Изучение раздела «Лексика»в школьном курсе русского языка
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. МЕТОДЫ И ПРИНЦИПЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗДЕЛА «ЛЕКСИКА» В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ РУССКОГО ЯЗЫКА 7
§1. Компетентностный подход к обучению русскому языку в школе. 7
§2. Задачи изучения раздела «Лексика» в школе 14
§3. Содержание раздела «Лексика» школьном курсе русского языка 16
§4. Принципы и методы изучения лексики в школе 20
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ 24
ГЛАВА II. ИЗУЧЕНИЕ РАЗДЕЛА «ЛЕКСИКА» В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ РУССКОГО ЯЗЫКА 26
§1. Представленность раздела «Лексика» в школьных учебных программах по русскому языку 27
§2. Система уроков по изучению раздела «Лексика» по учебной программе Ладыженской Т.А. и др 43
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 59
ПРИЛОЖЕНИЯ 65
ГЛАВА I. МЕТОДЫ И ПРИНЦИПЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗДЕЛА «ЛЕКСИКА» В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ РУССКОГО ЯЗЫКА 7
§1. Компетентностный подход к обучению русскому языку в школе. 7
§2. Задачи изучения раздела «Лексика» в школе 14
§3. Содержание раздела «Лексика» школьном курсе русского языка 16
§4. Принципы и методы изучения лексики в школе 20
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ 24
ГЛАВА II. ИЗУЧЕНИЕ РАЗДЕЛА «ЛЕКСИКА» В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ РУССКОГО ЯЗЫКА 26
§1. Представленность раздела «Лексика» в школьных учебных программах по русскому языку 27
§2. Система уроков по изучению раздела «Лексика» по учебной программе Ладыженской Т.А. и др 43
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 59
ПРИЛОЖЕНИЯ 65
Лексический состав языка, включающий разные категории слов, связанные между собой различными отношениями, представляет определенную систему. Это дает повод для выделения лексики в отдельный раздел школьного курса русского языка, что в рамках нового ФГОС (системно - деятельностного подхода) роль данного раздела в изучении курса русского языка возрастает.
Изучение лексики в образовательном пространстве дает системный подход в изучении лексических понятий, знакомит обучающихся со словом, как единицей лексики, также со значением слова, создает условия для целенаправленного обогащения словарного запаса обучающихся, формирует коммуникативную компетенцию школьников.
Лексика стала изучаться в школе с 1970 года. Включение лексики в школьный курс русского языка как самостоятельного раздела повысило познавательное устремление и повышение интереса учащихся к русскому
языку как к предмету. За внушительно короткий срок изучения раздела лексики образовалась новая область методики обучения русского языка - это методика лексики, которая определила свои цели и содержание обучения. В создание данной области методики обучения русского языка внесли большой вклад многие учителя и методисты. Их работы и статьи по лексике были опубликованы в журнале «Русский язык в школе», «Русский язык», в газете «Первое сентября». Вопросы по разработке уроков по лексике в школе обсуждались на многочисленных семинарах и конференциях.
В исследовательской работе рассматриваются вопросы обучения методики лексики и фразеологии, проблемы изучения лексических явлений, проблемы формирования учебно-языковых лексических умений. Также нами были рассмотрены виды упражнений по лексике.
В научной работе проанализированы учебно-методические программы по русскому языку. Так как изучение раздела «Лексика» в школьном курсе русского языка имеет практическую направленность, то уделяется большое внимание составлению системы уроков по данному разделу в соответствии с учебной программой по русскому языку Ладыженской Т.А., которая направлена на изучение и закрепление лексических умений.
Актуальность нашей работы состоит в том, что изучение большого лексического запаса не может проходить рандомно. Одна из важных задач изучения лексики в средней школе, прежде всего, связана с развитием речи учащихся, обогащением словарного запаса обучающихся, формированием их коммуникативных и риторических компетенциях.
Объектом исследования является лексическая система русского языка.
