ВВЕДЕНИЕ 5
1 ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА КИНЕМАТОГРАФА 9
1.1 Формы финансовой поддержки кинематографа 9
1.1 Государственная поддержка российского кинематографа 14
1.2.1. Государственная поддержка кинематографа России 1990-х годов .... 16
1.2.2. Государственная поддержка кинематографа России 2000-х годов .... 24
1.2.3. Государственная поддержка кинематографа России 2010-х годов .... 29
2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ФОНДА СОЦИАЛЬНОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОДДЕРЖКИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙКИНЕМАТОГРАФИИ (ФОНДА КИНО) КАК КЛЮЧЕВОЙ ФИГУРЫ ВПРЕДОСТАВЛЕНИИ ГОСПОДДЕРЖКИ ОТЕЧЕСТВЕННЫМКИНОПРОЕКТАМ 38
2.1. Анализ деятельности Фонда кино 1990-х годов на примере кинофильма «Брат», режиссера Алексея Балабанова, 1997 г 40
2.2. Анализ деятельности Фонда кино 2000-х годов на примере кинофильма «Ночной дозор», режиссера Тимура Бекмамбетова, 2004 г 46
2.3. Анализ деятельности Фонда кино 2010-х годов на примере кинофильма «Викинг», режиссера Андрея Кравчука, 2016 г 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 63
Актуальность темы
На протяжении многих лет кинематограф был государственным. Под контролем было как производство, так и репертуар. С развалом Советского Союза рушится система поддержки отечественного кинематографа и становится необходимым поиск дополнительных источников финансирования. Государственные организации, позволяющие реализовать поддержку производства, проката и показа отечественной кинопродукции массовому зрителю на сегодняшний день являются одними из немногих источников финансирования.
Необходимость данного исследования вызывает непростая ситуация на рынке кинопроката, где произведений российских киностудий стало больше, однако они не пользуются былым влиянием. Для российского кинематографа стало скорее исключением из правил, когда фильм окупается в прокате, при этом несет в себе культурную и художественную ценность. В настоящее время ситуация в стране представляет крепкий бизнес с недобросовестной конкуренцией и слабой работой антимонопольных служб. Все это в совокупности затрудняет процесс появления на рынке новых независимых кинокомпаний.
Цель данной работы состоит в выявлении особенностей государственной поддержки современного российского кинематографа.
Объектом исследования являются формы государственной финансовой поддержки кинематографа.
Предметом исследования выступают особенности государственной финансовой поддержки кинематографа в 1990-е, 2000-е и 2010-е годы.
При этом можно выделить следующие основные задачи:
- Рассмотреть инвестиционные инструменты финансирования кинопроизводства;
- Изучить историю государственной финансовой поддержки российского кинопроизводства и выявить тенденции;
- Проанализировать работу государственной поддержки, занимающихся финансированием и сопоставить с качеством выпускаемых фильмов;
- Выявить сильные и слабые стороны подобной поддержки.
Степень изученности
Многие исследователи и ученые интересуются вопросом государственной поддержки и развития сегмента кинематографии в России. Большой вклад в исследование теоретических проблем развития кинематографа в России внесли следующие ученые: О. С. Березин, А. А. Голутва, К. Б. Смирнов, К. Ю. Леонтьев.
Существенный вклад в исследования по теме развития кинематографа также внесли зарубежные ученые, из которых стоит отметить: Г. Лове, Е. Брунелла, Д. Стимерса.
В отчете о научно-исследовательской работе «Анализ эффективности государственной поддержки отечественной кинематографии в 2011-2012 годах и разработка системы показателей ее эффективности» проводится анализ как государственной системы поддержки кинематографа в целом, так анализ деятельности Фонда кино в частности. В рамках отчета формулируются целевые задачи господдержки, имеются данные о направлениях и объемах господдержки, однако нет качественных и количественных оценок деятельности Федерального фонда, отсутствует оценка эффективности господдержки...
В результате проведенного исследования все поставленные задачи выполнены. Таким образом, цель, заключающаяся в выявлении особенностей и функций системы государственной поддержки, достигнута при решении ряда связанных с данной целью задач.
В теоретической части рассмотрены формы формирования бюджета для кинопроизведения, в том числе с помощью государственных структур, а также изучена история государственной поддержки отечественного кинематографа 1990-х, 2000-х и 2010-х гг., благодаря анализу источников по данной теме.
При изучении истории государственной поддержки 1990-х г. выявлены ключевые моменты: концепция перехода от главенствующей формы финансирования из бюджета к инвестициям предпринимателей и банковскому кредитованию выполнена не была; отсутствие площадок для показа кинопроизведение (кинотеатры); высокий уровень кинопиратства и нелегальных продаж фильмов на VHS-кассетах; формирование Закона о кино, который поспособствовал развитию киноиндустрии.
При изучении государственной поддержки 2000-х г. о выявлены следующие ключевые моменты: формирование кинокомпаний и начало формирования киноиндустрии в России; активное использование в фильме продакт-плейсмент; формируется стратегия, по которой производятся коммерчески успешные фильмы; переход ведущей роль от режиссера к продюсеру.
