Введение 3
Глава 1. Анализ психолого-педагогической литературы 6
1.1. Развитие связной речи у детей в онтогенезе 6
1.2. Особенности связной речи у детей с общим недоразвитием речи 14
1.3. Обзор методов и приемов, направленных на развитие связной речи у
детей с общим недоразвитием речи 19
Выводы по главе 1 26
Глава 2. Констатирующий эксперимент и его анализ 27
2.1. Организация и методика проведения констатирующего этапа
эксперимента 27
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 30
Выводы по главе 2 41
Глава 3. Контрольный эксперимент и его анализ 42
3.1 Организация и проведение формирующего эксперимента 42
3.2 Организация и анализ контрольного эксперимента 58
Выводы по главе 3 70
Заключение 71
Список использованных источников 73
Приложение А 79
Актуальность выбора темы выпускной квалификационной работы обусловлена нарастающим интересом к проблеме речевого развития детей дошкольного возраста, особенно это касается методов и приемов развития речи детей, имеющих общее недоразвитие речи в анамнезе. Педагогам дошкольных образовательных учреждений необходимо целенаправленно развивать связную монологическую речь воспитанников, так как речевое развитие таких детей значительно отстает от развития речи нормотипичных детей. Детям с ОНР в перспективе будет сложнее осваивать школьную программу. Согласно мнению авторов работ в области речевого развития, своевременное овладение связной речью является одним из критериев успешности ребенка в дальнейшей жизни. Связная речь - это законченное, развернутое, стилистически и грамматически правильно оформленное высказывание. Научные основы понятия «связная речь» широко представлены в психолого-педагогической, лингвистической, логопедической и методической литературе.
Теоретической и методологической базой исследования стали труды таких авторов, как Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и других. Вопросами формирования связной речи детей с ОНР занимались В.П. Глухов, В.К. Воробьева, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и многие другие авторы.
В практике педагогов дошкольных учреждений наблюдается недостаточность методического и дидактического обеспечения по проблеме формирования связной монологической речи у детей с ОНР, что подтверждает актуальность выбора темы исследования.
Цель работы заключается в разработке и апробации логопедической работы, направленной на формирование связной монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
связная монологическая речь у старших дошкольников.
Предмет исследования - логопедическая работа над связной монологической речью у старших дошкольников с ОНР III уровня.
Гипотеза данного исследования базируется на предположении о том, что связная монологическая речь детей старшего дошкольного возраста с диагностированным общим недоразвитием речи III уровня улучшится при включение в работу составленного комплекса заданий и упражнений.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования, нами были поставлены следующие задачи:
1) на основе теоретического анализа обосновать сущность формирования связной речи у детей дошкольного возраста;
2) экспериментально проверить и проанализировать особенности связной речи старших дошкольников с ОНР III уровня;
3) составить и апробировать программу логопедической работы по развитию связной речи у старших дошкольников с ОНР III уровня;
4) экспериментально проверить эффективность логопедической работы с дошкольниками старшего возраста с ОНР III уровня.
Теоретико-методологическая основа исследования представлена исследованиями связной монологической речи детей (Ф.А. Сохин, Л.С. Выготский, А.П. Лурия, В.П. Глухов, Т.А. Ладыженская, Д.Б. Эльконин и др.), а также исследованиями в области изучения связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи (В.К. Воробьёва, В.П. Глухов, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, С.Н. Шаховская и др.)
В работе были использованы теоретические и эмпирические методы исследования, методы обработки и интерпретации.
В качестве теоретических методов исследования выступали анализ, синтез, обобщение и классификация психолого-педагогической, специализированной литературы, посвященной проблеме исследования.
В качестве эмпирических методов были использованы: наблюдение, беседа, эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный).
В качестве методов обработки и интерпретации был использован процентный анализ.
Диагностика актуального уровня развития связной речи старших дошкольников осуществлялась с использованием методики комплексного обследования связной речи В.П. Глухова.