Предметом исследования являются методы и приемы активизации деятельности учащихся при изучении раздела «Лексика» в школьном курсе русского языка.
Цель нашего исследования состоит в том, чтобы выявить результативные методы и приемы изучения курса лексики в средней школе.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические основы изучения данного раздела в школе;
2. На основе методических источников по данной теме описать методы и принципы изучения раздела «Лексика» в школе;
3. Описать и проанализировать школьные рабочие программы по русскому языку по данному разделу:
• Программа по русскому языку к учебникам Для 5-9 классов Бабайцевой В.А. - М.: Дрофа, 2007.
• Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов Ладыженской Т.А. - М.: Просвещение, 2007.
• Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов Разумовской М.М. - М.: Дрофа, 2007.
4. Составить и представить систему уроков по изучению раздела «Лексика» в соответствии с рабочей программой по русскому языку Ладыженской Т.А.
Теоретической базой нашего исследования явились работы следующих ученых и методистов: Баранова М.Т., (1970, 1976, 1978, 1979, 1983, 1983, 1988, 2001), Леканта П.А. (2014), Шанского Н.М. (1994, 2009), Пахновой Т.М. (1977), Текучева А.В. (1970), Ладыженской Т.А. (2007, 2001, 2012, 2012, 2013) и др.
Научная новизна исследования заключается в комплексном представлении проблемы, связанной с изучением данного раздела: структурный аспект, позволяющий вычленить круг значимых теоретических
понятий для изучения данного раздела и функциональный аспект, дающий возможность разработать опытно - практический материал для учащихся средней школы по данному разделу.
Практическая значимость исследования заключается в возможности разработки опытно - практического материала по изучению данного раздела в школьной программе по русскому языку.
Методы исследования:
• Описательный
• Аналитический
• Экспериментальный
• Моделирование
Структура работы состоит из Введения; 2 глав, Заключения, Библиографического списка, Приложений.
Первая глава «Методы и принципы изучения раздела «Лексика» в школьном курсе русского языка» включает четыре параграфа:
1. Компетентностный подход к обучению русскому языку в школе;
2. Задачи изучения раздела «Лексика» в школе;
3. Содержание раздела «Лексика» в школьном курсе русского языка;
4. Принципы и методы изучения лексики в школе.
Вторая глава «Изучение раздела «Лексика» в школьном курсе русского языка» посвящена разработке и описанию принципов и методов и включает в себя два параграфа:
1. Представленность раздела «Лексика» в школьных учебных программах по русскому языку;
2. Система уроков по изучению раздела «Лексика» по учебной программе Ладыженской Т.А. и др.;
В Заключении обобщаются результаты исследования , предлагается перспектива исследования.
Библиографический список включает пятьдесят три источника.
В работу включено приложение , которое представляет собой технологические карты уроков по русскому языку по изучению раздела «Лексика»:
1. Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе по теме «Слово и его лексическое значение»;
2. Технологическая карта урока оп русскому языку в 5 классе по теме «Однозначные и многозначные слова»;
3. Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе по теме «Прямое и переносное значение слов».
Изучение лексики в образовательном пространстве дает системный подход в изучении лексических понятий, знакомит обучающихся со словом, как единицей лексики, также со значением слова, создает условия для целенаправленного обогащения словарного запаса обучающихся, формирует коммуникативную компетенцию школьников.
Лексика стала изучаться в школе с 1970 года. Включение лексики в школьный курс русского языка как самостоятельного раздела повысило познавательное устремление и повышение интереса учащихся к русскому
языку как к предмету. За внушительно короткий срок изучения раздела лексики образовалась новая область методики обучения русского языка - это методика лексики, которая определила свои цели и содержание обучения. В создание данной области методики обучения русского языка внесли большой вклад многие учителя и методисты. Их работы и статьи по лексике были опубликованы в журнале «Русский язык в школе», «Русский язык», в газете «Первое сентября». Вопросы по разработке уроков по лексике в школе обсуждались на многочисленных семинарах и конференциях.
