Представления о семье в юношеском возрасте
|
Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические аспекты проблемы.
1.1. Сущность понятия «социальные представления» 6
1.2. Понятие семьи в психолого-педагогической науке 15
1.3. Особенности социальных представлений о семье в юношеском
возрасте 26
Вывод по главе 1 35
Глава 2 Экспериментальное исследование представлений о семье в юношеском возрасте.
2.1. Организация и методы исследования 38
2.2. Анализ и интерпретация померенных результатов 42
2.3. Методические рекомендации по работе с представлениями о семье
в младшем школьном возрасте 47
Вывод по главе 2 53
Заключение 55
Список литературы 59
Приложения 66
Глава 1. Психолого-педагогические аспекты проблемы.
1.1. Сущность понятия «социальные представления» 6
1.2. Понятие семьи в психолого-педагогической науке 15
1.3. Особенности социальных представлений о семье в юношеском
возрасте 26
Вывод по главе 1 35
Глава 2 Экспериментальное исследование представлений о семье в юношеском возрасте.
2.1. Организация и методы исследования 38
2.2. Анализ и интерпретация померенных результатов 42
2.3. Методические рекомендации по работе с представлениями о семье
в младшем школьном возрасте 47
Вывод по главе 2 53
Заключение 55
Список литературы 59
Приложения 66
Актуальность исследования. На современном этапе развития общества к важным научным и практическим вопросам относится широкий круг проблем построения эффективных и прочных семейных отношений, основа которых закладывается в родительской семье. Тенденция к росту количества разводов делает актуальным поиск путей укрепления семьи через формирование у будущих супругов адекватных представлений о семье и своего места в ней.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью изучения состояния массового сознания в изменяющемся мире. Настоящая работа обращена к проблеме посредством изучения представлений современной молодежи о своей будущей семье. Социальные представления - это способ осмысления, интерпретации человеком феноменов повседневной жизни. Семья - важный социальный институт, в нем разворачивается процесс социализации человека, и любые, даже не ярко выраженные, изменения этого института свидетельствуют об изменениях в других областях человеческой жизни, государства, общества.
Необходимость исследования связана и с тем, что, с одной стороны, в психолого-педагогической науке накоплен определенный объем теоретико-эмпирических знаний о современной семье (А.Я. Варга, В.А. Петровский, А.С. Спиваковская, А.В. Черников, Э.Г. Эйдемиллер, и др.), а с другой - отсутствуют сведения о том, как представлены (если представлены) научные знания в обыденном сознании людей. Соотношение обыденного и научного знания — один из важных вопросов теоретического и практического характера.
Исследования семьи и брака, касающиеся социально-психологических аспектов общения в семье и их роли в процессе формирования личности освещены Б.П. Парыгиным, А. Харчевым, эмоциональное отношение в семье изучено З.И. Файнбургом, влияние на стабилизацию внутрисемейных отношений, условия устойчивости семьи рассмотрено Ю.Г. Юркевичем.
Недостаточно освещены вопросы влияния родительской семьи на формирование представления личности о себе в юношеском возрасте. Отсутствуют эмпирические исследования влияния кризисных родительских отношений на формирование Я-концепции в сознании юношей, что обусловило выбор темы нашего исследования.
Цель исследования: изучить представления юношей и девушек о семье.
Объект исследования: социальные представления.
Предмет исследования: особенности представлений о семье в юношеском возрасте.
Гипотеза исследования: предполагаем, что представления о семье в юношеском возрасте находятся в неполной степени сформированности, то есть, молодёжь частично понимает что такое «семья», имеет нечёткие представления о том, какие существуют виды и функции семей, а также правовые основы семейной жизни.
Задачи исследования:
1. Изучить сущность понятия «социальные представления».
2. Проанализировать понятие семьи в психолого-педагогической науке.
3.Охарактеризовать особенности социальных представлений о семье в юношеском возрасте.
4.Организовать экспериментальное исследование представлений юношей и девушек о семье.
5.Составить программу для начальной школы с целью углубления познаний о семье и браке, что поспособствует повышению значимости семейных отношений в будущем.
Для реализации цели и задач исследования нами были использованы следующие методы психолого-педагогического исследования:
Теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме.
Эмпирические методы: опрос, проектные методы, анализ продуктов деятельности.
База исследования: группа I курса Сибирского института управления бизнес-процессами и экономики, в количестве 20 человек, из которых 10 юношей и 10 девушек в возрасте 18 лет.
