Развитие связной монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
|
Введение 3
Глава 1. Анализ психолого-педагогической литературы 6
1.1. Развитие связной речи у детей в онтогенезе 6
1.2. Особенности связной речи у детей с общим недоразвитием речи 14
1.3. Обзор методов и приемов, направленных на развитие связной речи у
детей с общим недоразвитием речи 19
Выводы по главе 1 26
Глава 2. Констатирующий эксперимент и его анализ 27
2.1. Организация и методика проведения констатирующего этапа
эксперимента 27
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 30
Выводы по главе 2 41
Глава 3. Контрольный эксперимент и его анализ 42
3.1 Организация и проведение формирующего эксперимента 42
3.2 Организация и анализ контрольного эксперимента 58
Выводы по главе 3 70
Заключение 71
Список использованных источников 73
Приложение А 79
Глава 1. Анализ психолого-педагогической литературы 6
1.1. Развитие связной речи у детей в онтогенезе 6
1.2. Особенности связной речи у детей с общим недоразвитием речи 14
1.3. Обзор методов и приемов, направленных на развитие связной речи у
детей с общим недоразвитием речи 19
Выводы по главе 1 26
Глава 2. Констатирующий эксперимент и его анализ 27
2.1. Организация и методика проведения констатирующего этапа
эксперимента 27
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 30
Выводы по главе 2 41
Глава 3. Контрольный эксперимент и его анализ 42
3.1 Организация и проведение формирующего эксперимента 42
3.2 Организация и анализ контрольного эксперимента 58
Выводы по главе 3 70
Заключение 71
Список использованных источников 73
Приложение А 79
Актуальность выбора темы выпускной квалификационной работы обусловлена нарастающим интересом к проблеме речевого развития детей дошкольного возраста, особенно это касается методов и приемов развития речи детей, имеющих общее недоразвитие речи в анамнезе. Педагогам дошкольных образовательных учреждений необходимо целенаправленно развивать связную монологическую речь воспитанников, так как речевое развитие таких детей значительно отстает от развития речи нормотипичных детей. Детям с ОНР в перспективе будет сложнее осваивать школьную программу. Согласно мнению авторов работ в области речевого развития, своевременное овладение связной речью является одним из критериев успешности ребенка в дальнейшей жизни. Связная речь - это законченное, развернутое, стилистически и грамматически правильно оформленное высказывание. Научные основы понятия «связная речь» широко представлены в психолого-педагогической, лингвистической, логопедической и методической литературе.
Теоретической и методологической базой исследования стали труды таких авторов, как Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и других. Вопросами формирования связной речи детей с ОНР занимались В.П. Глухов, В.К. Воробьева, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и многие другие авторы.
В практике педагогов дошкольных учреждений наблюдается недостаточность методического и дидактического обеспечения по проблеме формирования связной монологической речи у детей с ОНР, что подтверждает актуальность выбора темы исследования.
Цель работы заключается в разработке и апробации логопедической работы, направленной на формирование связной монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
связная монологическая речь у старших дошкольников.
Предмет исследования - логопедическая работа над связной монологической речью у старших дошкольников с ОНР III уровня.
Гипотеза данного исследования базируется на предположении о том, что связная монологическая речь детей старшего дошкольного возраста с диагностированным общим недоразвитием речи III уровня улучшится при включение в работу составленного комплекса заданий и упражнений.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования, нами были поставлены следующие задачи:
1) на основе теоретического анализа обосновать сущность формирования связной речи у детей дошкольного возраста;
2) экспериментально проверить и проанализировать особенности связной речи старших дошкольников с ОНР III уровня;
3) составить и апробировать программу логопедической работы по развитию связной речи у старших дошкольников с ОНР III уровня;
4) экспериментально проверить эффективность логопедической работы с дошкольниками старшего возраста с ОНР III уровня.
Теоретико-методологическая основа исследования представлена исследованиями связной монологической речи детей (Ф.А. Сохин, Л.С. Выготский, А.П. Лурия, В.П. Глухов, Т.А. Ладыженская, Д.Б. Эльконин и др.), а также исследованиями в области изучения связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи (В.К. Воробьёва, В.П. Глухов, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, С.Н. Шаховская и др.)
В работе были использованы теоретические и эмпирические методы исследования, методы обработки и интерпретации.
В качестве теоретических методов исследования выступали анализ, синтез, обобщение и классификация психолого-педагогической, специализированной литературы, посвященной проблеме исследования.
В качестве эмпирических методов были использованы: наблюдение, беседа, эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный).
В качестве методов обработки и интерпретации был использован процентный анализ.
Диагностика актуального уровня развития связной речи старших дошкольников осуществлялась с использованием методики комплексного обследования связной речи В.П. Глухова.
Исследование проводилось с декабря 2023 года по апрель 2024 года на базе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения - детский сад комбинированного вида № 209, г. Красноярск.