В исследовательской работе рассматриваются вопросы обучения методики лексики и фразеологии, проблемы изучения лексических явлений, проблемы формирования учебно-языковых лексических умений. Также нами были рассмотрены виды упражнений по лексике.
В научной работе проанализированы учебно-методические программы по русскому языку. Так как изучение раздела «Лексика» в школьном курсе русского языка имеет практическую направленность, то уделяется большое внимание составлению системы уроков по данному разделу в соответствии с учебной программой по русскому языку Ладыженской Т.А., которая направлена на изучение и закрепление лексических умений.
Актуальность нашей работы состоит в том, что изучение большого лексического запаса не может проходить рандомно. Одна из важных задач изучения лексики в средней школе, прежде всего, связана с развитием речи учащихся, обогащением словарного запаса обучающихся, формированием их коммуникативных и риторических компетенциях.
Объектом исследования является лексическая система русского языка.
Предметом исследования являются методы и приемы активизации деятельности учащихся при изучении раздела «Лексика» в школьном курсе русского языка.
Цель нашего исследования состоит в том, чтобы выявить результативные методы и приемы изучения курса лексики в средней школе.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические основы изучения данного раздела в школе;
2. На основе методических источников по данной теме описать методы и принципы изучения раздела «Лексика» в школе;
3. Описать и проанализировать школьные рабочие программы по русскому языку по данному разделу:
• Программа по русскому языку к учебникам Для 5-9 классов Бабайцевой В.А. - М.: Дрофа, 2007.
• Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов Ладыженской Т.А. - М.: Просвещение, 2007.
• Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов Разумовской М.М. - М.: Дрофа, 2007.
4. Составить и представить систему уроков по изучению раздела «Лексика» в соответствии с рабочей программой по русскому языку Ладыженской Т.А.
Теоретической базой нашего исследования явились работы следующих ученых и методистов: Баранова М.Т., (1970, 1976, 1978, 1979, 1983, 1983, 1988, 2001), Леканта П.А. (2014), Шанского Н.М. (1994, 2009), Пахновой Т.М. (1977), Текучева А.В. (1970), Ладыженской Т.А. (2007, 2001, 2012, 2012, 2013) и др.
Научная новизна исследования заключается в комплексном представлении проблемы, связанной с изучением данного раздела: структурный аспект, позволяющий вычленить круг значимых теоретических
понятий для изучения данного раздела и функциональный аспект, дающий возможность разработать опытно - практический материал для учащихся средней школы по данному разделу.
Практическая значимость исследования заключается в возможности разработки опытно - практического материала по изучению данного раздела в школьной программе по русскому языку.
Методы исследования:
• Описательный
• Аналитический
• Экспериментальный
• Моделирование
Структура работы состоит из Введения; 2 глав, Заключения, Библиографического списка, Приложений.
Первая глава «Методы и принципы изучения раздела «Лексика» в школьном курсе русского языка» включает четыре параграфа:
1. Компетентностный подход к обучению русскому языку в школе;
2. Задачи изучения раздела «Лексика» в школе;
3. Содержание раздела «Лексика» в школьном курсе русского языка;
4. Принципы и методы изучения лексики в школе.
Вторая глава «Изучение раздела «Лексика» в школьном курсе русского языка» посвящена разработке и описанию принципов и методов и включает в себя два параграфа:
1. Представленность раздела «Лексика» в школьных учебных программах по русскому языку;
2. Система уроков по изучению раздела «Лексика» по учебной программе Ладыженской Т.А. и др.;
В Заключении обобщаются результаты исследования , предлагается перспектива исследования.
Библиографический список включает пятьдесят три источника.
В работу включено приложение , которое представляет собой технологические карты уроков по русскому языку по изучению раздела «Лексика»:
1. Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе по теме «Слово и его лексическое значение»;
2. Технологическая карта урока оп русскому языку в 5 классе по теме «Однозначные и многозначные слова»;
3. Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе по теме «Прямое и переносное значение слов».