Структура ВКР состоит из:
- титульного листа;
- содержания;
- введения;
- основной части, состоящей из двух глав;
- выводов по главам;
- заключения;
- приложения.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью изучения состояния массового сознания в изменяющемся мире. Настоящая работа обращена к проблеме посредством изучения представлений современной молодежи о своей будущей семье. Социальные представления - это способ осмысления, интерпретации человеком феноменов повседневной жизни. Семья - важный социальный институт, в нем разворачивается процесс социализации человека, и любые, даже не ярко выраженные, изменения этого института свидетельствуют об изменениях в других областях человеческой жизни, государства, общества.
Необходимость исследования связана и с тем, что, с одной стороны, в психолого-педагогической науке накоплен определенный объем теоретико-эмпирических знаний о современной семье (А.Я. Варга, В.А. Петровский, А.С. Спиваковская, А.В. Черников, Э.Г. Эйдемиллер, и др.), а с другой - отсутствуют сведения о том, как представлены (если представлены) научные знания в обыденном сознании людей. Соотношение обыденного и научного знания — один из важных вопросов теоретического и практического характера.
Исследования семьи и брака, касающиеся социально-психологических аспектов общения в семье и их роли в процессе формирования личности освещены Б.П. Парыгиным, А. Харчевым, эмоциональное отношение в семье изучено З.И. Файнбургом, влияние на стабилизацию внутрисемейных отношений, условия устойчивости семьи рассмотрено Ю.Г. Юркевичем.
Недостаточно освещены вопросы влияния родительской семьи на формирование представления личности о себе в юношеском возрасте. Отсутствуют эмпирические исследования влияния кризисных родительских отношений на формирование Я-концепции в сознании юношей, что обусловило выбор темы нашего исследования.
Цель исследования: изучить представления юношей и девушек о семье.
Объект исследования: социальные представления.
Предмет исследования: особенности представлений о семье в юношеском возрасте.
Гипотеза исследования: предполагаем, что представления о семье в юношеском возрасте находятся в неполной степени сформированности, то есть, молодёжь частично понимает что такое «семья», имеет нечёткие представления о том, какие существуют виды и функции семей, а также правовые основы семейной жизни.
Задачи исследования:
1. Изучить сущность понятия «социальные представления».
2. Проанализировать понятие семьи в психолого-педагогической науке.
3.Охарактеризовать особенности социальных представлений о семье в юношеском возрасте.
4.Организовать экспериментальное исследование представлений юношей и девушек о семье.
5.Составить программу для начальной школы с целью углубления познаний о семье и браке, что поспособствует повышению значимости семейных отношений в будущем.
Для реализации цели и задач исследования нами были использованы следующие методы психолого-педагогического исследования:
Теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме.
Эмпирические методы: опрос, проектные методы, анализ продуктов деятельности.
База исследования: группа I курса Сибирского института управления бизнес-процессами и экономики, в количестве 20 человек, из которых 10 юношей и 10 девушек в возрасте 18 лет.
Структура ВКР состоит из:
- титульного листа;
- содержания;
- введения;
- основной части, состоящей из двух глав;
- выводов по главам;
- заключения;
- приложения.
Создание семьи является одним из самых важных и ответственных этапов в жизни каждого человека. Семья является важной ячейкой общества, следовательно она должна создаваться осознанно, поэтому тема нашей работы имеет важное значение и заслуживает внимания.
1. На основании рассмотренного теоретического материала по изучению понятия "Социальные представления", мы пришли к выводу, что социальные представления являются актуальной проблематикой в социальной психологии, по которой производится достаточно много исследований, в том числе направленных на выявление их содержания, как в отечественной, так и в зарубежной социально-психологической науке.
Можно отметить, что социальные представления - это есть элементы общественного сознания, которые сформировались и трансформируются в процессе коммуникативного взаимодействия. Особенность социальных представлений заключается в их относительной динамичности, способности к трансформации, доказательством чего выступает многоуровневая организация структуры данного феномена.
Мы приходим к выводу, что социальные представления формируются у индивида благодаря обществу, то есть зависят от окружающей среды.
Рабочим определением нашего исследования было выбрано определение Е.Б. Маценовой: «Социальное представление - это способ осмысления, интерпретации человеком феноменов социальной жизни», так как в нём наиболее полно и лаконично раскрыта суть социальных представлений.
