Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические обоснования формирования универсальных учебных действий при обучении математики с использованием компьютерных средств обучения 10
1.1. Универсальные учебные действия: основные понятия 10
1.2. Дидактический потенциал курса математики 5-6 класса для формирования
универсальных учебных действий 17
1.3. Комплекс компьютерных средств обучения математике, направленный на
формирование универсальных учебных действий 23
Глава 2. Методика формирования универсальных учебных действий при обучении
математике с использованием компьютерных средств обучения 29
2.1. Целевой и содержательный компоненты 29
2.2. Технологический компонент 38
2.3. Результаты апробации 57
Заключение 63
Список используемой литературы: 67
Приложение А 73
Приложение Б 89
Приложение В 91
Приложение Г. 101
Математика представляет одну из важнейших ролей в науке, культуре и общественной жизни, являясь одной из главных составляющих мирового научно-технического прогресса. Изучение математики представляет системообразующее значение в образовании, формируя познавательные способности человека, в том числе к логическому мышлению, оказывая влияние на обучение других дисциплин. Согласно концепции математического образования в РФ: «Качественное математическое образование необходимо каждому человеку для его успешной жизни в современном обществе. Успех человечества и нашей страны на сегодняшний день, представляет собой - эффективность использования природных ресурсов, развитие экономики, обороноспособность, создание современных технологий зависят от уровня математической науки, математического образования и математической грамотности всего населения, от эффективного использования современных математических методов» [Концепция математического образования, 2013].
Обновление качества образования требует соответствующих подходов, средств и технологий к обучению. Новые социальные запросы, описанные в ФГОС ООО, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию обучающихся, как способность учиться. На первый план выходит «образование на протяжении всей жизни», а не «образование на всю жизнь», как предполагалось ранее.
Изменения, которые проходят в современном обществе, требуют динамического совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности, и интересы. В связи с этим приоритетным ориентиром становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов.
Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Универсальные учебные действия создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий. Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательного процесса.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В узком смысле - термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса .
Поэтому важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию, что является актуальным на сегодняшний день.
Математика является одним из основных предметов общеобразовательной школы, математические знания востребованы при изучении других дисциплин. Развитие логического мышления учащихся при обучении математике способствует усвоению предметов гуманитарного цикла. Совокупность методик и технологий позволяют заниматься всесторонним формированием личности учащихся средствами предмета «Математика».
С другой стороны в настоящее время известные методики и технологии слабо диагностированы на формирование универсальных учебных действий при обучении математики. В связи с этим, актуализируется проблема разработки методики формирования универсальных учебных действий по математике с результатом, отвечающим требованиям ФГОС ООО.
Цель исследования состоит в разработке методики формирования УУД учащихся 5 - 6 классов в условиях использования компьютерных средств, при обучении математике.
...
Таким образом, в ходе проведенного исследования задачи решены:
• определено содержание и структура универсальных учебных действий учащихся 5 - 6 классов;
• выявлен дидактический потенциал курса математики 5 - 6 классов для формирования универсальных учебных действий учащихся;
• Изучены и проанализированы возможности компьютерных средств, на возможность формирования универсальных учебных действий учащихся 5 - 6 классов при обучении математике;
• разработана и реализована методика формирования универсальных учебных действий учащихся 5 - 6 классов при обучении математике на основе использования компьютерных средств.
Выдвинутая гипотеза подтверждена.
Анализ нормативных документов: ФГОС ООО, концепции развития математического образования, концепции учебного предмета математика, психолого-педагогической, методической литературы по теме исследования и изучение состояния проблемы на практике продемонстрировали, что вопрос о формировании универсальных учебных действий и проведении соответствующих занятий по математике в
современной школе не утратил своей актуальности и значимости на сегодняшний день, а наоборот только возрастает.
Проблема необходимости организации методики формирования универсальных учебных действий деятельности по математике в рамках реализации ФГОС ООО и внедрения в педагогическую практику современных средств обучения на основе компьютерных технологий, обеспечивающих повышение качества учебного процесса, явилась обоснованием выбора темы исследования.
Выявлено, что использование компьютерных средств обучения придает методике формирования универсальных учебных действий значительные преимущества. Во-первых, применение интерактивной доски может быть использовано как средство наглядности, также как средство, стимулирующее познавательную и мыслительную деятельности учащихся, направлено на повышение эффективности обучения и на развитие творчества. Во - вторых, использование интерактивной доски позволяет усилить мотивацию и интерес к изучению предмета математики. В-третьих, формируются коммуникативные, регулятивные и познавательные УУД.
Создана и реализована методика формирования УУД учащихся 5-6 классов по математике с применением компьютерных средств обучения. Разработанные фрагменты уроков включают в себя задания на развитие и формирование всех видов УУД.
Обосновано и подтверждено в опытно экспериментальной работе, что комплексное использование традиционных и новых методик формирования УУД способствует результативности учебной деятельности обучающихся по математике.
Эмпирические данные подтверждают выдвинутую гипотезу и проводят к выводу, что использование принципа преемственности и перспективности в процессе формирования УУД по математике 5 - 6 классов приводит к эффективному усвоению знаний, приобретению прочных умений и навыков.
Опираясь на вышесказанное можно предположить следующие пути совершенствования методик формирования универсальных учебных действий в образовательном учреждении:
1. формирование УУД по математике, начиная с начальной школы с учетом принципа преемственности и перспективности;
2. повышение подготовки студентов в данной области в педагогических средних и высших учебных заведениях;
3. обеспечить подготовку педагогов по созданию методик формирования УУД;
4. усиление работ образовательных учреждений относительно методической системы;
5. проводить работу в совокупности с другими формами, методами, технологиями работы.
...
1. Акпаева А.Б. Методика формирования математических понятий у младших школьников / Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Алматы, 2000. - 26.
2. Алехина Л. В. Использование современных технологий на уроках математики // Молодой ученый. — 2017. — №15.2. — С. 10-13.
3. Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия: отдействия к мысли / Под ред. А. Г. Асмолова / А.Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская, О. А. Карабанова, С. В. Молчанов, Н. Г. Салмина. — М., 2008.
4. Асмолов А. Г. Принципы изучения памяти человека: системнодеятельностный подход к изучению познавательных процессов / А. Г. Асмолов. — М., 1985
5. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика №4, 2009, с. 15-18.
6. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А.Г. Асмолов. - М.: Просвещение, 2010. - 159 с.
7. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли/Бурменская Г. В., Володарская И. А. —М.:Просвещение,2011. —152с.
8. Виленкин Н.Я., Жохов В.И.у Чесноков А.С, Шварцбурд СИ. Математика. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Мнемозина, 2009.
9. Выготский Л.С. Лекции по психологии / Л.С. Выготский. - СПб.: Союз, 1997. 120- 149 с.
10. Галицких Е.О. От сердца к сердцу. Мастерские ценностных ориентаций для педагогов и школьников. Методическое пособие. - СПб.: «Паритет», 2003.-157с.
11. Гальперин П.Я. Введение в психологию / П.Я. Гальперин. - М.: Директ-Медиа, 2008. 243 - 275 с.
12. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. — М., 1996.
13. Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5 - 6 классов средних школ. - М.; «Просвещение», 2004. - 78 с.
14. Егорова А. А., Эйснер Е. В. Формирование универсальных учебных действий на уроках математики // Молодой ученый. — 2016. — №29. — С. 2-3.
15. Зимняя И. А. Развитие речи как формирование умения решать коммуникативные речевые задачи / И. А. Зимняя, Т.С. Путиловская. — М., 1998.
... всего 53 источника