Лексика и фразеология изучается в школах уже больше тридцати лет. Лексика, войдя в школьный курс русского языка, обогатила его лексическими понятиями, которые относятся к семантической стороне языка. После введения данного раздела в рабочую программу русский язык стал осваиваться во всех его проявлениях. Задача лексики заключена в том, чтобы, обучая школьников, не понижать внимания к величию русского языка. Значение лексики в изучении русского языка очень значимо, это видно из вышесказанного. Как считают методисты, нельзя допустить формальное обучение лексики, так как при обучении орфографии или морфологии к лексике не обращаются.
Необходимо прививать интерес школьников к изучению раздела «Лексика» для того, чтобы обогащать словарный запас русского языка и через интерес изучения лексики привносить интерес к другим разделам в школьном курсе русского языка.
На сегодняшний день развитие методики обучения русскому языку отмечается большое внимание к данному разделу как к основе всей работы по культуре речи школьников не только на уроках по русскому языку, но и на других школьных предметах.
Методика обучения русскому языку и практическая деятельность в школе показывает достигнутые результаты, и стремится к новым средствам совершенствования в методике преподавания лексики и фразеологии.
На данный момент тщательно изучается система лексики, ее взаимосвязи с другими разделами русского языка в школе, ее влияние на речь обучающихся и усвоение лексических и фразеологических явлений.
Данная проблема - это путь к повышению качества преподавания раздела лексики и через нее - обучение русскому языку вообще.
Перспектива данного исследования состоит в том, чтобы в дальнейшем разработать систему уроков по изучению раздела «Лексика» по учебной программе Ладыженской Т.А. и др.
Необходимо прививать интерес школьников к изучению раздела «Лексика» для того, чтобы обогащать словарный запас русского языка и через интерес изучения лексики привносить интерес к другим разделам в школьном курсе русского языка.
На сегодняшний день развитие методики обучения русскому языку отмечается большое внимание к данному разделу как к основе всей работы по культуре речи школьников не только на уроках по русскому языку, но и на других школьных предметах.
Методика обучения русскому языку и практическая деятельность в школе показывает достигнутые результаты, и стремится к новым средствам совершенствования в методике преподавания лексики и фразеологии.
На данный момент тщательно изучается система лексики, ее взаимосвязи с другими разделами русского языка в школе, ее влияние на речь обучающихся и усвоение лексических и фразеологических явлений.
Данная проблема - это путь к повышению качества преподавания раздела лексики и через нее - обучение русскому языку вообще.
Перспектива данного исследования состоит в том, чтобы в дальнейшем разработать систему уроков по изучению раздела «Лексика» по учебной программе Ладыженской Т.А. и др.
Подобные работы
- Изучение раздела «Фонетика»в школьном курсе русского языка
Дипломные работы, ВКР, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ ИЗУЧЕНИЯ ЗАИМСТВОВАННОЙ ЛЕКСИКИ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ РУССКОГО ЯЗЫКА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Роль и функции устаревших слов в сказках и поэмах А. С. Пушкина
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2019 - Изучение фразеологии (на материале произведений В.М. Шукшина)
Бакалаврская работа, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - УНИКАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ КАТОЙКОНИМОВ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ
Дипломные работы, ВКР, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2018 - Изучение иноязычной лексики в старших классах
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2024 - Работа с терминами на уроках русского языка
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2020 - ЖАРГОННАЯ ЛЕКСИКА В РЕЧИ СТУДЕНТОВ КАЗАНСКИХ ВУЗОВ: МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ФАКУЛЬТАТИВА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЕ РАЗРЯДЫ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ:
ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ В РАМКАХ ШКОЛЬНОГО КУРСА
РУССКОГО ЯЗЫКА
Дипломные работы, ВКР, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2016