2. В данной работе требовалось проанализировать понятие семьи в психолого-педагогической науке, в процессе изучения литературы, мы рассмотрели множество вариаций понятия семьи таких учёных, как А.И. Антонов, Е.И. Артамонова, В.Н. Дружинин, Т.А. Куликова, Н.Н. Посысоев, А.Г. Харчев и др.
Среди определений семьи, выделяется определение, данное А.Г. Харчевым: семья - это «исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малой группы, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, обязанностью быта и взаимной моральной ответственности.
На основании представленных в работе различных видов, типов, функций и моделей семей, выделенными различными учёными, следует сделать вывод, что авторы опираются на:
- этапы развития общества;
- характер национальных и религиозных традиций;
- распределение социально-половых ролей между мужчиной и женщиной;
- характер взаимоотношений между родителями и детьми;
- состав семьи;
- количество детей;
- мотивов вступления в брак и др.
3. В нашей работе также требовалось охарактеризовать особенности социальных представлений о семье у юношей и девушек. Согласно последним исследованиям, в представлениях современных юношей о браке и семье преобладает положительный эмоциональный компонент брачных отношений. То есть они представляют, что главным в семье должны быть положительные отношения - эмоции и чувства. Однако брак они рассматривают как психотерапевтический союз на низком уровне, то есть семья не всегда является средой для эмоциональной разрядки и релаксации. Можно также отметить, что внешняя привлекательность ценится молодежью на низком уровне. Наряду с вышеуказанным выделяется отрицательный эмоциональный компонент, который характеризуется грустью и печалью.
На достаточно высоком месте является представление о социальном статусе и ожидания родительско-воспитательной функции, то есть исследуемые четко представляют свои будущие роли мужа и жены, отца и матери.
Прослеживается в представлениях материальный компонент брачных отношений. В представлениях присутствовали мысли о том, что деньги и престижная работа является обязательный условиями для создания успешного брака. Также имеется ожидания взаимного привлечения к ведению домашнего хозяйства.
Молодежь ожидает совпадение интересов и взглядов супругов, а также совместного провождения свободного времени.
Как и в представлениях, так и в ожиданиях юноши и девушки выделяют сексуальную сторону супружеских отношений, но ставят ее на последние места, то есть они стремятся оценивать себя не только как сексуальных партнеров, но и как личностей со своим внутренним миром.
4. Далее в рамках исследования нами был разработан диагностический комплекс методик для изучения представлений о семье в юношеском возрасте. Результаты показали, что подавляющая часть молодёжи, которая участвовала в нашем исследовании, обладает неполной степенью сформированности представлений о семье.
Мы заметили, что на достаточно высоком месте является представление о социальном статусе и ожидания родительско- воспитательной функции, то есть исследуемые четко представляют свои будущие роли мужа и жены, отца и матери.
Прослеживается в представлениях материальный компонент брачных отношений. В представлениях присутствовали мысли о том, что деньги и престижная работа является обязательный условиями для создания успешного брака. Также имеется ожидания взаимного привлечения к ведению домашнего хозяйства.
Молодежь ожидает совпадение интересов и взглядов супругов, а также совместного провождения свободного времени.
5. Исходя из полученных данных, мы пришли к выводу, что работу над коррекцией представлений о семейной жизни необходимо начать в младшем школьном возрасте. Мы разработали проект деятельности кино-клуба "Семейное счастье", который поможет младшему школьнику сформировать более чёткие представления о семье и привьёт необходимые семейные ценности, которые в свою очередь, необходимы для создания здоровой, крепкой, счастливой и благополучной семьи в будущем.
1. На основании рассмотренного теоретического материала по изучению понятия "Социальные представления", мы пришли к выводу, что социальные представления являются актуальной проблематикой в социальной психологии, по которой производится достаточно много исследований, в том числе направленных на выявление их содержания, как в отечественной, так и в зарубежной социально-психологической науке.
Можно отметить, что социальные представления - это есть элементы общественного сознания, которые сформировались и трансформируются в процессе коммуникативного взаимодействия. Особенность социальных представлений заключается в их относительной динамичности, способности к трансформации, доказательством чего выступает многоуровневая организация структуры данного феномена.
Мы приходим к выводу, что социальные представления формируются у индивида благодаря обществу, то есть зависят от окружающей среды.
Рабочим определением нашего исследования было выбрано определение Е.Б. Маценовой: «Социальное представление - это способ осмысления, интерпретации человеком феноменов социальной жизни», так как в нём наиболее полно и лаконично раскрыта суть социальных представлений.