Исследование проводилось с декабря 2023 года по апрель 2024 года на базе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения - детский сад комбинированного вида № 209, г. Красноярск.
Теоретическая значимость данного исследования заключается в осуществлении комплексного анализа проблемы формирования связной речи у дошкольников с ОНР III уровня, психолого-педагогической характеристике, анализе существующих методов и приемов диагностики и коррекции нарушения связности монологической речи у дошкольников, а также в разработке методического и дидактического обеспечения коррекционной работы в соответствии с определенными направлениями развития навыков связной речи.
Практическое значение нашего исследования заключается в возможности применения его результатов в работе логопедов, воспитателей дошкольных учреждений, а также в использовании родителями детей с общим недоразвитием речи III уровня для самостоятельных занятий.
Описание структуры работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы в количестве 60 источников и приложения.
В ходе исследования были получены результаты, позволяющие нам сформулировать следующие выводы по итогу работы:
1. Теоретический анализ психолого-педагогической, специализированной литературы по проблеме исследования показал, что развитие связной речи имеет особенное значение для становления личности ребенка, его успешной социализации в обществе. Связная речь - это форма мыслительной деятельности человека, при условии своевременного речевого развития формируется к старшему дошкольному возрасту. При различных речевых нарушениях, в том числе и общем недоразвитии речи этот процесс самопроизвольно не происходит, таким детям необходима специализированная помощь логопеда. В ходе анализа литературы, мы обосновали подходы к трактовке понятия «связная речь», а также охарактеризовали понятие «связная монологическая речь». Нами были проанализированы труды ряда авторов по проблематике развития связной речи у детей, таких как В.П. Глухов, А.М. Леушина, Т.Б Филичева, Е.И.Тихеева, Л.Н. Ефименкова, Е.А. Флерина, Р.Е. Левина и других. Также охарактеризованы основные методики и приемы развития связной речи.
2. При организации констатирующего эксперимента нами была использована методика В.П. Глухова по комплексному обследованию связной монологической речи детей с ОНР. По итогам первичного обследования контрольной и экспериментальной групп мы выявили особенности связной монологической речи дошкольников старшего возраста с ОНР III уровня, также определили уровень сформированности навыков составления связного высказывания каждого обследуемого ребенка. Согласно результатам констатирующего эксперимента, связная речь детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня характеризуется наличием затруднений при составлении рассказа на основе своего личного опыта, заметна недостаточная речевая активность детей, незначительное использование средств выразительности при пересказе или рассказе, бедность словарного запаса, заметно нарушение связности речи. Заметны трудности в лексико-грамматическом оформлении рассказа, что проявляется в образовании морфологически неправильной формы слова.
3. Нами были определены цель и задачи формирующего эксперимента, принципы коррекционного воздействия. Наша коррекционная работа основана на применении средств наглядности, ведущая от простого к сложному: от составления предложений до самостоятельно сочиненного рассказа на заданную тему. При подборе наглядного дидактического материала, игр и упражнений, мы опирались на работы по связной речи таких авторов, как Т.А. Ткаченко и В.П. Глухов. Предположение о том, что специально организованная логопедическая работа, будет эффективна для развития связной речи у детей с ОНР III уровня, подтвердилось по итогам контрольного эксперимента.
Таким образом, цель и задачи выпускной квалификационной работы были полностью реализованы. В качестве дальнейшей перспективы логопедической работы планируется разработка методического обеспечения по развитию связной речи старших дошкольников на весь учебный год по всем лексическим темам комплексного планирования базы нашего исследования.
1. Арушанова А.Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника // Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников. М ., 1993.
2. Алексеева М.М. Речевое развитие дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. М.: Академия, 2017. 400 с.
3. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М.: Академия, 2007. - 467 с.
4. Андреева Е. В., Архипова С. Н. Развитие связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Научное обозрение. Педагогические науки: научный журнал. - 2019. - № 4-1. - С. 28-31.
