Обобщение материала по теме «Функции» при подготовке учащихся к ЕГЭ по математике профильного уровня (Уральский государственный педагогический университет)
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Сущность понятия «обобщение» 5
2. Типы задач по теме «Функции» включенных в перечень ЕГЭ по математике профильного уровня 10
3. Основные требования к совокупности обобщающих заданий по теме «Функции» при подготовке к ЕГЭ по математике профильного уровня 14
4. Совокупность заданий, направленных на обобщение по теме «Функции» при подготовке к ЕГЭ по математике профильного уровня 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 25
Единый государственный экзамен (ЕГЭ) по математике направлен на контроль сформированности математических компетенций, предусмотренных требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по математике. В педагогике, психологии, математике и методике ее преподавания сегодня имеют место исследования, в которых достаточно подробно освещены проблемы организации подготовки учащихся к ЕГЭ по математике.
Распоряжением Правительства РФ от 24.12.2013 № 2506-р, принятым в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2012 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», утверждена Концепция развития математического образования в Российской Федерации, определяющая базовые принципы, цели, задачи и основные направления. Согласно Концепции, математическое образование должно, с одной стороны, «предоставлять каждому обучающемуся возможность достижения уровня математических знаний, необходимого для дальнейшей успешной жизни в обществе», с другой – «обеспечивать необходимое стране число выпускников, математическая подготовка которых достаточна для продолжения образования в различных направлениях и для практической деятельности, включая преподавание математики, математические исследования, работу в сфере информационных технологий и др.». Кроме того, «в основном общем и среднем общем образовании необходимо предусмотреть подготовку обучающихся в соответствии с их запросами к уровню подготовки в сфере математического образования».
Ю.М. Колягин [11] в учебном пособии утверждает, что понятие функции – одно из фундаментальных математических понятий, непосредственно связанных с реальной действительностью. В нем ярко воплощены изменчивость и динамичность реального мира, взаимная обусловленность реальных объектов и явлений. Функции, их свойства и графики образуют основу школьного курса математики. Вокруг функциональной линии группируется вся современная школьная алгебра, начала математического анализа и в некоторой степени геометрия. Специфичность данной линии заключается в ее возможности устанавливать в обучении внутри предметные и межпредметные связи.
Цель: разработка совокупности заданий, направленных на обобщение материала по теме «Функции» при подготовке учащихся к ЕГЭ по математике профильного уровня.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу с целью выявления сущности понятия «обобщения»;
2. Описать типы задач по теме «Функций» включенных в перечень заданий в ЕГЭ по математике профильного уровня;
3. Проанализировать и выделить основные требования к совокупности обобщающих заданий по теме «Функции» при подготовке к ЕГЭ по математике профильного уровня;
4. Разработать совокупность заданий, направленных на обобщение по теме «Функции» при подготовке к ЕГЭ по математике профильного уровня.
На основе анализа психолого-педагогической, методической литературы по теме исследования позволил сформировать определение обобщения - это процесс выделения основных, наиболее важных и значимых аспектов информации или явлений. В результате обобщения достигается сжатие, упрощение и систематизация информации, что позволяет уловить главную суть и прийти к пониманию её сути.
В работе отражены определения обобщения разных авторов, его особенности, цели, задачи. Представлены классификации разных видов обобщения, так же уровни обобщения.
Проанализированы и выделены основные ошибки при выполнении КИМов ЕГЭ по математике профильного уровня, при выполнении заданий по теме «Функции». Так же приведены рекомендации при выполнении данных заданий.
Рассмотрены методы и приемы обобщения, которые способствуют более эффективному усвоению материала обучающимися при подготовке к ЕГЭ по математике профильного уровня. Выбор методов и средств должен осуществляться на основе глубокого понимания тематического материала и потребностей обучающихся, направленных на достижение целей обучения. Учителю следует учитывать как практические, так и теоретические аспекты материала, чтобы обеспечить максимальное усвоение знаний.
Представлена совокупность заданий по теме «Функции», встречающихся в КИМах ЕГЭ по математике профильного уровня, на основе котрых можно организовать обобщение.
Также необходимо учитывать индивидуальные особенности учеников, подбирать соответствующие методы и средства.
В заключении можем сказать, что при правильная организация обобщения, является ключевым фактором эффективного обучения и подготовке к ЕГЭ. Она поможет как учителю, определять наиболее подходящие методы и приёмы, так и ученикам при решении определённых заданий.
1. Артемов А. К. Обобщения в обучении математике // Начальная школа. 1985. №11. С. 65-68.
2. Аввакумова И.А. Обобщающее повторение в школьном курсе планиметрии в условиях уровневой дифференциации учащихся: дис. канд. пед. наук: 13.00.02. – Екатеринбург, 2005. – 191 с.
3. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. Москва, 2002. С. 172
4. Буцко Е.В. Математика: алгебра и начала математического анализа. Углублённый уровень: 10 класс : методическое пособие. М. : Вентана-Граф, 2020. 143 с.
5. Горский Д. П. Обобщение и познание. М.: Мвсль, 1985. – 208 с.
6. Гущин Д. Д., ЕГЭ -2024. Математика профильного уровня [Электронный ресурс]. URL: https://math-ege.sdamgia.ru/
7. Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. М., Педагогика, 2000. – 478 с.
8. Епишева О.Б. Технология обучения математике на основе деятельностного подхода: Кн. Для учителя. М.: Просвещение, 2003. – 223 с.
9. Иржавцева В. П., Федченко Л. Я. Систематизация и обобщение знаний учащихся в процессе изучения математики: Пособие для учителя// Под ред. Н.Л. Коломинского. – Киев: Радянська школа, 1988. – 208 с.
10. Колмогоров А.Н., Абрамов А.М., Дудницын Ю.П. и др. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций // Под редакцией А.Н. Колмогорова. 26-е изд. М.: Просвещение, 2018. 383 с.
11. Колягин Ю.М. Методика преподавания математики в средней школы: Частные методики: учеб. пособие для студентов физ.-мат. факультетов пед. ин-тов// Ю.М. Колягин, Г.Л. Луканин, Е.Л. Мокрушин, В. А. Оганесян и др. – М.: Просвещение, 1977. – 480 с.
12. Кравченко Н. И. Обобщение системы работы при подготовке учащихся к ЕГЭ по математике // Молодой ученый. 2018. № 47 (233). С. 361-363.
13. Мансурова Е.Р., Низамова Э.Р. Обобщение в анализе, как средство повышения качества математической подготовки учащихся //Вестник Сыктывкаского университета. 2019. №3(32). С. 89- 97.
14. Мордкович А. Г. Алгебра и начала математического анализа. 10–11 классы. Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений (базовый уровень) / под. ред. А. Г. Мордковича. 13-е изд. М.: Мнемозина, 2012. – 271 с.
15. Мордкович А. Г. Алгебра и начала математического анализа. 10–11 классы. Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений (базовый уровень) // 13-е изд. М.: Мнемозина, 2012. – 271 с.
16. Пермякова М. Ю О некоторых особенностях подготовки к выполнению заданий ЕГЭ по математике тема «Производная функции». Ввестник Шадринского государственного педагогического университета, 2023. №3 (59). С. 70- 74.
17. Примерная рабочая программа среднего общего образования учебного предмета «Математика» (углубленный уровень) для 10-11 классов образовательных организаций [Электронный ресурс] // Реестр примерных основных общеобразовательных программ. URL: https://fgosreestr.ru/oop/primernaia-rabochaia-programma-srednego-obshchegoobrazovaniia-uchebnogo-predmeta-matematika-uglublennyi-uroven-dlia-10-11- klassov-obrazovatelnykh-organizatsii (дата обращения: 21.04.2024).
18. Ратанова Т.А. Общая психология: диагностика умственных способностей детей. М.: Флинта, 1998. – 88 с.
19. Санина Е. И. Методические основы обобщения и систематизации знаний учащихся в процессе обучения математике в средней школе: дис. д-р пед. наук: 13.00.02 – М., 2002. – 381 с.
20. Статистико-аналитический отчет о результатах государственной итоговой аттестации по математике (профильного уровня) в форме единого государственного экзамена в 2021 году с Свердловской области [Электронный ресурс]. URL: https://ege.midural.ru/publikacii/analiticheskie-materialy.html
21. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования: Приказ Мин. образования и науки РФ от 17.05.2012 г. № 413 (с изменениями на 11 декабря 2020 г.) [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/902350579
22. Филенко Е. С. Подготовка выпускников к Единому государственному экзамену по математике (на основе анализа результатов ЕГЭ 2020 года): метод. рекомендации. – Южно-Сахалинск: Изд-во ИРОСО, 2020. – 32 с.
23. Фридман Л.М. Теоретические основы методики обучения математике: учеб. пособие // 3-е изд. М.: Книжный дом «Либроком», 2009. –248 с.
24. Шардаков М. Н. Очерки по психологии школьника. – М.: Учпедгиз, 1955. – 264 с.
25. Ященко И. В., Высоцкий И. Р., Семенов А. В. Методические рекомендации для учителя, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2023 по математике. // Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений». Москва, 2023г. – 43 с.
26. Ященко И.В., Семенов А.В., Самсонов И. П. Методические рекомендации обучающимся по организации самостоятельной подготовки к ЕГЭ 2024 года. Математика // Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений». Москва, 2024г. – 69 с.