2. В данной работе требовалось проанализировать понятие семьи в психолого-педагогической науке, в процессе изучения литературы, мы рассмотрели множество вариаций понятия семьи таких учёных, как А.И. Антонов, Е.И. Артамонова, В.Н. Дружинин, Т.А. Куликова, Н.Н. Посысоев, А.Г. Харчев и др.
Среди определений семьи, выделяется определение, данное А.Г. Харчевым: семья - это «исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малой группы, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, обязанностью быта и взаимной моральной ответственности.
На основании представленных в работе различных видов, типов, функций и моделей семей, выделенными различными учёными, следует сделать вывод, что авторы опираются на:
- этапы развития общества;
- характер национальных и религиозных традиций;
- распределение социально-половых ролей между мужчиной и женщиной;
- характер взаимоотношений между родителями и детьми;
- состав семьи;
- количество детей;
- мотивов вступления в брак и др.
3. В нашей работе также требовалось охарактеризовать особенности социальных представлений о семье у юношей и девушек. Согласно последним исследованиям, в представлениях современных юношей о браке и семье преобладает положительный эмоциональный компонент брачных отношений. То есть они представляют, что главным в семье должны быть положительные отношения - эмоции и чувства. Однако брак они рассматривают как психотерапевтический союз на низком уровне, то есть семья не всегда является средой для эмоциональной разрядки и релаксации. Можно также отметить, что внешняя привлекательность ценится молодежью на низком уровне. Наряду с вышеуказанным выделяется отрицательный эмоциональный компонент, который характеризуется грустью и печалью.
На достаточно высоком месте является представление о социальном статусе и ожидания родительско-воспитательной функции, то есть исследуемые четко представляют свои будущие роли мужа и жены, отца и матери.
Прослеживается в представлениях материальный компонент брачных отношений. В представлениях присутствовали мысли о том, что деньги и престижная работа является обязательный условиями для создания успешного брака. Также имеется ожидания взаимного привлечения к ведению домашнего хозяйства.
Молодежь ожидает совпадение интересов и взглядов супругов, а также совместного провождения свободного времени.
Как и в представлениях, так и в ожиданиях юноши и девушки выделяют сексуальную сторону супружеских отношений, но ставят ее на последние места, то есть они стремятся оценивать себя не только как сексуальных партнеров, но и как личностей со своим внутренним миром.
4. Далее в рамках исследования нами был разработан диагностический комплекс методик для изучения представлений о семье в юношеском возрасте. Результаты показали, что подавляющая часть молодёжи, которая участвовала в нашем исследовании, обладает неполной степенью сформированности представлений о семье.
Мы заметили, что на достаточно высоком месте является представление о социальном статусе и ожидания родительско- воспитательной функции, то есть исследуемые четко представляют свои будущие роли мужа и жены, отца и матери.
Прослеживается в представлениях материальный компонент брачных отношений. В представлениях присутствовали мысли о том, что деньги и престижная работа является обязательный условиями для создания успешного брака. Также имеется ожидания взаимного привлечения к ведению домашнего хозяйства.
Молодежь ожидает совпадение интересов и взглядов супругов, а также совместного провождения свободного времени.
5. Исходя из полученных данных, мы пришли к выводу, что работу над коррекцией представлений о семейной жизни необходимо начать в младшем школьном возрасте. Мы разработали проект деятельности кино-клуба "Семейное счастье", который поможет младшему школьнику сформировать более чёткие представления о семье и привьёт необходимые семейные ценности, которые в свою очередь, необходимы для создания здоровой, крепкой, счастливой и благополучной семьи в будущем.
Подобные работы
- Представление о семье городских и сельских подростков
Главы к дипломным работам, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СЕМЬЕ У РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ КАТЕГОРИЙ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4790 р. Год сдачи: 2018 - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К СОЗДАНИЮ БРАКА В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018 - Изучение представлений о семье у юношей и девушек с разным стажем добрачных отношений
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - ДОВЕРИЕ К СЕБЕ И ДРУГИМ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ АДАПТАЦИОННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Взаимосвязь самоотношения и семейных установок и ценностей в юношеском возрасте
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ВЗАИМОСВЯЗЬ САМООТНОШЕНИЯ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И СТРАТЕГИИ ВЫХОДА ИЗ КОНФЛИКТА В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ВЗАИМОСВЯЗЬ САМООЦЕНКИ И МОТИВАЦИИ К
ДОСТИЖЕНИЮ УСПЕХА В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4790 р. Год сдачи: 2016