Теоретическая значимость данного исследования заключается в осуществлении комплексного анализа проблемы формирования связной речи у дошкольников с ОНР III уровня, психолого-педагогической характеристике, анализе существующих методов и приемов диагностики и коррекции нарушения связности монологической речи у дошкольников, а также в разработке методического и дидактического обеспечения коррекционной работы в соответствии с определенными направлениями развития навыков связной речи.
Практическое значение нашего исследования заключается в возможности применения его результатов в работе логопедов, воспитателей дошкольных учреждений, а также в использовании родителями детей с общим недоразвитием речи III уровня для самостоятельных занятий.
Описание структуры работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы в количестве 60 источников и приложения.
Теоретической и методологической базой исследования стали труды таких авторов, как Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и других. Вопросами формирования связной речи детей с ОНР занимались В.П. Глухов, В.К. Воробьева, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и многие другие авторы.
В практике педагогов дошкольных учреждений наблюдается недостаточность методического и дидактического обеспечения по проблеме формирования связной монологической речи у детей с ОНР, что подтверждает актуальность выбора темы исследования.
Цель работы заключается в разработке и апробации логопедической работы, направленной на формирование связной монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
связная монологическая речь у старших дошкольников.
Предмет исследования - логопедическая работа над связной монологической речью у старших дошкольников с ОНР III уровня.
Гипотеза данного исследования базируется на предположении о том, что связная монологическая речь детей старшего дошкольного возраста с диагностированным общим недоразвитием речи III уровня улучшится при включение в работу составленного комплекса заданий и упражнений.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования, нами были поставлены следующие задачи:
1) на основе теоретического анализа обосновать сущность формирования связной речи у детей дошкольного возраста;
2) экспериментально проверить и проанализировать особенности связной речи старших дошкольников с ОНР III уровня;
3) составить и апробировать программу логопедической работы по развитию связной речи у старших дошкольников с ОНР III уровня;
4) экспериментально проверить эффективность логопедической работы с дошкольниками старшего возраста с ОНР III уровня.
Теоретико-методологическая основа исследования представлена исследованиями связной монологической речи детей (Ф.А. Сохин, Л.С. Выготский, А.П. Лурия, В.П. Глухов, Т.А. Ладыженская, Д.Б. Эльконин и др.), а также исследованиями в области изучения связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи (В.К. Воробьёва, В.П. Глухов, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, С.Н. Шаховская и др.)
В работе были использованы теоретические и эмпирические методы исследования, методы обработки и интерпретации.
В качестве теоретических методов исследования выступали анализ, синтез, обобщение и классификация психолого-педагогической, специализированной литературы, посвященной проблеме исследования.
В качестве эмпирических методов были использованы: наблюдение, беседа, эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный).
В качестве методов обработки и интерпретации был использован процентный анализ.
Диагностика актуального уровня развития связной речи старших дошкольников осуществлялась с использованием методики комплексного обследования связной речи В.П. Глухова.
Исследование проводилось с декабря 2023 года по апрель 2024 года на базе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения - детский сад комбинированного вида № 209, г. Красноярск.
Теоретическая значимость данного исследования заключается в осуществлении комплексного анализа проблемы формирования связной речи у дошкольников с ОНР III уровня, психолого-педагогической характеристике, анализе существующих методов и приемов диагностики и коррекции нарушения связности монологической речи у дошкольников, а также в разработке методического и дидактического обеспечения коррекционной работы в соответствии с определенными направлениями развития навыков связной речи.
Практическое значение нашего исследования заключается в возможности применения его результатов в работе логопедов, воспитателей дошкольных учреждений, а также в использовании родителями детей с общим недоразвитием речи III уровня для самостоятельных занятий.
Описание структуры работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы в количестве 60 источников и приложения.
В ходе исследования были получены результаты, позволяющие нам сформулировать следующие выводы по итогу работы:
1. Теоретический анализ психолого-педагогической, специализированной литературы по проблеме исследования показал, что развитие связной речи имеет особенное значение для становления личности ребенка, его успешной социализации в обществе. Связная речь - это форма мыслительной деятельности человека, при условии своевременного речевого развития формируется к старшему дошкольному возрасту. При различных речевых нарушениях, в том числе и общем недоразвитии речи этот процесс самопроизвольно не происходит, таким детям необходима специализированная помощь логопеда. В ходе анализа литературы, мы обосновали подходы к трактовке понятия «связная речь», а также охарактеризовали понятие «связная монологическая речь». Нами были проанализированы труды ряда авторов по проблематике развития связной речи у детей, таких как В.П. Глухов, А.М. Леушина, Т.Б Филичева, Е.И.Тихеева, Л.Н. Ефименкова, Е.А. Флерина, Р.Е. Левина и других. Также охарактеризованы основные методики и приемы развития связной речи.
