ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ
СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ 6
1.1. Понятие социального сознания 6
1.2. Возможности изучения социального сознания 18
1.3. Особенности старшего подросткового возраста 27
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 34
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТАРШИХ
ПОДРОСТКОВ О ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ В ГРУППЕ 36
2.1. Организация исследования и выбор метода 36
2.2. Анализ представлений старших подростков о взаимоотношениях в группе
сверстников
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 58
Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования установлено, что одним из личностных результатов освоения основной образовательной программы является формирование социальной компетентности: знания и представления о социальной действительности и себе, система социальных умений и навыков, сценарии поведения в типичных ситуациях [22].
Формирование социальной компетентности невозможно без понимания того, какие представления о социальной действительности уже сформированы у обучающихмя различных возрастов. Это обусловливает актуальность изучения проблемы социального сознания и социальных представлений соременных детей и подростков в возрастном, социально¬психологическом аспектах.
Изучению проблемы социального сознания посвящены работы зарубежных и отечественных исследователей в области социальной и когнитивной психологии: «социальные представления» (С.Московичи; Г.М.Андреева; Л.А.Петровская), «социальное мышление» (С.Л.Рубинштейн; К.А.Абульханова-Славская), «социальное познание» (В.Дуаз), «социальный конструкционизм» (К.Джерджен), «теория психического» (Дж.Флейвелл).
Также были предложены различные инструменты анализа социальных представлений - от эксперимента и его интерпретации (Д.Деннет; С.Бэрон- Коэн; Е.А.Сергиенко, А.А.Герасимова и др.) до реконструкции социальных представлений и структуры социального сознания по фактам речи и языка (И.Г.Маланчук).
Знание особенностей социального сознания старших подростков и умение анализировать их отдельные социальные представления является одним из важнейших условий построения эффективной работы педагога с детьми. Именно это позволяет осознавать и удерживать задачи развития социальности компетенций подростков. Кроме того, такое знание важно для консультативной работы педагога-психолога, педагогов и классных руководителей с родителями, поскольку позволяет обеспечить оптимизацию детско-родительских отношений.
Цель исследования - изучение качественных характеристик социального сознания старших подростков.
Объект исследования - социальное сознание.
Предмет исследования - представления старших подростков о взаимоотношениях в группе.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что старших подростков характеризует а) амбивалентное отношение старшего подростка к группе: с одной стороны принадлежность к группе и одновременно дистанцирование от нее; б) группа сверстников воспринимается как ресурсная с точки зрения формирования ценностей, выработки представлений о мире и форм социального поведения со взрослыми.
Задачи исследования:
1) Теоретически изучить проблему социальных представлений в зарубежных и отечественных концепциях;
2) Обосновать выбор методов изучения социального сознания старших подростков;
3) Изучить социальные представления старших подростков в рамках темы данной работы.
Методологическими основаниями работы послужили: теоретические разработки С. Московичи по проблеме социальных представлений, положения о связи языка и сознания (А.Р.Лурия, О.С.Виноградова, Т.М.Цветкова), положение о психологическом содержании вербального высказывания (А.А.Леонтьев), концепция репрезентации социальных представлений, содержания социальных отношений в формах речи и языка (И.Г. Маланчук).
Методы исследования:
Теоретические методы: анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация, реконструкция социальных представлений по речи и языку.
Эмпирические методы: невключенное наблюдение, контент-анализ, качественный анализ.
Эмпирическая база исследования: Образовательное пространство МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № ХХ» г. Красноярска.
Выборка: представляет собой описание ситуаций речевого
взаимодействия старших подростков и включает тексты монологов, диалогов, и полилогов подростков в учебных и внеучебных ситуациях.
Практическая значимость исследования: результаты работы
значимы для применения в педагогической деятельности учителей подростковой школы, а также в деятельности психолога образования, который получит новое знание о современных подростках, сможет вести самостоятельные исследования. Результаты могут быть использованы в среднем и высшем профессиональном образовании при подготовке студентов - будущих психологов и педагогов.
Структура работы отвечает цели и задачам исследовании. Работа включает в себя введение, теоретическую главу, главу, описывающую эмпирическое исследование, заключение и библиографический список, включающий 36 источников.
Социальное сознание является целостной системой социальных представлений, имеющих структурные связи, иерархию, глубинный и актуальный для возраста уровни, система, репрезентированная в формы речи и языка, в формы поведения [11].
Нами был собран материал речевой коммуникации старших подростков и выбраны методы анализа, которые позволили изучить социальные представления старших подростков о взаимодействиях, взаимоотношениях в группе сверстников.
Исследование подтвердило гипотезы о том, что в групповых коммуникациях старших школьников проявляются амбивалентные представления о группе сверстников, когда, с одной стороны, необходимо проявлять себя как член группы, с другой стороны, возможно дистанцироваться внутри группы, а также обозначать свою принадлежность к другим подростковым группам. Подтвердилась и вторая часть гипотезы: группа сверстников представляется старшим подростком ресурсной, помогает получить помощь, поддержку, выработать мнение, отношение к чему-либо, новую форму поведения, ориентирует в правилах и значимых для членов группы ценностях.
1. Абульханова К.А. Социальное мышление личности // Современная психология: состояние и перспективы исследований. М.: Институт психологии РАН, 2002, с. 88-103.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспет Пресс, 2014. 363 с.
3. Андреева Г.М. Психология социального познания. М.: Аспет Пресс, 2009. 288 с.
4. Бовина И.Б. Теория социальных представлений: история и современное развитие // Социологический журнал. 2010. №3. С. 5-20.
5. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан. Академия, 2003. 368 с.
6. Дюркгейм Э. Социология: ее предмет, метод, предназначение. М.: ТЕРРА - Книжный клуб, 2008. 400 с.
7. Емельянова Т.П. Социальное представление - понятие и концепция: итоги последнего десятилетия // Психологический журнал. 2001. №6. С. 39-47.
8. Ильина А.А. Реконструкция социальных представлений о городе: опыт использования метода GO-ALONG // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2016. № 3. С. 20-32.
9. Лукьянова И.И. Базовые потребности возраста как основа развития социальной компетентности у подростков // Психологическая наука и образование. 2001. № 4. С. 41-47.
10. Маланчук И.Г. Речь как психический процесс: монография. Красноярск, 2009. 354 с.
11. Маланчук И.Г. Социальное сознание и речевое поведение в дошкольном возрасте: учеб. пособие. Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2014. 232 с.
12. Маркова И. Представление как субъект-объектные отношения // Философско-психологическое наследие С.Л. Рубинштейна. М.: Институт психологии РАН, 2011. С. 399-404.
13. Петренко В.Ф. Основы психосемантики. М: Эксмо, 2010. 480 с.
14. Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. М., 2012. 208 с.
15. Почебут Л.Г. Психологический анализ социальных представлений русских // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2013. №2. С. 15-23.
...
36 источников