Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Представления о семье в юношеском возрасте

Работа №155843

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

русский язык

Объем работы80
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
6
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические аспекты проблемы.
1.1. Сущность понятия «социальные представления» 6
1.2. Понятие семьи в психолого-педагогической науке 15
1.3. Особенности социальных представлений о семье в юношеском
возрасте 26
Вывод по главе 1 35
Глава 2 Экспериментальное исследование представлений о семье в юношеском возрасте.
2.1. Организация и методы исследования 38
2.2. Анализ и интерпретация померенных результатов 42
2.3. Методические рекомендации по работе с представлениями о семье
в младшем школьном возрасте 47
Вывод по главе 2 53
Заключение 55
Список литературы 59
Приложения 66


Актуальность исследования. На современном этапе развития общества к важным научным и практическим вопросам относится широкий круг проблем построения эффективных и прочных семейных отношений, основа которых закладывается в родительской семье. Тенденция к росту количества разводов делает актуальным поиск путей укрепления семьи через формирование у будущих супругов адекватных представлений о семье и своего места в ней.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью изучения состояния массового сознания в изменяющемся мире. Настоящая работа обращена к проблеме посредством изучения представлений современной молодежи о своей будущей семье. Социальные представления - это способ осмысления, интерпретации человеком феноменов повседневной жизни. Семья - важный социальный институт, в нем разворачивается процесс социализации человека, и любые, даже не ярко выраженные, изменения этого института свидетельствуют об изменениях в других областях человеческой жизни, государства, общества.
Необходимость исследования связана и с тем, что, с одной стороны, в психолого-педагогической науке накоплен определенный объем теоретико-эмпирических знаний о современной семье (А.Я. Варга, В.А. Петровский, А.С. Спиваковская, А.В. Черников, Э.Г. Эйдемиллер, и др.), а с другой - отсутствуют сведения о том, как представлены (если представлены) научные знания в обыденном сознании людей. Соотношение обыденного и научного знания — один из важных вопросов теоретического и практического характера.
Исследования семьи и брака, касающиеся социально-психологических аспектов общения в семье и их роли в процессе формирования личности освещены Б.П. Парыгиным, А. Харчевым, эмоциональное отношение в семье изучено З.И. Файнбургом, влияние на стабилизацию внутрисемейных отношений, условия устойчивости семьи рассмотрено Ю.Г. Юркевичем.
Недостаточно освещены вопросы влияния родительской семьи на формирование представления личности о себе в юношеском возрасте. Отсутствуют эмпирические исследования влияния кризисных родительских отношений на формирование Я-концепции в сознании юношей, что обусловило выбор темы нашего исследования.
Цель исследования: изучить представления юношей и девушек о семье.
Объект исследования: социальные представления.
Предмет исследования: особенности представлений о семье в юношеском возрасте.
Гипотеза исследования: предполагаем, что представления о семье в юношеском возрасте находятся в неполной степени сформированности, то есть, молодёжь частично понимает что такое «семья», имеет нечёткие представления о том, какие существуют виды и функции семей, а также правовые основы семейной жизни.
Задачи исследования:
1. Изучить сущность понятия «социальные представления».
2. Проанализировать понятие семьи в психолого-педагогической науке.
3.Охарактеризовать особенности социальных представлений о семье в юношеском возрасте.
4.Организовать экспериментальное исследование представлений юношей и девушек о семье.
5.Составить программу для начальной школы с целью углубления познаний о семье и браке, что поспособствует повышению значимости семейных отношений в будущем.
Для реализации цели и задач исследования нами были использованы следующие методы психолого-педагогического исследования:
Теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме.
Эмпирические методы: опрос, проектные методы, анализ продуктов деятельности.
База исследования: группа I курса Сибирского института управления бизнес-процессами и экономики, в количестве 20 человек, из которых 10 юношей и 10 девушек в возрасте 18 лет.
Структура ВКР состоит из:
- титульного листа;
- содержания;
- введения;
- основной части, состоящей из двух глав;
- выводов по главам;
- заключения;
- приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Создание семьи является одним из самых важных и ответственных этапов в жизни каждого человека. Семья является важной ячейкой общества, следовательно она должна создаваться осознанно, поэтому тема нашей работы имеет важное значение и заслуживает внимания.
1. На основании рассмотренного теоретического материала по изучению понятия "Социальные представления", мы пришли к выводу, что социальные представления являются актуальной проблематикой в социальной психологии, по которой производится достаточно много исследований, в том числе направленных на выявление их содержания, как в отечественной, так и в зарубежной социально-психологической науке.
Можно отметить, что социальные представления - это есть элементы общественного сознания, которые сформировались и трансформируются в процессе коммуникативного взаимодействия. Особенность социальных представлений заключается в их относительной динамичности, способности к трансформации, доказательством чего выступает многоуровневая организация структуры данного феномена.
Мы приходим к выводу, что социальные представления формируются у индивида благодаря обществу, то есть зависят от окружающей среды.
Рабочим определением нашего исследования было выбрано определение Е.Б. Маценовой: «Социальное представление - это способ осмысления, интерпретации человеком феноменов социальной жизни», так как в нём наиболее полно и лаконично раскрыта суть социальных представлений.
2. В данной работе требовалось проанализировать понятие семьи в психолого-педагогической науке, в процессе изучения литературы, мы рассмотрели множество вариаций понятия семьи таких учёных, как А.И. Антонов, Е.И. Артамонова, В.Н. Дружинин, Т.А. Куликова, Н.Н. Посысоев, А.Г. Харчев и др.
Среди определений семьи, выделяется определение, данное А.Г. Харчевым: семья - это «исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малой группы, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, обязанностью быта и взаимной моральной ответственности.
На основании представленных в работе различных видов, типов, функций и моделей семей, выделенными различными учёными, следует сделать вывод, что авторы опираются на:
- этапы развития общества;
- характер национальных и религиозных традиций;
- распределение социально-половых ролей между мужчиной и женщиной;
- характер взаимоотношений между родителями и детьми;
- состав семьи;
- количество детей;
- мотивов вступления в брак и др.
3. В нашей работе также требовалось охарактеризовать особенности социальных представлений о семье у юношей и девушек. Согласно последним исследованиям, в представлениях современных юношей о браке и семье преобладает положительный эмоциональный компонент брачных отношений. То есть они представляют, что главным в семье должны быть положительные отношения - эмоции и чувства. Однако брак они рассматривают как психотерапевтический союз на низком уровне, то есть семья не всегда является средой для эмоциональной разрядки и релаксации. Можно также отметить, что внешняя привлекательность ценится молодежью на низком уровне. Наряду с вышеуказанным выделяется отрицательный эмоциональный компонент, который характеризуется грустью и печалью.
На достаточно высоком месте является представление о социальном статусе и ожидания родительско-воспитательной функции, то есть исследуемые четко представляют свои будущие роли мужа и жены, отца и матери.
Прослеживается в представлениях материальный компонент брачных отношений. В представлениях присутствовали мысли о том, что деньги и престижная работа является обязательный условиями для создания успешного брака. Также имеется ожидания взаимного привлечения к ведению домашнего хозяйства.
Молодежь ожидает совпадение интересов и взглядов супругов, а также совместного провождения свободного времени.
Как и в представлениях, так и в ожиданиях юноши и девушки выделяют сексуальную сторону супружеских отношений, но ставят ее на последние места, то есть они стремятся оценивать себя не только как сексуальных партнеров, но и как личностей со своим внутренним миром.
4. Далее в рамках исследования нами был разработан диагностический комплекс методик для изучения представлений о семье в юношеском возрасте. Результаты показали, что подавляющая часть молодёжи, которая участвовала в нашем исследовании, обладает неполной степенью сформированности представлений о семье.
Мы заметили, что на достаточно высоком месте является представление о социальном статусе и ожидания родительско- воспитательной функции, то есть исследуемые четко представляют свои будущие роли мужа и жены, отца и матери.
Прослеживается в представлениях материальный компонент брачных отношений. В представлениях присутствовали мысли о том, что деньги и престижная работа является обязательный условиями для создания успешного брака. Также имеется ожидания взаимного привлечения к ведению домашнего хозяйства.
Молодежь ожидает совпадение интересов и взглядов супругов, а также совместного провождения свободного времени.
5. Исходя из полученных данных, мы пришли к выводу, что работу над коррекцией представлений о семейной жизни необходимо начать в младшем школьном возрасте. Мы разработали проект деятельности кино-клуба "Семейное счастье", который поможет младшему школьнику сформировать более чёткие представления о семье и привьёт необходимые семейные ценности, которые в свою очередь, необходимы для создания здоровой, крепкой, счастливой и благополучной семьи в будущем.