2. При организации констатирующего эксперимента нами была использована методика В.П. Глухова по комплексному обследованию связной монологической речи детей с ОНР. По итогам первичного обследования контрольной и экспериментальной групп мы выявили особенности связной монологической речи дошкольников старшего возраста с ОНР III уровня, также определили уровень сформированности навыков составления связного высказывания каждого обследуемого ребенка. Согласно результатам констатирующего эксперимента, связная речь детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня характеризуется наличием затруднений при составлении рассказа на основе своего личного опыта, заметна недостаточная речевая активность детей, незначительное использование средств выразительности при пересказе или рассказе, бедность словарного запаса, заметно нарушение связности речи. Заметны трудности в лексико-грамматическом оформлении рассказа, что проявляется в образовании морфологически неправильной формы слова.
3. Нами были определены цель и задачи формирующего эксперимента, принципы коррекционного воздействия. Наша коррекционная работа основана на применении средств наглядности, ведущая от простого к сложному: от составления предложений до самостоятельно сочиненного рассказа на заданную тему. При подборе наглядного дидактического материала, игр и упражнений, мы опирались на работы по связной речи таких авторов, как Т.А. Ткаченко и В.П. Глухов. Предположение о том, что специально организованная логопедическая работа, будет эффективна для развития связной речи у детей с ОНР III уровня, подтвердилось по итогам контрольного эксперимента.
Таким образом, цель и задачи выпускной квалификационной работы были полностью реализованы. В качестве дальнейшей перспективы логопедической работы планируется разработка методического обеспечения по развитию связной речи старших дошкольников на весь учебный год по всем лексическим темам комплексного планирования базы нашего исследования.
1. Теоретический анализ психолого-педагогической, специализированной литературы по проблеме исследования показал, что развитие связной речи имеет особенное значение для становления личности ребенка, его успешной социализации в обществе. Связная речь - это форма мыслительной деятельности человека, при условии своевременного речевого развития формируется к старшему дошкольному возрасту. При различных речевых нарушениях, в том числе и общем недоразвитии речи этот процесс самопроизвольно не происходит, таким детям необходима специализированная помощь логопеда. В ходе анализа литературы, мы обосновали подходы к трактовке понятия «связная речь», а также охарактеризовали понятие «связная монологическая речь». Нами были проанализированы труды ряда авторов по проблематике развития связной речи у детей, таких как В.П. Глухов, А.М. Леушина, Т.Б Филичева, Е.И.Тихеева, Л.Н. Ефименкова, Е.А. Флерина, Р.Е. Левина и других. Также охарактеризованы основные методики и приемы развития связной речи.
2. При организации констатирующего эксперимента нами была использована методика В.П. Глухова по комплексному обследованию связной монологической речи детей с ОНР. По итогам первичного обследования контрольной и экспериментальной групп мы выявили особенности связной монологической речи дошкольников старшего возраста с ОНР III уровня, также определили уровень сформированности навыков составления связного высказывания каждого обследуемого ребенка. Согласно результатам констатирующего эксперимента, связная речь детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня характеризуется наличием затруднений при составлении рассказа на основе своего личного опыта, заметна недостаточная речевая активность детей, незначительное использование средств выразительности при пересказе или рассказе, бедность словарного запаса, заметно нарушение связности речи. Заметны трудности в лексико-грамматическом оформлении рассказа, что проявляется в образовании морфологически неправильной формы слова.
3. Нами были определены цель и задачи формирующего эксперимента, принципы коррекционного воздействия. Наша коррекционная работа основана на применении средств наглядности, ведущая от простого к сложному: от составления предложений до самостоятельно сочиненного рассказа на заданную тему. При подборе наглядного дидактического материала, игр и упражнений, мы опирались на работы по связной речи таких авторов, как Т.А. Ткаченко и В.П. Глухов. Предположение о том, что специально организованная логопедическая работа, будет эффективна для развития связной речи у детей с ОНР III уровня, подтвердилось по итогам контрольного эксперимента.
Таким образом, цель и задачи выпускной квалификационной работы были полностью реализованы. В качестве дальнейшей перспективы логопедической работы планируется разработка методического обеспечения по развитию связной речи старших дошкольников на весь учебный год по всем лексическим темам комплексного планирования базы нашего исследования.
Подобные работы
- ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОГО МОНОЛОГИЧЕСКОГО
ВЫСКАЗЫВАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
Бакалаврская работа, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2016 - Формирование монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня и дизартрией через использование элементов песочной терапии
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2021 - Формирование монологической речи у старших дошкольников с общим
недоразвитием речи III уровня и дизартрией через использование
элементов песочной терапии
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ
У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА ВИДЕОМОДЕЛИРОВАНИЯ
Бакалаврская работа, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Развитие связной монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи П-Ш уровня средствами народных сказок
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4825 р. Год сдачи: 2023 - РАЗВИТИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЦИКЛА С ЭЛЕМЕНТАМИ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2022 - РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОДУКТИВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - Развитие слухоречевой памяти и связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня и дизартрией с помощью мнемотаблиц
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2021 - Развитие слухоречевой памяти и связной речи у старших дошкольников
с общим недоразвитием речи III уровня и дизартрией с помощью
мнемотаблиц
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021