5. Болотова, И. О. Современные педагогические методы и технологии по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / И. О. Болотова. // Молодой ученый. - 2016. №7. 6. - С. 35-38
6. Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников / Т.В. Большова. СПб.: Изд-во «Детство- Пресс», 2015. - 143 с.
7. Бородич, А.М. Методика развития речи детей / А.М. Бородич. -М.: Просвещение, 2016. - 255 с.
8. Будникова Т. В. Сравнительный анализ возможностей методик В. П. Глухова и Т. А. Ткаченко в развитии связной речи старших дошкольников с ОНР III уровня // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 12 (декабрь). - 0,7 п. л
9. Воробьева, В. К. Особенности смыслового восприятия и воспроизведения речевого сообщения учащимися, страдающими моторной алалией. Недоразвитие и утрата речи [Текст] / Л. И. Беляковой, В. К. Воробьева. - М. : Изд-во МГПИ им. Ленина, 1985. - 88 с.
10. Выготский Л.С. Мышление и речь - в Кн. Избранные психологические исследования / Л.С. Выготский. М.: Альфа и омега, 2016. 314 с.
11. Выготский Л.С. Основы дефектологии. СПб.: Лань, 2003. 656 с.
12. Выготский, Л. С. Детская речь [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Просвещение, 1996. - 420 с.
13. Глухов В. П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи: учеб.-метод. пособие для студ. вузов и практикующих логопедов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: В. Секачев, 2014. - 232 с
14. Глухов В.П. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР. М.: АРКТИ, 2004. 211 с.
15. Глухов, В.П. Основы психолингвистики: учеб.пособие для студентов педвузов [Текст] /В.П. Глухов/ — М.: АСТ: Астрель, 2005. - 351 с.
16. Давыдова Т.Г., Ввозная В.М. Использование опорных схем в работе с детьми. // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. № 1, с. 44-49, 2008.
17. Ерёмина В.Н. Развитие лексико-семантической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. // Логопедия : методические традиции и новаторство. / Под ред. С.Н.Шаховской, Т.В. Волосовец. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО Модек, 2003. - с. 132 - 138.
18. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников: Дети с общим недоразвитием речи [Текст] : Кн. для логопеда. / Л. Н. Ефименкова - 2¬е изд., перераб. - М. : Просвещение, 1985. - 112 с.
19. Жинкин Н.И. Механизмы речи. - М., 1958. - 370 с.
20. Жукова, Н.С. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников / Н. С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - Екатеринбург: АРДЛТД, 2003. - 482 с.
21. Жукова, Н.С. Формирование устной речи / Н. С. Жукова. - М. :Соц.- полит.журн.,1994.-96с.
22. Жулина Е. В., Кузнецова Т. Н. Исследование нарушений связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №64-1.
23.Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности / И.А. Зимняя. М.: Воронеж, НПО МОДЭК, 2017. 432 с.
24. Кольцова М.М., Ребенок учится говорить. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Сов. Россия, 1979
25. Ладыженская, Т.А. Устная речь как средство и предмет изучения: учебное пособие для студентов [Текст] /Т.А. Ладыженская/ - М.: Флинта: Наука, 1998 - 840 с.
26. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников собщим недоразвитием речи. - СПб.: Изд-во «СОЮЗ», 2001. - 224 с.; ил.
27. Левина Р. Е., Никашина Н. А. Характеристика общего недоразвития речи у детей // Основы теории и практики логопедии / под ред. Р. Е. Левиной. - М.: АльянС, 2013. - 367 с.
28. Левина, Р.Е. Нарушения развития речевой деятельности детей //Вопросы патологии речи / Р.Е Левина. - Харьков, 2001. - 23 - 28 с.
29. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии
Р.Е. Левина, Л.Ф. Спирова, Н.А. Никашина и др. - М.: Альянс, 2013. - 366 с.
30. Леонтьев А.А. Исследование детской речи.- М.: Просвещение,1994.- 319с.
31. Логопедия: Учебник для студентов дефектологического фак. пед. высш. учеб.заведений / под ред. Л. С, Волковой, С. Н. Шаховской. М.: ВЛАДОС, 2002. 680 с.
32. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (Коррекция стертой дизартрии): Учебное пособие. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Изд-во «СОЮЗ», 2001. - 191 с.
33. Лурия А.Р. Язык и сознание. - М.: Владос, 1999. 314 с.
34. Львов, М.Р. Основы теории речи [Текст]: учебное пособие для студентов педагогических вузов / М. Р. Львов. - Москва: Академия, 2002. - 245 с.
35. Максимова, А.А. Учим общаться детей 6-10 лет. / А.А. Максимова - М.: ТЦ Сфера, 2018 - 78 с.
36. Матросова Т.А. Организация коррекционных занятий с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями / Матросова Т. А. - М.: В. Секачев, 2005. - 111 с.
37. Медведева Е. Ю., Ольхина Е. А. Проблемы формирования связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №60-3.
38. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / Под ред.Чиркиной Г.В. - М.: АКТИ, 2003.-240с.
39. Миронова, Н. Как учить дошкольника связной монологической речи [Текст] / Н. Миронова. // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 9. - С. 111-116.
40.Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи [Текст] / Омельченко Л.В. Логопед. 2008. №4. - с. 102¬115
41. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. Учебно-методическое пособие / Под общ. Ред. Т.В. Волосовец. - М.: Институт общегуманитарных исследований, В. Секачев, 2002. - 256 с.
42. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. - Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2011. - 705 с.: ил.
43. Сазонова С.Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Издательский центр "Академия", 2003. 144 с.
44. Смольникова Н.Г. Развитие структуры связного высказывания у детей старшего дошкольного возраста. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Н.Г. Смольникова. Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М. : Издательский центр «Академия», 2017. - 265 с.
45. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2002, - 147с.
46. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) [Текст] : учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. / Е. И. Тихеева. - М. : Просвещение, 1981. - 141 с.
47. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей / Е.И. Тихеева. - Москва : Издательство Юрайт, 2023. - 161 с. - (Антология мысли).
48. Ткаченко Т. А. В первый класс — без дефектов речи: Методическое пособие— СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999.— 112 с.: ил.
49. Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет / Т.А. Ткаченко ; [рис. А.Воробьева]. - Москва :Эксмо, 2017. - 96 с.
50. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Т.А. Ткаченко // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 10. - С. 11- 13.
51. Ткаченко Т.А. Картины с проблемным сюжетом для развития мышления и речи у дошкольников. Выпуск №2. Методическое пособие и демонстрационный материал для логопедов, воспитателей и родителей. - М.: «Издательство ГНОМ и Д». 2003 - 24с.
52. Ткаченко Т.А. Обучение детей творческому рассказыванию по картинам: пособие для логопеда/Т.А.Ткаченко. - М.:Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005. - 48 с.: ил. - (Библиотека логопеда).
53. Ткаченко Т.А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов. Приложение к пособиям « учим говорить правильно» - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001. - 16с. (Практическая логопедия.)
54. Федоренко, Г. А. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / Л. П. Федоренко, Г. А. Фомичева, В. К. Лотарева, А. П. Николаичева. - М. : 1984. - 175 с.
55. Федорова М.В. Использование элементов мнемотехники с целью развития связной речи детей с ОНР / М.В. Федорова // Специальное образование: материалы IX Междунар. науч. конф. / под общ.ред. В.Н. Скворцова. - СПб., 2018. - С. 209-213.
56. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина — М.: Просвещение, 1989.— 223 с.: ил.
57. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. - М., 1991. - 44 с.
58. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение: Учебно-методическое пособие. М.: «Гном- Пресс», 2009. 80с.
59. Шадрина Л.Г., Фомина Е.П. Развитие связной речи детей дошкольного возраста // Детский сад теория и практика. - 2012. - № 3. - С. 36-47.
60.Эльконин Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет. / Д.Б. Эльконин. - М.: Просвещение, 2018. - 348 с.