ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………. 3
1. Теоретические основы правосознания и правовой культуры……. 6
1.1. Понятие и сущность правосознания……6
1.2. Виды и формы правосознания…9
1.3. Правовая культура: структура и функции………………………… 12
2. Современные проблемы правосознания и правовой культуры. ……..17
2.1. Основные проблемы деформации правосознания в современном обществе…17
2.2. Влияние правовой неграмотности на правовую культуру………. 20
2.3. Пути повышения правосознания и правовой культуры в условиях современности…24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….. 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………… 31
Тема правосознания и правовой культуры чрезвычайно актуальна в современных условиях, когда правовые системы многих государств сталкиваются с новыми вызовами, связанными с глобализацией, социальными и политическими изменениями, а также развитием технологий. Вопросы, касающиеся правосознания граждан, их правовой грамотности и уровня правовой культуры, становятся особенно важными на фоне роста правонарушений, коррупции, а также снижения доверия к правовым институтам.
Одной из ключевых проблем является правовой нигилизм, который проявляется в недоверии к законам и правоприменительной практике. В условиях массового игнорирования законов и распространения коррупционных схем правосознание граждан и их приверженность правопорядку существенно снижаются. Это создает угрозу для устойчивости правовой системы и препятствует развитию правового государства. Важно понимать, что правосознание напрямую влияет на поведение граждан в правовой сфере: чем ниже уровень правосознания, тем выше вероятность правонарушений и отклонений от правовых норм.
Еще одним аспектом актуальности темы является проблема правовой неграмотности. В России и во многих других странах значительная часть населения плохо осведомлена о своих правах и обязанностях, что приводит к неправильной интерпретации законов и неспособности граждан эффективно защищать свои интересы. Недостаток правовых знаний у граждан ограничивает их доступ к правосудию и затрудняет взаимодействие с государственными институтами. В условиях глобализации и развития информационного общества важно обеспечить широкий доступ к правовой информации и повысить уровень правовой грамотности населения.
Кроме того, в современных условиях развитие технологий и цифровых платформ оказывает значительное влияние на правовую культуру. Влияние социальных сетей, распространение дезинформации и ложных правовых советов создают дополнительные трудности для формирования адекватного правосознания. Это подчеркивает необходимость пересмотра подходов к правовому просвещению и правоприменительной практике в эпоху цифровых технологий.
Таким образом, актуальность данной темы обусловлена тем, что правосознание и правовая культура — это фундаментальные элементы правовой системы, которые играют ключевую роль в обеспечении стабильности и справедливости в обществе. Исследование этих вопросов необходимо для того, чтобы разработать эффективные меры по повышению правовой грамотности, борьбе с правовым нигилизмом и укреплению доверия граждан к правовым институтам.
Цель данного исследования заключается в анализе современных проблем правосознания и правовой культуры, а также в выявлении путей их решения в контексте развития правового государства. Для достижения этой цели в работе будут решены следующие задачи:
1. Охарактеризовать правосознание как социальное явление, выделив его основные виды и формы.
2. Исследовать основные проблемы деформации правосознания в современном обществе.
3. Оценить влияние правовой неграмотности на правовую культуру и правоприменительную практику.
4. Выявить пути повышения правосознания и правовой культуры в условиях современных вызовов.
Тема правосознания и правовой культуры исследуется учеными уже на протяжении нескольких десятилетий. Исторически вопрос о роли правосознания в обществе поднимался классиками юридической и социальной мысли. Например, Лев Кассо в своих трудах акцентировал внимание на важности правосознания в правоприменительной практике и рассматривал его как один из ключевых факторов обеспечения правопорядка. В советский период правосознание исследовалось в рамках марксистской теории государства и права, где особое внимание уделялось классовому подходу к праву и его восприятию населением. Так, работы В. И. Ленина и П. И. Стучки оказали значительное влияние на понимание правосознания как формы общественного сознания. В постсоветский период тема правосознания и правовой культуры получила новое развитие. Современные исследователи, такие как А. Г. Братко и О. В. Тарбагаева, рассматривают правосознание с позиций интеграции правовых норм с индивидуальным и коллективным правовым поведением. В их работах подчеркивается важность правовой грамотности и правового просвещения в развитии правосознания и повышения правовой культуры. Однако многие авторы указывают на недостаточную разработанность вопросов, связанных с правовой неграмотностью и коррупцией, что подтверждает необходимость дальнейших исследований в этой области.
Важным элементом исследования являются нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы правовой культуры и правосознания. В данной работе используются ключевые законы и документы, определяющие правовые нормы, касающиеся правового воспитания и правовой защиты граждан. Особое внимание уделено таким документам, как Конституция Российской Федерации, где закреплены основные права и свободы граждан, а также Федеральному закону "О противодействии коррупции," который регулирует меры по борьбе с коррупцией как фактором деформации правосознания.