При изучении государственной поддержки 2010-х г. выявлены ключевые моменты: Фонд кино, как ведущий государственный орган в поддержке кинопроката и производства; наблюдается зависимость большинства кинокомпаний от государственной поддержки; низкий процент окупаемости спонсируемых лент; несправедливая конкуренция в получении государственной поддержки из-за введения принципа кинокомпаний- лидеров.
В практической части исследования, в ходе анализа деятельности Федерального фонда социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии (Фонда кино), который был выбран как ключевой институт финансирования и фиксируется как репрезентативный, выявлен ряд мер, направленных на поддержку отечественного кинематографа и дана оценка эффективности решений Фонда кино.
Для исследования использовались фильмы, спонсируемые Фондом: фильм «Брат» (1997), который является примером, как в разрушенной системе кинематографа произведение не только имеет богатое художественное содержание, но и принесло коммерческую прибыль авторам.; фильм «Ночной дозор» (2004), который вернул отечественного зрителя в кинотеатры, а также приковал внимание западных киностудий к современной отечественной кинематографии; и фильм «Викинг» (2016), которому при развитой системе государственной поддержки, не удалось окупиться в прокате.
В первом параграфе второй главы описан процесс создания и проката фильма «Брат». После премьеры в Каннах и на «Кинотавре» в мае и июне 1997-го «Брат» стал собирать кассу на видеокассетах. Большая часть российских зрителей познакомилась с фильмом именно в этом формате.
Можно предположить, что при достаточной обеспеченности кинотеатрами в стране, создатели могли бы заработать большие суммы, которые также не были заработаны из-за кинопиратства, которое процветало на тот момент в стране. Оценивая успех «Брата» кинокритики склоны думать, что А. Балабанов тонко считал невербальный зрительский запрос на «своего» отечественного супергероя и воплотил его образ на экране.
Во втором параграфе второй главы прослеживается процесс создания и проката фильма «Ночной дозор». Содержательно «Ночной Дозор» получился весьма эффектным произведением, которое действительно является произведением, а не сюжетом, обернутым в голливудские спецэффекты....
1. Анализ эффективности государственной поддержки отечественной кинематографии в 2011-2012 годах и разработка системы показателей ее эффективности (заключительный): отчет о НИР // ООО «Универс-Консалтинг». - Москва. - 2012.
2. Алексей Балабанов: как делался «Брат» / Интернет-журнал «Афиша». - 2014. - Режим доступа: https://daily.afisha.ru/archive/vozduh/cinema/aleksey-balabanov-kak-delalsya-brat/
3. Березин О., Леонтьева К. Российский рынок кинопоказа. Итоги 2012 года// Синемаскоп 2013. № 44 - с. 1-4.
4. Будилов В. М. Международное совместное кинопроизводство в Российской федерации: сущность, классификация и государственное регулирование / В. М. Будилов, Е. А. Громова, Т. В. Петербурский экономический журнал, 2018. №2 - 21-29 с.
5. Востриков А., Дрозд Н. Вступает в силу Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» // Энциклопедия отечественного кино под ред. Л. Аркус // Режим доступа: http://old.russiancinema.ru/template.php?dept id=3&e dept id=5&e chrdept id=2&e chr id=426&chr year=1993.
6. Голутва А. А. Теоретические положения и принципы формирования системы стратегического управления кинематографией //Вестник чувашского университета. Издательство: Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова - 384 с.
7. Государственная поддержка кинематографии [Электронный ресурс]// Режим доступа: http://snimifilm.com/post/gosudarstvennayapodderzhka-kinematografii
8. «Государство - не сорока-воровка: культура прокормит себя сама?»: Интервью с А. Медведевым // Независимая газета. -1992. - 27 февраля.
9. Дистрибьюция в кинематографии [Текст] : учебное пособие / Евменов А.Д., Данилов П.В., Какосьян Э.К., Сахарова И.Н. - С.-Петерб. гос. ун-т кино и телев. ; С.-Петерб. гос. ун-т кино и телев. - СПб. : Изд-во СПбГУКиТ, 2014. - 115 с.
10. Жданова О. А. Функции бизнес-акселератов на российском венчурном рынке / О. А. Жданова // Теория и практика общественного развития. - 2016. - № 12 - С. 76-78
11. Из выступления Сергея Ливнева, директора киностудии им. Горького. В поисках молодого кино // Искусство кино. - 1996. - № 7. - С. 31¬34
12. История киноотрасли в России: управление, кинопроизводство, прокат (Заключительный. Основная книга): Отчет о НИР / Фомин В.И., Гращенкова И.Н., Косинова М.Р., Зиборова О.П. - Москва, 2012. - 2759 с.
13. Карахан Л. М. Жажда новой крови: «Ночной дозор» — технологии коммерческого успеха / Л. М. Карахан // Искусство кино. - 2004. - №12. - Режим доступа:http://old.kinoart.ru/archive/2004/12/n12-article2.
14. Киноиндустрия Российской Федерации: отчет о НИР / Независимая исследовательская компания Movie Research. - Санкт- Петербург, 2010. - 204 с.
15. Кичин В. С. Кино в цифре: Интервью с А. Голутвой и С. Лазаруком / В. С. Кичин // Российская газета. - 2006. - № 4053....(48)