1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. М.: Издательский центр «Академия», 1998.- 672 с.
2. Абульханова К.А. Социальные представления и мышление личности. Изд-во «Институт психологии РАН», М.: 2002, с. 88-103
3. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. Ростов-н/Д., 1998. - 448 с.
4. Аккерман Н. Роль семьи в современном обществе // Хрестоматия: Семейная психотерапия. - СПб.: Питер, 2008.- 512с.
5. Акивис Д. С. Отцовская любовь. - М., 1989. - 250 с.
6. Андреева Г.М. Психология социального познания: Учеб. пособие для студентов вузов / - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2009. -303 с
7. Антонов А.И. Микросоциология семьи: Методология
исследования структур и процессов. M.: Nota Вепе, 2008.
8. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М.: Изд-во Международного университета бизнеса и управления ("Братья Карич"), 1996., - 304с.
9. Артамонова Е.И., Екжанова Е.В. и др. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е. Г. Силяевой. М.: Издательский центр Академия, 2002 г. - 192 с.
10. Арутюнян М.Ю. О распределении обязанностей в семье и отношения между супругами // Семья и социальная структура. М., 1984. - С.26-45.
11. Архиреева Т.В., Федосова О.В. Психологическая готовность к отцовству у мужчин в возрасте от 16 до 35 лет //Семейная психология и семейная терапия. - 2008.- N 1.- С. 3-11. 
12. Беляева Т.Б. Изучение полового и возрастного аспекта в представлениях о ценности человека// Ежегодник РПОТ. Вып. 2. - М, 1995.¬178 с.
13. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений / Э. Берн; Пер. с англ. А. Грузберг. - М.: Эксмо, 2013. - 352 с.
14. Борисенко Ю.В. Психология отцовства//Журнал практического психолога. - №1, 2007.
15. Вагнер В. Запросы о социальном представлении и строительстве // Журнал теории социального поведения. 1996. V. 26. № 2. С. 95-120.
...
80 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