Также анализируются международные правовые акты, такие как Всеобщая декларация прав человека, которые закрепляют глобальные стандарты в области защиты прав и свобод граждан и влияют на развитие правовой культуры.
Объектом исследования является правовая культура и правосознание в современном обществе, их деформация и влияние на правопорядок.
Предметом исследования выступают формы и способы правового просвещения, борьбы с правовой неграмотностью и коррупцией.
Методология исследования включает в себя системный подход, сравнительно-правовой анализ, а также социологические методы, позволяющие выявить уровни правовой грамотности и правосознания среди населения.
В процессе выполнения данного исследования были рассмотрены ключевые аспекты правосознания и правовой культуры в условиях современного общества, а также выявлены основные проблемы, связанные с их деформацией и снижением уровня правовой грамотности среди граждан. Исходя из поставленных во введении задач, можно сделать следующие выводы.
Во-первых, удалось охарактеризовать правосознание как сложное социальное явление, которое включает в себя систему правовых знаний, установок и ценностей, влияющих на поведение индивидов и групп. Было выявлено, что правосознание может принимать различные формы и виды, включая обыденное, профессиональное и научное правосознание, каждая из которых играет важную роль в правовой системе.
Во-вторых, проведенный анализ деформации правосознания показал, что основные проблемы, такие как правовой нигилизм, правовой инфантилизм и коррупция, существенно подрывают основы правопорядка и правовой культуры. Реальные примеры из международного опыта продемонстрировали, что эти формы деформации могут оказывать разрушительное воздействие на общественные отношения и снижать доверие к правовой системе. Решение данных проблем требует комплексного подхода, включающего реформы правоприменительной практики и повышение уровня правовой грамотности среди населения.
В-третьих, исследование влияния правовой неграмотности на правовую культуру позволило выделить ключевые аспекты, связанные с недостатком правового образования и просвещения. Было показано, что правовая неграмотность приводит к нарушению прав граждан, неэффективному взаимодействию с правовой системой и росту правонарушений. Примеры из России и других стран подтвердили, что важным шагом для решения этой проблемы является развитие правового образования и внедрение комплексных программ по правовому просвещению.
В-четвертых, в ходе анализа путей повышения правосознания и правовой культуры были предложены конкретные меры, направленные на улучшение ситуации. Важным шагом является развитие правового образования, укрепление гражданского общества, активизация борьбы с коррупцией, а также использование современных информационных технологий для распространения правовых знаний. Эти меры помогут повысить уровень правосознания и укрепить правопорядок.
Несмотря на достигнутые результаты, в ходе исследования остались нерешенные вопросы, требующие дальнейшей разработки. В частности, необходимо более детально изучить влияние новых технологий и медиа на правосознание и правовую культуру, а также исследовать эффективность конкретных мер правового просвещения в различных социальных группах. Важным также остается вопрос о борьбе с коррупцией и правовым нигилизмом, который требует не только правовых, но и социально-психологических подходов.
Таким образом, цели и задачи, поставленные в начале исследования, были достигнуты. Основные положения работы дают основание для дальнейшего изучения правосознания и правовой культуры, их развития и улучшения в условиях современных вызовов и изменений в правовой системе.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации, 06.10.2022.
2. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 08.08.2024) О противодействии коррупции // "Собрание законодательства РФ", 29.12.2008, N 52 (ч. 1), ст. 6228.
3. Алексеев С. С. Право: Азбука — Теория — Философия: Опыт комплексного исследования. — М.: Статут, 2019. — 712 с.
4. Братко А. Г. Правосознание и правовая культура в правовой системе общества. — М.: Юристъ, 2022. — 280 с.
5. Васильев А. А. Проблемы правосознания и правовой культуры в современной России // Вестник Омского университета. Серия: Право. — 2016. — № 4. — С. 45-51.
6. Гаджиев Г. А. Проблемы правосознания и правоприменения в условиях правовой реформы // Правоведение. — 2017. — № 2. — С. 68-73.
7. Кудинов А. С. Формирование правосознания в условиях правового нигилизма // Журнал российского права. — 2015. — № 12. — С. 92-97.
8. Лейст О. Э. Правосознание и правовая культура в современном обществе: Учеб. пособие. — М.: Юристъ, 2013. — 304 с.
9. Мальцев Г. В. О понятии правосознания // Государство и право. — 2015. — № 11. — С. 29-35.
10. Нерсесянц В. С. Философия права. — М.: Норма, 2022. — 584 с.