующий, формирующий, контрольный). Сравнительный анализ результатов на констатирующем и контрольном этапе подтвердил эффективность их формирования по следующим критериям: уровень развития воображения, способность к перевоплощению, навыки пластики сценического движения.
Таким образом в результате нашего исследования было установлено, что благодаря выстраиванию работы студии как целенаправленной педагогической деятельности на основе авторской программы с учетом требований современного менеджмента (планирование, организация, координация, контроль) и возрастных особенностей. Процесс формирования творческих способностей оказался эффективным, что подтверждает положения нашей гипотезы
Нами была разработана программа «Ведущий за собой» для студии «Каламбур» на базе детского клуба «Искра». Работа театральной студии проводилась нами в период с 15 марта 2015 по 31 мая 2016 года на основе авторской программы. В студию записались 30 человек, в основном это дети, которые живут недалеко от места нахождения клуба «Искра». За небольшой промежуток времени наша студия уже приняла к себе более 45 человек, которые мы разделили на три возрастные группы.
Программа включает в себя несколько разделов: пояснительная записка; учебно-тематический план первого и второго года обучения; содержание учебно-тематического плана первого и второго года обучения; требования к уровню подготовки первого и второго года обучения; методическое обеспечение и условия реализации программы. В программе предусмотрены формы проведения учебных занятий и способы контроля.
В процессе театральной деятельности в рамках работы театральной студии отрабатывались необходимые актерские навыки, без которых не может быть поставлено театральное действо, а именно умение в полной мере владеть своим голосом, мимикой, жестами и языком тела. Развитие этих навыков и умений проходили в естественном процессе работы театральной студии при выполнении упражнений согласно учебно-тематическому плану. Отработка навыков проходила в процессе подготовки к спектаклям и другим мероприятиям. Наиболее удачными по мнению педагогов и самих ребят оказались более такие мероприятия: «День смеха»; «Сказка про зайца с чудесными ушами»; организация праздничного мероприятия посвященному Дню матери; 23 февраля; сказка «Маша и Медведь». Особенно удачными мероприятиями были «Герои нашего времени», а особенно удачным мероприятием оказалась итоговая сказка «Маша и Медведь».....
1. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р)
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей» // Постановлением Правительства Российской Федерации. 26 июня 2012 г. N 504
3. Алексанова Ж.А. Справочник руководителя учреждения культуры [Текст]: № 3. Планирование деятельности учреждений культуры / Ж.А. Алексанова. - М.: АСТ: Астрель, 2010. - С. 6 - 17.
4. Алиев В.Г. Теория организации [Текст] / В.Г. Алиев. - М.: Экономика, 2003. - 431 с.
5. Артемова Л.В. Театрализованные игры младший школьников [Текст] / Л.В Артемова - М.: Просвещение, 1991. - 174 с.
6. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей [Текст]: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / под.ред. Д.Б Богоявленская - М.: Изд. Центр «Академия», 2002 - 320 с.
7. Большакова Л.А. Развитие творчества младшего школьника [Текст] / Л. А. Большакова // Завуч начальной школы. - 2002. - № 2. - С. 12-16.
8. Бочарова ВГ. Педагогика социальной работы [Текст] / Бочарова В.Г. - М.: Просвещение, 1994. - 86 с.
9. Веснин В.Р. Основы менеджмента [Текст]: учеб. пособие / под ред. В.Р Веснина. - М.: Триада, ЛТД, 2011. - 495 с.
10. Виханский О.С., Наумов А. И. Практикум по курсу «Менеджмент» [Текст] / О.С Виханский., А. И. Наумов. - М.: Гардарики, 2008. - 350 с.
11. Выготский Л. С. Психология искусства [Текст] / под ред. М.Г. Ярошевского. - М.: Педагогика, 1987. - 269 с.
12. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / под ред. М.Г. Ярошевского. - М.: 1991. - 194 с.
13. Галицкая В. Для чего театр детям? [Текст] / В. Галицкая // Игра и дети. - 2002. № 6. С. 73.
14. Гвоздев Н.И., Древаль А.Н. Основы менеджмента [Текст]: учебное пособие / сост.: Томский политехнический университет. - Т.: Изд-во Томского политехнического университета, 2011. - 188 с.
15. Демченко А. Возможности российского досуга [Текст] / А. Демченко // Клуб. - М.: Просвещение. - 1996. - №7. - С. 10-13...50